тематическое планирование на время карантина 23 апреля (Старшая группа)
учебно-методический материал (старшая группа)

Мущинина Екатерина Сергеевна

Для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_na_23_aprelya.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Пасхальный Крымский перезвон» (23.04.2020г.)

Утро

Приучать самостоятельно убирать постель после сна

Закреплять умение самостоятельно одеваться 

Утренняя гимнастика

 Упражнения с палкой

• «Палку вверх»

 И. П.: основная стойка, палка внизу.    

1- поднять  палку на грудь; 2 – палку вверх;      

3 – палку на грудь;     4 – и.п.                  

• «Наклоны вниз»

И. П.: стойка ноги врозь, палка внизу

1 – палку вверх;      

2 – наклон к правой ноге; 

3 – выпрямиться, палку вверх;    

4 – и.п.         То же к левой ноге.

• «Приседания»             

И. П.: основная стойка, палка на плечах                      

1- 2 – присесть медленным движением, спину и голову держать прямо;  

3 – 4- и.п.

• «Лёжа на животе»

И.П.: лёжа на животе, палка в согнутых руках перед собой.        

1 – прогнуться, палку вперёд – вверх;  

2 – вернуться в и.п.

• «Прыжки» 

И. П.: основная стойка,  палка хватом сверху шире плеч внизу.  

1 – прыжком ноги врозь, палку вверх;  

2 – прыжком ноги вместе. На счёт 1-8.

 

Гигиенические процедуры

Цель формирование навыков гигиены

Труд : полив комнатных растений

Подготовка к завтраку

Цель:  приучать ребенка к помощи взрослым, учить сервировать стол.   

Беседа с детьми: «Пасха»

Пасха-праздник самый светлый

Самый лучший и большой

Долгожданный и желанный

Самый добрый и родной!

Цель:

Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

  • Ознакомить детей с обычаями, традициями  празднования праздника Пасхи.
  • Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
  • Развивать интерес к русской национальной культуре.
  • Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Воспитатель:

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

 Воспитатель: 

Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить?  Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать?

(Ответы детей)

Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей, что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, он воскрес из мёртвых. Поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами : «Христос  Воскрес! » А им отвечают «Воистину Воскрес! ». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.

Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустящная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном. Попросите  самое заветное,  но про себя, в полной тишине. На пасху, ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть как «играет солнце» и по нему они предсказывали, какой будет урожай.

«На Пасху небо ясное и солнце «играет» - к хорошему урожаю».

«На Святой дождь – добрая рожь».

«На Святой гром – к урожаю».

Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурная – лето будет сухое.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга,  мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

«Почему мы красим яйца?»

Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда? (Ответы детей). Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца.

Праздник праздников грядет.

В храм святить народ несет.

Яйца, пасхи сырные,

Куличи имбирные.

Главный символ праздника - красное яйцо.

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много – для подарков родным и близким, для игр.

А почему именно красное яйцо является символом Пасхи?

(Ответы детей)

Красный цвет – это цвет радости. И ещё  это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.

Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй.  Бытовало  поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

Воспитатель: давайте выполним с вами небольшую зарядку.

Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5 –

Надо нам присесть и встать.

Руки развести  пошире.

Наклониться – 3, 4.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку.

Воспитатель:

 - Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.

«После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой.

И, приносила ценные подарки.

Сегодня я богата только верой.

В Спасителя и Господа Христа.

Что я могу сегодня подарить?

Вот дар – яичко, символ жизни.

Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?

Невероятно это, невозможно.

Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,

Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!

Яичко розовеет, нет – темнеет.

О чудо! Оно стало ярко красным!

Воистину Иисус Христос воскрес! »

И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?

Дети: можно яичко нарисовать и красиво его украсить

Воспитатель:

 Конечно же, украсить. Так возникли крашенки, а позднее и писанки.  Крашенки - это яйца, окрашенные в один цвет.

Писанка - нанесение на яйцо символического узора. Вот и сейчас мы с вами будем учиться наносить символические узоры на яйцо.

Воспитатель:   проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.

Дети приступают к работе. Обводят шаблон яйца, раскрашивают и рисуют узоры. Готовые работы выставляются для любования и рассматривания.

Отгадывали загадки.

1) Крепкий круглый пузырек

Цветом бел внутри желток

Курочки его несут

Расскажите,  как зовут (яйцо)

2) Любит пить котята да малые котята (молоко)

3) Из меня пекут ватрушки

И оладья и блины

В торты пироги и плюшки

Положить меня должны (мука)

4) Он на веточке созрел

Фрукт красив и загорел

Любят белки грызть его

Прятать на зиму в дупло (орех)

5) Виноградину сушили

На солнышке положили

Она от зноя истомилась

А во что же превратилась (изюм)

Игра «Перенеси яйцо в ложке»: Берёшь яйцо, кладёшь в ложку и пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, тот победителем стал.

Игра  «Катись яичко»: Дети встают по кругу и передают друг другу яйцо со словами « Ты катись,  катись яичко, Быстро, быстро по рукам, у кого сейчас яичко- тот сейчас станцует нам». После этих слов, тот ребенок,  у которого оказалось яичко в руках - танцует под русскую народную мелодию.

Игра «Летели две птички»: Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:

У всех было радостное и веселое настроение, ведь добро победило зло, и Христос  Воскрес! Воистину  Воскрес! Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие

На следующий день пасхальной недели ребята разукрашивали яйца в народных росписях и дарили их друг другу.

Пасхальная неделя Великого праздника была доброй и радостной НОД1 (непосредственная образовательная деятельность)

Развитие речи

(с. 103, В. В. Гербова, «Развитие речи в детском саду» старшая группа)

Занятие 5. Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Цель. Продолжать учить детей пересказывать.

Ход занятия

«Писатель Николай Иванович Сладков пишет очень интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает, плавает, в том числе о разных загадках природы, – рассказывает воспитатель. – Хотите послушать одну загадочную историю?»

Педагог читает первую часть рассказа «Красный снег».

Красный снег

Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!

Воспитатель еще раз читает первую часть рассказа и просит детей подумать над отгадкой. Выслушивает все версии и дважды читает отгадку.

Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего.

Педагог предлагает детям запомнить эту загадочную историю и рассказать ее дома.

«Давайте поступим так, – говорит воспитатель. – Я загадаю загадку, а кто-то из вас расскажет отгадку» (2–3 ответа).

Педагог предлагает отдохнуть: слепить снежки из красного снега, рассмотреть их, бросить, пытаясь попасть в скалу. Затем дважды читает еще одну загадочную историю – «Волосатое дерево».

Волосатое дерево

Разные бывают деревья: толстые – тонкие, высокие – низкие, прямые – кривые. А в горах можно увидеть дерево… волосатое! Увидишь – глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь – так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!

Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое…

Воспитатель выслушивает догадки детей по поводу того, как ствол дерева шерстью оброс. Затем читает отгадку.

Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет… тереться! Линяет она весной, шерсть

зимняя клочьями – вот о кору и счесывает. Одна коза почешется, вторая потрется, третья поскребется – дерево шерстью и обрастет! Стоит волосатое дерево – всем на удивление.

Педагог пересказывает первую часть рассказа, а ребенок – вторую. Потом весь рассказ могут пересказывать двое детей.

 

Малоподвижная игра

«Ква-ква-ква»

Цель: развивает  слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.

Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:

"Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянула ножки,

Увидала, комара, Закричала...

"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок,  иначе ведущий все повторяет.

Правила игры: Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква". Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания: ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква                   неестественным для себя голосом

 

 

Дидактическая игра

«Из чего сделано?»

 Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

 

Прогулка на балконе

Наблюдение за птицами

Цель: продолжать учить детей различать  птиц.

 

НОД 2. Ознакомление с миром природы. 
Тема: «Весенняя страда»

Образовательные задачи:

Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах.

Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.

Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период.

Развивающие задачи:

Активизировать словарь детей по теме «Весна».

Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями, стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Подготовительная работа:

Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.

Ход:

-В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)

-В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

-В.: Назовите перелётных. (ответы)

-В.: Назовите зимующих. (ответы)

-В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)

-В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.

- А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»

- Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.

-В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.

-Дети здороваются

-В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

- Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»

- Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.

– Вы не знаете почему?

- Дети – Потому, что весна наступила.

-В- А почему весну называют красной?

-:Дети: - Потому что она красивая и все ей рады.

: - Кто назовет мне весенние месяцы?

-Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.

-Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие.

- Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок

Загадки:

1 Дел у меня не мало –

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

2. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

3. Первым вылез из темницы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький … (подснежник).

4. Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

5. На шесте – дворец.

Во дворе – певец.

А зовут его … (скворец).

6. Меня ждут - не дождутся,

как увидят – разбегутся. (Дождь.)

-В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть

Игра с солнышком «Признаки весны».

-Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.

- Б. З.: - Ребята, давайте пройдем дальше по тропинке.

-В.: - Куда же мы попали?

- Б. З.:- Это волшебный лес.

-В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?

-Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.

Дыхательное упражнение «Запах леса».

Игра «Угадай по голосу»

-В.:- Ребята, давайте угадаем голос каждой птички? (кукушка, сорока, сова, дятел, соловей) - кто птичку угадал, тот посадит её на веточку

- Б. З.: А у меня есть игра на внимание.

Игра называется «Прилетели птицы».

1.Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2.Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3.Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

- молодцы вы были очень внимательны.

- Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем

Физкультминутка. «На лужайке по утру»

- В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.

- Д.: (ответы детей)

: - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы

скажете что увидели.

(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)

Дети: - Назовите первые признаки наступившей весны?Предполагаемые ответы детей:

- Днём стало пригревать солнце.

- Стало теплее, день стал длиннее.

- Снег потемнел, стал таять.

- Появились первые проталины.

- Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)

- Б. З. - Давайте дальше пройдем по тропинке. Куда мы попали? – Мне кажется на огород.

- Какие занятия у людей весной?

- Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)

- А что сажают дома в огороде?

- Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?

-Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)

- Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.

-В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период?

 

2 половина дня

Гимнастика пробуждения

Чтение художественой литературы: Рассказ «Ландыши», Иван Белоусов

 Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя.

          Пальчиковая гимнастика                 Старшая группа

«ДОЖДИК»

   Раз, два, три, четыре, пять,                  (Удары по столу пальчиками.

                                                       Левая начинает с мизинца, пра вая—  

                                                         с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.                        (Беспорядочные удары по столу

                                                                  паль чиками обеих рук.)

Шел неспешно, по привычке,                            («Шагают» средним и              

                                                             указательным пальчиками

А куда ему спешить?                             обеих рук по столу.)

Вдруг читает на табличке:      (Ритмично ударяют то ладонями, то                 

«По газону не ходить!»                                     кулачками по столу.)

Дождь вздохнул тихонько:        (Часто и ритмично бьют в ладоши.)                     

— Ох!                                                  (Один хлопок.)

И ушел.                             (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

 

Опыты и эксперименты

«Воздух в почве»

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

 

 

Сюжетно-ролевая игра

 

Карточка №1. «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.