Рекомендиция для родителей
консультация (старшая группа)

Хрычева Наталия Петровна

«Пальчиковая гимнастикаРазвиваем речь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vy_dumaete.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И

почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят, потому что больше

смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками,

потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально

удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда

и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с

наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы,

управляемые с помощью пульта. Всё это, несомненно, прогресс.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой

человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность

маленького ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь

установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений

тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию

правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,

нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое

напряжение. Кроме того, известно, что у человека существует не только

слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Эта память

включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-

то образом действуем.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.

Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи

напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления,

внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его

речь делается более точной и выразительной. Более того, когда мама для такой

игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда

она трогает ладошку, берёт его пальчики, поглаживает или щекочет,

похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его

эмоционально интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт

успокаивает и радует ребёнка, вызывает у него улыбку и смех.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр

1. Убедитесь в том, что ребенок знает основных персонажей стихов, песенок и

потешек. Сначала покажите ему игрушки или цветные картинки, чтобы он мог вспомнить (или узнать впервые, как выглядит то или иное животное, о котором

рассказывается в потешке.

2. Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только

позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и

создаст необходимый эмоциональный настрой.

3. Перед началом упражнений ребёнок разогревает ладони лёгкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

4. При проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или

рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы ваш ребенок успел показать

движение; по мере освоения движения меняйте темп (можно даже показать в

нарочно ускоренном - и поэтому «смешном» для малышей темпе).

5. Тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо

знакомую детям мелодию или просто под музыку.

6. Выполняйте упражнение вместе с ребёнком. При этом демонстрируя

собственную увлечённость игрой.

7. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы рук.

8. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

9. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без

чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

10. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без

лишних слов. При необходимости ребёнку оказывается помощь.

11. При повторных проведениях игры ребенок нередко начинает произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

12. Выполняйте пальчиковую игру от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем

левой, а потом двумя руками вместе. 13.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно

быть не более 2-3 разных игр; новые игры вводите постепенно, исключая по

одной из хорошо знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

14. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен,

и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

15. Никогда не принуждайте. Игра должна проводиться по желанию ребёнка, на

положительном эмоциональном фоне. Попытайтесь разобраться в причинах

отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или

поменяйте игру.

16. Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь

переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всём должна

быть мера.

17. Никогда не начинайте занятие, если Вы утомлены, раздражены или

озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или

увлечён своей игрой;

18. Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к

негативизму.

19.Помните: малыш лучше развивается, когда он успешен, когда чувствует, что

у него всё получается и им довольны близкие взрослые.

Хвалите ребенка даже за самые маленькие успехи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Рекомендиция для родителей

laquo;Польза зимней прогулки для детей дошкольного возраста»...

Рекомендиция для родителей

laquo;Использование массажных ковриков и дорожекв физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...

Рекомендиция для родителей

quot;Играйте вместе с детьми"...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...