Технологические карты уроков

Усманова Ирина Викторовна

технологические карты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx88.91 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_literatura.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение темы «Имя существительное как часть речи» в 5 классе

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать вопросы, на которые отвечает имя существительное, морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения), правила о написании Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, о написании имен собственных с большой буквы и в кавычках; уметь ставить вопросы к существительным, определять род, число, падеж, тип склонения существительного, правильно выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе, правильно писать имена собственные с большой буквы и в кавычках, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разбирать имена существительные по образцу.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

http://learningapps.org/ 

 http://videouroki.net

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, общий род.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Время – 1 минута.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Здравствуйте, ребята! Чтобы снять усталость от предыдущих уроков, предлагаю восстановить ваш энергетический баланс:

- нужно с силой потереть одну ладонь о другую 10 раз;

- щеки – вверх-вниз 10 раз;

- кончиками пальцев постучать по затылку и макушке 10 раз;

- 3 раза сжать руки в кулак.

Я думаю, вы ощутили, как приободрились. Спасибо всем. Теперь приступим к серьезной работе.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Время – 2 минуты.

Эвристическая беседа. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Что у меня в руках? (Воздушный шарик)

- Что вы можете сказать об этой вещи?

- Назовите грамматические признаки.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания, осваивают лингвистические термины.

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

Время – 2 минуты.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

- Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке? (Имя существительное)

- Какие части речи вам еще знакомы?

- Давайте еще раз повторим, как определить принадлежность слова к той или иной части речи. (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Время – 2 минуты.

Составление кластера.

- Что же нам нужно сделать, чтобы повторить имя существительное?

(Вспомнить морфологические признаки существительного, синтаксическую роль).

- А чтобы не забыть, что нужно повторить, нарисуем подсказку – солнышко, на лучиках которого напишем все признаки существительного.

Формулируют цель и задачи учебной деятельности в диалоге с учителем. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят понятные монологические высказывания

Устные ответы.

5.Творческая практическая деятельность.

Время – 24 минуты.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Слайд 2

Задание 1.

- Прочитайте текст и назовите все существительные. Один человек работает на интерактивной доске.

- Что обозначает имя существительное?

- Докажите, что перед вами текст.

- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

Слайд 3

Задание 2. Письменно.

- Закончите предложения, определите, каким членом предложения являются встретившиеся вам существительные:

А) Весна, лето, осень, зима - …

Б) Я быстро иду в  …

В) На полке стояла банка с …

- Какими членами предложения может быть имя существительное? (Подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.)

Слайд 4

Задание 3.

- Следующее задание для мальчиков: вспомните названия предметов на картинках и запишите их. (Тиски, плоскогубцы, ножницы, кусачки, пассатижи)

- Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе.

Слайд 5
– Девочки, теперь аналогичное задание для вас.

(Творог, сметана, ряженка, молоко)

- Что особенного заметили в этих словах? Правильно, они употребляются только в единственном числе.

Слайд 6

Задание 4. Выдать распечатки.

- Распределите слова по родам: ночь, холод, небо, друг, неряха, свет, жизнь, добро, шум, ябеда, начало.

- Давайте проверим. Слайд 7.

- Были ли трудности с этим заданием?

- В какой столбик вы записали слова неряха и ябеда?

- Итак, существительные с окончанием –а/-я, обозначающие лиц женского и мужского пола, относятся к общему роду.

- Как же определить род существительного? (Поставить в ед.ч., использовать слова-подсказки).

Задание 5.

 - Какие существительные отвечают на вопросы КТО? ЧТО?(Одушевленные, неодушевленные)

Цифровой диктант.

- Я диктую существительные, а вы записываете только цифру: 1 – одушевленное; 2 – неодушевленное.

Сережа, серьга, март, кот, солнце, птица, лужа, капель, бабочка, выпускник.

Слайд 8. Физкультминутка.

Слайд 9.

Задание 6.

- На слайде изображена лицевая сторона конверта. На какие две группы можно разделить все существительные, которые здесь встречаются? (Собственные и нарицательные).

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

- Как они пишутся?

Задание 7.

- Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.

Город, река, озеро, журнал, собака, фамилия, книга.

Задание 8. На доске.

- Прочитайте словосочетания и скажите, какое задание можно к ним придумать? (Вставить пропущенные буквы).

Расти на опушк… леса. Красиво писать в тетрад.. Идти по тропинк.. к озеру. Посвятить жизнь авиаци.. Быстро скакать по степ.. Работать учителем в школ... Присутствовать на лекци..

- А что нужно знать, чтобы успешно справиться с этим заданием? (Падежи и склонение). 

- Давайте вспомним падежи и вопросы.

- Как определить падеж существительного? (Найти слово, к которому относится существительное; поставить от этого слова к существительному вопрос).

- А что такое склонение?

- Как правильно определить склонение?

- Какие существительные относятся к I, II, III склонениям?

- Как же определить, какую гласную писать в окончании существительного – Е или И?

- В чем особенность склонения существительных на -ия, -ие, -ий?

На доске оформлена таблица-подсказка:

- Запишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж существительных. Один человек работает с этим заданием на доске, другой – на интерактивной доске (Слайд 10)

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

6.Самостоятельная работа.

Время – 5 минуты.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Слайд 11

- Произведите морфологический разбор существительного на скатерти – 1 вариант, в дни – 2 вариант из предложения В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по плану.

Письменная работа.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Время – 3 минуты.

Обобщение полученных на уроке сведений.

- Вот мы и подошли к завершающей части нашего урока.

- Что нового вы узнали?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Время – 1 минута.

Заключительная беседа по вопросам. Оценивание результатов работы.

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работ учащихся на уроке.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по  комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок разработал:

Усманова И.В., учитель русского языка

 и литературы

 МБОУ СОШ №2 г. Советский

«Мечтанья с глаз долой, и спала пелена». Анализ 3-го и 4-го действий

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное  задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу

2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы    

Актуализировать знания учащихся о героях антиподах

— Как ведет себя Чацкий в московском свете

Едва появившись в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия, герой по-свойски вспоминает давних знакомых и дает им полушутливые, чаще желчные характеристики. Говоря только то, что думает, не пытаясь выдать видимое за сущее, Чацкий сразу же ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.

Однако он приехал не вступать в противоборство, а повидаться с Софьей. Не способный лгать и притворяться, герой мучительно пытается соотнести ее поведение и сущность характера. Хотя Софья сама и да ему понять, что ею избран Молчалин, Чацкий отказывается в это поверить: она не может полюбить такого человека. Это очевидное расхождение не укладывается в его уме, который оказывается «с сердцем не в ладу». Уязвленный холодностью героини, задетый наставлениями ее отца, Чацкий в конце концов не выдерживает напряжения и излагает свои убеждения в обществе Фамусова, отвечает ударом на удар. Жизнь московского «света» он оценивает со стороны, потому его взгляд объективен и критичен.

Высказывания Чацкого представляют систему идейных воззрений, нравственных принципов и поведения, близкую передовым его современникам, деятелям декабризма и представителям последующих поколений борцов за прогрессивные общественные идеалы Главный герой обрушивается на веками складывавшиеся основы жизни дворянского общества, которые фактически изжили себя. Но однажды усвоенные предрассудки устраивают Фамусова и людей его круга, потому они ничего не хотят менять.

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с комедией

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость — Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

Характеристика московского света

1. Московский света дорожит своим «дворянством», надежно охраняет крепостнические идеалы. Грибоедов многократно подчеркивает жестокость помещиков по отношению к крепостным. Фамусовское общество пронизывают строгие иерархические отношения. «Безродных» неохотно вводят в этот избранный круг. «Чужие», оказавшись в нем (Молчалин, Загорецкий), должны лицемерить, угождать, притворяться, «подставить стул, поднять платок».

2. Представители фамусовской Москвы относятся к службе как средству чины добыть, «награжденья брать и весело пожить». Служа «лицам», а не делу, они «спесивы» с теми, «кому нужда», а с теми, кто выше, льстивы и любезны.

3. Главной человеческой ценностью в московском «свете» является «золотой мешок», а ум и высокие душевные качества человека становятся источником «горя».

4. До гротеска доводится Грибоедовым ненависть к просвещению и культуре, чего стоят одни знаменитые высказывания Фамусова о просвещении и чтении книг («Ученье вот чума, ученость — вот причина... // …Уж коли зло пресечь // Забрать все книги бы, да сжечь» и т. д.).

5. Автор показывает, что в общественном сознании, бытовом укладе, языке, принцип воспитания господствует бездумное копирование западноевропейских образцов (поведение гостей) или такое же безапелляционное их неприятие (позиция Фамусова).

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гости Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. По сути, это зеркальное отражение общества, обрисованного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характеризуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы — в центре нашего внимания сегодня на уроке.

Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для групповой характеристики персонажей — фамусовских гостей!

Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персонажей вы можете добавить?

Графиня Внучка. Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристократическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспомним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама относится, и все происшедшее на балу у Фамусова — «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитревна властно повелевает мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых — он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как возможного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимости оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желанный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляционная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указывает Молчалину на его пока что незначительное положение, называя его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, появляется новый герой. Это Репетилов. Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)

3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательстве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

В с е в м е с т е:  Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

                             Да как вы! Можно ль против всех!

                             Да почему вы? Стыд и смех, —

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося уклониться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключена насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого — вплоть до отдельных деталей.

Характеристика воззрений Чацкого

1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства; на само государственное устройство, по словам Софьи, устраивает «гоненье на Москву».

2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному благу, «делу», прислуживанию влиятельным «лицам». Он даже призывает уединиться в деревне, заняться искусством; считает необходимым слиться с «умным и бодрым» русским народом.

3. В обществе, где мундир и чин делают невидимыми «слабодушие» и «нищету рассудка» их владельца, Чацкий выступает за оценку людей по их нравственным качествам.

4. Герой высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которые, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам» «числом поболее, ценою подешевле».

5. Чацкий призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку; отказаться от «пустого, рабского, слепого подражанья» занять хоть у китайцев «премудрого… незнанья иноземцев».

- В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие литературоведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта. Как ведут себя герои? Что можно добавить к их характеристике? (Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София – сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

Любопытно следующее обстоятельство: София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, причем даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сразу и т.д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его сумасшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близкого человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

- А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однажды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души... Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

- Чтение 14 явления по ролям.

- Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным? (Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозрение» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чацким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю...)

- Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова переплетение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ах! боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную обстановку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя — наедине со своими чувствами, мыслями о прочитанном...

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Продолжить работу над анализом разрешения личного конфликта героя; показать трагедию Чацкого и его нравственную победу над фамусовским обществом;         развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

 Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

 — Какие события составляют содержание IV действия?

— Кто такой Репетилов? Оправдывает ли он свою фамилию? Как изображается Грибоедовым?

— В каком монологе Чацкого развязка личной и общественной драмы героя? Какими чувствами и эмоциями вы окрасите чтение этого монолога? Как сыграли бы Чацкого в этой сцене?

— Особенность комедии в открытом финале. Что могло бы произойти дальше?

Смысл названия

— После прочтения комедии стало ли нам понятно, почему так назвал свое творение Грибоедов?

— В чем разница названий «Горе уму» и «Горе от ума»?

И не в том ли состоит различие первоначального и окончательного заглавий комедии, что в названии «Горе уму» главное в том, что вне человека: гонят, клянут, расправляются, преследуют; в заглавии «Горе от ума» и этот смысл, и другой — от невозможности не думать о том, что происходит не только с тобой, но вокруг тебя. В названии «Горе уму» ум выступает как начало страдательное, а в названии «Горе от ума» — как действительное. В первом действие направлено на него (ум), во втором исходит от него (от ума). Подхожу к доске и рисую две схемы:

Герой в комедии страдает, потому что мыслит. Потом эти два слова поставит Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже Достоевский вложит в уста Раскольникова дорогую ему самому мысль: «Страдание и боль обязательно для широкого сознания и глубокого сердца».

Проблема жанра

Каков жанр «Горя от ума» — комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам исследователей.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ

1. Приемы комического: а) Главный прием, используемый в комедии Грибоедова, — комические несоответствия:

Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Ф а м у с о в (Лизе): Ой! зелье, баловница...

(Софии): Свободен, вдов, себе я господин...

                 Монашеским известен поведеньем!..

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Есть противоречия и в высказываниях о нем других персонажей комедии: с одной стороны, он «слова умного не выговорил сроду», с другой — «и золотой мешок, и метит в генералы».

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлестовой:

Ваш шпиц прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали...

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией, в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

г) Прием гротеска в споре гостей Фамусова о причинах сумасшествия Чацкого и т.д.

2. Язык «Горя от ума» — язык комедии (разговорный, меткий, легкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

Приведите примеры запомнившихся афоризмов из комедии Грибоедова (работа над интонацией произнесения!).

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ДРАМЫ

1. Драматический конфликт героя и общества.

2. Трагедия любви Чацкого и любви Софьи.

Мы убедились: в пьесе есть элементы и комического, и драматического начала. Вот почему мнение критиков неоднозначно.

 «Горе от ума» — это, бесспорно, комедия. Но особая, созданная на русской почве, а значит — грустная. Это первая грустная комедия, «смех сквозь слезы» (Гоголь), и первый из типично русских героев: страдающих, ищущих, которых впоследствии назовут в русской классике «лишними людьми»... Вот, вероятно, почему реплика Фамусова в конце комедии быстро забывается — и финал пьесы чаще всего мы связываем с чувствами Чацкого, с его драматической судьбой...

Комедия Грибоедова оказывается сродни «высокой» комедии, своеобразие которой однажды так охарактеризовал А.С. Пушкин:

«...высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров... нередко (комедия. – Авт.) близко подходит к трагедии».

Своеобразие жанра пьесы, представляющее собой, по сути, «внутренний подрыв» основ классицистической драмы (как рода литературы), естественно, привело к видоизменению традиционного любовного сюжета и композиции пьесы.

-  Познакомьтесь с фрагментом из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», посвященной литературоведческому разбору «Горя от ума» и подумайте, какую роль и почему отводит писатель любовной интриге пьесы.

«Между ею (Софьей) и Чацким завязался горячий поединок, самое живое действие, комедия в тесном смысле, в которой принимают близкое участие два лица: Молчалин и Лиза. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила тем мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего назначения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия».

- Выделите в комедии те явления, сцены, которые непосредственно связаны с любовным конфликтом, и определите их роль в композиции произведения. (Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа», за исключением Молчалина, которого любит София, но который никак не подходит под амплуа «добродетельного героя». Кроме того, в пьесе появляются еще два «любовных треугольника», усиливающие комизм положения героев.)

- Охватывает ли любовный конфликт всех героев произведения, исчерпывается ли любовной историей все содержание пьесы? (Нет. Общественный конфликт в пьесе оказывается шире любовного сюжета.)

- Многих современников Грибоедова смутило необычное построение пьесы. Существуют два высказывания Пушкина, причем разделяет их всего несколько дней: «Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины»; «Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедбва. Цель его – характеры и резкая картина нравов». Что заставило великого писателя при более внимательном чтении изменить свое мнение? (Безусловное признание художественного мастерства и поэтического таланта Грибоедова и необходимость понимания авторского замысла.)

- В сильном классе можно рассказать о законе художественной симметрии в комедии Грибоедова.

- Основным принципом общего плана пьесы Грибоедова является закон художественной симметрии.

В комедии четыре действия, и прежде всего она делится на две половины, которые находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом. В первой половине преобладает комедия, основанная на любовной интриге (и потому первые два действия «мало населены»), во второй — общественная комедия, но обе комедии не обособлены, а тесно переплетаются. Общественная тема — столкновение Чацкого с фамусовской Москвой намечается в первом действии, усиливается во втором, в третьем достигает кульминации и окончательное завершение получает в четвертом действии. Те же этапы развития проходит и любовная интрига; при этом ее «центр тяжести» лежит в первых двух действиях пьесы они перенасыщены интригующими каждого из героев сомнениями: «Который же из двух?» (для Фамусова — это либо Молчалин, либо Чацкий; для Чацкого - Молчалин или Скалозуб; возможно, что и для Скалозуба существует тот же вопрос, что и для Фамусова; тут же строится и комический треугольник, вносящий дополнительные забавные недоразумения: Фамусов — Лиза — Молчалин; впрочем, как выясняется в конце второго действия, и тут двум неудачливым соперникам противостоит третий — Петруша).

В свою очередь, каждое действие делится на две относительно самостоятельные картины, причем в обеих половинах пьесы по «краям» находятся «любовные» картины, а в центре — «общественные»...

Таким образом, общий план пьесы классически строен; в основе его — сопоставление любовной драмы и общественной трагедии Чацкого, которые, конечно, взаимодействуют и взаимопроникают, но в то же время и ритмично чередуются, подобно рифмам при кольцевой рифмовке в двух четверостишиях.

Грибоедов новаторски использовал классицистскую теорию трех единств. Следуя принципам единства места и единства времени, автор комедии нарушает принцип единства действия, которое, строилось на одном конфликте, завязка происходила в начале пьесы, развязка — в финале, где наказывался порок и торжествовала добродетель.

Отказ автора от традиционного построения интриги вызвал острую полемику, одни участники которой отказывали Грибоедову в литературном мастерстве, другие отмечали «новость, смелость, величие <...> поэтического соображения». Итог спора подвел И. А. Гончаров. В статье «Мильон терзаний» писатель выделил в комедии «Горе от ума» два конфликта и соответственно две связанные «в один узел» сюжетные линии: любовную и общественную. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров показал, что в начале комедии завязывается любовный конфликт, затем сюжет осложняется противостоянием героя обществу.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в IV действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения.

Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Хотя борьба утихла, дальнейшее столкновение неизбежно.

Выявленная Гончаровым сюжетная двуплановость «Горя от ума» надолго стала догматической формулой, характеризующей художественное своеобразие пьесы. Но, как известно, сам Грибоедов, пересказывая сюжет комедии в письме П. А. Катенину, подчеркивал единство личного и общественного элементов. Общественно-сатирические сцены и любовно-комедийное действие в «Горе от ума» не чередуются, что соответствует традициям этого жанра ХV в., а выступают как продуманное целое. Таким образом Грибоедов переосмыслил знакомые сюжетные схемы и наделял их новым содержанием.

— Каковы особенности сюжета комедии «Горе от ума»?

(В пьесе двойная завязка. Завязка любовного конфликта сразу вводит в суть сюжета. В шести первых явлениях мы знакомимся и с влюбленными героями, и с «обманутым» отцом, и с сообразительной служанкой. Дав лишь намек на традиционный поворот событий, Грибоедов коренным образом меняет и ход, и смысл сюжета. Служанка Лиза не желает играть роль «наперстницы» и «любовников сводить»; влюбленные не добиваются свиданий и благословения отца на свою любовь, их встречи назначаются самой Софьей; «благородный» отец чувствует «противоречия» в объяснении того, как мог «мужчина молодой» попасть в гостиную так рано утром, но позволяет себя уговорить.)

— Зачем понадобились автору подобные изменения клишированной сюжетной схемы?

(Эти изменения позволили уйти от рутинной театральной традиции и показать персонажей, связанных непростыми отношениями.)

— Каковы эти отношения? На чем они основаны?

(Софья обманывает отца в его собственном доме, одновременно сама оказывается жертвой коварного возлюбленного; «благородный» отец заигрывает со служанкой и тут же заявляет о своем «монашеском поведении». Во взаимоотношениях героев нет правды, искренности, они оказываются связанными круговой порукой обмана. Становится очевидным, что двойная мораль, когда видимое не соответствует внутренней сущности, является общепринятой. Обман обусловлен неписаным законом «светских» отношений, в которых позволительно все, но нужно, чтобы случившееся оставалось неявным и негласным. Показателен завершающий пьесу монолог Фамусова, где герой опасается, что слух о событиях в его доме дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны».)

— Каковы другие участники любовного конфликта?

— Как Грибоедов создает характеры героев?

— Следует ли автор традиционному разделению персонажей на положительных и отрицательных?

В названии произведения есть слово «горе». То, что происходит с Чацким, мы называем драмой. Почему же жанр произведения мы, вслед за Грибоедовым, определяем как комедию? Вряд ли удастся добиться ясности в ответе на этот вопрос, тем более что сам автор в заметках определяет жанр как «сценическую поэму», а исследователи предлагают диапазон от — поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе если перед нами комедия, то новаторская, не случайно ее не поняли многие современники Грибоедова.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы  

Традиции

Новаторство

- Соблюдение правила единства места, времени.

- Наличие традиционных черт в системе героев:

а) любовный треугольник (Софья — Чацкий — Молчалин);

б) амплуа субретки (Лиза), «глупого» отца (Фамусов), резонера (Чацкий);

в) персонажи — персонификации пороков (Скалозуб и др.).

- Говорящие фамилии

- Нарушение правила единства действия.

- Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично.

- Историзм в изображении действительности.

- Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например, характер Чацкого, Софьи, Молчалина).

- Мастерство в создании психологических портретов.

- Отказ от V действия, как знака благополучной развязки.

- Новаторство в вопросах языка и организации стиха (использование свободного ямба, с помощью которого создаются образ живой разговорной речи)

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выписать 5–6 выражений, ставших афоризмами. Составить план рассказа по теме «Образ Чацкого в комедии Грибоедова»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов

2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….