Компьютер и ребенок
статья
Предварительный просмотр:
Дети и компьютер
(рекомендации родителям)
Почти все родители задаются вопросом «Как мы можем аккуратно отвлечь наших детей от телевизора и компьютера и вовлечь их в более продуктивную и полезную деятельность?»
Проблема настолько распространена, что сама распространённость является причиной проблемы. Дети просто не могут найти ничего такого, что так их поглощало бы, как красочный мир телевидения и компьютерных игр. Разница между детьми, которые сидят дома и играют компьютерные игры весь день, и теми, кто дома не сидит, заключается в том, как они к этому привыкли. Если ребёнок вырос, опираясь на электронные развлечения и веселья, то уже невозможно ожидать, что он будет испытывать удовольствие от игры в мяч на открытом воздухе. Конечно не хочется сказать, что необходимо принудительно заставлять детей участвовать в активных занятиях, или держать под замком компьютер. Но желательно, чтобы мы настоятельно поощряли полезную для здоровья активность с самого раннего возраста, так, чтобы к подростковому возрасту для них это стало привычкой, и тогда они будут автоматически предпочитать такой вид времяпровождения любым электронным средствам развлечения.
Детям рано или поздно придётся изучать компьютер, программы и работать с ними. С помощью компьютера и Интернета дети смогут узнавать множество полезной и интересной информации, занявшись самообучением. Однако когда дети используют компьютер не по этим назначениям – это уже другой вопрос.
Секрет формирования компьютерной зависимости
Необходимо знать о том, что компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству.
Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Одной из отрицательных сторон воздействия компьютера на здоровье младшего школьника (тем более – дошколёнка) является сильное нервное напряжение и эмоциональный стресс, которыми сопровождается игра. Много зависит ещё и от того, какие именно игры предпочитают дети. Весёлые и добрые приключения зверушек достаточно безобидны для психики малыша. Но уже с 7 лет у мальчиков резко возрастает интерес к «стрелялкам», где герой «мочит» всех подряд и кровище льётся рекой. Такие жестокие игры дурно влияют даже на крепкую психику, тем более вредны для детей и подростков. Если ребёнок любит компьютерные игры, лучше, конечно, покупать ему логические, умные игрушки. Они обладают не только развивающей функцией, но ещё и регулирующей. Малыш не станет играть в «умную» игру долго – он просто устанет думать и сам почувствует, что пора выходить из виртуального пространства. Однако развивающие игры многим ребятишкам не нравятся, они предпочитают самоутверждаться, догоняя «противника» и убивая его в виртуальном мире. При этом дети всё дальше уходят от реальной действительности, утрачивают навыки общения со сверстниками, становятся тревожными, нервными в общении, агрессивными.
Во многих случаях родители сами являются «провокаторами»: игровая консоль или планшет – это гарантия того, что ребенок не будет мешать приготовить отчет или убраться по дому.
Как лечить «компьютерную болезнь»?
Что делать, чтобы предотвратить вред, наносимый физическому здоровью и психике ребёнка компьютерными играми? Прежде всего, не терять чувство меры и здравый смысл.
- Постарайтесь жёстко регламентировать время, проводимое ребёнком за компьютером;
- Контролируйте сюжеты игр. Старайтесь не разрешать играть в игры, где присутствует большое количество сцен насилия, агрессивно поведение героев;
- Не допускайте, чтобы ребёнок принимал пищу у монитора, играл ночами или пренебрегал общением с друзьями, школьными делами;
- Развивайте интерес ребёнка к различным видам: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов;
- Воспитывайте ребёнка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им лишь, как часть жизни, как средство достижения результата, а не как сама цель.
- Обращайте внимание на причины, заставляющие ребёнка уходить головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся зависимостью вашего ребёнка могут скрываться совсем другие проблемы. Это не успешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребёнка (семейные конфликты, одиночество, школьные трудности, сложности в общении со сверстниками, неуверенность в себе).
Помните о том, что для гармоничного, полноценного развития ребенка, необходимо:
- чаще играть с ребенком в обычные игры, способствующие сенсорному развитию и внимательности.
- помочь ребенку найти общий язык со сверстниками, научить его манерам общения, стараться чаще с ним разговаривать;
- проявлять внимание к развитию его интересов и склонностей, поощрять его творческие начинания;
- следить за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам;
- корректно использовать право на запрет, так как запретный плод всегда сладок;
- помочь ребенку найти увлечение, выбрать секцию или кружок
Единственный на настоящий момент проверенный способнее дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали для него заменой реальности. Компьютер прочно вошёл в наш быт – с этим приходится считаться. Но мы обязаны помнить: ребёнку жизненно необходимо как можно больше двигаться, бегать со сверстниками на свежем воздухе. Только тогда он будет расти здоровым. Главное – показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей с использованием презентации: «Компьютер и ребенок: все за и против»
Польза компьютера для дошкольника неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. ...
Польза и вред компьютера для ребенка
Польза и вред компьютера для ребенкаБольшинство современных детей, начиная с самого раннего возраста, очень много времени проводят за компьютерами и телевизорами. Практически все их интересы лежат в с...
Консультация «Вредное воздействие компьютера на ребенка»
Консультация для родителей о вреде компьютера для здоровья ребенка [[{"type":"media","view_mode":"...
Компьютер и ребенок - плюсы и минусы этого общения.
В помощь воспитателям....
Консультация для родителей: «Компьютер и ребенок»
«Дошкольник и компьютер» О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера....
Семинар «Телевизор, компьютер и ребенок»
Семинар предназначен для родителей детей дошкольного возраста....
Программа "Компьютер и ребенок"
Программа "Компьютер и ребенок" расчитана на 2 года для детей 5-7 лет, в ее состав включены тематический план, организация и режим НОД. Вы узнаете: какие принципы положен...