Направления методической работы
направления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методические принципы построения урока по ФГОС Субъектизация (ученик-субъект) Метапредметность: формирование и развитие УУД Деятельностный подход Коммуникативность Рефлексия (ученик) Импровизированность (учитель)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель – организатор, а не информатор Обязательная рефлексия учащихся на уроке Высокий уровень речевой активности учащихся Задания повышенного уровня сложности(проблемный и поисковый характер) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения заданий из нескольких разделов предмета(лучше- знания из разных предметов)
Какими правилами должен руководствоваться учитель, создающий урок в контексте ФГОС: 1. Цели урока принимаются и формулируются учащимися. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений…). 3. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. 4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования
МЕТОД «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» Применяется на стадии осмысления содержания текста. Вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа. Осмысление содержания . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Рефлексия. Текст опять представляется единым целым. Важно осмыслить текст.
НАЗВАНИЕ «РОМАН ГОРБУНА» И.БУНИНА - Как вы думаете о чем рассказ? В чем необычность ситуации? Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени? Как вы думаете, кто написал письмо? Автор письма пишет: «…Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…» В чем может обнаружиться родство? Чем настораживает письмо? Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете? ( записать на доске, чтобы сверить)
Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? Почему у героя нет имени? Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун? Есть ли уверенность в счастливой развязке? Какова проблема рассказа? Предположите, что могло произойти дальше….
Письменная работа на выбор, которая учитывает индивидуальные литературные склонности обучающихся: Ответное письмо горбуна. описание сбора горбуньи на свидание в стилистике И.Бунина. Эссе по впечатлениям от рассказа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМНО -ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Целью данного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
СДП предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.
СДП предусматривает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
СДП способствует: Формированию ключевых компетентностей обучающихся: информационных коммуникативных познавательных социальных личностных
Дидактические принципы СДП Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Технология СДП Как и любая другая, она состоит из следующих элементов : целеполагания , определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат. СДП включает в себя: - Мотивацию к учебной деятельности; - Актуализацию знаний; - Проблемное объяснение нового знания; - Первичное закрепление во внешней речи; - Самостоятельную работу с самопроверкой; - Включение нового знания в систему знаний и повторение; - Рефлексию.
Методы СДП - проектный - ролевые \ деловые игры - проблемный метод - исследовательский метод - метод решения практических задач - коллективной творческой деятельности - поисковый метод - дискуссионный метод
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологии системно – деятельностного подхода Технология проблемного обучения. Технология развивающего обучения. Технология личностно-ориентированного обучения. Информационная технология. Технология «критического мышления». Игровые технологии. Проектное обучение.
Игровые технологии В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: стимулируется познавательная деятельность активизируется мыслительная деятельность самопроизвольно запоминаются сведения формируется ассоциативное запоминание усиливается мотивация к изучению предмета
Технология развивающего обучения Суть данной технологии - создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы свой интеллект, мышление, способности, развил личностные качества.
Технология личностно-ориентированного обучения. В центре - личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели
Технология критического мышления Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Информационные технологии способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по конструированию технологической карты учебного занятия
в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Советский
Авторы-составители:
Дунаева Н.А., заместитель директора по УВР, учитель биологии
Усманова И.В., методист
В основе утвержденных Федеральных образовательных стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход в системе образования, который предполагает переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации учебного занятия, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Технологическая карта учебного занятия (далее - технологическая карта) позволяет отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и обучающегося на учебном занятии, что является актуальным для развивающего образования.
Технологическая карта - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Исходя из определения "технологическая карта" выделяются следующие позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты учебного занятия:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности, тщательно спланирован каждый этап деятельности;
- необходимо предусмотреть максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
- проведена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности.
Из выше сказанного следует, что технологическая карта учебного занятия - обобщенно-графическое выражение сценария учебного занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты пока не существует.
В структуре технологической карты рекомендуют выделять следующие блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
- блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания
1. Тема учебного занятия.
Определяется на основе содержания рабочей программы учебного предмета.
В основе материала, определяющего тему учебного занятия, лежит проблема, которая в результате познавательной деятельности должна перейти из сферы, находящейся вне знания обучающегося, в сущностную характеристику обучающегося, содержание его знания, умений, навыков.
2. Цель учебного занятия характеризуется предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств.
Таким образом, цель учебного занятия определяется исходя из планируемых результатов учебного занятия и путей реализации плана учебного занятия.
Цель учебная - это не название темы учебного занятия. Это четкое и ясное описание дела для обучающихся.
- Цель учебного занятия еще не становится целью для обучающегося. Он должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью своей деятельности.
- Цель показывает чему обучающийся должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
- Цель объясняет обучающемуся, что он изучает, зачем работает.
- Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей обучающимся.
Цель как мотив мобилизует желание обучающегося добиться результата.
Примеры конструирования целей учебного занятия:
- Способствовать формированию представлений о...
- Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
- Раскрыть причины...
- Выяснить последствия...
3. Способствовать пониманию закономерности..,
- Создать условия для выявления взаимосвязи между...
- Способствовать пониманию зависимости между...
4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ...
5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся ...
6. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
7. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Планируемый результат. При введении ФГОС необходимо планировать достижение обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, предметных, метапредметных.
ІІ. Инструментальный блок
4. Задачи учебного занятия
Достижение цели учебного занятия опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на учебном занятии. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель.
Активизируя познавательную деятельность, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает обучающихся самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Формулировка задач учебного занятия чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели учебного занятия?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:
– проверить…
– объяснить…
– повторить…
– научить…
– продемонстрировать…
– побудить к самостоятельному… и т.п.
Практически задачи учебного занятия есть та основа, которая составит план учебного занятия, будучи выстроенной в технологической последовательности.
5. Тип учебного занятия.
Тип учебного занятия определяется его целями и задачами.
6. Средства обучения.
- Учебное оборудование.
- Дидактическое сопровождение.
III. Организационно-деятельностный блок
7. План учебного занятия
Таблица-схема учебного занятия позволяет скоординировать работу учителя и обучающихся на учебном занятии, четко её структурировав по субъектам, действиям, объектам и времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой учебного занятия.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к учебному занятию. Озвучивает тему и цель учебного занятия. Уточняет понимание учащимися поставленных целей учебного занятия. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на учебном занятии. Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на учебном занятии | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями ... Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на учебном занятии. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Ход учебного занятия определяется его типом. На каждом этапе учебного занятия - свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия учителя и обучающихся.
Ниже приводится типовая технологическая карта (Приложение).
Список использованных источников:
1. http://vashpsixolog.ru/
2. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. "Конструирование технологической карты уроков в соответствии с требованиями ФГОС"// Управление начальной школой № 12/2011
Приложение
Типовая технологическая карта учебного занятия
Дата проведения | |
Предмет | |
Класс | |
Тема учебного занятия | |
Тип учебного занятия | |
Цели учебного занятия: | |
Средства обучения | |
Межпредметные связи |
Этапы учебного занятия | Содержательная линия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
личностные | предметные | метапредметные |
Предварительный просмотр:
Приложение 2 к чек-листу
Семинар-практикум
"Формирование УУД в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"
Цель:
- формирование понятия "универсальные учебные действия", их классификация по видам;
- закрепить умение педагогов соотносить виды универсальных учебных действий и способы их формирования в урочной деятельности.
План работы:
Содержание | Формы работы | Ответственный |
Универсальные учебные действия, их классификация по видам | Мини-лекция | Усманова И.В., методист |
Практическая работа (Задания приведены в приложении)
| Работа в группах | Руководители микро-групп |
Подведение итогов работы семинара (выступления представителей микро-групп) | Рефлексия деятельности | Руководители микро-групп |
Опережающее задание к следующему семинару: Изучить возможные варианты технологической карты урока, выбрать наиболее приемлемый вариант карты с учетом личностных особенностей педагога, с учетом особенностей преподаваемого предмета. | Опережающее домашнее задание | Руководители методических объединений |
Приложение
Практические задания для работы в микрогруппах на семинаре "Универсальные учебные действия в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"
Задание 1
Каждое действие, представленное во второй колонке, соотнесите с одним из четырех видов УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)
№ п/п | УУД | Вид УУД |
Сравнение объетов | ||
Постановка цели учебного занятия | ||
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
Преодоление индивидуального затруднения в пробном действии | ||
Извлечение необходимой информации из текстов | ||
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | ||
Обобщение учебного материала | ||
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | ||
Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках | ||
Определение основной и второстепенной информации | ||
Использование знаково-символических средств | ||
Выполнение действий по алгоритму | ||
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||
Постановка и формулирование проблемы | ||
Использование критериев для обоснования своего суждения | ||
Осознание ответственности за общее дело | ||
Понимание текстов, извлечение необходимой |
Задание 2
Вам даны задания из различных учебников. Определите на развитие каких УУД направлены задания, представленные в таблице.
№ п/п | Предмет | Задание | УУД |
1 | Русский язык. 7 класс под редакцией Г.Г. Граник | Рассмотрите таблицу, перепишите ее левую часть в тетрадь. Правую часть таблицы вы будете заполнять по мере изучения видов односоставных предложений | |
2 | Русский язык. 8 класс под редакцией С.И. Львова, В.В. Львова, стр. 173 | Найдите недочеты, связанные с использованием определений. Распределите их по группам: а) неправильный выбор формы слова; б) неправильный выбор слова. Запишите предложения в исправленном виде. | |
3 | Физика. 10 класс под редакцией А.А. Пинского (параграф 21) | Врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Почему и при каких условиях это происходит? Предложите способ борьбы с этим явлением. Какими источниками информации вы воспользовались? Почему? | |
4. | Химия. 11 класс под редакцией О.С. Габриеляна | Составьте эссе, рассказ или любое другое повествование, продолжающее фразу: «Однажды утром люди проснулись и увидели, как изменился окружающий мир, потому что из него исчезла химия» | |
5. | Математика. 6 класс под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (стр. 167) | На диаграмме показано, сколько процентов радиослушателей предпочитают различные передачи. В городе было опрошено 24.250 человек. Вычислите примерно: а) сколько человек слушают новости? б) на сколько больше горожан предпочитают музыкальные передачи спектаклям? | |
6. | Обществознание. 7 класс под редакцией А.И. Кравченко (стр. 90) | Один философ сказал: «Больше всего следует бояться равнодушных людей». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним? |
Задание 3.
Вам даны характеристики универсальных учебных действий. Предложите из своей практики педагогические приемы и методы, которые будут способствовать развитию каждого из этих УУД
Вид УУД | Что в себя включают | Педагогические приемы и методы формирования |
Личностные | Самоопределение
| |
Смыслообразование: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
| ||
Морально-этическая ориентация:
| ||
Регулятивные | Включают в себя действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, |
|
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (составление плана и последовательности действий), | ||
Контроль - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ деятельности в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом, | ||
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | ||
Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. | ||
Познавательные | Общеучебные универсальные действия
| |
Логические учебные действия
| ||
Постановка и решение проблем
Самостоятельное создание способов решения проблем | ||
Коммуникативные |
|
Предварительный просмотр:
Приложение 5 к чек-листу
Семинар-практикум
"Технология развития критического мышления учащихся"
Цели:
- актуализация знаний педагогов по использованию технологии критического мышления
- формирование у учителей навыков применения технологии критического мышления.
Участники: учителя-предметники
План проведения:
Содержание | Форма организации деятельности | Ответственный |
Определение целей, задач семинара Введение в проблему | Сообщение | Усманова И.В., методист |
Определение понятия «критическое мышление», выделение особенностей технологии развития критического мышления | Работа в микрогруппах | Усманова И.В., методист |
Реализация технологии развития критического мышления при преподавании в начальной школе | Представление опыта работы | Гаврищук Н.В., учитель начальных классов |
Подведение итогов семинара | Рефлексия деятельности | Усманова И.В., методист |
Ход проведения
1. Введение в проблему.
Ассоциации с понятием «критическое мышление»
- Выберите три ключевых слова или словосочетания, характеризующих понятие «Критическое мышление», запишите в первый столбик таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
- Работа в парах с текстом «Мышление» (10 минут)
Прочитайте текст "Мышление", подчеркните ключевые слова, дайте определение понятия "мышление" и составьте логическую цепочку по развитию мыслительных процессов.
Мышление
Мыслить — значит стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие. Да и само наличие цели обусловлено мышлением...
Отправной точкой для любой мысли служит то, что совершается, но еще не окончилось, не завершилось. Ее смысл, ее значение определяются тем, что должно совершиться, чем дело обернется... Принимать событие само по себе, как нечто завершенное, — значит принимать его бездумно.
Для размышлений необходима заинтересованность в результатах. С одной стороны, поводом для размышления является личная сопричастность происходящему, а с другой — ценность размышлений определяется способностью смотреть на происходящее со стороны; эти два факта, однако, вовсе не являются взаимоисключающими.
Мыслительный процесс связан с незавершенными, еще длящимися явлениями, а это значит, что условиями его возникновения могут быть только неопределенность, сомнения, проблематичность. Цель размышлений состоит в том, чтобы определить финал, спроектировать возможное завершение процесса на основе того, что уже известно. С этим связан ряд важных особенностей мышления. Поскольку обстоятельства, вызывающие наши размышления, всегда проблематичны, мышление — это исследование, поиск.
Всякое мышление есть исследование, а всякое исследование оригинально для того, кто его осуществляет, даже если то, что он еще только ищет, всему миру давно известно.
Конкретные трудности в конкретных обстоятельствах подсказывают нам возможные способы их преодоления. Мы пробуем действовать этими способами — и либо пробиваем себе дорогу вперед и тогда понимаем, что нашли искомое, либо еще больше запутываемся и осознаем, что по-прежнему пребываем в неведении. Предполагать — значит пытаться найти, нащупать дорогу к знанию. Взятый сам по себе, этот греческий парадокс дает симпатичный пример формальной логики. Однако пока люди жестко разграничивали знание и невежество, наука продвигалась вперед медленно, от одного случайного открытия к другому. Она вышла на столбовую дорогу открытий и изобретений, когда человек осознал, что сомнения можно использовать в исследовательских целях — формируя предположения, направляющие поисковые исследования, в ходе которых эти предположения подтверждаются, опровергаются или модифицируются. И если греков интересовало скорее знание само по себе, чем то, как оно приобретается, то современная наука видит в уже имеющемся закрепленном знании лишь одно из средств приобретения новых — путь учения и открытий.
1. Он начинается с недоумения, замешательства, сомнения, когда человек оказывается в незавершенной ситуации, характер которой еще не совсем определился.
2. Затем делается предположение о вероятном будущем — предварительная интерпретация известных данных, в ходе которой им приписывается направленность к определенным последствиям.
3. За этим следует тщательное изучение (поиск, обзор, исследование, анализ} всех существующих данных, позволяющих уточнить и прояснить проблему.
4. Дальнейшая разработка предварительной гипотезы, делающая ее более точной и последовательной, лучше согласующейся с более широким спектром данных.
5. Принятие выработанной таким образом гипотезы в качестве плана действий в сложившейся ситуации — действий, обеспечивающих наступление предсказанных последствий и, таким образом, проверяющих гипотезу.
Именно объем и тщательность шагов и отличают безусловно рефлексивный опыт от того, который складывается преимущественно методом проб и ошибок. Именно эти шаги и превращают мышление в особый опыт. И все же нам никогда не избавиться от проб и ошибок. Самая сложная и логически последовательная мысль должна подвергнуться испытанию реальным миром и только так может быть проверена. А поскольку мы не можем учесть все существующие связи, невозможно и последствия охватить с совершенной точностью. Тем не менее вдумчивое и тщательное изучение условий, а также обоснованность догадок относительно возможных результатов, характерные для рефлексивного опыта, дают нам право отличать его от более грубого способа действия посредством проб и ошибок.
Источники:
- Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138— 144.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
- Работа с текстом «Критическое».
Прочитайте текст "Мышление", подчеркните ключевые слова.
Критическое
Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».
Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.
Таким образом, чтобы подходить к чему-то критично означает определение критериев для оценки и собственно оценку.
- Индивидуальная работа. Используя ключевые слова, определяющие понятия «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление».
- Работа в группах (четверках). Обсудите варианты определения, предложенные каждым из участников. Выберите наиболее точный. Составьте кластер «Критическое мышление".
- Работа в группах. Отработка технологии развития критического мышления через метод "Чтение с остановками" текста И. Бунина "Роман Горбуна"
И. Бунин «Роман горбуна»
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг ……
оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
1930
Вопросы для обсуждения:
- До чтения рассказа. Предположение по заголовку.
- Как вы думаете о чем рассказ?
- В чем необычность ситуации?
- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
- После чтения 1-2 абзацев
- Как вы думаете, кто написал письмо?
- Автор письма пишет: «…Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…» В чем может обнаружиться родство?
- Чем настораживает письмо?
- После чтения 3-го абзаца
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- Поле полного прочтения текста
- Какова проблема рассказа?
- Предположите, что могло произойти дальше….
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский"
Портфолио учителя
Начато________________
Окончено_______________
- Общие сведения
Фамилия___________________________________________________________
Имя______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Анкетные данные:
Дата рождения______________________________________________________
Образование_________________________________________________________
Учебное заведение_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Год окончания_______________________________________________________
Диплом серия, номер (ксерокопия в конце портфолио)__________________________
Специальность по диплому______________________________________________
Квалификационная категория, год присвоения ______________________________
__________________________________________________________________
Награды (знаки отличия)_______________________________________________
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
План работы над темой самообразования.
Тема самообразования
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Обоснование выбранной темы____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели:
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ожидаемый результат________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы над темой самообразования
№ | Мероприятие | Срок |
Учебная нагрузка (включая индивидуальные занятия)
Учебный год | Классы | Предмет | Недельная нагрузка | Факультатив | Элективный курс | Кружок |
Курсы повышения квалификации
Дата прохождения курсов | Название курсов | Наименование учреждения, проводившего курсы | Количество часов, аудиторных занятий | Номер, серия полученного документа |
Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Учебный год | Мероприятие, на котором представлен педагогический опыт
| Тема представленного опыта (Название методической разработки) | Формы представления (публикация, публичное выступление, педагогический конкурс, мастер-класс и др.) | Сроки |
Участие в конкурсах педагогического мастерства
Учебный год | Название конкурса | Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный) | Форма проведения (очная, заочная, дистанционная) | Результат |
Использование современных образовательных технологий при организации образовательного процесса.
Учебный год | Название используемых технологий | Класс, где используются указанные технологии |
Участие обучающихся в олимпиадах (конкурсах, соревнованиях и др.) по предмету
Учебный год | Название олимпиады (конкурса, соревнования) | Дата (сроки проведения) | Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный) | Общее количество участников | Результативность |
|
Организация внеурочной деятельности с обучающимися по предмету
Учебный год | Мероприятие | Сроки (дата) проведения | Количество участников |
Участие в деятельности коллегиальных органов и педагогических сообществах
Учебный год | Название коллегиального органа (педагогического сообщества) | Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный) |
Работа в экспертных группах, комиссиях, жюри и др.
Учебный год | Название комиссии | Уровень (школьный, муниципальный, региональный, федеральный) |
Взаимодействие с социальными партнерами
Учебный год | Организация | Мероприятие | Дата |
Проведение мероприятий по предмету с родителями обучающихся
Учебный год | Мероприятие | Дата проведения | Количество родителей, принявших участие |
Результаты промежуточной и итоговой аттестации.
Учебный год | Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | Экзамен | Итог | ||||
% успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | % успеваемости | % качества | ||||||
Обучающиеся, награжденные похвальным листом, медалью.
Учебный год | ФИ обучающихся, награжденных похвальным листом, класс | ФИ обучающихся, награжденных медалью |
Сохранность групп РУВ
Учебный год | Класс | Кол –во учащихся | Начало года | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итог | ||||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |||
| ||||||||||||||||||||
Приложение №1
Определение группы РУВ (педагогическая диагностика)
Высокий | Средний | Низкий | |
Работоспособность школьника | Сохраняет высокую работоспособность в течение всех уроков. | Сохраняет моральную работоспособность в течение всех уроков, обнаруживается несущественное проявление признаков утомляемости в конце рабочего дня. | Обнаруживает низкую работоспособность, быстро утомляется уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине урока внимания, в появлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста. |
Умение выделять существенное в изучаемом | Ученику легко и быстро удаётся выделять существенное в изучаемом материале, дать название прочитанному отрывку текста, составить план его изложения, коротко рассказать о самом главном в тексте, сделать резюме, вывод. | В основном справляется с выделением существенного в изучаемом материале, допуская незначительные ошибки, которые не сказываются на усвоении сущности изучаемого в дальнейшем. | Обычно не справляется с выделением существенного в изучаемом материале, концентрирует внимание на деталях, второстепенных признаках, свойствах, фактах. |
Самостоятельность мышления | Проявляет самостоятельность мышления, сам умеет найти проблему и способы ее решения, активно участвует в овладении знаниями в проблемах рассуждениях Высказывает предположении, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решения задач, проявляет оригинальность в выполнении упражнения, элементы рационализации, изобретательности и пр. может сам составить задачи. | Обнаруживает средний уровень развития самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, делает попытки решать задачу, несмотря на встречающиеся трудности, задачи составляет по аналогии. | Не обладает самостоятельностью мышления, стремится заимствовать готовые решения, при первых же трудностях обращается за помощью, нуждается в постоянной помощи типа оценки. |
Умение работать в должном темпе | Темп выполнения учебных навыков (чтение, письмо) выше, чем у большинства учащихся класса. | Темп выполнения основных учебных навыков (письмо, чтение), как у большинства учащихся. | Темп выполнения основных учебных навыков (чтение, письмо, простейшие вычисления, зарисовки, работа с книгой) существенно ниже, чем у большинства учащихся класса. |
Самоконтроль при изучении учебного материала | Самоконтроль стал привычкой в учебной работе ученика, он всегда проверяет степень усвоения изучаемого дома материала с помощью контрольных вопросов учебника, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, обратными действиями, правильность решения физических задач, действиями над наименованиями, оценивает жизненную реальность получаемых результатов. | В основном выполняет названные выше требования, допуская отступлении, не существенно сказывающихся на усвоении знаний, умений и навыков. | Практически не применяет приёмов самоконтроля в учебной деятельности. |
Сознательность учебной дисциплины | Ученик, осознавая общественную и личную значимость учения. аккуратно выполняет учебно –воспитательные требования учителей и ученического коллектива, проявляя инициативу, активность, знания этих требований всеми учащимися. | Ученик, осознавая общественную и личностную значимость учения, в основном выполняет учебно – воспитательные требования учителей и ученического коллектива. | Ученик недостаточно осознает значимость учения, не выполняет требования учителей и ученического коллектива. |
Уровень предшествующей образовательной подготовленности | Практически не имеет пробелов в знаниях по ранее пройденному учебному материалу. | Практически не имеет существенных пробелов в ранее пройденном учебном материале, которые мешали бы последующей учёбе. | Имеет существенные пробелы в усвоении ранее пройденного материала в специальных умениях и навыках, которые отрицательно сказываются на усвоении новых знаний, умений и навыков. |
Обучаемость | Характеризуется решением без помощи из вне любых познавательных задач, доступных ученикам, в том числе нетиповых. Ученик справляется сам с учебным матери алом. | Характеризуется быстрым и прочным усвоением изучаемого материала, решает без помощи типовые задачи, но затрудняется в новых нетиповых ситуациях. | Характеризуется беспомощностью в решении любых познавательных задач, в том числе и типовых, уже неоднократно решаемых в классе. |
Материалы, рекомендуемые в портфолио учителя:
- Рабочие программы по предмету.
- Рабочие программы элективных, факультативных курсов.
- Программа работы над методической темой.
- Самоанализы собственных уроков.
- Анализы посещённых уроков.
- Удостоверения по курсовой подготовке.
- .Творческие и исследовательские, проектные работы обучающихся.
- Мультимедийные приложения к урокам.
- Копии сертификатов, грамот обучающихся.
- Разработки уроков, внеурочных мероприятий по предмету.
- Дипломы, сертификаты, грамоты.
- Копии подтверждающих приказов
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Слад 2. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Минимум фронтальной работы, максимум – индивидуальных и групповых форм работы на уроке.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Из этих постулатов вытекают требования к современному уроку.
Слад 4. Доброжелательность, позитивность и конструктивность становятся важными принципами современного урока. Также необходимо сочетание разных стратегий преподавания с учётом вовлечения учащихся в деятельность через развитие универсальных учебных действий. Современный урок требует активности учащихся, открытости правил и процедур, уважения личности.
Слад 5. Принципы педагогической техники:
- в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;
- не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
- освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;
- максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
- регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Слад 6. (без комментариев)
Слад 7.
- не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
- выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
- четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
- выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.
Слад 8. (без комментариев)
Слад 9. . Во вводном слове учитель может обратить внимание на форму проведения занятия, на способы работы на уроке (в группах, индивидуально, в общей дискуссии), на возможные роли учащихся и т.п.
Более точно было бы назвать эту часть инструктированием или пояснением.
К организации занятия также относится создание пространства для работы (например сдвинутые столы), формирование малых групп, озвучивание ожидаемых результатов урока. Они обращены к учащимся и формулируются следующим образом (даётся условный вариант):
В результате занятия вы сможете:
– дать определение понятиям;
– высказывать собственное мнение о проблемах и путях их решения.
Слад 10. Учитель должен ставить не три различные цели: обучающую, развивающую и воспитывающую, а одну, обеспечивающую решение триединой цели всем строем работы на уроке. Цель может ставиться не для одного урока, а для определенного периода обучения (всего раздела, темы).
Например: «Формировать логические УУД анализа и обобщения на основе самостоятельного открытия учащимися нового вычислительного приема сложения с переходом через десяток».
Слад 11. Задачи должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока. Должны быть сформулированы так, чтобы можно было проследить их реализацию в ходе урока («обеспечить мотивацию», «расширить представления о словах, к которым нельзя задать вопрос», «установить правильность и осознанность изученного материала»).
Слад 12. При формулировании ожидаемых результатов существует несколько ключевых особенностей:
- формулировки максимально конкретны и проверяемы;
- они связаны с компонентом знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров (фактически обращены к универсальным учебным действиям, о которых говорит ФГОС ОО).
Например, учащиеся могут дать определение, привести 2-3 примера по теме.
Слад 13. Не менее важным является и мотивационный блок. Психологи определяют мотивацию как «совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности». Для этого существуют разнообразные приёмы: рассмотрение жизненной ситуации, сравнение нескольких высказываний, обсуждение картины (плаката, карикатуры), использование фрагмента видеофильма, незаконченные фразы (предложения, высказывания) и т.п.
Общие требования к мотивации на уроке:
- направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;
- возможность высказывать разные точки зрения;
- связь с изучаемой темой или определёнными вопросами;
- необычность формы или манеры подачи материала;
- доступность для понимания (простота языка и способа изложения);
- проблемность или дискуссионность.
Слад 14. (Без комментариев)
Слад 15. Сегодня учитель имеет значительно более широкий круг источников. Традиционные устные и письменные источники могут быть дополнены графическими, электронными, визуальными, вещественными, видеоресурсами.
Слад 16. Изменившаяся ситуация требует от системы образования не только загружать человека набором сведений и фактов, а создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Очень важно, чтобы информация была чёткой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).
Слад 17. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.
Слад 18. (Без комментариев)
Слад 19. Оценка не сводится к выставлению отметок. Помимо формализованной стороны (баллы, «зачёт — незачёт» и т.п.), в оценивании показывается отношение каждого участника урока к происходящему на уроке.
Ключевые положения:
- оценивание на занятии происходит в любом случае (нередко помимо воли того, кто оценивает);
- оценка не должна умалять достоинство человека;
- следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности;
- важно открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок;
- оценивание не следует сводить к выставлению отметок учителем (стоит учитывать потенциал самооценивания, взаимооценивания, внешней экспертизы и т.п.);
- оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.
Слад 20. Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
Слад 21-22. План урока должен быть точным, информативным и давать представление о содержательных единицах урока, видах упражнений, формах организации деятельности учащихся. Конечно, выполнение таких комментариев достаточно трудоёмко, поэтому не может являться обязательным требованием к каждому конспекту урока. Но для освоения ключевых идей ФГОС и осуществления учителем рефлексии собственной профессиональной деятельности очень полезно хотя бы часть конспектов выполнять в подобной форме.
Слад 23. Критерии эффективности современного урока
- Обучение через открытие
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
- Демократичность , открытость
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Источники информации:
1.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
3.Йоффе А.Н «Структура современного урока как основа организации деятельности учащихся»
4.Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Приложение (в помощь учителю)
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
| |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
| |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
| |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
| |
|
|
| |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
| |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
| |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
| |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
| |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
| |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
|
| |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания:
|
| |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися |
| |
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |