Научно-исследовательская работа "Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО"
Научно-исследовательская работа «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО» посвящена актуальной в отечественной педагогике проблеме – организации образовательной деятельности одарённых детей. Автором изложены: теоретическая база опыта, вопросы диагностики одарённости, предложена собственная модель обогащения содержания образования посредством включения элементов методики работы с одарёнными детьми в учебно-воспитательный процесс.
Опыт по данной проблеме может быть интересен учителям начальных классов, среднего звена, педагогам дополнительного образования.
Исследование и развитие детской
одарённости в условиях реализации ФГОС НОО
Чернышова Н.И.,
учитель начальных классов
высшей категории,
МБОУ «Гимназия №1»
г. Североморск
В современных условиях приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых стандартов. Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала личности. Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, A.A. Люблинской, подтверждают факт, что такие новообразования младших школьников, как стремление к самостоятельности, высокая познавательная активность создают благоприятные предпосылки для формирования устойчивого интереса к знаниям уже в начальных классах.
Включение элементов методики работы с одарёнными детьми в образовательный процесс позволяет обогатить знания, умения, навыки учащихся в области определённых наук с учетом структуры интеллекта и законов творчества, способствует развитию дивергентного мышления, вызывает в детях исследовательский интерес, способность к саморазвитию.
Тема опыта. «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО».
Идея опыта. Раскрытие творческого потенциала младших школьников посредством включения элементов методики работы с одарёнными детьми в образовательный процесс.
Условия формирования опыта. Факторами формирования опыта работы являются:
- изучение теории по данной проблеме,
- диагностические отслеживания,
- ведение научно-исследовательской работы,
- активное участие в работе гимназического, муниципального, регионального методических объединений, творческих группах, интеллектуальных профессиональных конкурсах.
Теоретическая база опыта. Существует многообразие подходов к определению одарённости. Среди современных зарубежных концепций самой популярной может быть названа теория известного американского ученого Дж. Рензулли. Согласно ей, одарённость есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме того, в данной теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда [1]. К.К. Платонов утверждал, что одарённость – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии [2]. Известный отечественный ученый Н.С. Лейтес выделяет 4 группы детей, которых обычно принято называть одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта,
- дети с высоким уровнем творческих способностей,
- дети, достигшие успехов в каких – либо областях деятельности,
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость) [1].
Феномен одарённости выступает не как застывшая константа, а как творческий процесс.
Гипотеза: Если включить элементы методики работы с одарёнными детьми в образовательный процесс, то данный подход
- обогатит знания, умения, навыки учащихся в области определённых наук с учетом структуры интеллекта и законов творчества,
- будет способствовать развитию дивергентного мышления,
- вызовет в детях исследовательский интерес, способность к саморазвитию, что позволит при составлении индивидуальных программ развития откорректировать некоторые аспекты.
Актуальность и перспективность опыта. Одарённые дети нуждаются в достижении большей глубины в мыслительной и исследовательской деятельности, в получении новой информации и новых результатов. Поэтому разработка концепции одарённости важна не только как фундамент для решения проблемы обучения одарённых детей, но как основание для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом. В этом контексте актуальность и перспективность опыта очевидна.
Адресность опыта. Опыт по данной проблеме может быть интересен учителям начальных классов, среднего звена, педагогам дополнительного образования.
Диагностика одарённости. К.Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.» Процесс выявления одарённости должен быть многогранным, учитывающим ее параметры как сложного интегрального целого. Для получения объективной картины я использую разные диагностики:
- предметные,
- диагностику по изучению психофизиологических особенностей личности [3],
- диагностику одарённости [1],
- диагностику межличностных отношений,
- диагностику готовности младших школьников к обучению в среднем звене [3].
Предметная диагностика позволяет изучать продвижение учащихся в развитии от стартовых индивидуальных способностей. По результатам проверочных работ выявляются ученики с разными уровнями выполнения диагностических заданий. Это показывает учителю, на каком уровне трудности может работать на уроке каждый ученик. Совместная работа с психологом гимназии позволяет с помощью диагностик изучать все виды психических процессов каждого ученика: типы памяти, внимания, мышления, задатки и склонности личности. Данные диагностик о периодах утомляемости помогают чередовать виды деятельности на уроках, учитывать периоды подъёма и спада работоспособности. Определить наиболее выраженную одарённость учащихся позволяет тест - анкета А.де Хаана и Г. Кафа, которая проводится для родителей учеников [1]. Обработав результаты тестирования, построив графики уровня интересов учащихся, мы выявили группы детей с наиболее выраженными техническими способностями, проявлениями музыкального и артистического таланта, незаурядного интеллекта, спортивного таланта, способностями к научной работе и художественными способностями.
Помочь ребятам определить, что им самим нравится, какая учебная дисциплина их привлекает больше других, позволяет диагностика «Карта интересов» [2]. Сопоставление ответов детей и их родителей позволяет создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявляет зоны для коррекционной работы. Результаты всех диагностик представлены в индивидуальных папках развития учеников, что позволяет системно подойти к оценке личных достижений, помочь каждому ребенку найти «своё золото».
Технология опыта. Способность к саморазвитию предполагает овладение детьми уже младшего школьного возраста инструментом научного познания мира. Учу детей находить противоречие, заложенное в вопросах, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать высказанные предположения, делать выводы. Активный деятельностный подход обеспечивает понимание ценности приобретаемых знаний, сознательное отношение к их усвоению. Организую работу класса так, чтобы каждого ученика включить в процесс познания, развивать стремление к самостоятельности суждений и выводов, формировать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества. Всё это способствует повышению мотивации к обучению, овладению навыками первичного исследования, анализа, сравнения и обобщения, достижению высокого качества знаний учащихся.
Создаю условия для поддержки и развития одарённых детей:
- Обогащение обычного курса с учётом интеллекта и законов творчества.
- Внутриклассная индивидуализированная работа с преобладанием заданий инициативно-творческого характера.
- Индивидуальные занятия по интересам для одарённых школьников в рамках внеурочной деятельности.
- Организация проектной деятельности и учебных исследований в начальной школе.
- Участие одарённых учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах.
Гибкая модель процесса обучения позволяет:
- организовать работу с различными группами учащихся (учитывая их индивидуальные психофизиологические особенности),
- осуществлять дифференцированный подход,
- обозначать пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения.
При такой модели обучения я имею возможность включить элементы методики работы с одарёнными детьми в педагогический процесс, индивидуализировать обучение таких школьников.
В практике моей работы традиционными стали разноуровневые задания на уроках, зачёты, контрольные работы. Задания подбираю так, что при единой познавательной цели и общем программном материале они отличаются разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом, выявляются дети, выбирающие задания инициативно - творческого уровня. Одновременно проявляются склонности к творческому интеллектуальному труду и к разным предметам.
Активная деятельность учащихся на уроках пробуждает потребность в самовыражении. Считаю необходимым расширять доступный ученикам набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причём самых разных и необычных. Мои ребята с интересом подбирают вопросы к блиц - турнирам, викторинам. Нравится ученикам составлять кроссворды, придумывать загадки. С 1 класса мы ведём творческие папки «Мои открытия в русском языке», в которых представлены все виды работ по развитию речи: сочинение считалок, загадок, стихотворений, сказок и рассказов по опорным словам с использованием олицетворений; составление и редактирование текстов разных типов; история происхождения некоторых фразеологизмов. Мои юные поэты сочиняют рифмованные упражнения для выделения и запоминания орфограммы. Рождаются стихи на уроках окружающего мира, математики. Появляются стихи-шутки, задачи в стихах.
К 20-летию гимназии все обучающиеся моего класса участвовали в литературном творческом проекте «Любимой гимназии посвящается…». Совместно с родителями обучающихся был издан сборник творческих работ «Любимой гимназии посвящается…», который получил в подарок каждый ученик класса.
С большим интересом мои ученики участвуют в проекте «Читающая школа», в мероприятиях, проводимых в рамках ГИК «На пути к Олимпу»: устных тематических журналах, литературных гостиных, творческих и практико-ориентированных проектах, викторинах, конкурсах творческих работ, синквейнов, читательских дневников. Особый интерес у учащихся с ярко выраженными артистическими способностями вызывают конкурсы чтецов, посвящённые Международному Дню саамов, Дню матери, 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 70-летию Великой Победы, 100-летию г. Мурманска, в которых мои ученики неоднократно становились победителями и призёрами. В 2017 году 20 обучающихся 1Б класса участвовали в VI Областном конкурсе чтецов «Чьи стихи мы знаем с детства?» и стали победителями в номинации «Коллективное выступление», награждены Дипломами II степени.
По итогам областного конкурса чтецов «Мы растем, крепчаем, край наш величаем!», посвящённого 80-летию Мурманской области, ролик семьи Берестенниковой Кристины был признан лучшим в номинации «Семейные работы». Семья Берестенниковой Кристины награждена дипломом 1 степени.
Использование многообразных типов проектов дает возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания одарённых школьников в интересной для них форме. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащимся проявить себя, создав произведения искусства различных жанров или принять участие в проведении творческих мероприятий, развить коммуникативную компетентность. В практике нашей работы применяются театрализации, устные журналы, турниры, литературно-музыкальные композиции, выставки произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, интеллектуальные праздники.
Мои ученики – победители многочисленных гимназических, городских, Всероссийских и Международных конкурсов по декоративно-прикладному творчеству, техническому моделированию, робототехнике «ЛегоТехник».
Творческие работы учащихся отмечены грамотами городской администрации, хранятся в Музее города и флота. Художественные работы ребят подарены представителям зарубежных делегаций из Финляндии, Голландии.
С большим желанием ребята готовят сообщения на темы, выходящие за пределы школьной программы. Интерес к этимологии географического термина побуждает детей к активным действиям, поиску. Проблемный вопрос «Почему данные географические объекты имеют такое название?» подтолкнул детей к ведению исследовательской работы. Учащиеся 4 Б класса провели топонимические изыскания по темам: «Названия студеных берегов», «Топонимика в горном туризме», «История, события, люди в названиях городов Заполярья». Обобщив разные по жанру детские работы, мы выпустили сборник исследовательских и творческих работ учащихся «О Севере с любовью».
В 2017г. был выпущен сборник проектных и творческих работ учащихся 1 Б кл. «Такие разные задачи», куда вошли теоретические изыскания по темам: «Структура задачи», «Виды задач», «Способы решения задач», а также задачи, составленные учащимися на школьную тематику.
Создаю обучающимся условия для расширения знаний, повышения уровня развития путём проведения занятий факультативов и кружков: «Речевое развитие младших школьников» (Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова), «Эрудит» (О.А. Холодова). Используя межпредметные связи, способствую формированию мотивации и интереса к изучению основ наук, использую возможности ИКТ, нестандартные формы работы и творческие задания. Посредством специально подобранных упражнений обеспечиваю комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развиваю наблюдательность, воображение, способствую развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формирую нестандартное мышление. Несмотря на повышенный уровень предлагаемых заданий, создаю ситуации успеха, активно использую нетрадиционные формы проведения занятий: конкурсы, соревнования, путешествия.
Разработала подборку упражнений и серию поэтапных олимпиад по русскому языку, которую использую для подготовки обучающихся к олимпиадам гимназического, городского и всероссийского уровней. Все задания были успешно апробированы на факультативных и кружковых занятиях в 2013-2017 г.г. Подготовила команду учащихся 4-х классов для участия в городской олимпиаде по русскому языку в 2017 году. Результат - 1 командное место по русскому языку в городской олимпиаде младших школьников. В составе команды гимназии № 1 мой ученик Мерзлов В. занял 1 командное место по математике.
С 2005 года веду работу с одарёнными детьми в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Мои ученики неоднократно становились лауреатами и призёрами гимназических и городских интеллектуальных и творческих конкурсов, городского фестиваля детских проектов «Храм души», Всероссийских заочных конкурсов «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс» в различных номинациях, Всероссийской олимпиады школьников, Всероссийского конкурса «Русский медвежонок», Международной математической игры «Кенгуру», конкурсов «КИТ», «Золотое руно».
Эта работа отмечена многочисленными благодарственными письмами организаторов данных интеллектуальных мероприятий. Имею 2 сертификата, подтверждающих, что имя участника программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Чернышова Наталья Ивановна (г. Североморск) включено в итоговый печатный сборник «Ими гордится Россия» за достижения в проектах программы в 2013-2014 уч. году, 2014-2015 уч. году, (г. Обнинск, 2015 г.). (Приказ № 21 от 15.08.2014 г.) (Приказ № 51 от 05.08.2015 г.).
Участвуя в исследовательских проектах, структурно похожих на подлинно научное исследование, младшие школьники приобретают важный опыт освоения логических способов восприятия и обработки информации, развивают аналитические способности, критическое мышление. Под руководством педагога дети учатся обосновывать актуальность избранной темы, обозначать задачи исследования, выдвигать гипотезу с последующей ее проверкой, использовать методы современной науки (лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.), обсуждать полученные результаты, способствуя развитию мыслительной компетентности.
Результаты своих исследований одарённые младшие школьники представляют на научно-практических конференциях, проводимых в гимназии, с помощью педагога-руководителя секции ГИК «На пути к Олимпу» размещают материалы на педагогических сайтах и сайте гимназии. В 2017 году мои обучающиеся Литвинов И. и Бутюгин Н. представляли свои первые исследования на III гимназической научно-практической конференции младших школьников «Старт в науку» в рамках работы гимназического интеллектуального клуба «На пути к Олимпу» (23.05.2017 г.). Реализуя принцип преемственности, продолжаю заниматься исследовательской деятельностью с одарёнными учащимися 5 классов. В октябре 2017 г. мой бывший выпускник, ученик 5 Б кл., Бутюгин Никита стал призёром Городского конкурса научно-исследовательских работ школьников «Молодые исследователи Севера», представив исследовательскую работу «Роль православия в сохранении и укреплении семейных ценностей». Имею свидетельство Начальника Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск Н.С. Шаровой, удостоверяющее высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодёжи при подготовке научных работ на городскую конференцию «Молодые исследователи Севера».
С 2001 г. являюсь руководителем гимназического интеллектуального клуба «На пути к Олимпу» - добровольной неполитической организации младших школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению наук, и их руководителей, кураторов секций, учителей начальных классов. Координирую работу всех звеньев ГИК «На пути к Олимпу» по следующим основным направлениям деятельности:
- Пропаганда престижности интеллектуального труда и эстетического воспитания. Развитие детской одарённости.
- Работа секций. Внедрение развивающих программ.
- Участие обучающихся в викторинах, конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных праздниках.
- Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
- Освоение новых способов и критериев оценки метапредметных результатов образовательного процесса.
- Психологическое сопровождение. Изучение продвижения учащихся в развитии.
Составила Устав ГИК «На пути к Олимпу». Принимаю участие в разработке, написании сценариев и проведении мероприятий, создании мультимедийных презентаций и проектов, сопровождающих внеклассную деятельность по различным предметам. Являюсь инициатором проведения в начальной школе коллективных информационных и творческих проектов, устных журналов, турниров, интеллектуальных праздников:
- День Науки в начальной школе»,
- «Возвращение к родным истокам»,
- «О Севере с любовью»,
- «Праздник славянской письменности и культуры»,
- «Поклонимся Великим тем годам…»,
- «С днём рождения, Североморск»,
- «100-летию г. Мурманска посвящается»,
в ходе которых учащиеся и педагоги - руководители секций демонстрируют свои креативные способности и достижения в интеллектуальной сфере. Это синтез исследовательских, творческих, музыкальных, сценических находок, смотр презентаций 6 творческих проектов на определённую тему.
Являюсь инициатором и организатором проведения в начальной школе гимназической научно-практической конференции младших школьников «Старт в науку», торжественного принятия в члены ГИК «На пути к Олимпу» одарённых учащихся с вручением удостоверения установленного образца. Организую ведение летописи клуба, Уголка ГИК «На пути к Олимпу».
В качестве руководителя гимназического интеллектуального клуба «На пути к Олимпу» организую сотрудничество с ГИК «Олимп», лингвистическим клубом «Юникон», объединяющих учителей и учащихся старших классов. Проводим совместные заседания секций, викторины, КВН, праздники, линейки, мероприятия, посвящённые Дню науки. Организуем интеллектуальные и творческие проекты. Деятельность клубов объединяет девиз: «И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт!»
Веду работу по пропаганде международного сотрудничества между МБОУ гимназией № 1 ЗАТО г. Североморск и Виллем Лодевейк гимназией г. Гронинген Королевства Нидерланды в области образования и культуры, которое длится 25 лет. С целью формирования межкультурной компетентности, воспитания толерантности, необходимой в условиях современного политического кризиса, предоставляю возможность юным гимназистам участвовать в международных образовательных проектах.
Для встречи голландской делегации в 2016 г. мои обучающиеся готовили специальную программу, проводимую в контексте «диалога культур»: дискуссии, конкурсы газет, рисунков, обмен творческими коллекциями, сборниками.
Коллектив учащихся 3 Б класса в составе 26 человек принял участие в ХV Международном проекте «Что бы я хотел рассказать моему другу о себе» (г. Гронинген Королевство Нидерланды - Гимназия № 1 г. Североморск). Для педагогов и учащихся Виллем Лодевейк гимназии показали открытый урок-исследование с элементами проектной деятельности «Культура коренных жителей Мурманской области: история и современность». Декоративно-прикладное искусство саамов вызвало неподдельный интерес у голландской делегации. Мои ученики подарили иностранным гостям коллекцию рисунков «В краю полярной ночи» и коллекцию собственных декоративно-прикладных изделий «Саамские напевы». (Научный руководитель: Чернышова Н.И.).
Имею Диплом ХV Международного образовательного проекта «Что бы я хотел рассказать моему другу о себе» (г. Гронинген Королевство Нидерланды - Гимназия № 1 г. Североморск) (31.03.2016 г.).
Творческие работы, рисунки, лучшие тетради, грамоты, диаграммы развития учащихся являются содержанием «Портфолио» каждого ученика. В дальнейшем накопленные материалы передаю учителям, осуществляющим основное общее образование, обеспечивая успешную адаптацию одарённых учащихся на следующем уровне обучения.
Инновационный педагогический опыт по теме «Исследование и развитие детской одарённости» неоднократно представляла на семинарах, конференциях, конкурсах федерального уровня. Имею печатные работы и публикации научных статей. Систематизировала и обобщила изыскания и наработки по развитию навыка стихосложения в начальной школе, выпустила сборник методических рекомендаций «Как рождаются поэты». Апробировала и экспериментально проверила влияние данной методики на мотивацию изучения школьниками родного языка в начальных классах.
В 2017 г. выступила по теме «Развитие детской одаренности в области «Технология»» на заседании круглого стола «Инновационные подходы к образовательной деятельности» научно-практической лаборатории МАГУ факультета искусств и сервиса в рамках «Недели науки» МАГУ (16.11 2017 г.).
Выступала по теме «Развитие детской одарённости во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения» в рамках 1, 2, 3 гимназической научно-практической конференции младших школьников «Старт в науку» (20.05.2015 г., 19.05.2016 г., 23.05.2017 г.).
Трудоёмкость опыта. При таком подходе к обучению возможно появление следующих проблем:
- Изменение нагрузки.
- Сохранение здоровья школьников.
- Преемственность на разных ступенях образования в рамках системы.
- Фактор переезда, перенос ребенка в другую среду (школу, город), который будет препятствовать достижению запланированных результатов.
Учитывая факторы риска, прогнозирую возможные последствия, действую по принципу «Новая технология – новый учитель». Считаю, что развивающее обучение достигается не количеством, а качеством выполняемых заданий, активными формами, приёмами обучения, грамотным, профессиональным подходом к организации педагогического процесса. Следуя этим принципам:
- Отбираю допустимый объем заданий (как классных, так и домашних) с учетом уровня подготовки и интересов учащихся.
- Провожу профилактику утомляемости (разнообразные методы и приёмы обучения, физминутки, гимнастика для глаз).
- Учитываю рекомендации психологов, следящих за индивидуальными особенностями и возможностями детей, изучаю продвижение учащихся в развитии с помощью диагностик.
- Решая проблему преемственности, провожу открытые мероприятия для воспитателей ДОУ, принимаю участие в работе педсоветов по преемственности, посещаю занятия в д/с, уроки у учителей среднего звена.
Результативность опыта. Разработанная система включения элементов методики работы с одарёнными детьми в общеобразовательный процесс позволяет довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня, развить внутренний деятельностный потенциал учеников, способность быть автором, творцом. Ведь каждый одарённый ребенок стремится к успеху. Каждому одарённому ребенку важно ощущать свою значимость, быть востребованным, полезным обществу. Знает ли каждый такой ребенок в вашем классе, как важен его труд? Помните: «Успех без признания приводит к разочарованию». Задача учителей на любом этапе обучения: как можно раньше выявить одарённых детей, не просмотреть. Чем раньше мы их выявили, тем быстрее и ярче раскроется талант ребенка, тем успешнее результат. Таким образом, мы будем способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
Список литературы
1.Доровской А.И. Сто советов по развитию одарённости детей. - М., Российское педагогическое агентство, 1997.
2.Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. - М., Сентябрь, 2001.
3.Тихомирова Л.Ф, Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, Академия развития, 1996.