Воспитательная работа как важный фактор становления и развития компетентной личности
Большое внимание уделяю воспитательной работе, формированию и сплочению детского коллектива, установлению дружеских отношений, основанных на взаимном уважении и принятии индивидуальности каждого члена ученического сообщества. На ведущее место выношу проблему физического и психического здоровья ребёнка. Для выяснения объективной характеристики положения каждого ученика в системе личных взаимоотношений для определения удовлетворённости каждого школьника в общении использую социометрические методы исследования (авт. Г.Ф. Гаврилычева):
• учебное общение;
• общение, связанное с игровой деятельностью;
• дружеское общение;
• диагностику «Определение самооценки личности» (авт. Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
Это позволяет регулировать межличностные отношения, содействовать общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе, оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Изучаю становление коллектива с помощью анкет (анкета оценки, анкета желаний), социометрии (всего коллектива и по микрогруппам), определения уровня развития коллектива, анкетирования и бесед с родителями, наблюдения и совместной работы с психологом.
Воспитательную работу учащихся осуществляю по направлениям:
• гражданско-патриотическое и правовое воспитание,
• духовно-нравственное воспитание,
• физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание,
• художественно-эстетическое воспитание,
• трудовое воспитание.
Большое внимание уделяю духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Развиваю и обогащаю мировоззренческие и поведенческие качества личности, творческие способностей учащихся. Формирую осознанное поведение, основанное на принятых в обществе представлениях о добре и зле, укрепляю позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм.
Важную роль в процессе воспитания отвожу «классным рефлексиям», которые проводятся раз в неделю. Для развития умения размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе со сверстниками класса находить ответы на трудные вопросы использую 3 вида рефлексий:
• рефлексии с социальной проблематикой, где обсуждается социальный аспект поведения учащихся;
• интеллектуальные рефлексии без подведения итогов, с помощью которых решаются важные интеллектуальные задачи, связанные с окружающей жизнью или со школьной программой (подобные рефлексии на первом этапе обучения служат стимулом для изучения многих предметов начальной школы);
• образовательно-диагностические рефлексии, помогающие учителю определить, насколько эффективны применяемые им методы, а учащимся понять основные идеи школьной программы по предметам.
Обучаю детей самоуправлению - участию младших школьников на демократических основаниях в управлении жизнью класса. Учитывая основные интересы и потребности учащихся, выделяю следующие направления ученического самоуправления:
• самоуправление в процессе обучения;
• самоуправление в области творчества;
• самоуправление в области внеурочной деятельности и досуга;
• самоуправление в области трудовой деятельности.
Наиболее продуктивной формой организации совместной деятельности считаю групповую работу, позволяющую подключить к коллективной жизни всех детей, на основе максимального учёта их индивидуальных возможностей, потребностей, мотивов. Групповая работа позволяет создать условия не только для развития личности через реализацию её интересов, способностей и личных ресурсов, но и для развития коллектива класса через межгрупповое взаимодействие.
Посещаю с учащимися художественные выставки, музеи города Североморска и Мурманска, организую поездки в театры, океанариум, планетарий, культпоходы в детские библиотеки. Провожу семейные праздники, викторины, КВН, соревнования.
В рамках внеурочной деятельности исследовательскую и проектную деятельность направляю на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития.