ФКЦМ "Песок, глина, камень. Свойства"
план-конспект занятия (старшая группа)
Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
Научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fktsm_pesok_glina_kamen._svoystva.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФКЦМ
(старшей группе)
"Песок, глина, камень. Свойства"
Цели:
- развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе формирования представлений о свойствах песка, глины, камня.
- научить сравнивать материалы, правильно называть все особенности в соответствии с их свойствами, использовать в поделках.
- развивать «чувство времени». Знакомство с песочными часами.
- учить наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы, самостоятельные умозаключения.
-воспитывать у детей аккуратность, умение работать с раздаточным материалом.
Предварительная работа: наблюдение за свойствами песка, глины, камня.
Рассматривание народных глиняных игрушек.
Пособие и материал: песок, глина и камни на каждого ребенка, банки с водой, пластмассовые ложечки, увеличительные стекла, деревянные палочки, фартучки, комочки влажной глины.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, у нас сегодня очень интересная работа. Оно будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы «ученые». А кто такие ученые?
Дети. Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работаю т с приборами
Воспитатель. Правильно, в нашей лаборатории есть приборы, с которыми мы уже работали. И мы, «ученые», будем проводить опыты, исследования, наблюдения, делать выводы.
Воспитатель. Вы видите перед собой природный материал. Какой? Посмотрите и назовите.
Дети. Глину, песок, камни.
Воспитатель. Сегодня мы будем сравнивать материалы парами - песок и камень, песок и глину, камень и глину. Давайте рассмотрим и сравним песок и камень. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?
Дети. Песок сухой, его можно сыпать.
Воспитатель. Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите?
Дети. Много мелких крошек, песчинок
Воспитатель. Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня. А камень, он какой?
Дети. Он твердый, жесткий, гладкий.
Воспитатель. Сейчас мы будем выяснять, что тяжелее песок или камень. Я буду проводить опыт, вы внимательно посмотрите, а потом проведите его сами. В банку с водой насыпаю песок и камни и все перемешиваю палочкой, наблюдаем, как происходит оседание на дно, что коснулось быстрее дна камни или песок?
Воспитатель: Так, как вы ученые сами сейчас проведете опыт, сделайте наблюдения и вывод, что тяжелее и что легче. Берите баночку с водой, насыпайте в банку песок и камни, палочкой все перемешайте и наблюдайте, что видите, что быстрее коснулось дна, и почему?
Дети. Камешки.
Воспитатель. Почему?
Дети. Камни тяжелее, чем песок.
Воспитатель. А теперь будем сравнивать песок и глину. Определим, что лучше пропускает воду. Возьмите увеличительные стекла, рассмотрите песок и глину, чем они отличаются друг от друга?
Дети. У песка есть много песчинок, крупинок, а у глины нет. Она сухая, мягкая, как пух.
Воспитатель. Сейчас я проведу еще один опыт с песком и глиной. Нужно наливать воду в стаканы одновременно. А почему одновременно? У нас задача определить, что быстрее пропускает воду песок или глина: Вот поэтому воду нужно наливать одновременно. Беру две баночки с воронками, отверстия в воронках закрываю ватным диском, в первую воронку насыпаю ложку глины, а во вторую воронку - ложку песка. Затем одновременно наливаю в две банки воду из стаканов до верху на глину и песок, смотрим, в какой банке быстрее наливается вода.
Дети. В банке, где песок.
Воспитатель. Правильно, а почему? Кто сможет ответить?
Дети. Песок пропускает воду, а глина нет.
Воспитатель. Мы убедились, что песок пропускает воду, а глина почти не пропускает, так как влажная глина становится вязкой, липкой, она состоит из мельчайших частичек, тесно связанных между собой, из нее хорошо лепить. А сейчас будем сравнивать камень и глину. Уточним, какой камень?
Дети. Тяжелый, твердый, прочный.
Воспитатель. Ребята, а когда глина высыхает, то она превращается в камень. Посмотрите, что произойдет, если нажать на камень из глины, что вы видите?
Дети. Она рассыпался.
Воспитатель. А нажмите на обычный камень. Что с ним произошло?
Дети. Ничего.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому что камень прочный, твердый.
Воспитатель. Дети, мы с вами убедились, что камень твердый, крепкий, прочный. Из-за его прочности камень применяют в строительстве зданий. А из глины изготавливают множество народных игрушек, поделок, свистулек, красивую посуду. И все это, и песок, и глина, и камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?
Дети. Геологи.
Воспитатель. А кто такие геологи?
Дети. Геологи - это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.
Физкультминутка.
Воспитатель. А сейчас представим, что мы с вами «геологи» и пойдем на поиски полезных ископаемых. Может нам сегодня повезет? (Дети имитируют движения, копая лопатой, находят глину.) Ребята, вы что - то нашли?
Дети. Да, глину.
Воспитатель. Глина - это что?
Дети. Полезное ископаемое.
Воспитатель. А зачем нам нужна глина, чем она полезная?
Дети. Из нее делают игрушки, красивую посуду, используют в строительстве.
Итог занятия.
Воспитатель: Ну вот, мы сегодня были и «учеными», и «геологами», и «исследователями», узнали о свойствах каких полезных ископаемых? Что мы о них узнали, чем они полезны? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, п...
Дневник проекта Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 21 «Росинка» комбинированного видагородского округа город Кумертау Республики Башкортостан Дневник проектаМини-му...
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....
Экспериментальная деятельность в средней группе Камень и глина. Рисование божьей коровки на камне.
Экспериментальная деятельность в средней группе Камень и глина. Рисование божьей коровки на камне....
Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".
Тема: " Природные материалы: камень, глина, песок".Задачи:Образовательные: Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы...
Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень» Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...