Картотека игр и упражнений для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).
картотека
Данная картотека разработана по специальному курсу встреч в рамках детско- родительской группы, по программе «На пороге школы», разработанный в 2011 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_upr_dlya_distantsionnoe_obuchenie_dlya_podgotov_gr.docx | 383.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области
Картотека игр и упражнений для детей и родителей подготовительной к школе группы (для занятий дома).
по специальному курсу встреч в рамках детско- родительской группы, по программе «На пороге школы», разработанный в 2011 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.
Цели программы: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи:
- развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
- демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка;
- активизация умственной активности ребенка;
- развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.
1. Игра со счетными палочками «Повтори»
Инструкция. Игра в парах с родителями. Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго — посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.
2. Игра «Обобщающие слова»
Инструкция. Взрослый называет группы слов, к которым дети должны подобрать обобщающие слова:
- Вера, Надежда, Елена, Лиза;
- январь, март, июль, август;
- понедельник, среда, пятница, воскресенье;
- стол, диван, кресло, кровать;
- волк, еж, медведь, лиса;
- береза, тополь, липа, клен;
- голубь, воробей, синица, дятел;
- корова, коза, лошадь, собака;
- ручка, тетрадь, учебник, линейка;
- сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
3. Игра «Летает — не летает»
Инструкция. Взрослый перечисляет животных и различные предметы. Задача ребенка: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает, — присесть.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть изображенные рисунки в таблице. После того, как взрослый ее закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах обвести те картинки, которых изначально не было.
5. Рисование на тему «Мир дошкольника и мир школьника»
Инструкция. Детям предлагается нарисовать цветными карандашами два мира: мир дошкольника и мир школьника. Родители могут помогать.
Вопросы для обсуждения с детьми:
- Чем отличается мир дошкольника от мира школьника?
- Какой мир тебе больше нравится? Почему?
6. Игра «Кто кем был?»
Инструкция. Ребенку, бросая мяч, взрослый задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше… (цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечкой); шкаф (доской); рубашка (тканью); дом (кирпичом); собака (щенком); птица (птенцом); хлеб (мукой); бабочка (гусеницей); листок (почкой))?»
7. Упражнение «Чужое слово»
Инструкция. Взрослый повторяет слово, заменяя в нем один раз звук. Например:
- пол, пол, пол, кол, пол;
- кол, кол, кол, гол, кол;
- мак, мак, лак, мак, мак;
- лик, лик, лик, лик, лим.
Задача детей — внимательно слушать и, когда будет произнесено новое слово, хлопнуть в ладоши.
8. Упражнение «Сортировка».
Инструкция. На столе у ребенка — пластиковая тарелка с тремя отделами, мисочка со смесью из макарон, фасоли, гороха. Взрослый просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.
9. Упражнение «Что следующее?»
Инструкция. Ребенку предлагаются следующие ряды.
Детям предлагается перерисовать в тетрадь и закончить нужным изображением каждый ряд. При необходимости взрослые оказывают детям помощь.
10. Игра «Воздушный шарик»
Инструкция. Участники игры (мама, папа, братья, сестра) стоят в кругу и легонько толкают воздушный шарик друг другу через круг. Задача — не допустить, чтобы шарик упал на пол.
11. Игра «Что изменилось?»
Инструкция. Ребенок выходит из комнаты на несколько минут. Взрослый изменяет детали обстановки в комнате. Задача ребенка, после того как он вернется в комнату, — определить, что изменилось.
12. Задание «Рисование по памяти»
Инструкция. Взрослый читает небольшой рассказ. Задача детей — внимательно прослушать, после чего нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
Примерный вариант рассказа Я слепил трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комочки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков. |
13. Упражнение «Скажи наоборот»
Инструкция: Взрослый:- «Я буду тебе кидать мяч и говорить разные слова. Твоя задача - поймать мяч, — назвать слово, противоположное по значению тому, что я сказала. Например, высоко — низко, громко — тихо…»
14. Задание «Отличительные признаки»
Детям предлагается выполнить следующие задания:
- нарисовать желтый дом выше, чем красный;
- нарисовать дерево, которое будет ниже, чем елочка;
- нарисовать синюю ленту короче красной;
- нарисовать желтую ленту длиннее красной.
15. Игра «Секретики»
Инструкция: Взрослый – «Сейчас я буду называть самые разные слова (например, чашка, телефон, кот, дуб, яблоко, клубника, мяч, обруч, цветок, карандаш).Ты будешь повторять их за мной кроме тех слов, которые начинаются на букву «К», – эти слова являются секретиком. А так как секреты нельзя рассказывать, ты должен молча хлопнуть в ладоши».
16. Задание в тетрадях «Узоры»
Инструкция: Взрослый:-«Нарисуй в ряд семь квадратиков, делая пропуски между ними в одну клетку… Под квадратиками нарисуй круги, но на два меньше. Ниже нарисуй и раскрась синим цветом пять треугольников, а рядом с ними – красные, но их должно быть на один больше. Посчитай, сколько будет красных треугольников». (по необходимости взрослый помогает ребенку).
17. Игра на внимание «Пар – вода – лед»
Инструкция. Ребенок (дети) свободно двигается по комнате. Услышав команду «Пар!», разбегается в разные стороны; услышав команду «Вода!» берутся за руки, образуют цепочку, передвигаются шагом. По команде «Лед!» – замирают на месте.
18. Игра «Закончи предложение»
Инструкция. Взрослый говорит начало предложения, задача ребенка – закончить его.
Варианты предложений:
- Лимоны кислые, а сахар…
- Собака лает, а кошка…
- Ночью темно, а днем…
- Трава зеленая, а небо…
- Зимой холодно, а летом…
- Ты ешь ртом, а слушаешь…
- Птица летает, а змея…
- Лодка плывет, а машина…
- У человека две ноги, а у собаки…
- Птицы живут в гнездах, а люди…
- Ты читаешь глазами, а рисуешь…
- Из шерсти вяжут, а из ткани…
- Балерина танцует, а пианист…
- Дрова пилят, а гвозди…
- Певец поет, а строитель…
- Композитор сочиняет музыку, а музыкант…
19. Упражнение «Складываем буквы»
Инструкция. Дети складывают на столах буквы из палочек по данному образцу взрослого:
20. Логические задачи
Инструкция. Дети отвечают на вопросы, объясняя свой ответ:
- Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
- Дима и Максим читали стихи и сказки. Дима читал не сказки. Что читал Максим?
- Таня и Сережа купили мороженое и конфеты. Таня купила не мороженое. Что купил Сережа?
- Алеша и Миша катались на санках и лыжах. Алеша катался на санках. На чем катался Миша?
- Таня и Оля шили куклам одежду: платье и юбку. Оля шила не платье, а Таня – не юбку. Какую одежду шила каждая девочка?
- Дети играли в прятки. Ваня и Гриша спрятались за столом и под кроватью. Ваня спрятался не за столом, а Гриша – не под кроватью. Где спрятался каждый мальчик?
- Наташа и Марина играли во дворе с мячом и скакалкой. Наташа играла не с мячом, Марина – не со скакалкой. С чем играла каждая девочка?
21. Упражнение «Составь рассказ»
Инструкция. Детям предлагается составить рассказ по заданным словам на следующие темы:
- На рыбалке.
Воскресенье, речка, друг, ловить, рыба, поймали, солнце. - В сентябре.
Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, яркие грозди, орехи. - В лесу зимой.
Зима, деревья, земля, кусты, следы, заяц, дятел. - В школе.
Учитель, сентябрь, урок, цветы, парта, класс, мечта.
Получившиеся сюжеты дети могут, при желании, нарисовать.
Педагог- психолог
Яшина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного развлечения для детей и родителей подготовительной к школе группы "Морское путешествие к дальним островам"
Данный конспект будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп как итоговое мероприятие в рамках проведения проектной недели "для чего нужна математика?"...
Познавательная викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус!» для детей и родителей подготовительной к школе группы.
В познавательной викторине представляются беседы, отрывки из стихотворений, пословицы о важности профессии и труда в жизни человека. Детям предлагается отвечать на вопросы в игровых задани...
Развитие творческих способностей детей старшей и подготовительной к школе групп на занятиях по изодеятельности и художественному труду»
Пояснительная записка.…«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем боль...
Познавательно - развлекательный досуг для детей и родителей подготовительной к школе группы (6 -7 лет) викторина с использованием ИКТ "Что мы знаем о космосе"
Формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля...
Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе "Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"
Интеллектуальная игра для детей и родителей подготовительной к школе группе"Сегодня мы дошкольники, а завтра будем школьники"...
Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамск для детей и родителей подготовительной к школе группы
Сценарий мероприятия, посвященного дню рождения города Нижнекамскдля детей и родителей подготовительной к школе группы в рамках работы над групповым проектом «Театральная «Ромашка&raq...