План самообразования воспитателя по теме: «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голубева Алёна Борисовна

Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов дошкольного образования и является примером современных технологий для дошкольных образовательных учреждений. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ. План по самообразованию поможет более детально изучить  современную  квест-технологию в работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:


План работы по самообразованию воспитателя

Голубевой Алены Борисовны

Тема:  «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»

Направление: познавательное

Группа: средняя

Начало работы: 01.09.2020 г.

Окончание работы: 27.05.2020 г.

Форма самообразования: индивидуальная

 

Цель: изучение и использование современной  квест-технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-реализовать федеральный государственный стандарт в работе с дошкольниками;

-использовать современные технологии и методы работы в младшей группе;

-познакомить детей с квест – игрой как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы младших дошкольников.

-сформировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность и взаимопонимание;

Ожидаемые результаты:

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями как средствами познавательного  развития детей;
  • умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

У детей сформируются:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение  синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения возникающих задач посредством поиска решений;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.

 

Основные вопросы:

  • изучение методической  литературы по использованию квест-технологии;
  • актуальность применения квест-технологии в образовательном процессе с дошкольниками;
  • цели и задачи квест-технологии в обучении детей дошкольного возраста;
  • этапы работы по внедрению квест-технологии в образовательный процесс;
  • особенности квест-технологии для детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в деятельности детей по квест-технологии;
  • изучение педагогический опыт других педагогов;
  • внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Актуальность: 

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов дошкольного образования и является примером современных технологий для дошкольных образовательных учреждений. Квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (в метании, прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила  задание  может продолжить путь дальше. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически в любой обстановке.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды перемещаются по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. После каждой игры ребенок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует, прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом-наставником. Ребенок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, планирует вместе с педагогом тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы». В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

В ходе реализации квест-игры можно осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Квест-технология нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт.

Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Все эти особенности имеют место в квест-технологиях образовательной деятельности детей.

В ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включаются в игру, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявляет инициативу, воображение, применял логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Квесты дают возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения организованной образовательной деятельности в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

 

Основные принципы использования квест– технологий:

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

  1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
  2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
  5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
  6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

 

Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. Выбор, которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов ФГОС - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

 

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический: сентябрь – октябрь 2020 г.) – изучение возможностей внедрения квест-технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками, анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь 2020 – май 2021 г.) - практическое осуществление деятельности по внедрению квест-технологии: решение организационных вопросов, разработка  проекта на год, мастер-классов по работе с детьми, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2021 г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 – 2021 г.

 

Срок

 

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

 

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по внедрению квест-технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками. Знакомство с методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Квест-игра - это современная образовательная технология. Играем в саду и дома»

Ноябрь - май

Накопительно - практический

1.Изучение квест-технологии в Интернете.

2. Вебинар «Квест-технологии в работе с дошкольниками.

3. Внедрение квест-технологии в образовательный процесс с младшими дошкольниками.

4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.

5.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для квест-игр.

6.Создание картотеки квест-игр.

7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

9. Консультации для педагогов.

Оформление фотовыставки

«Ура! Ура! Квест-игра!»

10. Привлечение родителей к организации квест-игр в группе.

Консультация для родителей «Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Картотека, сценарии квест – игр.

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «Квест-технология и опыт её применения в образовательном процессе ДОУ при реализации требований ФГОС ДО».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования

Анализ процесса профессионального самообразования:

- какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;

- затруднения детей;

- определение новых задач;

- оправдал ли себя план, практические выводы.

 

                                      Список использованной литературы:

 

   Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 

  1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.
  2. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология
  3.  С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. -
  4. - № 1-2.
  5. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6

(09). – С.138-140

  1. Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С.439–441.
  2. Щелина Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С.146-149
  3. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  4. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
  5. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, стр. 48-59.

 

Список интернет источников:

  1. http://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html
  2. http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma-obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
  3. http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitc

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Квест-игра как современная игровая технология"

Консультация для педагогов ДОУ на тему "Квест-игра как современная игровая технология"...

Мастер - класс для педагогов по теме: "Квест - игра - современные игровые технологии в ДОУ"

Технология квеста разработана профессором Университета Сан - Диего (США) Доджем Берни в 1995 году как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе.Квест - технология вовлекает каждого ...

Индивидуальный план по самообразованию «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»

Индивидуальный план по самообразованию «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Квест - игра» — современные игровые технологии в ДОУ»

Мастер - класс для педагоговпо теме:  «Квест - игра» — современные игровые технологии в ДОУ»...