достоинства и недостатки дистанционного обучения дошкольников
статья
взвесим все "ЗА" и "ПРОТИВ" дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_2020.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 ПОСЁЛКА ВИШНЁВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
Консультация для воспитателей
«Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель Жильцова Е. Г.
2020 г.
Содержание
Введение ...................................................................................... | с. 3 | |
1. | Дистанционное обучение детей дошкольного возраста………………………………………………………………………. | с. 4-5 |
2 | Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ............................................................................... | с.5-7 |
2.1 | Как сделать дистанционное обучение эффективным... | с.7-8 |
2.2 | Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя…………………………………………. | с. 8-9 |
Заключение................................................................................... | с.10 | |
Список литературы...................................................................... | с.11 |
Введение
В нынешней ситуации пандемии на первое место выходит проблема дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Это связано не только с техническими возможностями дошкольных учреждений, но и с нехваткой опыта работы в таком формате у педагогов, которым приходится на ходу осваивать новые формы обучения.
Реализация образовательной программы осуществлялась с помощью дистанционных технологий. Естественно, для педагогов и дошкольников это было новым направлением совместной деятельности и тревожным для родителей. Многие воспитатели, специалисты активно использовали информационно-коммуникативные технологии (прим., ИКТ) в своей портативной образовательной деятельности: мастер-классы, онлайн-занятия, театральные челленджи, спортивно-танцевальные флешмобы, игровые тренинги. Это здорово, что современный педагог владеет актуальными информационными технологиями и может их использовать в своей удаленной работе. Однако есть обратная сторона этого феномена. Он безучастно сдерживает воспитательные, социальные, коммуникативные навыки, которыми должен совершенно овладеть ребёнок-дошкольник.
- Дистанционное обучение детей дошкольного возраста
Дистанционное обучение детей дошкольного возраста - обучение на расстояниИ без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет - технологий.
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания - проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого - создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2.Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого - сформировать данный навык.
Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:
1.В центре - ребенок;
2.Взрослый - тьютор.
Направления реализации дистанционного обучения дошкольников:
Первое направление: в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет.
Второе направление: консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ
Достоинства дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Гибкость. Родители могут самостоятельно планировать своё время, место и продолжительность занятия с ребёнком.
- Технологичность. Родители знакомятся и используют в домашнем образовательном процессе новейшие достижения ИКТ. Активное развитие у детей клипового мышления.
- Креативность. У родителя и ребёнка появляются комфортные условия для творческого самовыражения.
- Самообразование. Ребёнок учится самообразовываться (под контролем родителя), что актуально в современном мире.
- Соучастие. Родители стали активными участниками образовательного процесса ребёнка. Появилось больше времени и возможности для взаимодействия ребёнка с членами его семьи.
- Психологические особенности. Стеснительные и неуверенные в себе дети стали энергично проявлять себя на дистанционном обучении.
- Экономия. Нет потребности платить за услуги детского сада, за трансфер, отсутствует необходимость покупать спортивную форму, чешки, дополнительную канцелярию.
- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.
- Возможность контролировать круг общения ребенка.
- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.
- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.
- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.
- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
- Из дистанционного обучения практически «вылетают» дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Гиперактивные дети и дети из неблагополучных семей также столкнулись с трудностями портативного образовательного процесса. Кто будет заниматься обслуживанием особых детей, контролировать их поведение, способность к обучению и трудовой деятельности, если родители работают весь день и не имеют возможности нанять няню и не обладают определенными компетенциями.
- Отсутствие очного общения между обучающими и педагогом, между сверстниками в игровой и образовательной деятельности. Ребёнок - социальное существо. Для него характерна острая потребность в другом человеке. Обучаясь дистанционно, ребёнку будет трудно определить для себя особенности своего поведения в различных жизненных ситуациях, ему будет крайне тяжело выбирать соответствующие ситуации обстоятельства общения и совместной деятельности. Социально-компетентный ребёнок способен чувствовать своё место в системе отношений людей и адекватно себя вести. Однако отсутствие очного общения со сверстниками и педагогом предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных взаимоотношений.
- Воспитатель (специалист) физически не может дистанционно изучать особенности становления характера ребёнка, следовательно, не имеет возможности определять соответствующие средства, методы и формы осуществления индивидуального подхода к дошкольнику.
- Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Не все семьи могут себе позволить хорошую техническую оснащенность, особенно неблагополучные семьи или семьи из отдаленных деревень, сел и станицах РФ.
- Нарушение режима дня ребёнка. Оно приводит к ухудшению настроения ребёнка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, к ослаблению иммунитета. Следует помнить, что соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию. Однако не все родители способны создать условия для реализации режима дня ребёнка. Даже взрослому нелегко распределить свой день.
- Дефицит дистанционных обручающих программ и курсов. Причина: квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, разрабатывать программы, на сегодняшний день не так много.
2.1.Как сделать дистанционное обучение эффективным
1.Составить расписание онлайн занятий:
-продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
-продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания;
2. Вовлекайте ребенка постепенно:
-сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
-затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
3.Направляйте, но не указывайте:
-договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
-ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
-сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.
Перечень, ресурсов для дистанционного обучения:
1.Образовариум;
2.Интернет-школа Фоксфорд;
3.InternetUrok.ru;
4.Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.
2.2.Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя
1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).
2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка.
3. Создание аудиозанятия, либо видеозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.
4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.
5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов».
Заключение
Таким образом, тема дистанционного обучения ребёнка-дошкольника актуальна на сегодняшний день и вызывает много споров вокруг своего феномена. Мнение людей разделилось: половина приветствует новое направление и смотрит оптимистично в светлое будущее своих детей. Вторая часть активно сопротивляется современным реалиям, находя объяснение своей тревожности в чатах, соцсетях и прочих интернет-сообществах. Родители обеспокоены дальнейшей успешностью своего ребёнка, его самостоятельной деятельностной организованностью и отсутствием мотивации.
Таким образом, плюсы и минусы дистанционного образования, две стороны одной медали, содержат в себе актуальный контент для размышлений о будущем наших детей.
Список литературы
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ plyusy-i-minusy-distancionogo-obuchenija-v-detskom-sadu.html
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obucheniya-doshkolnikov-4263981.html
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.art-talant.org/ publikacii/28310-pedagogicheskaya-statyya-problemy-distancionnogo-obucheniya-doshkolynikov
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/14843-organizaciya-doshkolnoi-obrazovatelnoi-deyatelnosti-s-primeneniem-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема обучения в теории Ж. Пиаже - достоинства и недостатки».
Основная задача всех исследований Пиаже — изучение механизмов познавательной деятельности ребенка....
Воспитательное мероприятие "Достоинства и недостатки человека"
Воспитательное мероприятие в группе "Коррекция речи"- "Достоинства и недостатки человека"....
Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.
В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод....
Консультация для родителей «Обзор методик раннего развития ребенка: основные достоинства и недостатки»
Эта консультация предназначена для родителейдетей раннего возраста...
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ: достоинства и недостатки.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями спосо...
Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания
Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания...
Достоинства и недостатки дистанционного обучения
консультация для воспитателей ДОУ...