«Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников»
материал (подготовительная группа)

Федаева Наталья Константиновна

Материал из опыта работы с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_fedaevoy_n.k.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников»

Подготовила: воспитатель МБДОУ

 «Атемарский детский сад № 1      

 «Теремок»

                                                                    Федаева Наталья Константиновна

2020 год

Актуальность.

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса.  Перестраиваться пришлось и  дошкольной системе образования.

В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась,  изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир. Поэтому дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия с семьями воспитанников нашего дошкольного учреждения. 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника»

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

         Технология дистанционного образования – не только не противоречит современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлема в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальна в данный период и доступна всем педагогам ДОУ.

Целостность.

Дистанционное образование  дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают  и  выполняют  задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в  процессе выполнения творческого задания.

Используя технологию дистанционного образования, я поставила перед собой цель: обеспечить предоставление родителям необходимой информации, а детям возможности получить необходимые знания в период самоизоляции на дому, т.е.  качественного усвоения образовательной программы.

Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей-дошкольников, т.к. ранее они были востребованы в детском саду только в процессе работы консультативного пункта. А значит, произошло изменение роли  и функции участников педагогического процесса.

Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые  – педагогу необходимо  создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное образование предполагает, что большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, когда информация воспринимается несколько иначе, чем когда этот же  материал объясняет воспитатель (здесь играет роль психологическое восприятие ребенком личности педагога, его авторитет).

Задачи:

  • Удовлетворение потребностей  родителей и детей в получении образования
  • Повышение качества и эффективности образования путем внедрения  дистанционных технологий
  • Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
  • Усиление личностной направленности образовательного процесса
  • Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции

Для достижения поставленных задач ежедневно разрабатываем содержание обучающей деятельности в соответствии с программой и календарно - тематическим планом работы.

Условия реализации данных задач:

  • создание образовательной среды - особое внимание мы уделили детям, которые пойдут в школу в сентябре 2020 года. Нашим выпускникам необходимо обеспечить плавный переход для обучения в 1-ом классе и сформировать необходимый комплекс знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного  обучения в школе. Для этого была создана группа «В Контакте»: «Сидим дома. Готовимся к школе», где ежедневно выкладывается вся необходимая информация в соответствии с программным материалом и календарно-тематическим планированием).

Ссылка: https://vk.com/club193954503

  •  проведение мероприятий, направленных на эмоциональное благополучие детей в период самоизоляции - наша задача состоит с том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками, картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в форме обучающих и развивающих занятий. Выполнение творческих заданий предваряется презентацией или фотографиями с  пошаговыми этапами выполнения.

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_9%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_25%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_54%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_58%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_138%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_141%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_142%2Fall

  •  сотрудничество с семьями воспитанников в вопросах  здоровьесбережения через применение дистанционных образовательных технологий -  сделана тематическая подборка подвижных игр, в т.ч. игр малой подвижности, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, в которые дети могут поиграть со своими родителями или другими членами семьи.

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_168%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_145%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_139%2Fall

https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_61%2Fall

Родители, в свою очередь, стараются реализовать образовательные задачи, полученные от воспитателя, сотрудничают с воспитателем,  а также каждый день информируют нас о состоянии здоровья ребенка. Главное для родителей - обеспечивать  соблюдение режима дня, приблизительно такого же, как в детском саду.

Принципы построения дистанционного образования дошкольников:

1. В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

2. Взрослый – тьютор, направляющий деятельность ребенка. Для этого необходимо:

- продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза;

- вовлекать ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение;

- направлять, но не заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

Направления реализации дистанционного образования дошкольников:

  1. в форме игр и занятий для совместного выполнения ребенком с родителями. Информацию родители получают в электронном виде через интернет.
  2. консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их компетентность и педагогическую грамотность.

Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов,  эффективно и грамотно  организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей,  а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.

Логичность.

Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что на данный момент она является наиболее оптимальной, доступной и востребованной.

Несмотря на то, что в применении дистанционных технологий в образовании детей дошкольного возраста есть  минусы:

 - в случае если родители не имеют возможности, времени или желания заниматься с ребенком,  то уровень усвоения им материала будет не высокий. У детей чаще всего отсутствует элемент самоорганизации и не хватает усидчивости. В моменты затруднений детям необходима помощь взрослого, т.е. отсутствует элемент самоконтроля.

- отсутствие  авторитета родителя, т.к. многие дети воспринимают информацию так, как ее преподносит воспитатель.

- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет), а в телефоне нет полного набора функций.

- отсутствие общения со сверстниками, когда теряются необходимые навыки коммуникации и социализации в обществе.

- во время дистанционного образования приходится проводить время за компьютером, телефоном.

 Все же есть и преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:

- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается;

- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;

 - ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и доступа к интернету.

Поэтому применение в практике своей работы дистанционной образовательной технологии как средства взаимодействия считаю логичным.

Результативность.

Результаты работы показывают, что дети благополучно справляются с  предложенными заданиями, не испытывают эмоционального дискомфорта, с интересом познают новое и демонстрируют свой опыт и запас знаний, полученные во время пребывания в детском саду. Об этом свидетельствует «обратная связь» родителей (фотоальбомы выполненных заданий и творческих работ)

https://vk.com/albums-193954503

По результатам социологического опроса родителей «Применение дистанционных технологий образования в период самоизоляции», проводимое с целью определения удовлетворенности способом взаимодействия педагогов, детей и родителей  родители двух детей не приняли участие в опросе.

Число респондентов

Да, в полной мере

Да, частично

Скорее нет, чем да

Не удовлетворен

30

29

1

-

-

В своих анкетах «Эмоциональное состояние детей в период самоизоляции», целью которого было определение эмоционального комфорта пребывания детей дома,  родители отметили, что в начале периода самоизоляции детям сложно было находиться дома, без прогулок на улице. Однако многим детям нравилось то, что можно не посещать детский сад. На данный момент многие родители говорят о том, что эмоциональный фон стабильно хороший , дети привыкли к такому режиму,  но очень скучают и хотят поскорее вернуться в детский сад.

Творчество.

Работа в режиме дистанционного образования  позволила творчески подойти к реализации образовательных задач: были подобраны интересные игры и упражнения, презентации и обучающие мультфильмы, которые вызвали у детей живой интерес и эмоциональный отклик.

Наибольшее творчество мы смогли проявить, когда при помощи дистанционных технологий была проведена подготовка к празднованию Дня Победы. Наши дети и родители приняли активное участие во Всероссийских акциях «Бессмертный Полк Онлайн» https://yadi.sk/i/StJmos3PsOES9g 

«Окна Победы» https://vk.com/album-193954503_274612865

 «Сады Победы» https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_214%2Fall

«Свеча Памяти» https://vk.com/club193954503?w=wall-193954503_215%2Fall .

В рамках проведения акции «Победа – одна на всех» на сайте Всероссийского движения «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ», в котором уже не первый год участвует Республика Мордовия и Лямбирский район, среди детей прошел конкурс «Стихи Победы»

https://vk.com/public178522661?w=wall-178522661_14

https://vk.com/public178522661?w=wall-178522661_15

Дистанционный формат работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях. Так, например, за период режима дистанционного образования я приняла участие в VII Всероссийском онлайн форуме-конференции «Воспитатели России»: «Здоровые дети – здоровое будущее»,  а также участие в «Деловой программе «Новая субъектность образования» и Виртуальной выставке «Интерактивная карта индустрии образования» в рамках «Московского международного салона образования  - 2020», проходившего с 26 апреля  по 29 апреля 2020 года.

Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, мы тем самым параллельно повышаем и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений,  примеряют на себя роль педагога, наставника.  А это в свою очередь способствует:

- индивидуализации образовательной деятельности (родители вместе с детьми сами выбирают темп  и порядок выполнения тех или иных заданий);

- повышению информационной культуры (родители и дети воспринимают компьютер, не как игрушку, а средство для получения знаний);

- закрепление знаний, умений и навыков, которые дети получили во время очного обучения (дети, которые находятся на самоизоляции, не оторваны от образовательных отношений, а могут обучаться в домашних условиях).

Опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что  опыт такого взаимодействия не останется невостребованным после окончания режима самоизоляции и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать детский сад.

Литература:

  1. Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
  2. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
  3. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
  5. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников...

Дистанционные образовательные технологии в ДОО, как средство взаимодействия с семьями воспитанников

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В...

Дистанционные образовательные технологии в ДОО, как средство взаимодействия с семьями воспитанников

В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями. В...

Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как средство взаимодействия с семьями воспитанников

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую ...

«Дистанционные образовательные технологии в ДОУ, как средство взаимодействия с семьями воспитанников».

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном ...