Проектная деятельность в ДОУ
учебно-методический материал
Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_kak_sredstvo_povysheniya.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила методист
Чистякова Марина Владимировна
Консультация для педагогов
«Проектный метод, как средство повышения качества образования в ДОУ»
На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса. Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования.
Проектная деятельность активно используется в современных ДОУ для расширения словарного запаса, кругозора детей, получения воспитанниками новых навыков и знаний и их практического использования. Метод проектов опирается на принципы исследовательской, творческой, познавательной и продуктивной деятельности детей
Проектная деятельность в ДОУ — эффективная образовательно-воспитательная методика, поэтапная практическая работа, которая: позволяет расширять диапазон предметных знаний и практических навыков, развивать творческие способности детей; способствует формированию необходимых для обучения в школе компетентностей; обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника; стимулирует настойчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность.
Педагоги используют природную любознательность детей для того, чтобы заинтересовать их проектно-исследовательской деятельностью, которая, в свою очередь, учит на практике использовать теоретические знания, отмечать взаимосвязь предметов и явлений, направлена на раскрытие способностей, творческой и интеллектуальной одаренности детей.
Независимо от темы проектной деятельности в ДОУ, она имеет стратегическое значение и для дошкольников, и для воспитателей, которые в процессе подготовки и курирования проекта вынуждены проявлять креативность, нестандартное мышление, тщательно планировать работу в соответствии с возможностями и интересами детей, изучать новые педагогические приемы и технологии. В результате качество дошкольного образования и уровень профессионального мастерства воспитателей неустанно растет. Следовательно, работа над проектами в детском саду реализует как глобальные цели, так и более практические: развитие творческих способностей детей, коммуникабельности, любознательности, ответственности; стимулирование гибкости мышления, познавательного интереса; получения опыта исследовательской деятельности, инициативности, самостоятельности, уверенности в принятии решений; формирование практики работы в команде, общеучебных навыков и базовых компетенций; опыт выполнения дифференцированных задач, применения на практике теоретических знаний.
К достоинствам метода проектов также можно добавить, что проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Важно подчеркнуть, что взрослым в этом процессе отводится вторичная роль помощников, но не руководителей, поскольку главенствующие функции ведущего получает ребенок, который подчиняет проектную деятельность своему любопытству и интересам. Все это обуславливает взаимодействие на принципах равноправного сотрудничества или партнерства и полный отказ от авторитарного педагогического воздействия.
Цели проектной деятельности в ДОУ основываются на осознании детьми границ знания и стремления выйти за их пределы. Природная любознательность дошкольников усилиями педагогов и членов семьи направляется в нужное русло, что не только обеспечивает баланс между теорией и практикой, но и служит достойным стимулом для познания нового, поиска ответов на возникающие у детей вопросы.
Именно поэтому проектная деятельность в ДОУ по ФГОС отвечает следующим требованиям:
∙ Во главу угла ставятся жизненные ситуации и проблемы, с которыми сталкивается ребенок.
∙ Учебные проблемы не могут становиться предметом проектной деятельности. Задавая вопросы об окружающем мире, предметах и явлениях, ребенок поднимает актуальные для него темы, которые и должны рассматриваться в рамках метода проектов (навязывание темы со стороны родителей или воспитателя нивелирует результаты работы).
∙ Предметом реализации посредством проектной деятельности могут быть только сложные и нелинейные проблемы, которые требуют ресурсных и трудозатрат, значительной доли усердия от ребенка. Вопросы, поиск ответов на которые не вызывает затруднений, не могут становиться темой детского проекта.
∙ Результатом работы над проектом должен быть определенный продукт, который малыши смогут представить на завершающем этапе деятельности.
∙ Работа ведется в установленных временных и ресурсных рамках, что способствует более ответственному отношению детей к работе, тщательному планированию каждого этапа деятельности, прогнозированию результата.
В процессе получения итогового продукта дошкольники получают необходимые компетентности, навыки и знания. Следовательно, проектная деятельность — совместная работа воспитанников детского сада и взрослых по планировании и организации поиска ответа на интересующий ребенка вопрос, которая завершается социально-значимым результатом.
Работа над проектом ведется только в тесном взаимодействии детей и взрослых, что способствует улучшению навыков коммуникабельности, гибкости мышления, формированию чувства ответственности, уверенности в своих силах и стремления довести дело до конца.
Примечательно, что задачи, которые ставит проектная деятельность в ДОУ отличаются в зависимости от возраста воспитанников. И хотя метод проектов рекомендуют практиковать с детьми старшего дошкольного возраста, опытные педагоги нередко используют его и с младшими дошкольниками. В этом случае необходимо учитывать специфичность задач, характерных для каждой возрастной группы. Младшие дошкольники в ходе реализации проектной деятельности выполняют три вида задач: входят в созданную воспитателем проблемную игровую ситуацию (педагог выполняет ведущую роль); проявляют желание искать выход из сложившейся ситуации (действуют совместно с воспитателем); демонстрируют предпосылки поисковой деятельности (практическая реализация). Старшие дошкольники: дети проявляют зачатки интеллектуальной инициативы и поисковой деятельности; практикуют поиск различных методов решения проблемы сперва при помощи воспитателя, а после и самостоятельно; учатся подбирать разные варианты методов для решения поставленной задачи; стремятся использовать специальные термины и фразы, чтобы на равных вести беседы со взрослыми и сверстниками, осуществляя проектную деятельность.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в воспитании и образовании дошкольников, сделать образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей и раскрыть возможности для педагогического творчества воспитателя. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В настоящее время проектирование занимает особое место в дошкольном образовании. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольного учреждения, наращивание его образовательного потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...