Виды психологической готовности к школьному обучению, их показатели и методики исследования
методическая разработка (подготовительная группа)
Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryasheva_natalya_arkadevna.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО (340)
Дисциплина: Формирование психологической готовности ребенка к школе (по видам психологической готовности к школе)
Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование психологической готовности к школьному обучению
Выполнил:
слушатель Кудряшева Наталья Аркадьевна
Преподаватель:
Гершман Елена Дугласовна
г. Москва – 2021
Задание 1.
№ п/п | Вид психологической готовности к школе | Показатели готовности к школе |
Личностная (мотивационная) готовность | Внутренняя позиция школьника, Из всех характеристик особенностей личности ребенка выделены три общих параметра: -отношения с взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным, т.е. ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые по отношению к нему; -отношение со сверстниками: готовность ребенка к сотрудничеству в совместной деятельности; -отношение к себе: развитие адекватной самооценки. | |
Интеллектуальная готовность | Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности: это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей. | |
Социально-коммуникативная готовность | Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности – это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения: формирование у ребенка таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли ребенку успешно войти в контакт с одноклассниками, учителями. | |
Эмоционально-волевая готовность | В развитии волевых действий выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.). Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом: 1) становление самостоятельности; 2) развитие самооценки. | |
Психофизиологическая готовность | Показатели готовности ребенка к школе: по физическому и биологическому развитию, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Морфологические : -абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.); - пропорции тела (по результатам Филлипинского теста); -смена зубов; Физиологические: -моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску); -работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум 15 минут); - чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому. Степень биологического созревания организма можно оценить по изменению пропорций тела в период ростовых скачок (полуростовой скачок) |
Задание 2.
Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.
Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного
мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты").
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного
мышления
Описание: в методике детям предлагается на основе использования
условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.
Пр.: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к
каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.
Диагностика степени сформированности действий логического мышления
Цель: выявление уровня развития логического мышления
Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами,
расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.
Авторы отмечают, что полученная система показателей умственного
развития представляет собой только его операционально-техническую
характеристику.
Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)
Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике. «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф
«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли
«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?
Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие
операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:
-обобщение по существенному признаку – 2 балла;
-употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Методика «Классификация по заданному принципу»
Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.).
Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно
классифицировать в 5 групп по разной тематике.
Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».
Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.
Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».
Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Группы разложены без ошибок: «+»
Правильно разложены 3 группы: «±»
Ошибки более, чем в 3 группах «-»
Методика «Разрезные картинки».
Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления,
выявление особенности развития операции сравнения.
Оборудование: Две предметные картинки или несложные
открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми
перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под
различным углом.
Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки.
Изображение не комментируется.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».
Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Обе картинки собраны правильно «+»
Только одна сложена верно «±»
Обе картинки собраны неправильно «-»
Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.
1.Троллейбус, автобус, трамвай -
2.Шкаф, тумбочка, кровать -
3.Волк, медведь, заяц -
4.Синий, красный, зелёный -
5.Каша, хлеб, конфеты -
6.Роза, гвоздика, ландыш –
7.Дуб, береза, липа –
8.Сыроежка, мухомор, подберезовик –
9.Сом, карась, окунь –
10.Капуста, картошка, лук –
11.Ручка, карандаш, фломастер –
12.Рука, нога, голова -
Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:
Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения
понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13.
Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:
I уровень – 13 баллов –высокий
II уровень – 11-13 - средний
III уровень – 7-11 - низкий
IV уровень – менее 7 – очень низкий
Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном)
Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам
рассказ. Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо
догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом
составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".
Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи
испытуемого.
Высокий уровень выполнения задания - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный рассказ; картинки выложены
в правильной последовательности
Хороший уровень выполнения задания - ребенок сочиняет логичную
версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности.
Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел
последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.
Неудовлетворительный уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов.
Ребенок не справился с заданием, если:
1) не нашел последовательность картинок и не смог с
оставить рассказ;
2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный
рассказ;
3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);
4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;
5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы
Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование”.
Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.
Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).
Диагностика степени овладения действием идентификации.
Цель: выявление степени овладения действием идентификации
Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.
Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам
Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам
Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...
Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"
Психологическая готовность к школьному обучению. Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...
Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Конспект и презентация для родительского собрания в подготовительной группе....
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения."
материал для родителей о том, как подготовить ребенка к обучению в школе...
Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.
В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели....
Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...