Сотрудничество с родителями учащихся
Работу с родителями учащихся направляю на организацию сотрудничества МБОУ "Гимназия №1" и семьи для создания наиболее благоприятных условий физического, интеллектуального и духовного развития ребёнка. Устанавливаю контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиваюсь взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, организую совместную коллективную деятельность. Традиционными стали Дни открытых дверей, уроки-смотры знаний, экскурсии, праздники, проекты, семейные викторины, спортивные мероприятия. Для организации коллектива родителей и осуществления психолого-педагогического просвещения провожу различные виды родительских собраний (организационные, тематические, итоговые). Для общения по интересующим вопросам создала закрытую группу родителей класса Вконтакте.
Осуществляю психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлекаю их в образовательные отношения, в участие в совместной с детьми деятельности. Предпочитаю следующие формы работы:
• педагогический всеобуч (формирую банк данных о семье и семейном воспитании);
• посещение семей;
• индивидуальные и групповые консультации по итогам полугодий;
• консультации по запросам родителей онлайн.
Для оказания помощи при усвоении трудных тем, развития техники чтения, обсуждения текущих проблем провожу групповые и индивидуальные консультации, практикумы, беседы, составляю памятки для родителей. Привлекаю родителей к совместному планированию, организации и проведению мероприятий (проектов, праздников, экскурсий), к участию в психолого-педагогическом консилиуме, провожу анкетирование родителей (карта наблюдений за состоянием ребёнка, анкета для изучения мотивации, утомляемости ребёнка, опросные листы для оценок и пожеланий родителей и т.д.). Знакомлю с продвижением обучающихся в развитии. Совместно с психологом, логопедом МБОУ "Гимназия №1" организую консультации по индивидуальным запросам родителей.
Привлекаю родителей к совместному планированию, организации и проведению мероприятий (КТД, тематических праздников, творческих проектов, экскурсий), к участию в психолого-педагогическом консилиуме, провожу анкетирование родителей.
Провожу мероприятия, способствующие воспитанию культуры (совместное посещение спектаклей, концертов, городских и областных выставок, организация и совместное проведение народных праздников).
Систематически совместно с родителями оформляю выставки творческих работ учащихся, что создаёт эстетическую среду в гимназии, дарит радость детям и родителям, помогает объединить вокруг искусства интересы семьи. Ежегодно пропагандирую и организую совместное участие детей и родителей в городских, областных творческих конкурсах, городских и областных выставках декоративно-прикладного творчества, что способствует эстетическому воспитанию и укреплению духовных основ семьи. Являюсь руководителем творческих проектов.
В январе 2017 года мои ученики принимали участие в фестивале детского творчества «Рождественский подарок», конкурсе декоративно-прикладного искусства «Рождественская игрушка», организованных Североморской епархией, и были награждены грамотами и ценными подарками. Имею благодарность Русской православной церкви, Московского патриархата, Североморской Епархии за воспитание отечественных традиций, духовной культуры, поощрение создания детьми духовно-содержательных произведений, способствующих возрождению празднования Рождества Христова.
Оказываю методическую помощь в оформлении материалов и документов на детские творческие и семейные конкурсы. Многодетная семья Бутюгиных в 2017 году принимала участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Семья года» и стала лауреатом в номинации «Молодая семья». За большой вклад в повышение общественного престижа семейного образа жизни, в укрепление ценностей семьи и за ответственное родительство семья Бутюгиных награждена Благодарственным письмом Министерства социального развития Мурманской области (Приказ № 239 от 15.05.2017 г.).
Обобщила опыт многолетней работы по теме: «Сотрудничество с родителями обучающихся». На методическом объединении представила систему работы, основные направления, методы и формы взаимодействия и сотрудничества, тематику и сценарии родительских собраний: «Причины дезадаптации первоклассников», «Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста», «Резервы обучения чтению», «Сохранение и укрепление здоровья детей в период полярной ночи», «Гармония общения - залог психоэмоционального здоровья ребёнка» и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_adaptatsionnogo_perioda_budushchih_pervoklassnikov.docx | 20.99 КБ |
foto_mis.docx | 395.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
Проблемы адаптационного периода будущих первоклассников
Цель: познакомить родителей будущих первоклассников с проблемами адаптационного периода.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «адаптация» и её видами.
2. Раскрыть особенности этапов адаптационного периода будущих первоклассников.
3. Дать рекомендации по организации режима дня и учебного процесса обучающихся 1 кл.
Ход собрания:
Теплое лето позади, остались считанные деньки до 1 сентября. А это означает, что нашим деткам придется адаптироваться к новому, теперь уже учебному распорядку, физическим и психологическим нагрузкам. Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это и есть физиологическая адаптация. Особенностью детского организма является постоянный и непрерывный процесс познания окружающего мира. Мозг ребенка, его психика поглощают огромный объем информации. И всю эту информацию нужно усвоить, впитать, разложить по полочкам. Колоссальный труд! И к тому же - огромный стресс!
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Первые 2-3 недели (15-20 дней) называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Сложнее адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Некоторые дети к концу первой четверти худеют. У отдельных учащихся отмечаются снижение артериального давления (что является признаком утомления), головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита. Даже у самых послушных детей могут начаться капризы. Что делать? Вечный вопрос русской интеллигенции.
Режим! После школы первокласснику желательно спать днем, так как без привычки детский организм будет уставать. Домашние задания вечером перед сном готовить не следует. Ведь ребенок уже устал под конец дня. Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. При меньшем количестве часов сна ребёнок будет спать первые два урока в школе.
Физкультура! Говорят, что мышцы человека за последние сто лет стали получать нагрузку в сто восемьдесят раз меньшую, чем прежде. А от их деятельности напрямую зависит работа отдела мозга, который заведует работой желез внутренней секреции, системы кровообращения и пищеварения. С приходом в школу у детей в два раза уменьшается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки.
Пара слов о зрении. Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но следует помнить, что возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать. Поэтому родители должны держать руку на пульсе и постоянно следить за зрением своего первоклашки.
Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание школьника перед телевизором и монитором компьютера. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Мы, учителя, естественно, строим свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе, учитываем такие особенности психики первоклассников, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, утомляемость, неумение управлять своим поведением. Предупреждаем переутомление, используя разнообразные виды деятельности, физминутки, игровые и здоровьесберегающие технологии. Стараемся фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, подчеркиваем достоинства и успехи детей, выстраиваем позитивные отношения с ребятами в классе.
Организация обучения.
Классные комнаты для первоклассников располагаются не выше второго этажа. Площадь учебного помещения обеспечивается из расчета 2,5 кв.м на одного учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (партой или столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Располагаются столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке.
Предельно допустимая наполняемость класса – 25 чел.
Продолжительность учебного года для первоклассников – 30 недель. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти с целью профилактики переутомления.
Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 учебных часов, дневная учебная нагрузка не более 4 уроков.
Продолжительность урока – 35 минут. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 3 урока. Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.
Продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 20 минут. На этой перемене организуется завтрак учащихся в школьной столовой.
При составлении расписания уроков учитывают следующее: уроки, требующие большого умственного напряжения и внимания (русский язык и математика) рекомендуется проводить первыми или вторыми.
В первом классе нет дополнительных часов на факультативы и кружки.
Контроль и оценка результатов обучения
В первом классе начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).
Допускается лишь словесная объяснительная оценка. По итогам тестовых и проверочных работ определяется уровень, на котором работает ребёнок. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.
Домашние задания в первом классе в первом полугодии не задаются. Со второго полугодия на приготовление домашних заданий отводится 1 час.