Проект "Домашняя мини-лаборатория"
проект (средняя группа)
Творческий познавательно-исследовательский образовательный проект в средней группе, реализованный в дистанционной форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта "Домашняя мини-лаборатория" | 351.5 КБ |
Фотоотчёт по проекту "Домашняя мини-лаборатория" | 1.52 МБ |
Материалы для родителей к проекту "Домашняя мини-лаборатория" | 350.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
«Детский сад комбинированного вида № 183» Ленинского района г.Саратова ОГРН 1156451014367 ИНН/КПП 64523141667/645301001 410035, г. Саратов, ул. им. Батавина П.Ф., д.15 тел./факс: (845-2) 36-15-37 e-mail:det.sad.podsolnuh@yandex.ru Творческий познавательно-исследовательский образовательный проект «ДОМАШНЯЯ МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ» г. Саратов 2020 год |
Информационная карта проекта
Полное название проекта: | «Домашняя мини-лаборатория» |
Автор проекта: | Ситник Марина Владимировна - воспитатель |
Участники проекта: | Дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители |
Город, представивший проект: | г. Саратов |
Адрес организации: | 410035, г. Саратов, ул. Батавина, д. 15 |
Телефон: | (8452) 36 - 15 - 37 |
Вид, тип проекта: | Познавательно-исследовательский |
Цель, направление деятельности: | Создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. |
Место проведения: | МДОУ «Детский сад комбинированного вида №183» Ленинского района г. Саратова |
Сроки проведения: | Одна неделя (с 11 по 17 мая 2020 г.) |
Количество участников проекта: | Дети – 9 человек, родители – 12 человек, воспитатели – 2 человека |
Возраст детей: | 4-5 лет |
Форма проведения: | Подгрупповая, дистанционная |
Ожидаемый результат: | Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
|
Направление развития: познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие.
Творческий образовательный проект «Домашняя мини-лаборатория»
Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей, исследовательской активности, любознательности, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи проекта:
- знакомить детей со свойствами различных предметов, материалов;
- развивать исследовательские умения, способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, интерес к познанию через экспериментальную деятельность;
- заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в домашних условиях;
- способствовать организации развивающей совместной деятельности детей и родителей в период карантина.
Время осуществления проекта: 1 неделя (краткосрочный).
Участники проекта: дети средней группы «За!Знайки», воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. (К. Е. Тимирязев)
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте – одна из культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Дошкольникам 4-5 лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Дети очень любят экспериментировать!
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и становление целостной картины мира дошкольника. Происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие личности ребенка.
Проблема: в период самоизоляции из-за карантина по коронавирусу многим родителям сложно организовать продуктивное, развивающее времяпровождение с детьми. Может ли совместное домашнее экспериментирование стать не только увлекательным, но и эффективным методом развития ребенка-дошкольника?
План подготовки и реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Подготовительный этап |
|
|
|
Практический этап | «Познавательное развитие». Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Магнитная рыбалка», «Выложи фигуру». Рассматривание предметов под микроскопом. Просмотр развивающих мультфильмов: «Фиксики», «Почему мы слышим эхо?» (Смешарики). Просмотр видеозаписей опытов: «Плавающее яйцо», «Необычный дикобраз», «Пенный джин», «Бурлящий вулкан», «Магнетизм», «Как увидеть электричество» (опыты с воздушными шариками). «Речевое развитие». Дидактические игры: «Кто что слышит?», «Определи место для предмета». Дыхательная гимнастика «Задувание свечи». «Физическое развитие». Игра-забава «Выдувание мыльных пузырей», подвижная игра «Солнечные зайчики» (с зеркальцем). | Участие в познавательно-исследовательской деятельности. | Знакомство с материалами консультаций, памятками: «Правила проведения экспериментов», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Как развивать поисково-исследовательскую деятельность дома», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», Картотека игр-экспериментов с водой. (Приложение 2). Фиксация хода и результатов домашних экспериментов. |
Заключительный этап |
(Приложение 1). |
|
|
Заключение. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволило детям стать первооткрывателями, исследователями окружающего мира, а также получить незабываемые положительные эмоции.
Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию в домашних условиях создала условия для формирования у детей представлений о свойствах предметов и материалов, умений наблюдать, анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы о практической значимости физических явлений для человека и самого себя.
Реализация проекта способствовала повышению профессиональной компетентности воспитателей в вопросах дистанционной работы с родителями, обогащению опыта межличностного общения детей, родителей и воспитателей.
Итак, эксперименты в «домашней мини-лаборатории» показали свою эффективность для организации продуктивного творческого взаимодействия родителей с детьми и познавательного развития дошкольников.
Использованные источники (литература и интернет-ресурсы):
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо - Всюду. - Ярославль, Академия развития. - 2006.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие: - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория, опыты, эксперименты, фокусы. - Издательство «ТЦ СФЕРА». - 2016 г.
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nauchnye-zabavy.html
- https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-nauchnye-zabavy.html
- https://yandex.ru/efir?stream_id=4ebbe6b71b36c600a05b0c49de066c73
- https://www.youtube.com/watch?v=Jk8WsttegxQ
- https://yandex.ru/efir?stream_id=4db2a9d7cec436deb25952ab523dc858
- https://yandex.ru/efir?stream_id=44a73a5f9cc68d579ace23f1edcf9ea2
- https://yandex.ru/efir?stream_id=41018c23eb131c61a6defb724fe8b189
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Роль семьи в развитии
поисково-исследовательской активности ребенка
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как проба, опыт.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Этот метод даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются умственные умения, развивается речь.
Советы для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
· Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
· Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
· Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
· Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
· Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
· Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
· Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
· Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
· Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
· С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
· Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
КАРТОТЕКА ИГР С ВОДОЙ
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из-под йогурта, вода, луковицы.
- Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в
йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник. В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
- С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
- Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду снова в чашку.
- Можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д.
«Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать
то же самое. Игра развивает мелкую моторику.
«Тонет – не тонет»
Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д. В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет».
- Тонет сразу
- Тонет после намокания
- Не тонет.
«Волшебное свойство воды»
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
- Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
«Разлить поровну»
Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.
- Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
- Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
«Свойства солёной воды»
Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4 ст. л.), ложка.
- Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
- Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
«Поплывёт или утонет»
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности. В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-лаборатория в детском саду
перечень необходимых материалов для мини - лаборатирии в детском саду...
Рабочая программа по экспериментальной и опытнической деятельности в мини-лаборатории
Данная программа поможет воспитателям работать с детьми, где нет специалиста-эколога....
методическая рекомендация на тему:Организация в группе "мини-лаборатории ".
методическая рекомендация для воспитателей в ДОУ. ТЕМА: Организация в группе "мини-лаборатории"....
Фотоальбом мини-лаборатория в детском саду № 11 "Колосок" комбинированного вида
Физические свойства воды. Опыты с водой....
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...