Проект "Домашняя мини-лаборатория"
проект (средняя группа)

Ситник Марина Владимировна

Творческий познавательно-исследовательский образовательный проект в средней группе, реализованный в дистанционной форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

  1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 183» Ленинского района г.Саратова

ОГРН 1156451014367 ИНН/КПП 64523141667/645301001

410035, г. Саратов, ул. им. Батавина П.Ф., д.15 тел./факс: (845-2) 36-15-37

e-mail:det.sad.podsolnuh@yandex.ru

Творческий

познавательно-исследовательский

образовательный проект

«ДОМАШНЯЯ

МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ» 

г. Саратов

 2020 год


Информационная карта проекта

Полное название проекта:

«Домашняя мини-лаборатория»

Автор проекта:

Ситник Марина Владимировна - воспитатель

Участники проекта:

Дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители

Город, представивший проект:

г. Саратов

Адрес организации:

410035, г. Саратов, ул. Батавина, д. 15

Телефон:

(8452) 36 - 15 - 37

Вид, тип проекта:

Познавательно-исследовательский

Цель, направление деятельности:

Создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Место проведения:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183» Ленинского района г. Саратова

Сроки проведения:

Одна неделя (с 11 по 17 мая 2020 г.)

Количество участников проекта:

Дети – 9 человек, родители – 12 человек, воспитатели – 2 человека

Возраст детей:

4-5 лет

Форма проведения:

Подгрупповая, дистанционная

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Развитие умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
  • Формирование личностных компетентностей соответственно возрасту: познавательной активности и интереса к экспериментированию, самостоятельности, инициативности в решении поставленных задач.

Для педагогов:

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
  • Повышение профессионального уровня в плане дистанционной работы.

Для родителей:

  • Формирование представлений о детском экспериментировании.
  • Организация эффективного взаимодействия с детьми в период карантина.
  • Положительные эмоции.

Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область: познавательное развитие.

Творческий образовательный проект «Домашняя мини-лаборатория»

Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта: 

  1. знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов; 
  2. развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
  3. воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность;
  4. заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
  5. способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина.

Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный).

Участники проекта: дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.  (К. Е. Тимирязев)

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать!

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.

Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?


План подготовки и реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Подготовительный этап

  • Определение темы проекта, формулирование цели и задач, прогнозирование результата.
  • Составление плана реализации основного этапа проекта.
  • Подбор материалов для детей и родителей (наглядность, видео, консультации, беседы).

  • Беседы и рассматривание иллюстрации о лаборатории, опытах, ученых, экспериментах.
  • Игры с водой, воздухом, песком.
  • Знакомство с проектом.
  • Подготовка материалов для проведения опытов в домашних условиях.

Практический этап

«Познавательное развитие».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Магнитная рыбалка», «Выложи фигуру». Рассматривание предметов под микроскопом.

Просмотр развивающих мультфильмов: «Фиксики», «Почему мы слышим эхо?»  (Смешарики).

Просмотр видеозаписей опытов: «Плавающее яйцо», «Необычный дикобраз», «Пенный джин»,  

«Бурлящий вулкан», «Магнетизм», «Как увидеть электричество» (опыты с воздушными шариками). 

 «Речевое развитие».

Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Определи место для предмета».

Дыхательная гимнастика «Задувание свечи».

«Физическое развитие».

Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей», подвижная игра «Солнечные зайчики» (с зеркальцем).

Участие в познавательно-исследовательской деятельности.

Знакомство с материалами консультаций, памятками:

«Правила проведения экспериментов»,

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

«Как развивать поисково-исследовательскую деятельность дома»,

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,

Картотека игр-экспериментов с    водой.

(Приложение 2).

Фиксация хода и результатов домашних экспериментов.

Заключительный этап

  • Обобщение материалов.
  • Размещение публикации о реализации проекта на сайте группы «За!Знайки».
  • Фотоотчёт.

(Приложение 1).

  • Пояснение хода опытов в диалоге со взрослыми.
  • Выводы.
  • Ознакомление с результатами проекта.
  • Отзывы, обмен впечатлениями.


Заключение. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволило детям стать первооткрывателями, исследователями окружающего мира, а также получить незабываемые положительные эмоции.

Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию в домашних условиях создала условия для формирования у детей представлений о свойствах предметов и материалов, умений наблюдать, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы о практической значимости физических явлений для человека и самого себя.

Реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах дистанционной работы с родителями, обогащению опыта межличностного общения детей, родителей и воспитателей.

Итак, эксперименты в «домашней мини-лаборатории» показали свою эффективность для организации продуктивного творческого взаимодействия родителей с детьми и познавательного развития дошкольников.

Использованные источники (литература и интернет-ресурсы): 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие: - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  5. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория, опыты, эксперименты, фокусы. - Издательство «ТЦ СФЕРА». - 2016 г.
  6. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nauchnye-zabavy.html
  7. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nauchnye-zabavy.html
  8. https://yandex.ru/efir?stream_id=4ebbe6b71b36c600a05b0c49de066c73
  9. https://www.youtube.com/watch?v=Jk8WsttegxQ
  10.  https://yandex.ru/efir?stream_id=4db2a9d7cec436deb25952ab523dc858
  11.  https://yandex.ru/efir?stream_id=44a73a5f9cc68d579ace23f1edcf9ea2
  12.  https://yandex.ru/efir?stream_id=41018c23eb131c61a6defb724fe8b189


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка

 

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.

Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

·      Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. 

·     Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

·      Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

·      Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

·      Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

·      Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

·     Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

·     Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

·      Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

·     С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

·      Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

 

https://thumb.cloud.mail.ru/weblink/thumb/xw1/45uQ/3L1qVtFPz/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2.%20%D0%B4-%D1%82%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0.jpg?x-email=karapuz-17%40bk.ru


КАРТОТЕКА ИГР С ВОДОЙ

«Луковая грядка»

Необходимый инвентарь: стаканчики из-под йогурта, вода, луковицы.

  1. Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в

йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник. В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.

«Капли»

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

  • С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
  • Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду снова в чашку.
  • Можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д.

«Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать

то же самое. Игра развивает мелкую моторику.

«Тонет – не тонет»

Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д. В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет».

  • Тонет сразу
  • Тонет после намокания
  • Не тонет.

«Волшебное свойство воды»

Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

  • Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.

«Разлить поровну»

Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

  • Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана.  Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
  • Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

«Свойства солёной воды»

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4 ст. л.), ложка.

  1. Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
  2. Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности. В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-лаборатория в детском саду

перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...

Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории

Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....

методическая рекомендация на тему:Организация в группе "мини-лаборатории ".

методическая рекомендация для воспитателей в ДОУ. ТЕМА: Организация в группе "мини-лаборатории"....

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»

Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...