Опыты с различными материалами. Объясняем родителям и детям.
презентация к уроку (младшая группа)
Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка.
Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. С одной стороны это расширяет его представления об окружающем его мире, с другой – он начинает понимать причинно – следственные, временные и пространственные отношения, которые позволяют ему понять целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты с различными материалами. | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребенок, появившийся на свет - уже исследователь . Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка . Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. С одной стороны это расширяет его представления об окружающем его мире , с другой – он начинает понимать причинно – следственные, временные и пространственные отношения, которые позволяют ему понять целостную картину мира .
Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира . Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность и любознательность. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта.
Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей , для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности . Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности , в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях. В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Дети очень любят экспериментировать . Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. С детьми младшего возраста можно проводить несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации , в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности жизни растений, животных, их жизнедеятельность.
Через эксперименты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменений и т.д.). Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.
Любознательный родитель-любознательный ребенок. Прежде чем заняться любой деятельностью с ребенком, нужно составить для себя некий алгоритм, а начнем с правил для взрослого: - самим быть любознательными. -давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать , если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка. - предлагать новые интересные объекты для исследований. - не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения. -стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка .
Если вы захотели сами предложить ребенку тему для экспериментирования, то нужно придерживаться некоторых правил при выборе темы. Правила при выборе темы : -тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, быть с элементами неожиданности и необычности. -тема должна быть выполнима , решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения , навыки). -тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро , учитывая особенность детей младшей группы. Они еще не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности в помещении обязательно соблюдаются правила безопасности . . - все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого; -желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы; -не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами; -при необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски); -для защиты мебели можно использовать плетку или скатерть.
Для детей младшего дошкольного возраста подойдут красочные и быстрые эксперименты, в которых хорошо заметен результат. Несмотря на то, что ребенок еще маленький, постарайтесь, чтобы он был не просто наблюдателем, а помогал Вам проводить опыт
«Кухонные эксперименты» На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует: • растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус; • смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»; • добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой. Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!
«Волшебные краски» (Смешивание цветов) Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. Подготовте стаканы с чистой водой, краски, формочки для льда. Д обавьте в каждый стакан немного разной краски. Обратите внимание на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом – желтой, в третьем – синей. Добавляем еще той же краски так, чтобы убедится: вода стала ярче и темнее. С мешать две краски. Как вы думаете: «Если к синей добавить желтую, то какая краска получится?(зеленая) А если вы в красную воду добавите синей краски, то какой цвет получите в результате? (фиолетовая ). По желанию, можно попробовать заморозить разноцветную водичку.
«Торнадо» Подготовьте бутылку/ банку с водой, жидкость для мытья посуды. Для этого в бутылку или стеклянную банку, налейте воды и добавьте в нее немного жидкости для мытья посуды. Плотно закрутите крышку. Теперь начните вращать бутылку по часовой стрелке. Внутри нее возникнет завихрение из мыльной пены, очень похожее на маленький смерч.
Познакомим детей с камешками : Лучше если вы заранее соберете свою «коллекцию каней ». Рассмотрим, какого они цвета, какие на ощупь. Постучим о камешек, послушаем издаваемый звук. Определим на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик. Плавают или тонут? Налейте в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камушки. Плавают ли камушки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
Магнит Познакомим детей с магнитом и его свойствами притягивания металлических предметов: Нам понадобится: магнит, металлические предметы, стакан с водой. Берем магнит и подносит его к разным игрушкам, ребенок наблюдают за его действиями. Затем дает ребенку попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Показываем, как при помощи магнита можно собрать мелкие предметы. Попробуйте опустить в стакан с чистой водой металлический предмет, и с наружи прицепить к нему магнит. Не забывайте про технику безопасности.
« Р адуга» Подготовьте большую стеклянную емкость; жидкость; фонарик; зеркало; лист белой бумаги . Фокус очень простой – в емкость с жидкостью нужно опустить зеркало и посветить на него под небольшим углом фонариком. Осталось при помощи бумаги поймать разноцветные лучи.
Фокус с пеной для бритья. Занимательное представление получается с использованием пены для бритья, воды и пищевых красителей. Для этого следует развести красители разных цветов в воде. В отдельную емкость с водой сверху выдавить пену . Понаблюдайте за тем как краска будет вести себя на пенной поверхности, как будут смешиваться цвета.
Разноцветны червяки Чтобы увидеть разноцветных танцующих червяков, следует приготовить специальную субстанцию. Для этого понадобятся: вода – 1 стакан; крахмал (кукурузный) – 2 стакана; краски или красители разных цветов . Далее его помещают на музыкальную колонку, включают звук и плотно прижимают к динамику. Звуковые волны будут приводить в движение смесь воды и крахмала и получится занимательное зрелище .
Острова Вода может не только растворять некоторые вещества, но и обладает целым рядом других замечательных свойств. Например, она способна охлаждать горячие вещества и предметы, при этом они становятся тверже. Опыт, приведенный ниже, поможет не только понять это, но и позволит вашему малышу создать его собственный мир с горами и морями. Берем блюдце и наливаем в него воды. Красим красками в синевато-зеленоватый или любой другой цвет. Это море. Потом берем свечку и, как только парафин в ней расплавится, переворачиваем ее над блюдцем, чтобы он капал в воду. Меняя высоту свечки над блюдцем, получаем разные формы. Потом эти «острова» можно соединять друг с другом, можно смотреть, на что они похожи, а можно их вынуть и приклеить на бумагу с нарисованным морем.
Предложите малышу нарисовать один из экспериментов, например радугу. Для этого понадобится лист бумаги(можно с заранее разделенными полосками),7 цветных карандашей, изображение радуги.
Эксперименты – это увлекательный способ разнообразить ваш досуг и рассказать ребенку о мире вокруг, объяснить природу различных явлений, развить мышление и внимание малыша. Описанные нами опыты просты и практически не требуют специальных приготовлений. А какие неподдельные эмоции Вы увидите у крохи, совершающего свои первые научные открытия
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей: " Закаливание детей в детском саду и дома"
В данной статье дано значение закаливания для детей дошкольного возраста, условия закаливания, виды закаливания, особенности проведения закаливания....
Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другим...
Материалы для родителей и детей в период самоизоляции
Уважаемые родители группы № 6 «Солнышко»!Здесь вы можете ознакомиться с материалами, представленными для Вас и Ваших детей!Берегите себя и своих близких! ...
Психологические игровые материалы для родителей и детей в домашних условиях
В период самоизоляции многие родители сталкиваются с проблемой досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста. Считаю своей задачей помочь в решении данной проблемы. Предлагаю вниманию коллег,...
Сообщение из опыта работы. Обучение приемам обработки различных материалов
Мы уже не раз говорили о том, какую большую роль изобразительное творчество играет в развитии дошкольников. В рисунках ребенок воспроизводит действительность, как он ее представляет. Не беда, что окру...
Материалы для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Консультации и рекомендации для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....
Материалы для родителей "Безопасность детей летом"
Материалы для родителей "Безопасность детей летом"...