Виды психологической готовности к школьному обучению, их показатели и методики исследования
методическая разработка (подготовительная группа)

Кудряшева Наталья Аркадьевна

Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

        Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

        Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudryasheva_natalya_arkadevna.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Программа профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС ДО и НО (340)

Дисциплина: Формирование психологической готовности ребенка к школе (по видам психологической готовности к школе)

Практическое задание 3, Модуль 3. Формирование психологической готовности к школьному обучению

Выполнил:

 слушатель Кудряшева Наталья Аркадьевна

Преподаватель:

Гершман Елена Дугласовна

г. Москва – 2021

Задание 1.

№ 

п/п

Вид психологической готовности к школе

Показатели готовности к школе

Личностная (мотивационная) готовность

Внутренняя позиция школьника, Из всех характеристик особенностей личности ребенка выделены три общих параметра:

-отношения с взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным, т.е. ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые по отношению к нему;

-отношение со сверстниками: готовность ребенка к сотрудничеству в совместной деятельности;

-отношение к себе: развитие адекватной самооценки.

Интеллектуальная готовность

Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Наиболее важные показатели интеллектуальной готовности: это характеристики развития образно-логического мышления и речи, способности детей  к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей.

Социально-коммуникативная готовность

Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности – это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование  конструктивных  взаимодействий  в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения: формирование  у ребенка таких социально-психологических личностных качеств, которые бы помогли ребенку успешно войти в контакт с одноклассниками, учителями.

Эмоционально-волевая готовность

В развитии волевых действий выделяют три взаимосвязанных аспекта: это – целенаправленность действия, установление цели относительно мотива и возрастание регулирующей роли речи. Большое влияние на формирование целенаправленности действий имеет успех и неудача при их выполнении, стремление во чтобы то ни стало преодолеть трудности (Батурин Н.А.).  Волевое становление личности идет по двум основным направлениям – формирование отдельных волевых качеств и развитие волевой регуляции личности в целом:

1) становление самостоятельности;

2) развитие самооценки.

Психофизиологическая готовность

Показатели готовности ребенка к школе: по физическому и биологическому развитию, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Морфологические :

-абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.);

- пропорции тела (по результатам Филлипинского теста);

-смена зубов;

Физиологические:

-моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску);

-работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум 15 минут);

- чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится к взрослому.

Степень биологического созревания организма можно оценить по изменению пропорций тела в период ростовых скачок (полуростовой скачок)

Задание 2.

 Методики диагностики интеллектуальной готовности делятся по познавательным процессам на методики исследования внимания, памяти, мышления и воображения.

        Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

        Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Методика диагностики интеллектуального развития Л. А. Венгера.

Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного

мышления. Методика "Схематизация" (или "Лабиринты").

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного

мышления  

Описание: в методике детям предлагается на основе использования

условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.  

Пр.: на рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к

каждому домику ведут свои дорожки. Ребенок получает лист со схемой пути. Необходимо найти дорожку, как на данной схеме.

Диагностика степени сформированности действий логического мышления

Цель: выявление уровня развития логического мышления  

Описание: Ребенку предлагается таблица с геометрическими фигурами,

расположенными в определенной последовательности. Некоторые квадраты пусты, их нужно заполнить, выявив закономерности логического ряда.

Авторы  отмечают, что полученная система показателей умственного

развития представляет собой только его операционально-техническую

характеристику.

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)

Цель: определение уровня развития операции классификации  

Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике. «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.

«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф

«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.

«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли

«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?

Обработка:

Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие

операции классификации (обобщающее слово).

Задания оценивается в баллах:  

-обобщение по существенному признаку – 2 балла;  

-употребление обобщающего слова – 1 балл.

Максимальное число баллов – 15.

Методика «Классификация по заданному принципу»

Цель: определение уровня развития операции классификации  

Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель", "Игрушки", и т.д.).

Проведение: Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно

классифицировать  в 5 групп по разной тематике.

Пр.: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».

Карточки: тарелка, синица, туфли,  кастрюля, пирамида,  чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей,  стол.

Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».  

Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку  найти и самостоятельно исправить ошибки.

Группы разложены без ошибок: «+»

Правильно разложены 3 группы: «±»

Ошибки более, чем в 3 группах «-»

Методика «Разрезные картинки».

Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления,

выявление особенности развития операции сравнения.

Оборудование: Две предметные картинки или несложные

открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми

 перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под

различным углом.

Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки.

Изображение не комментируется.  

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».

Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку  найти и самостоятельно исправить ошибки.

Обе картинки собраны правильно «+»

Только одна сложена верно «±»

Обе картинки собраны неправильно «-»

Методика «Назови  одним словом»

Цель: определение уровня развития операции обобщения

Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

1.Троллейбус, автобус, трамвай -

2.Шкаф, тумбочка, кровать -

3.Волк, медведь, заяц -

4.Синий, красный, зелёный -

5.Каша, хлеб, конфеты -

6.Роза, гвоздика, ландыш –  

7.Дуб, береза, липа –  

8.Сыроежка, мухомор, подберезовик –  

9.Сом, карась, окунь –  

10.Капуста, картошка, лук –  

11.Ручка, карандаш, фломастер –  

12.Рука, нога, голова -  

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

Обработка: Оценивается правильность обобщения, обозначения

понятий. Задания оценивается в баллах. Максимальное число баллов – 13.

Выделяется 4 условных уровня сформированности обобщения:

I уровень – 13 баллов –высокий

II уровень – 11-13 - средний

III уровень – 7-11 - низкий  

IV уровень – менее 7 – очень низкий

Методика  «Последовательность  событий»  (предложена  А.Н. Бернштейном)

Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.

Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам

рассказ. Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Инструкция: "Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо

догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом

составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено".

Обработка: Необходимо обязательное фиксирование характера речи

испытуемого.

Высокий уровень выполнения задания  - ребенок сочиняет хороший, грамматически верно построенный и логичный  рассказ; картинки выложены

в правильной последовательности

Хороший уровень выполнения задания  - ребенок сочиняет логичную

версию рассказа, но картинки выложены в неправильной последовательности.

Средний уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел

последовательность, но не смог самостоятельно составить хорошего рассказа, но справился с помощью наводящих вопросов.

Неудовлетворительный уровень выполнения задания - ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов.

Ребенок не справился с заданием, если:

1) не нашел последовательность картинок и не смог с

оставить рассказ;

2) самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный

рассказ;

3) составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли);

4) рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается;

5) на каждой картинке перечисляет только отдельные предметы

Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика "Перцептивное моделирование”.

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом. Для правильного выполнения задания ребенок должен был уметь различать разнообразные геометрические фигуры (треугольники разной формы, квадраты и др.) и правильно располагать их в пространстве (в соответствии с образцом).

Диагностика степени овладения действием идентификации.

Цель: выявление степени овладения действием идентификации

Описание: методика представляет собой поиск ребенком цветового объекта, идентичного образцу, в цветовой матрице из 49 элементов (задания на выбор цветовых объектов). Ребенку предоставляется лист, на котором определенным образом расположены квадраты (5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков). Психолог по очереди предъявляет квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат.

Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....

Виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели.

В таблице кратко представлены виды психологической готовности к школьному обучению и их показатели....

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

КОМПЛЕКТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

КОМПЛЕКТ  МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ...