Национально-региональный компонент образования
С целью воспитания любви к родному краю, сохранения и укрепления здоровья младших школьников, принятия национально-региональной культуры и формирования потребности к творческому самовыражению внедряю в учебный процесс национально-региональный компонент. Веду «Интегрированный краеведческий курс». Использую дидактический материал А.Н. Кохичко «Край, который я люблю», «Краеведение на уроках русского языка в начальных классах» Л.С. Гринько, Т.Н. Девятковой, «Зелёный наряд Мурманской области» Е.В. Манохиной. Разработала серию конспектов по курсу, включающих национально-региональный компонент.
Считаю краеведение мощным средством для формирования гражданской позиции, развития интеллектуальных и творческих возможностей младших школьников. Использование краеведческого материала в работе над формированием начальных знаний по истории, географии, литературе пробуждает интерес к историческому прошлому и настоящему Кольского Севера, его природе, культурному наследию, искусству. Метод проектов даёт возможность ребятам самим изучать родной край и знакомить со своими изысканиями учащихся начальной школы. Активная самостоятельная работа учеников с краеведческим материалом приближает далекую историю, делает ее более понятной, личностно значимой. Мои ученики принимают участие в информационных проектах: «Слово о северных словах», «Зелёная аптека Мурманской области», что способствует развитию этимологической и экологической культуры, формированию философского мышления младших школьников. Участие в творческих проектах: «Фольклор коренных жителей Кольского края», «Сказки о Лапландии», «Декоративно-прикладное искусство саамов» способствуют формированию истинного патриотизма, подразумевающего кроме любви к своей земле, и любовь к своему народу, к тем людям, которые создали самобытную северную культуру. Особый интерес вызвал у ребят информационный практико-ориентированный проект «7 чудес нашего города», приуроченный к 65-летию г. Североморска. Разместила презентацию «Памятники г. Североморска» на личной странице «Наталья Ивановна Чернышова» интернет-портала ProШколу.ru Инфо.
С 2015 г. участвую в работе областной опытно-экспериментальной площадки по теме «Арктическое пространство: креативный подход к воспитанию в образовании» (научный руководитель: к.п.н., доцент, декан факультета искусств и сервиса МАГУ Е.Р. Стаценко) на базе факультета искусств и сервиса МАГУ.
В 2016 г. участвовала в областной художественной выставке «Осенний вернисаж» с презентацией творческих работ учащихся «Мой край - моя Арктика». Галерея «Отпечаток» МАГУ, пр. Ленина, 57 (ноябрь 2016 г.).
В марте 2016 г. коллектив учащихся 3 Б класса принял участие в Международном проекте «Что бы я хотел рассказать моему другу о себе» (г. Гронинген Королевство Нидерланды - Гимназия № 1 г. Североморск). В рамках международного сотрудничества во время Дней голландской культуры для представителей голландской делегации показали открытый урок «Культура населения Кольского полуострова: история и современность».
Обучающиеся моего класса являются активными участниками и победителями гимназических интеллектуальных краеведческих игр, викторин. В 2017 г. обучающиеся 1 Б кл. принимали участие в областной выставке - конкурсе «Экологический дизайн», проводимой на факультете искусств и сервиса МАГУ (Приложение № 8, копия сертификата за участие в областной выставке - конкурсе «Экологический дизайн», 30.11.2017 г.)
Вовлекаю детей в практическую природоохранную деятельность. Организовала проведение экологических викторин, операций, проектов: «Каждой былинке брат», «Помоги пернатым», «Жалобная книга природы», пропагандирующих экологические знания. Включаю в учебный процесс элементы валеологии и биосферной этики. По результатам диагностических проверочных работ по окружающему миру 84% учащихся показывают высокий уровень развития экологических знаний.
На уроках окружающего мира формирую универсальные учебные действия: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять существенные признаки объекта, явления, ориентироваться в пространстве и времени, работать с научно-популярным текстом, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, в разных формах фиксировать их результаты. Обучаю детей работать с информацией: определять главное в содержании прочитанного, составлять план ответа, доказательства, знакомлю с разными способами получения новой информации. Обучаю учащихся основам проектной и исследовательской деятельности, применяя групповую и парную работу. Мои ученики - активные участники проектов: «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» и др.