"Новый формат взаимодействия с дошкольниками"
статья (подготовительная группа)
Статья,. 2021 год, это год особенной эпидемиологической ситуации в нашей стране, где дистанционное обучение стало актуальным и коснулось всех сфер жизни нашего общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
. Новый формат взаимодействия с дошкольниками.
« Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
А.А. Андреев и В.И. Солдаткин
В современном мире развитие информационных технологий идет быстрыми темпами. 2021 год, это год особенной эпидемиологической ситуации в нашей стране, где дистанционное обучение стало актуальным и коснулось всех сфер жизни нашего общества.
Изменилась жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, посещающие дошкольные учреждения оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом. .
Возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса, , оказать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования, сделать процесс интересным, познавательным, удобным для всех обучающихся и главное привлечь к этому процессу родителей. В сложившихся условиях, деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.
Дистанционное обучение в дошкольном возрасте - это обучение на расстоянии без контакта педагога с ребенком, детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагога. Основная цель этих заданий - это освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Для работы педагог обязан руководствоваться нормативно правовыми актами при организации дистанционного обучения. Это:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 августа2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- учет письма Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
- учет письма Министерства образования и науки Российской
Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».
При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать: требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
Начиная работу дистанционного обучения, педагог ставит перед собой задачи:
- Мотивировать родителей для создания условий к получению знаний и навыков ребенка, определить его главную роль в этом процессе;
- Формировать ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости;
- обеспечить непрерывный и целостный образовательный процесс;
- организовать свою деятельности в режиме дистанционного обучения;
- оказать психолого-педагогическую, методическую и консультативную
- помощь по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.
Руководствуется принципами дистанционных технологий:
• принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
• принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории ребенка
• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
• принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
- принцип социальности, за счет дистанционного образования происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
- принцип дальнодействие. Вне зависимости от местонахождения обучающегося и месторасположения образовательного учреждения обеспечивается эффективность образовательного процесса
- принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических
При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме Online –ребенок с родителем и педагог находится у автоматизированного рабочего места
- обучение в режиме Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
Организовывая дистанционное обучение, идет постоянная работа с родителями, так как большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с ними, повышается уровень педагогической компетентности родителей ,педагог готовит для них подборку материалов:
-советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.
-ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
- информацию о изучаемом содержании дошкольного образования.
- новости и анонсы предстоящих видео- семинаров
Родители выступают полноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль наставника, педагога. Эта работа способствует повышению информационной культуре (родители и дети воспринимают компьютер не как средство для игры, а как для получения знаний)И на конец, дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.
Таким образом, дистанционное образование не только не противоречит современным тенденциям развития ребенка , а наоборот способствует взаимодейстию с семьями воспитанников,которое просто необходимо в современных реалиях .
Литература:
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. :Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Педагогический поиск новых форм взаимодействия с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) и их родителями"
Статья для специалистов и воспитателей ДОУ....
Семинар-практикум для педагогов. Детский календарь – инструмент нового формата взаимодействия ДОУ и семьи в развитии ребенка
Цель – освоение слушателями технологии «Детский календарь» для вовлечения родителей в образовательный процесс посредством печатного материала в рамках реализации ФГОС. Задачи:- ...
Статья "Дистанционное взаимодействие с родителями: новый формат партнерских отношений детского сада и семьи".
В данной статье представлены способы взаимодействия с родителями посредством интернет-технологий; описаны преимущества и недостатки разных способов общения, в том числе с помощью мессенджеров, с...
Новый формат взаимодействия всех членов образовательного процесса дошкольной организации
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. ...
Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат как новые возможности
В материале раскрываются дистанционные формы работы с родителями посредством мессенджера WhatsApp. Данный опыт реализован на базе МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица"...
ПРОЕКТ «Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи»
Проект "Дистанционное консультирование как новый формат взаимодействия ДОО и семьи" поможет мамам и папам расширить свои знания в области педагогики, психологии и в других важнейших сферах, ...
Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....