ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА 2-3 ГОДА
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Пальчик, мальчик
ИП: все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.
- Пальчик, мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
(Показать указательный палец.)
- С этим братцем - щи варил.
(Показать средний палец.)
- С этим братцем - кашу ел.
(Показать безымянный палец.)
- С этим братцем - песни пел.
(Показать мизинец.)
Наши пальчики устали
ИП: сидя за столом.
Наши пальчики устали.
(Пошевелить всеми пальцами.)
Долго, долго рисовали.
(Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т.д.).)
Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и
И рисовать опять начнём. (Подуть на пальчики.)
В гости к пальчику большому
ИП: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому
(оттопырить большой палец)
Приходили прямо к дому:
Указательный
(показать указательный палец)
И средний,
(показать средний палец)
Безымянный
(показать безымянный палец)
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)
Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
Дождик
ИП: сидя за столом, кисти рук лежат на столе.
Дождик – дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
(Постукивать по поверхности стола подушечками пальцев обеих рук: сначала большим пальцем, потом указательным и т.д.)
Народная потешка
Пальчики
ИП: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.
Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)
Раз-два-три-четыре-пять!
В домик спрятались опять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)
Куд-куда? Куд-куда?
Куд-куда?
Куд-куда?
(Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.)
Ну-ка, ну-ка
Все сюда.
(Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.)
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
В. Берестов
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)
Рисунок
ИП: стоя или сидя.
Киска кисточку взяла. (Поднять к плечу согнутую в локте руку.)
Что рисует нам она? (Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)
Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой – «крыша».)
На крыльцо котёнок вышел.
(Вытянуть ладони перед собой.)
Побежит он по дорожке
К полосатой маме-кошке. («Пробежать» пальчиками по бёдрам.)
Вот зелёная трава. (Пошевелить перед собой пальцами.)
Вот скамейка у пруда. (Положить ладони одну на другую – «скамейка».)
В небе круглая луна. (Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы – «луна».)
Видно Кисе спать пора. (Положить ладони под щёчку.)
М. Картушина
Я слепил пять караваев
Я слепил пять караваев (растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)
И несу домой.
Этот – папе,
(указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)
Этот – маме,
(указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)
Этот – деду,
(указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)
Этот – бабе,
(указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)
Ну а этот – мой. (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)
Деревья
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
С.Погореловский
Вышли мыши как-то раз
(английская песенка)
ИП: сидя за столом.
Вышли мыши как-то раз (походить всеми пальчиками по столу)
Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)
Раз-два-три-четыре - (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках)
Мыши дёрнули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)
Вдруг раздался страшный звон –
(хлопнуть в ладоши перед собой)
Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)
Ф. Фребель
Качели
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.)
Т. Сикачева
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
(Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)
Веер
Солнце светит очень ярко,
(Помахать руками над головой.)
И ребятам очень жарко.
(Погладить пальчиками обеих рук своё лицо.)
Достаем красивый веер ,
(Согнуть руки в локтях, поднять ладошки перед лицом, пальцы на каждой руке раздвинуты.)
Пусть прохладою повеет.
(Помахать руками на лицо.)
Т. Сикачева
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.)
Народная песенка
Раз-два-три-четыре-пять!
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать.
(Под счёт педагога загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца.)
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(Соединить руки в замок перед грудью, надавить ладонью правой на ладонь левой руки.)
На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
(Под счёт загибать пальчики на левой руке, начиная с мизинца.)
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые…
(Пошевелить пальчиками в воздухе.)
Пальчики дружные,
Все такие нужные.
(Хлопать в ладоши перед грудью.)
З.Александрова
Детки
Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. )
Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем — второй, а в заключение — двумя руками.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики : «Ура!»
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
М.Кальцов
На работу
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.)
За работу
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.)
Шарик
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щёчки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
(Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
Утята
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
— Пи-пи-пи — не пищи!
— Мы тут рядом, поищи!
(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Т. Сикачева
Воздушные щелчки
Во дворе у брата
Бегали котята.
Испугавшись щелчка,
Разбежались кто куда.
(Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (3 раза). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.)
Коготочки
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз.)
Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.)
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу...
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)
А. Береснев
Комарик
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
(Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).)
Оса
Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.)
Большой братец
Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
(Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.)
Вертолет
Быстро лопасти крути!
Вертолет, лети, лети! (Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) — в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это — «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.)
Идёт коза рогатая
ИП: сидя за столом.
Идёт коза рогатая,
(Выставить вперёд указательный палец, остальные пальцы соединить, приставить ко лбу – «рожки». Покачать головой.)
Идёт коза бодатая.
(Выставить вперёд указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)
Ножками топ-топ,
(Сложить все пальцы в кулак, постучать по столу.)
Глазками хлоп-хлоп.
(Поморгать.)
Кто каши не ест,
(Погрозить указательным пальчиком правой руки.)
Молока не пьёт – (Погрозить указательным пальчиком левой руки.)
Забодает, забодает.
(Выставить вперёд указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)
Народная потешка
Улитка, улитка
ИП: сидя за столом.
Улитка, улитка,
Покажи свои рога,
(Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих раках указательные и средние пальцы.)
Дам кусок пирога,
(Соединить пальцы вместе на каждой руке, положить на стол, ладошками вверх.)
Пышки и ватрушки,
Сдобной лепёшки.
(Имитация лепки пирожков.)
Высуни рожки!
(Кулаки положить на стол. Выставить одновременно на обеих руках указательные и средние пальцы.)
Народная потешка
Улиточка
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
(Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».)
Кольцо
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
(Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.)
Зайчик-кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
(Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.)
Мизинчик
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймёт:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может хочет кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)
Перевод И.Токмаковой
Очки
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.)
С.Михалков
Стульчик
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
(Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук попеременно па счет «раз», «два».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»
Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...
Конспект НОД для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Орешки для белки»
Представляю вниманию коллег конспект НОД для детей раннего возраста "Орешки для белки"...
Картотека Пальчиковая гимнастика 2-3 года
Гимнастика для пальчиков малышей...
Подборка пальчиковой гимнастики по временам года.
Подборка пальчиковой гимнастики для использования в детском саду ....
Пальчиковая гимнастика 3-4 года
Пальчиковая гимнастика:Развивает речьУпражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиват...
Картотека пальчиковой гимнастики 2-3 года
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям у маленьких детей развивается мелкая моторика...
Комплексы пальчиковой гимнастики 2-3 года
В помощь воспитателю...