Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Большое внимание уделяю вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, созданию здоровьесберегающей среды. Изучаю и использую приёмы и методы здоровьесберегающих технологий при составлении расписания, конструировании урока, планировании внеурочной деятельности. Осуществляю «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебных нагрузок, провожу гимнастику до учебных занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, упражнения по профилактике нарушения зрения и осанки. Использую инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-Здоровье» для системы дошкольного и общего образования».
Разработала комплект физкультурных минуток «Тренинги самосовершенствования» для сохранения и укрепления зрения, предупреждения утомления, повышения сопротивляемости организма. Вместе с психологом и врачом веду карту наблюдений за состоянием здоровья каждого ребёнка, которая позволяет выявить отклонения в его психофизиологическом состоянии и его психоневрологическом статусе, выявить пограничные состояния здоровья по поведенческим реакциям. Используя здоровьесберегающие технологии, создаю условия для охраны, укрепления физического и психического здоровья учащихся, а, значит, для повышения качества образования. Обобщила опыт работы по теме «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС нового поколения» в рамках Всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (20.03.2015 г., МГГУ).
Анализирую собственную деятельность, своевременно корректирую её. Использую методики анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Р.Г Чураковой), с позиции оптимизации (М.М. Поташника), с позиции развития (Л.В. Занкова), с точки зрения личностно ориентированного обучения (М.В. Зверевой).
Прогнозирую состояние образовательного процесса. В системе провожу мониторинговые исследования, благодаря которым имею возможность отслеживать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и всего класса в целом. Результаты мониторинга фиксирую в технологических картах, листах наблюдений, таблицах. Отслеживаю продвижение учащихся в развитии, динамику становления интеллектуальных способностей и творческого мышления, систематизирую по годам в коллективном Портфолио достижений обучающихся и учитываю при отборе методов и средств обучения. Владею следующими диагностиками:
- диагностика готовности к школьному обучению (авт. Е.А. Ларцева);
- диагностика учебных способностей для 1 класса (лингвистическая и математическая части комплекса) (авт. В.В. Тарасун.);
- диагностика развития логических операций (авт. В.В. Тарасун);
- диагностика «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников» (по 12 направлениям) (авт. Н.В. Нечаева);
- диагностика «Определение уровня развития учащихся на уроках математики по системе Л.В. Занкова» (авт. И.И. Аргинская);
- диагностика межличностных отношений (социометрия) (авт. Г.Ф. Гаврилычева);
- диагностика «Определение самооценки личности» (авт. Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
- диагностика творческого мышления (авт. Дж. Гибфорд, Е.Г. Торранс, С. Медник);
- диагностика по определению наиболее выраженной одарённости у учащихся, включающая 8 блоков-индикаторов с характерными признаками той или иной одарённости (авт. А.де Хаан, Г. Каф);
- диагностические матрицы, опросники для систематизированного наблюдения за развитием одарённых учащихся (авт. А.И. Доровской);
- диагностика «Рейтинг поведенческих характеристик одарённых детей» (авт. Дж. Рензулли);
- диагностика «Паспорт моих достижений» (Тетрадь успеха), разработанная на основе опыта английской системы образования (авт. Г. Манчестер);
- диагностика задатков и склонностей личности (В.П. Симонов);
- диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене (авт. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов) и др.
- тестовая диагностика по предметам.