Автоматизация шипящих звуков
методическая разработка
Материал для автоматизации шипящих звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtmatizatsiya_zvuka_sh.docx | 660.03 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение
детский сад «Тополёк»г. Волгодонска
Домашнее задание для автоматизации звука [Ш]
Учитель – логопед Ковалева Н.В.
г. Волгодонск 2020г.
Домашнее задание для автоматизации звука [Ш]
Правильная артикуляция звука [Ш] . Правильная артикуляция звука [ш].
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает "чашечку".
- губы несколько выдвинуты вперед;
- кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
- боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренны м зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык
принимает форму ковшика или чашечки.
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
- Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения на звук [ш].
1. "Трубочка" - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.
2. "Окошечко" - Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.
3. "Блинчик" - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10. (Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу).
4. "Вкусное варенье" - Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. (Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу).
6. "Парус" - Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
7. "Загони мяч в ворота" . Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.
8. "Фокус" - Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
Автоматизация звука [ш].в слогах.
Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [ш].После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.
Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.
Шарик лопнул. Он падает и шипит: «Ш-ш-ш». Пошипи вместе с ним. |
Автоматизация звука [Ш] в слогах
В прямых слогах:
Повтори за мамой:
ша — ша — ша шо — шо — шо ша-ши-шо-шу
ши — ши — ши шу — шу — шу ши-шо-шу-ша
ше — ше — ше шо-шу-ша-ши
шу-ша-ши-шо
шик шов шейх шок ширь.
В обратных слогах:
Повтори за мамой:
аш-аш-аш ыш-ыш-ыш аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош иш-иш-иш ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш уш-ыш-аш-ош
ыш-аш-ош-уш
мышь, тушь, рожь[ш], уж[ш], ложь[ш], тишь.
Покажи, каким был шарик сначала, обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: «Ш-ш-ш…».
Раскрась рисунок.
Автоматизация звука [Ш] в словах
Повтори за мамой слова:
шайба, шайка, шик, шея, шапка, шалун, шина, шевро, шелковица, шепот, шип, шифер, шейх, шевиот, шиньон, шериф, шок, шахта, шипит, шакал, шорох, шорты, шоколад, каша, вешалка, кошелек, ноша, баклуши, вишенка, порошок, лошадь, ошибка, мошенник, душок, ушанка, уши, башенка, пушок, пороша, ушиб, прошение.
Закончи предложения:
Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).
Игра «Назови ласково». Ребенок называет.
воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,
хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.
Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шар и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: «Ш-ш-ш— шарик». Сосчитай, сколько шариков у Пятачка: «Один шарик, два шарика…».
Автоматизация звука [Ш] в словах
«Измени первый звук в слове»
Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,
накал-__акал.
Повтори за мамой слоги со стечением согласных:
шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,
шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.
Повтори за мамой слова:
шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.
Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.
Раскрась рисунки.
Автоматизация звука [Ш] в предложении
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
У Миши машина и пушка. У шиповника шипы.
Паша катает Мишу на машине. Даша пишет букву «Ш».
Наташа вышивает подушку. Бабушка вышивает подушку.
В шкафу шашки и шахматы. Малыши шагают в школу.
Мышка убегает от кошки. Кошка лежит на подушке.
Маша нашла шишку. Миша нашел ромашку.
Алеша надел шубу и шапку. Алеша нашел шампиньон.
Выучи скороговорку:
Маше каша надоела, Маша кашу не доела.
Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела кошка во сне?
Раскрась картинку.
Автоматизация звука [Ш] в предложении.
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.:
Кукушка кукушонку шьёт капюшон, Кошка в окошке штанишки шьёт,
Наденет кукушонок капюшон Мышка в сапожках избушку метёт
Как в капюшоне он смешон!
Выучи стихотворение:
Мышонку шепчет мышь: - Мышонок шепчет мыши:
- Ты все шумишь, шумишь! - Шуметь я буду тише.
Повтори за маой чистоговорки:
Ша-ша-ша — нет карандаша. Шо-шо-шо — нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу — я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши — притихли малыши.
Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше.
Проговори без запинки: «У Мишки шишки, шишки у Мишки…»
Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово «шишка».
Раскрась картинку.
Автоматизация звука [Ш] в тексте
Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история? Следи за произношением звука Ш.
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Каша (цепной текст)
Маша и Даша кушают пшенную кашу.
Пшенную кашу варят из пшена.
Пшено купила бабушка.
Бабушка наварила горшок пшенной каши.
Кашей накормили кошку.
Автоматизация звука [Ш] в тексте
Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.
Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за произношением звука Ш.
Дорисуй половинку каждого предмета. Что у тебя получилось?
Материал для отработки звука [Ш] в тексте
Пыхтит, как пышка, Тише, тише, Маша пишет.
Наш пышный Мишка. Наша Маша буквы пишет.
Плюшевому мишке А кто Маше помешает,
Даша штопает штанишки. Того Маша догоняет.
Лексико-грамматические упражнения:
образование родственных слов:
- мышь — (мышонок, мышата, мышиный, мышка…);
- лягушка — (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник …)
спряжение в настоящем времени:
- шить штанишки плюшевому мишке,
- шептать потешки кошке на ушко,
- штопать капюшон кукушонку
образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением по образцу:
изба-избушка дума- мать- солнце- пятно-
доля- кума- тетя- хлеб- дно-
поле- зима- дядя- камень- окно-
воля- штаны- хозяйка- батя- дед-
Счет — 1 10
- плюшевый мишка, плюшевый капюшон, плюшевая шапка.
Мышка полем шла,
Мышка грош нашла,
Мышка шило купила,
Мышка валенки подшила.
Богат наш Ермошка,
У него есть кошка.
Вот как кошка на окошке
Шьёт рубашку для Ермошки.
ШТАНИШКИ
Для маленького Пашки
Наташа шьёт штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках — мышки.
МЫШКА
Шишку мышка тянет в норку, Чтобы делать там уборку. Шишкой мышка скоблит пол. Будет гладким пол, как стол.
ПРИХОДИ, ВЕСНА!
Что ты ждёшь? Не жди,весна!
Приходи! Ты нам нужна! Дружно мы возьмём бадью! Понесём её к ручью. Зачерпнём бадьёю воду
И подарим огороду.
(народная песенка)
ПОДАРКИ
Дед Мороз принёс подарки:
Шашки, шахматы и марки,
Кукол, мишек и машины,
Две хлопушки и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ
Намою ладошку лист похож у клёна,
Осенью — оранжевый, летом он зелёный.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала,
Было листьев очень много летом, Осенью их очень мало стало.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Как в капюшоне
Он смешон.
Простокваша
Простокваши дали Клаше —
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.
Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
Е. Благинина
Плюшевый мишка
Я взяла подмышку
Плюшевого мишку.
В ванну посадила
И пошла за мылом.
Оглянулась — ой, ой, ой!
Расшалился мишка мой.
Н. Журавлёв
Петушок
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зёрнышки и крошки.
Он немного поклюёт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛОГОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Эти занятия были разработаны мною для работы на логопункте при обычном не коррекционном ДОУ. Занятия включают в себя упражнения для развития речевого выдоха, артикуляционную гимнастику, постанов...
Стихи для автоматизации шипящих звуков
Весёлые стихи помогут детям справится с трудновыговариваемыми шипящими звуками...
Мнемодорожки для автоматизации шипящих звуков
Чистоговорки, скороговорки и стихи с использованием мнемодорожек для индивидуальных занятий по автоматизации звука....
Автоматизация шипящих звуков с использованием мнемотаблиц.
Примеры мнемотаблиц на автоматизацию шипящих звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ»....
Скороговорки для автоматизации шипящих звуков
Скороговорки для щипящих звуков...
Скороговорки для автоматизации шипящих звуков
скороговорки для шипящих звуков...
Материал для автоматизации шипящих звуков
автоматизация шипящих звуков...