22.05.2020 г Конспект НОД по экологии для старшей группы «Природа — наш общий дом».
план-конспект занятия (старшая группа)

Клепикова Юлия Владимировна

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии для старшей группы

«Природа — наш общий дом».

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Образовательные задачи:

• формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде;

• продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;

• расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;

• упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения;

• узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивающие задачи:

• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

• воспитывать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;

• Воспитывать умение работать в парах, в команде.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке; беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры;

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактические игры.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, занятие наше начнется со стихотворения. Прослушав его внимательно, вы мне подскажите тему нашего сегодня занятия.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Воспитатель: Ребята, о каком огромном доме, в котором живём и мы, и птицы, и дождь говорится в стихотворении? (наш общий дом - природа). А сейчас я хочу провести с вами небольшую разминку и посмотреть какими знатоками природы вы являетесь? Готовы? Будьте внимательны.

• Кого называют «лесным доктором»? (Дятел)

• Какое животное сбрасывает рога? (Лось)

• Как называют кусочки льда, падающие с неба? (Град)

• Какая птица любит сало? (Синица)

• Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)

• На каком дереве растут желуди? (На дубе)

• У какого дерева белый ствол? (У березы)

• Когда листва с деревьев опадает? (Осенью)

• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (Птицы)

• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

• Кого из животных называют косолапым? (Медведя)

• Дикий родственник свиньи. (Кабан)

• Назовите животных, которые впадают на зиму в спячку. (Ёж, медведь, барсук.)

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

• В какое время года появляются подснежники? (Весна)

Воспитатель: молодцы! Справились с заданием.

Воспитатель: Мир природы огромный. Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить на Земле один? Без птиц, животных, рыб. Конечно же, нет. Ребята, а как Вы думаете, что мы должны с Вами делать, чтобы окружающий нас природный мир был еще краше? (Беречь природу.)

Воспитатель: Ребята, вы помните правила поведения в лесу?

Перед вами экологические знаки. Поиграем с вами в игру «Подбери знак». Вы по очереди будете называть мне правила поведения в лесу, показывая соответствующий этому правилу экологический знак. (Дети называют правила поведения в лесу и показывают знаки)

- «Не разводить костёр»;

- «Не шуметь»;

- «Не ломать ветки»;

- «Не рвать растения»;

- «Не разорять птичьи гнёзда»;

- «Не трогать детёнышей животных»;

- «Не бросать мусор в лесу»;

- «Не вырубать деревья»;

-«Не разорять птичьи гнезда»;

-«Не ловить бабочек и других насекомых».

Воспитатель: Молодцы, ребята знаете правила поведения в лесу. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы знаете повадки лесных животных.

Проводится игра «Закончи предложение»:

Хитрая, как…. (лиса)

Быстрый, как…. (заяц)

Пушистая, как…. (рысь)

Голодный, как…. (волк)

Неуклюжий, как…. (медведь)

Прыткая, как…. (белка)

Рогатый, как…. (лось)

Клыкастый, как…. (кабан)

Колючий, как … (ежик)

Теперь предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку:

Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые зайчата, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как очутились на лесной полянке. Посмотрите, как пусто в лесу. Пожар уничтожил все деревья. Хотите помочь посадить деревья, чтобы в нашем лесу снова стало красиво? Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы детей.) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите.

Игра «Посадим дерево»

- Сначала возьмем зернышко и посадим его в землю.

- Чтобы зерно взошло, надо его полить.

- Еще растению нужно солнце

- Пройдет время и появится росток.

   Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием.

(Неожиданно звучит стук … аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, пока мы сажали деревья, в лес возвратились птицы. (Звучит стук дятла). Как Вы думаете, кто это может быть? Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами узнавали какая птица вернулась в наш лес, на нашей полянке появился какой-то интересный холмик. Давайте посмотрим, что же это может быть? (это муравейник).

   Ребята, аккуратно. А можно муравейники разорять? (Ответы детей). Муравьи хоть и маленькие, но очень трудолюбивые, сильные. Они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз. Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

   Не разрушайте муравейник!» Муравьи полезны для природы. Они рыхлят землю, чтоб туда лучше проходили воздух и вода, чтоб она была чистой, плодородной и муравьи уничтожают вредные растения. Вот сколько много нового мы сегодня узнали об этих маленьких тружениках.

Воспитатель: Предлагаю вам ребята изготовить экологический знак, чтобы защитить муравейники от разорения.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (Дети выходят в центр группы). Порядок мы в лесу навели, деревья посадили, животных позвали, птицы прилетели, насекомые снова принялись за работу. Вокруг себя три раза повернись, в детском садике очутись.

   Ребята, Вам понравилось помогать природе?

   А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,

   И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

   БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО, ЛЮБИТЬ!

Любите родную природу –

                                            Озера, леса и поля.

Ведь это же наша, с тобою

                                            Навеки родная земля.

     На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

         Так будем же, люди, все вместе

     Мы к ней относиться добрей.

Спасибо за занятие. Ребята, вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины по экологии в старшей группе "Природа вокруг нас"

Обобщение детьми знаний об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

конспект занятия по экологии в старшей группе :"Природа живая и мертвая"

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа и человек»...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа-наш дом»

Тема: Тематическое экспериментирование. Цель: Формирование экологической культуры. Обучающие задачи:• Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой при...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Природа-наш общий дом"

Конспект занятия в старшей группе по экологии для дошкольников....