Развитие творческих способностей детей старшей и подготовительной к школе групп на занятиях по изодеятельности и художественному труду»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Кашипова Гульнар Миннефаизовна

Пояснительная записка.

…«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский
Работа по изготовлению поделок – это вид деятельности ребенка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребенка с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью воспитатель стремится , чтобы дошкольник приобрел новые знания и умения.

В процессе  нашей работы решаются задачи :                               

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с природным материалом и инструментами;
  3. Развитие художественно- творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  5. Создание условий для много перспективной и увлекательной активности детей по художественному труду;
  6. Создание условий для сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, формирование первых трудовых навыков.

                 Данная  программа призвана  помочь воспитателям осуществлять нравственно-эстетическое развитие детей 5-7 лет.

Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художест­венные способности в различных видах изобразительной и при­кладной деятельности.

  Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в старшей и подготовительной группах  во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей и подготовительной – 20-25 минут. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Начальная школа- детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71"

«Развитие творческих способностей   детей старшей и подготовительной к школе групп

на занятиях по изодеятельности и художественному труду»

Авторы-составители:

Дубровина Ирина Сергеевна, воспитатель, 1 квалификационная категория.

Кашипова Гульнар Миннефаизовна, воспитатель по ручному труду, высшая квалификационная категория.

Тимофеева Таьяна Николавна, воспитатель, высшая квалификационная категория.

Татарстан, г. Нижнекамск, 2014 год

Развитие творческих способностей   детей старшей и подготовительной к школе групп

на занятиях по изодеятельности и художественному труду

Пояснительная записка.

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В.А.Сухомлинский
Работа по изготовлению поделок – это вид деятельности ребенка, основным содержанием которой является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире. Знакомя ребенка с окружающими явлениями и предметами, с общественной жизнью воспитатель стремится , чтобы дошкольник приобрел новые знания и умения.

В процессе  нашей работы решаются задачи :                               

  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с природным материалом и инструментами;
  3. Развитие художественно- творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
  5. Создание условий для много перспективной и увлекательной активности детей по художественному труду;
  6. Создание условий для сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, формирование первых трудовых навыков.

                 Данная  программа призвана  помочь воспитателям осуществлять нравственно-эстетическое развитие детей 5-7 лет.

Цель программы. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

  Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в старшей и подготовительной группах  во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей и подготовительной – 20-25 минут.

  Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности  (рисование, лепка, аппликация, оригами) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

           Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность,  возрастные особенности детей.

  Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

Изложение учебного материала.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, работу по сравнительному анализу произведений различных видов искусства (живопись, музыка, поэзия); использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений детей.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, конфетти, фольга, калька), текстиль (ткани, нитки, губка), дерево, проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, мох), краски (гуашь, акварель), кисти разной формы и толщины, тушь, карандаши, фломастеры, клей, палитра, ножницы, пластилин.

Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

   Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает и к конструированию.

         Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляется педагогом, а затем осуществляется ребенком самостоятельно и имеет воспитательное значение в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в ее достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

         В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек и поделок.

         Вопросы эстетического воспитания решаются на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Накопленный к 5 – 6 годам опыт наблюдений и труда в природе, изготовление игрушек из различного природного материала развивают у детей чувство прекрасного, художественный вкус: дети стремятся сделать свою поделку более красивой и эстетичной, похожей на образец, украсить свою поделку, используя для этого дополнительный материал.   

           Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда дошкольников, в их трудовом, нравственно-эстетическом, патриотическом воспитании неоценима.        

Опираясь на требования программы, мы старались  формировать и совершенствовать трудовые навыки ребят, а также постепенно расширять содержание их трудовой деятельности.

         Воспитание детей в традициях народного ремесла всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных вещей быта. Основной предпосылкой педагогической эффективности такого обучения являлись условия окружающего быта, материалы и предметная среда, которые создавали возможности для приобщения ребенка к полезному труду.

       В содержание художественного труда дошкольников мы включили:

       -  работа с тканью, нитками ( декоративная аппликация из ткани, плетение,

ткачество, изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, театральных кукол, предметов сервировки стола, сувениров);

        - работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистка, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений, оформление живого уголка);

        - работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат);

        - работа с соленым тестом и пластилином (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);

         - работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной целлофановой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).

Коррекционные задачи.

Педагогическая деятельность в нашем учреждении направлена на гармоническое развитие ребенка в той или иной степени, в которой позволяет это сделать уровень нарушения зрения, его психическое и физическое развитие. Кроме обычных образовательно-воспитательных задач в нашем учреждении осуществляется целостная система коррекционной - педагогической и лечебно- восстановительной работы, которая направлена на коррекцию отклонений в развитии и восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, зрения, осязания, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, мобильности и ориентировке в пространстве. Проводится работа по гигиене, охране, развитию остаточного зрения, коррекции познавательной и личностной деятельности.

Коррекционная работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. В своей работе мы взяли «Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (ясли - сад – начальная школа)» Л.И.Плаксиной.

Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений:

- ослабление познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления)

- нарушение двигательных функций (мелкой и общей моторики, координации движений)

Главной задачей коррекционной работы учреждения является помощь в социальной адаптации детей, всестороннее развитие ребенка.

Решение коррекционных задач осуществляется по двум направлениям:

-предоставление оптимальных условий, способствующих улучшению состояния, направленных на полноценное развитие детей с нарушением зрения;

-воспитание и обучение детей, имеющих зрительную патологию.

Направление коррекционной работы:

- коррекционно - восстанавливающая работа, способствующая восстановлению и развитию зрительного восприятия, внимания и других зрительных функций.

- коррекционно -  развивающая работа, обеспечивающая развитие художественных, творческих возможностей.

Опыт работы показал, что для успешной коррекционной работы нужны специальные условия. Это направление осуществляется в тесной работе с администрацией.

С администрацией учреждения была организована работа по созданию условий в кабинете для коррекционной работы с детьми.

В старшей и подготовительной группах мы уделили большое значение зонированию. В группе оборудованы:

- методический уголок, где расположена нормативная и отчетная документация, консультации, конспекты, разработки, диагностики.

- коррекционно-восстановительная зона, где расположена таблица для зрительной гимнастики, необходимой части с детьми с нарушением зрения.

- коррекционно - развивающая зона для удобства разделена на несколько уголков:

1) уголок дидактической литературы по ручному труду в изготовление поделок, где в большом количестве расположен дидактический материал: иллюстрации, образцы, поделки детей.

2) уголок дидактического оборудования для занятия, где расположен необходимый материал для изготовления поделок, рисование рисунков. Все материалы разложены в пластмассовых шкатулках, деревянных ящиках. В достаточном количестве имеется природный и бросовый материал, ткань, нитки, картон, цветная бумага и пр. В группе оформлен уголок, в котором размещены изделия народных умельцев: доски, посуда, предметы быта.

    Основной задачей коррекционной работы по ручному труду является всестороннее развитие каждого ребенка, имеющего зрительную патологию. Решение этой задачи мы осуществляем по двум направлениям:

-  создание оптимальных условий, способствующих улучшению состояния зрения и направленных на полноценное развитие детей с нарушением зрения;

-  обучение детей, опираясь на сохранные анализаторы и используя имеющиеся зрительные возможности. Содержанием нашей работы в данном учреждении включает: коррекционную работу с детьми, работу с родителями, педагогами и специалистами ДОУ.

  Коррекционную работу с детьми ведется по следующим направлениям:

  -  развитие зрительного восприятия и различных функций зрения ( острота, цветоразличение, поле зрения,

глазодвигательные функции и другие ).

  -  развитие общей моторики, осязания и тонкой мускулатуры рук;

  -  развитие творческих способностей;

  -развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве;

  -  развитие нестандартного мышления, воображения.

Формы работы, проводимые нами, имеют достаточно широкий спектр:

  -  подгрупповые коррекционные занятия;

  -  индивидуальные занятия с детьми;

  - работа с родителями (консультации, итоговые занятия, выставки работ, выступления на родительских собраниях);

  -  диагностическая деятельность;

  -  работа со специалистами и педагогами ДОУ (консультации, собеседовании, показ открытых занятий, выставки работ);

  -  преемственность в работе детского сада и школы.

Задачи по художественному труду  детей 5-6 лет.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно- выразительными средствами. Движение от простого образа- представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающим детям основы культуры.

Исходя из этого, мы поставили перед собой и творчески старались реализовать целый комплекс задач.

  1. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства   для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
  2. Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном окружение, учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор, показывать из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
  3. Поощрять детей воплощать в художественном труде свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало.
  4. Обогащать содержание художественного труда в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего возраста.
  5. Учить детей грамотно отбирать содержание своей работы.
  6. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах, отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменения в природе.
  7. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, передавая несложные движения, изменяя статичное положение тела или  его частей, при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними.
  8.  Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы по ручному труду.
  9. Формировать представления о художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуется мастера.
  10. Показывать способы экономного использования художественных материалов.
  11. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

В рисовании - совершенствовать технику гуашевыми красками ( смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, легко и уверенно пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора веем ворсом кисти или концом), учить рисовать акварелью, акриловыми красками, красками по стеклу, пользоваться контуром по ткани и стеклу, восковыми карандашами, пастелью, цветными мелками, сангиной.

В аппликации - показывать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое , вчетверо бумаги для симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор для изготовление ажурных изделий, в коллективной работе создавать орнаментные аппликации.

В лепке - учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способами лепки, совершенствовать изобразительную технику, продолжать освоение рельефной лепки, скульптурного способа или лепки из целого куска  путем вытягивания и моделирования частей.

В работе с природным и бросовым материалом  -  учить запоминать формы, краски, свойства каждого вида материала. Расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала, развивать сенсомоторику - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнение действий.                     DSC01243

Задачи по ручному труду  детей 6 – 7 лет.

Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

  1. Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности, называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений, развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
  2. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления, показывать уже знакомые и новые произведения искусства, рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состоянии природы.
  3. Расширять, систематизировать и детализировать содержание ручного труда детей. Активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, о природных явлениях, при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детенышами в движении, учить передавать своё представление об историческом прошлом России посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
  4. Помогать детям,  научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях по ручному труду, перенести   это понимание в собственную художественную деятельность, показать возможность создание сказочных образов на основе фантазийного преобразования образов реальных.
  5. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла.
  6. Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы, передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношения, передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа.
  7. Совершенствовать специфические умения во всех видах по ручному труду: продолжать учить выполнять работы с натуры или по представлению, точно передовая строение, пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки.
  8. Развивать композиционные умения, создавать композицию в   зависимости от сюжета- располагать объекты на узком и широком пространстве, учить планировать эскиз, набросок, композиционную схему.
  9. Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциями, использование различных материалов, с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
  10. Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.
  11. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с материалами по ручному труду- белая и цветная бумага, краски, картон, глина, тесто, пластилин, ткань, бисер, палетки, стекло, дерево; инструменты- кисть, карандаши, ножницы, стеки; изобразительными техниками.

В рисовании - совершенствовать технику рисования различными видами красок, самостоятельно выбирать материал по ручному труду для создания выразительного образа.

В аппликации - инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа ( обрывание, ощипывание, сжимание, вырезание симметричных деталей, силуэтная, модульная аппликация, свободное сочетание разной техники), совершенствовать содержание и технику прорезного декора, познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений, показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали, продолжить знакомство с видом аппликации из ткани, природного материала.

В лепке - побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

В вязании - расширять представления о видах ниток, научить держать                                                                                      крючок             правильно, в правой руке, а нитку в левой, учить делать  воздушные             петли.                                                  

В работе с природным и бросовым материалом- учить запоминать формы, краски, свойства каждого вида материала, расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала, развивать сенсомоторику - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнение действий.

Коррекционная  работа с детьми-инвалидами.

Сентябрь

  1. «Лес нам дарит чудеса»- поделка из природного материала.
  2. «Царевна лебедь», поделки из пластина.
  3. «Князь Гвидон», поделки из природного материала.

   4.    «Сказка о царе Салтане», поделка из      природного материала.

Ноябрь

  1. «Птица на ветке», поделка из природного материала.
  2. «Заяц», поделка из природного материала.
  3. «Декоративное панно», поделка из природного материала.
  4. «Золотая осень», поделка из природного материала.

Январь

  1. «Ваза», поделки из папье- маше.
  2. «Ваза», поделки из папье –маше.
  3. «Елочные игрушки», аппликация из бумаги.
  4. Поделки атрибуты к празднику, аппликация из бумаги.

Март

  1. «Цветок», аппликация из бумаги.
  2. «Подарок маме», аппликация из бумаги.
  3. «Подарок папе», аппликация из бумаги.
  4. Работа с бумагой ,аппликация из бумаги.

Май

  1. «Водный транспорт», аппликация из бумаги.
  2. «Автомобили», аппликация из бумаги.
  3. «Мой город», аппликация из бумаги.
  4. По замыслу, аппликация из бумаги.

Октябрь

  1. «Цветы воспитателям», поделка из природного материала.
  2. «Синичка», аппликация из листьев и семян.
  3. «Осьминог», аппликация из листьев и семян.
  4. «Медвежонок», аппликация из листьев и семян.

Декабрь

  1. «Волшебная иголка», «Цветок», вышивание.
  2. «Полотенце», вышивание.
  3. «Варежки – персонажи кукольного театра», иголка «шов вперед».
  4.  «Варежки – персонажи кукольного театра», иголка «шов вперед».

Февраль

  1. Знакомство с крючком.
  2. Учимся вязать крючком цепочку.
  3. Соединение цепочки в кольцо.
  4. Обвязывание кольца. «Цветок».

Апрель

  1. «Незнайка», поделки из бросового материала и бумаги.
  2. «Знай-ка», поделки из бросового материала и бумаги.
  3. «Доктор Пилюля», поделки из бросового материала и бумаги.
  4. По замыслу, поделки из бросового материала и бумаги.

Коррекционная работа с одаренными детьми.

Сентябрь

  1. «Зайчик», поделки из природного материала.
  2. «Лиса», поделки из природного материала.
  3. «Рыбка», поделки из природного материала.
  4. «Петушок», поделки из природного материала.

Ноябрь

  1. «Бабочка», аппликация из листьев, семян и ягод.
  2. «Осеняя картина», аппликация из листьев, семян и ягод.
  3. Знакомство со швейными принадлежностями. Дидактическая игра «Пришей пуговицу».
  4. «Сова», пришивание пуговиц.

Январь

  1. «Медведь», оригами.
  2. «Игрушки на елку», оригами.
  3. Вязание крючком. Первое знакомство.
  4. Набор петель. Вязание крючком.

Март

  1. «Подарок маме», аппликация из бумаги.
  2. «Шкатулка», поделки из спичечного коробка.
  3. По замыслу.
  4. «Три поросенка», поделки из бумаги и картона.

Май

  1. «Олень», поделки из бумаги и картона.
  2. «Лев», поделки из бумаги и картона.
  3. «Лошадка», поделки из бумаги и картона.

4 .   Итоговое занятие «Зоопарк», поделки из бумаги и картона.

Октябрь

  1. «Кот», поделки из природного материала.
  2. «Цветы педагогам», поделки из природного материала.
  3. «Цыпленок», аппликация из листьев, семян и ягод.
  4. «Тарелочка», аппликация из листьев, семян и ягод.

Декабрь

  1. «Полотенце», пришивание пуговиц.
  2. «Салфетка», шов «иголка вперед».
  3. «Украсим салфетку» пришивание пуговиц.
  4. «Тигр», оригами.

Февраль

  1. «Цепочка». Вязание крючком.
  2. Аппликация из цветных цепочек. Вязание крючком.
  3. Аппликация из цветных цепочек. Вязание крючком.
  4. «Подарок папе», аппликация из бумаги.

Апрель

  1. «Обезьянка», поделки из бумаги и картона.
  2. «Щенок», поделки из бумаги и картона.
  3. «Львенок», поделки из бумаги и картона.
  4. «Жираф», поделки из бумаги и картона.

Выставка работ «Соломенное дефиле».                          Выставка работ детей-инвалидов.                                                                                           

         082                                                      P1010017

                                                                                           

Коррекционная  работа  с детьми, испытывающими трудности на занятиях.

                                 

Сентябрь

  1. “Стаканчик”, работа с бумагой.
  2. “Лягушонок”, оригами.
  3. “Парусник”, оригами.

      4.    “Катер”, аппликация из бумаги.

                                      Октябрь

  1. “Попугайчик”, аппликация из бумаги.

      2 .   “Зайчик”, аппликация из бумаги.

      3.   “Истребитель”, аппликация из бумаги.

      4.   “Домик”, аппликация из бумаги.

Ноябрь

  1. “Бабочка”, аппликация из бумаги.

      2.    “Голубь”,  аппликация из бумаги.

3.   “Жар-птица”, аппликация из бумаги.

      4.    “Сова”, аппликация из бумаги.

Декабрь

  1. “Рыбка”, аппликация из бумаги.

      2.  “Курочка”, аппликация из бумаги.

3. “Лодка”, аппликация из бумаги.

      4.  “Гусь”, аппликация из бумаги.

Январь

     1. “Лиса” аппликация из бумаги.

     2.  “Ворона” аппликация из бумаги.

     3. «Жираф», киригами.

     4. «Кенгуру», киригами.

Февраль

     1.  «Жираф», аппликация из бумаги.

     2.   «Елочка», аппликация из бумаги.

     3.   «Пират», аппликация из бумаги.

     4.   «Хризантемы», обрывная аппликация.

Март

  1. Композиция «Цветы в вазе». Композиция из природного материала.
  2. Игрушка из целой скорлупы «Рыбка».
  3. «Динозавр», плетение из бумаги.
  4. «Подсолнух», скручивание бумаги.

Апрель

1.  «Щенок». Композиция из природного     материала.

       2.   Мордочка котенка из ваты.

       3.  «Страус», скручивание бумаги.

       4.  «Цветы», оригами из кругов.

Май

       1.  Оригами «Мухомор».

       2.  Оригами «Колобок».

       3.  «Волшебное дерево», аппликация из бумаги, симметричное вырезание.

       4.  «Волшебница», аппликация из бумаги, симметричное вырезание.

Перспективный план занятий по ручному труду старшей группе.

Сентябрь.

  1. «Кошка». Обрывная аппликация. Знакомство с разными видами бумаги.
  2. «Курочка Ряба». Обрывная аппликация.
  3. «Букет роз». Обрывная аппликация.
  4. «Обезьянки». Аппликация жгутиками.

Октябрь.

  1. «Динозавр». Плетение из бумаги.
  2. «Птичка». Плетение из бумаги.
  3. «Цветы». Оригами из кругов.
  4. «Осеннее дерево». Симметричное вырезание из бумаги.

Ноябрь.

  1. «Складная коробочка». Оригами.
  2. «Карандашница». Поделка из пластилина и гороха.
  3. Продолжение работы.
  4. «Блокнотик». Аппликация из бумаги и картона.

Декабрь.

  1. «Дед Мороз и Снегурочка». Моделирование из бумажных полосок.
  2. «Снежинка». Оригами.
  3. Продолжение работы.
  4. «Волшебная елка». Оригами.

Январь.

  1. «Друзья на празднике». Объемная аппликация.
  2. Продолжение работы.
  3. Маска «Мишка».
  4. «Новогодняя конфетка». Аппликация из разных видов бумаги.

Февраль.

  1. «Подсвечник «Черепаха». Соленое тесто.
  2. Продолжение работы.
  3. «Валентинка».
  4. «Портрет папы». Соленое тесто.

Март.

  1. Оформление рамки.
  2. «Портрет мамы». Соленое тесто.
  3. Продолжение работы.
  4. «Барашек». Соленое тесто и макароны.

Апрель.

  1. «Маска». Аппликация из бумаги.
  2. Продолжение работы.
  3. «Котенок». Аппликация из шерстяных ниток.
  4. «Чудо узор». Рельефная лепка

Май.

  1. «Кружевоплетение». Рисование восковыми карандашами.
  2. «Волшебный цветок». Аппликация из бумаги.
  3. «Весенний ковер». Соленое тесто.
  4. «Собачка». Киригами.

Перспективный план сенсомоторного развития детей в старшей группе.

(как самостоятельное занятие и как часть на занятии по изобразительной деятельности и ручному труду)

Сентябрь

Игры-занятия с дидактическими игрушками.

Цель:

1. Продолжать знакомить с понятиями «цвет»; «форма»; «размер».

2. Способствовать развитию предметной деятельности, развивать тактильную   чувствительность.

3. Развивать воображение, мышление, конструкторские навыки.

4. Развивать ловкость и сноровку пальчиков.                                                                                                                          

5. Воспитывать усидчивость.

Материал для занятий

- Мозаика разных размеров и раной конфигурации;

- пазлы (большие и маленькие);

- конструктора;

- застежки, шнуровки.

Задание с дидактическими игрушками.

1. Выкладывание из мозаики различных узоров, образов, сюжетных картинок по образцу.

2. Придумывание своих оригинальных узоров и образов из мозаики.

3. Собирание из пазлов картинок.

4. Застегивание и расстегивание пришитых пуговиц.

5. Упражнение со шнурами: шнуровать, завязывать, развязывать.

6. Формирование из шнурка (нитки) на столе, какого – либо предмета.

7. Завязывание шнурков в одну длинную линию.

Октябрь

Игры -  занятия с бросовым материалом.

Цель:

1. Формировать у детей зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку.

2. Развивать глазомер, мелкие движения рук, чувство образного восприятия.

3. Продолжать развивать речь, обогащать словарный запас детей.

 Материал для игр – занятий:

 - катушки с нитками;

- карандаши;

- гладкие бруски;

- баночки, бутылочки с пробками;

- прищепки.

Упражнения с материалом.

1. Перебирание, вращение пальцами карандашей, катушек с нитками, гладких брусков. Сначала всеми пальцами, затем двумя, тремя.

2. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.

3. Создание с помощью прищепок разных образов, (ёлка, солнце, цветок).

4. Постройка из брусков разных предметов.

5. Раскладывание цветных карандашей от теплых оттенков к холодным и наоборот.

6. Раскладывание цветных карандашей в спектре радуги.

Ноябрь

Игры и занятия с крупой и зерно -бобовыми.

Цель:

1. Продолжать учить детей владеть своими руками, развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность скоординировать свои движения.

2. Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

3. Развивать тактильную чувствительность.

4. Воспитывать инициативу, умение доводить начатое дело до конца.

Материал для  занятий:

- зернобобовые (фасоль, горох, бобы);

- семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни);

- крапа (манная, гречка, рис, пшено);

- подносы, ложечки, палочки, пластиковые бутылочки и баночки, пластилиновые основы.

Упражнения с зернобобовыми и крупами.

1. Удерживания семян, круп пальцами.

2. Массаж ладоней с помощью горошин (катание между ладонями).

3. Придавливание горошин к столу, и вращение её каждым пальчиком.

4. Раскладывание крупы и семян в различные баночки.

5. Заполнение пластиковых бутылок, горохом, фасолью, бобами.

6. Угадывание на ощупь: игра «Чудесный мешочек».

7. Выкладывание различных фигурок, предметов, цифр, букв.

8. Рисование пальцем на подносах, заполненных крупой.

9. Выполнение композиций на пластилиновых основах.

Декабрь

 Игры-занятия с пуговицами разного размера и формы.

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с работой с пуговицами.

2. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкие движения рук, глазомер, творческие способности.

3. Формировать речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

4. Продолжать развивать тактильную чувствительность.

5. Воспитывать усидчивость, терпение.

Материал для занятий:

 - плоские пуговицы разных размеров и формы;

- рисунки с фигурами для выкладывания пуговицами;

- простой и цветные карандаши;

- бумага.

Упражнения  с пуговицами.

1. Катание пуговиц поставленных на ребро, каждым пальчиком по очереди.

2. Раскладывание пуговиц на столе от самой маленькой до самой большой (и наоборот).

3. Выкладывание орнаментов и фигурок из пуговиц.

4. Складывание пуговиц одна на другую, чтобы получилась высокая пирамида.

5. Нанизывание пуговиц на нитку.

6. Пришивание пуговиц на ткань.

7. Составление с помощью пуговиц  различных образов, обводя их по контуру.

Январь

Работа с пластилином.

Цель:

1. Передавать при лепке основные внешние признаки предметов, сравнивая ее с основной формой-эталоном, работа по образцу, по представлению.

2. Формировать различные приемы лепки.

3. Развивать ловкость рук, точность движения руки пальцев, вкус.

4. Учить чувствовать материал, развивать память руки, чувство формы.

5. Воспитывать усидчивость, терпение, умение достигать результаты работы.

Материал для занятий:

    Пластилин разных  цветов,  плотный картон, стеки, пластмассовые доски, простой карандаш, ножницы для вырезания деталей, картон, салфетка для протирания рук, расческа, скалка для раскатывания пластилина.

Подсобный материал: семечки, крупы, ракушки, коробочки, баночки.

Задание с пластилином или создание образов (картин) из пластилина

- пластилиновые мазки (техника: от куска пластилина отрывается небольшой с горошину, и приложив его к основе размазывается в нужном направлении);

-  пластилиновый валик (колбаска)(катание на дощечке) или между ладонями);

- пластилиновые шары различной величины;  самый  маленький пластилиновый шарик раскатывается между подушечками указательного и большого пальцев;

- пластилиновый шар среднего размера между ладонями, вращая круговыми движениями;

- пластилиновый шар большого размера – на дощечке, вращать всей ладонью;

- процарапывание по пластилину (размазать пластилин на листе картона, начиная с середины листа и стекой процарапывать рисунок до картона);

- барельеф (нарисованный шаблон прикладывается к пластилиновой пластине и стекой вырезается по контуру шаблона целое изображение или его части);

- комбинированные пластилиновые техники;

-  пластилиновые картины, используются для украшения семян арбузов, дынь, крупы.

Образы и картины дети создают:

По памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по рисунку, по словесному описанию.

Февраль:

Игры и занятия со счетными палочками, цветными карандашами, геометрическими фигурами.

Цель:

1. Формировать у детей зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез.

2. Продолжать развивать тактильные ощущения, тонкие движения пальцев рук.

3. Способствовать развитию логики, воображения, внимания.

4. Воспитывать терпение, усидчивость.

Материал для занятий:

- сетные палочки,

- цветные карандаши,

- геометрические фигуры.

Задания

1. Раскладывание цветных карандашей в ряд, чередуя по цвету.

2. Выкладывание из счетных палочек различных узоров.

3. Выкладывание из счетных палочек плоскостных фигур ( по образцу, по замыслу картинки из книг).

4. Выкладывание из счетных палочек объемных фигур.

5.Выкладывание из геометрических фигур различных орнаментов (по образцу, по замыслу).

6. Выкладывание из геометрических фигур разных образцов и предметов.

Март

Игры и занятия с клеточками.

Цель:

1. Формировать у детей пространственно-образное мышление.

2. Развивать чувственное, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение.

3. Продолжать развивать внимание, память, крупную и мелкую моторику.

4. Подготавливать руку  ребенка к овладению письмом.

5. Воспитывать терпение.

Материал для занятий:

- простые и цветные карандаши,

- тетради в крупную и мелкую клетку,

- трафареты.

Задания в тетрадях в клеточку.

1. Рисование палочек, простых геометрических и предметных фигур.

2. Обведение рисунков по контуру, трафарету, закрашивание или штрихование их.

3. Срисовывание фигурок по зрительному образцу и без него.

4. С помощью слухового диктанта продолжать заданный узор

5. Рисование второй половины изображения.

6. Превращение предмета с помощью новых деталей в фигуру.

7. Придумывание своих узоров, фантастических животных и птиц.

Апрель

Игры и занятия с бумагой.

Цель:

1. Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.

2. Учить использовать разную технику в работе с бумагою, начиная с самой простой.

3. Продолжать учить детей владеть своими руками, развивать моторику рук, ловкость и координацию.

4. Формировать конструктивные способности.

5. Закреплять знания основных цветов.

6. Развивать чувство образного восприятия.

7. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Материал для занятий:

- бумага разных видов и цветов,

- клей ПВА,

- ножницы,

- кисти,

- простые карандаши,

- салфетки для удаления клея с рабочей поверхности

 DSC03359

Упражнения с бумагой.

1. Перелистывание.

2. Складывание и разворачивание квадратного  листа бумаги.

3. Скатывание бумаги.

4. Скручивание бумаги.

5. Сжимание бумаги.

6. Разрывание, обрывание бумаги.

7. Разрезание на мелкие кусочки (как мозаика).

8. Бумажная гофрировка.

9. Витая бумажная спираль.

Поделки из бумаги.

- оригами,

- киригами,

- бумажная мозаика,

- разрывная (обрывная) аппликация,

- поделки из бумажной гофрировки,

- поделки из бумажных салфеток (путем скатывания шариков).

Май

Рисование разными материалами и разными нетрадиционными способами.

Цели:

1. Совершенствовать технику рисования акварельными и гуашевыми красками, использовать разнообразные  цвета и цветовые оттенки.

2. Познакомить с приемами рисования графическими карандашами.

3. Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике.

4. Учить  координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа.

5. Развивать цветовосприятие, воображение, фантазию.

6. Воспитывать инициативу, самостоятельность.

Материал для занятий:

Акварельные краски, жесткая кисть, мятая бумага, поролон, простой и графитный карандаш, ватные палочки, бумага,  влажные салфетки,  стаканчики с водой,  гелиевые ручки

Способы рисования:

- рисование пальчиками, ладошкой;

- рисование мятой бумагой;

- рисование поролоном (тампонирование);

- рисование штрихами (графика);

- рисование кистью, тычками;

- рисование ватными палочками.

Заключение.

Изучив  и  внедрив  нашу  методическую  программу  по  разделам  «Изодеятельность  и  ручной  труд  », а  также  проведя,  диагностику у  детей  в  подготовительной  группе  мы  пришли  к  положительным  результатам.

По  результатам  диагностики  мы  видим,  что  одно  из  наиболее  важных  условий  успешного  развития  детского  творчества -  разнообразие  и  вариативность  работы  с  детьми,  новизна  обстановки,  необычное  начало  работы,  красивые  и  разнообразные  материалы,  интересные  для  детей   неповторяющиеся  задания,  возможность  выбора -  вот  что  помогает  не  допускать  в  детскую  деятельность  однообразие  и  скуку. Главная  задача -  заинтересовать  детей  зажечь  их  сердца,  развивать  в  них  творческую  активность,  не  навязывая  собственных  мнений  и  вкусов. Таким  образом,  что  только в  результате  планомерной,  целенаправленной  работы  можно  добиться  положительных  результатов  в  трудовом  воспитании  дошкольников. Мы убеждены, что любовь к декоративному искусству, которому мы можем привить своим воспитанникам в детстве, оставит отпечаток на всю жизнь, обогащая яркими позитивными эмоциями, впечатлениями. Это будет фундаментом к дальнейшему выбору профессии. Очень важно, чтобы маленький человек, взявший в руку кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"

Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...