Деятельность проблемной группы

Усманова Ирина Викторовна

проблемная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uud.docx31.51 КБ
Файл seminar-praktikum_trkm.docx30.5 КБ
PDF icon dlya_publikatsii.pdf858.88 КБ
Файл seminar-praktikum_trkm.docx30.5 КБ
Файл seminar_uud.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2 к чек-листу

Семинар-практикум

 "Формирование УУД в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"

Цель: 

  • формирование понятия "универсальные учебные действия", их классификация по видам;
  • закрепить умение педагогов соотносить  виды универсальных учебных действий и  способы их формирования в урочной деятельности.

План работы:

Содержание

Формы работы

Ответственный

Универсальные учебные действия, их классификация по видам

Мини-лекция

Усманова И.В., методист

Практическая работа (Задания приведены в приложении)

  • определение видов УУД (Задание 1);
  • соотнесение  видов УУД в предметном контексте (Задание 2);
  • определение педагогических  приемов и методов формирования УУД (Задание 3).

Работа в группах

Руководители микро-групп

Подведение итогов работы семинара (выступления представителей микро-групп)

Рефлексия деятельности

Руководители микро-групп

Опережающее задание к следующему семинару:

Изучить возможные варианты технологической карты урока, выбрать наиболее приемлемый вариант карты с учетом личностных особенностей педагога, с учетом особенностей преподаваемого предмета.

Опережающее домашнее задание

Руководители методических объединений

Приложение

Практические задания для работы в микрогруппах  на семинаре "Универсальные учебные действия в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"

Задание 1

Каждое действие, представленное во второй колонке, соотнесите с одним из четырех видов УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

№  п/п

УУД

Вид УУД

Сравнение объетов

Постановка цели учебного занятия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Преодоление индивидуального затруднения в пробном действии

Извлечение необходимой информации из текстов

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Обобщение учебного материала

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках

Определение основной и второстепенной информации

Использование знаково-символических средств

Выполнение действий по алгоритму

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Постановка и формулирование проблемы

Использование критериев для обоснования своего суждения

Осознание ответственности за общее дело

Понимание текстов, извлечение необходимой
информации

Задание 2

Вам даны задания из различных учебников. Определите на развитие каких УУД направлены задания, представленные в таблице.

№ п/п

Предмет

Задание

УУД

1

Русский язык. 7 класс под редакцией Г.Г. Граник

Рассмотрите таблицу, перепишите ее левую часть в тетрадь. Правую часть таблицы вы будете заполнять  по мере изучения видов односоставных предложений

2

Русский язык. 8 класс под редакцией С.И. Львова, В.В. Львова, стр. 173

Найдите недочеты, связанные с использованием определений. Распределите их по группам: а) неправильный выбор формы слова; б) неправильный выбор слова. Запишите предложения в исправленном виде.

3

Физика. 10 класс под редакцией А.А. Пинского (параграф 21)

Врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Почему и при каких условиях это происходит? Предложите способ борьбы с этим явлением. Какими источниками информации вы воспользовались? Почему?

4.

Химия. 11 класс под редакцией О.С. Габриеляна

Составьте эссе, рассказ или любое другое повествование, продолжающее фразу: «Однажды утром люди проснулись и увидели, как изменился окружающий мир, потому что из него исчезла химия»

5.

Математика. 6 класс под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (стр. 167)

На диаграмме показано, сколько процентов радиослушателей предпочитают различные передачи. В городе было опрошено 24.250 человек. Вычислите примерно: а) сколько человек слушают новости? б) на сколько больше горожан предпочитают музыкальные передачи спектаклям?

6.

Обществознание. 7 класс под редакцией А.И. Кравченко (стр. 90)

Один философ сказал: «Больше всего следует бояться равнодушных людей». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?

Задание 3.

Вам даны характеристики универсальных учебных действий. Предложите из своей практики педагогические приемы и методы, которые будут способствовать развитию каждого из этих УУД

Вид УУД

Что в себя включают

Педагогические приемы и методы формирования

Личностные

Самоопределение

  •  Формирование  основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
  • Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
  • Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирования мотивов достижения и социального признания.
  • формирования границ собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация:

  • знание основных    моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
  • ориентация на выполнение моральных норм,
  • способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
  • оценка своих поступков.

Регулятивные

Включают в себя действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

 

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (составление плана и последовательности действий),

Контроль  -  сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив  в план и способ деятельности в случае расхождения  эталона с реальным действием и его продуктом,

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция -  способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентировка на разнообразие способов решения задач;
  • структурирование знания.

Логические учебные действия

  • Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь  в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • уметь задавать вопросы;
  • уметь контролировать действия партнера;
  • уметь использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



Предварительный просмотр:

Приложение 5 к чек-листу

Семинар-практикум  

"Технология развития критического мышления учащихся"

Цели: 

  • актуализация знаний педагогов по использованию технологии критического мышления
  • формирование у учителей навыков применения технологии критического мышления.

 Участники: учителя-предметники

План проведения:

Содержание

Форма организации деятельности

Ответственный

Определение целей, задач семинара

Введение в проблему

Сообщение

Усманова И.В., методист

 Определение понятия «критическое мышление», выделение особенностей технологии развития критического мышления

Работа в микрогруппах                                

Усманова И.В., методист

Реализация технологии развития критического мышления при преподавании в начальной школе

Представление  опыта работы

Гаврищук Н.В., учитель начальных классов

Подведение итогов семинара

Рефлексия деятельности

Усманова И.В., методист

Ход проведения

1. Введение в проблему.

Ассоциации с понятием «критическое мышление»

  1. Выберите три ключевых слова или словосочетания, характеризующих понятие «Критическое мышление», запишите в первый столбик таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1.  Работа в парах с текстом «Мышление» (10 минут)

 Прочитайте текст "Мышление", подчеркните  ключевые слова, дайте определение понятия "мышление" и  составьте  логическую цепочку по развитию мыслительных процессов.

Мышление

Мыслить — значит стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие. Да и само наличие цели обусловлено мышлением...

Отправной точкой для любой мысли служит то, что совершается, но еще не окончилось, не завершилось. Ее смысл, ее значение определяются тем, что должно совершиться, чем дело обернется... Принимать событие само по себе, как нечто завершенное, — значит принимать его бездумно.

Для размышлений необходима заинтересованность в результатах. С одной стороны, поводом для размышления является личная сопричастность происходящему, а с другой — ценность размышлений определяется способностью смотреть на происходящее со стороны; эти два факта, однако, вовсе не являются взаимоисключающими.

Мыслительный процесс связан с незавершенными, еще длящимися явлениями, а это значит, что условиями его возникновения могут быть только неопределенность, сомнения, проблематичность. Цель размышлений состоит в том, чтобы определить финал, спроектировать возможное завершение процесса на основе того, что уже известно. С этим связан ряд важных особенностей мышления. Поскольку обстоятельства, вызывающие наши размышления, всегда проблематичны, мышление — это исследование, поиск. 

Всякое мышление есть исследование, а всякое исследование оригинально для того, кто его осуществляет, даже если то, что он еще только ищет, всему миру давно известно.

Конкретные трудности в конкретных обстоятельствах подсказывают нам возможные способы их преодоления. Мы пробуем действовать этими способами — и либо пробиваем себе дорогу вперед и тогда понимаем, что нашли искомое, либо еще больше запутываемся и осознаем, что по-прежнему пребываем в неведении. Предполагать — значит пытаться найти, нащупать дорогу к знанию. Взятый сам по себе, этот греческий парадокс дает симпатичный пример формальной логики. Однако пока люди жестко разграничивали знание и невежество, наука продвигалась вперед медленно, от одного случайного открытия к другому. Она вышла на столбовую дорогу открытий и изобретений, когда человек осознал, что сомнения можно использовать в исследовательских целях — формируя предположения, направляющие поисковые исследования, в ходе которых эти предположения подтверждаются, опровергаются или модифицируются. И если греков интересовало скорее знание само по себе, чем то, как оно приобретается, то современная наука видит в уже имеющемся закрепленном знании лишь одно из средств приобретения новых — путь учения и открытий.

1. Он начинается с недоумения, замешательства, сомнения, когда человек оказывается в незавершенной ситуации, характер которой еще не совсем определился.

2. Затем делается предположение о вероятном будущем — предварительная интерпретация известных данных, в ходе которой им приписывается направленность к определенным последствиям.

3. За этим следует тщательное изучение (поиск, обзор, исследование, анализ} всех существующих данных, позволяющих уточнить и прояснить проблему.

4. Дальнейшая разработка предварительной гипотезы, делающая ее более точной и последовательной, лучше согласующейся с более широким спектром данных.

5. Принятие выработанной таким образом гипотезы в качестве плана действий в сложившейся ситуации — действий, обеспечивающих наступление предсказанных последствий и, таким образом, проверяющих гипотезу.

Именно объем и тщательность шагов и отличают безусловно рефлексивный опыт от того, который складывается преимущественно методом проб и ошибок. Именно эти шаги и превращают мышление в особый опыт. И все же нам никогда не избавиться от проб и ошибок. Самая сложная и логически последовательная мысль должна подвергнуться испытанию реальным миром и только так может быть проверена. А поскольку мы не можем учесть все существующие связи, невозможно и последствия охватить с совершенной точностью. Тем не менее вдумчивое и тщательное изучение условий, а также обоснованность догадок относительно возможных результатов, характерные для рефлексивного опыта, дают нам право отличать его от более грубого способа действия посредством проб и ошибок.

Источники:

  • Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138— 144.
  • Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

  1. Работа с текстом «Критическое».

Прочитайте текст "Мышление", подчеркните  ключевые слова.

Критическое

Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.

Таким образом, чтобы подходить к чему-то критично означает определение критериев для оценки и собственно оценку.

  1. Индивидуальная работа. Используя ключевые слова, определяющие понятия «мышление» и «критическое»,  дайте определение понятия «Критическое мышление».

  1. Работа в группах (четверках). Обсудите варианты определения, предложенные каждым из участников. Выберите наиболее точный. Составьте кластер «Критическое мышление".

  1. Работа в группах. Отработка технологии развития критического мышления через метод "Чтение с остановками" текста И. Бунина "Роман Горбуна"

И. Бунин  «Роман горбуна»

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг ……

оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

1930

Вопросы для обсуждения:

  1. До чтения рассказа. Предположение по заголовку.
  • Как вы думаете о чем рассказ?
  • В чем необычность ситуации?
  • Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
  1. После чтения 1-2 абзацев
  • Как вы думаете, кто написал письмо?
  • Автор письма пишет: «…Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…» В чем может обнаружиться родство?
  • Чем настораживает письмо?
  1. После чтения 3-го абзаца
  • Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
  • Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
  • Есть ли уверенность в счастливой развязке?
  1. Поле полного прочтения текста
  • Какова проблема рассказа?
  • Предположите, что могло произойти дальше….


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 5 к чек-листу

Семинар-практикум  

"Технология развития критического мышления учащихся"

Цели: 

  • актуализация знаний педагогов по использованию технологии критического мышления
  • формирование у учителей навыков применения технологии критического мышления.

 Участники: учителя-предметники

План проведения:

Содержание

Форма организации деятельности

Ответственный

Определение целей, задач семинара

Введение в проблему

Сообщение

Усманова И.В., методист

 Определение понятия «критическое мышление», выделение особенностей технологии развития критического мышления

Работа в микрогруппах                                

Усманова И.В., методист

Реализация технологии развития критического мышления при преподавании в начальной школе

Представление  опыта работы

Гаврищук Н.В., учитель начальных классов

Подведение итогов семинара

Рефлексия деятельности

Усманова И.В., методист

Ход проведения

1. Введение в проблему.

Ассоциации с понятием «критическое мышление»

  1. Выберите три ключевых слова или словосочетания, характеризующих понятие «Критическое мышление», запишите в первый столбик таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  1.  Работа в парах с текстом «Мышление» (10 минут)

 Прочитайте текст "Мышление", подчеркните  ключевые слова, дайте определение понятия "мышление" и  составьте  логическую цепочку по развитию мыслительных процессов.

Мышление

Мыслить — значит стараться обнаружить конкретные связи между нашими действиями и их последствиями, так чтобы они стали продолжением других. Благодаря мышлению становится возможным целенаправленное действие. Да и само наличие цели обусловлено мышлением...

Отправной точкой для любой мысли служит то, что совершается, но еще не окончилось, не завершилось. Ее смысл, ее значение определяются тем, что должно совершиться, чем дело обернется... Принимать событие само по себе, как нечто завершенное, — значит принимать его бездумно.

Для размышлений необходима заинтересованность в результатах. С одной стороны, поводом для размышления является личная сопричастность происходящему, а с другой — ценность размышлений определяется способностью смотреть на происходящее со стороны; эти два факта, однако, вовсе не являются взаимоисключающими.

Мыслительный процесс связан с незавершенными, еще длящимися явлениями, а это значит, что условиями его возникновения могут быть только неопределенность, сомнения, проблематичность. Цель размышлений состоит в том, чтобы определить финал, спроектировать возможное завершение процесса на основе того, что уже известно. С этим связан ряд важных особенностей мышления. Поскольку обстоятельства, вызывающие наши размышления, всегда проблематичны, мышление — это исследование, поиск. 

Всякое мышление есть исследование, а всякое исследование оригинально для того, кто его осуществляет, даже если то, что он еще только ищет, всему миру давно известно.

Конкретные трудности в конкретных обстоятельствах подсказывают нам возможные способы их преодоления. Мы пробуем действовать этими способами — и либо пробиваем себе дорогу вперед и тогда понимаем, что нашли искомое, либо еще больше запутываемся и осознаем, что по-прежнему пребываем в неведении. Предполагать — значит пытаться найти, нащупать дорогу к знанию. Взятый сам по себе, этот греческий парадокс дает симпатичный пример формальной логики. Однако пока люди жестко разграничивали знание и невежество, наука продвигалась вперед медленно, от одного случайного открытия к другому. Она вышла на столбовую дорогу открытий и изобретений, когда человек осознал, что сомнения можно использовать в исследовательских целях — формируя предположения, направляющие поисковые исследования, в ходе которых эти предположения подтверждаются, опровергаются или модифицируются. И если греков интересовало скорее знание само по себе, чем то, как оно приобретается, то современная наука видит в уже имеющемся закрепленном знании лишь одно из средств приобретения новых — путь учения и открытий.

1. Он начинается с недоумения, замешательства, сомнения, когда человек оказывается в незавершенной ситуации, характер которой еще не совсем определился.

2. Затем делается предположение о вероятном будущем — предварительная интерпретация известных данных, в ходе которой им приписывается направленность к определенным последствиям.

3. За этим следует тщательное изучение (поиск, обзор, исследование, анализ} всех существующих данных, позволяющих уточнить и прояснить проблему.

4. Дальнейшая разработка предварительной гипотезы, делающая ее более точной и последовательной, лучше согласующейся с более широким спектром данных.

5. Принятие выработанной таким образом гипотезы в качестве плана действий в сложившейся ситуации — действий, обеспечивающих наступление предсказанных последствий и, таким образом, проверяющих гипотезу.

Именно объем и тщательность шагов и отличают безусловно рефлексивный опыт от того, который складывается преимущественно методом проб и ошибок. Именно эти шаги и превращают мышление в особый опыт. И все же нам никогда не избавиться от проб и ошибок. Самая сложная и логически последовательная мысль должна подвергнуться испытанию реальным миром и только так может быть проверена. А поскольку мы не можем учесть все существующие связи, невозможно и последствия охватить с совершенной точностью. Тем не менее вдумчивое и тщательное изучение условий, а также обоснованность догадок относительно возможных результатов, характерные для рефлексивного опыта, дают нам право отличать его от более грубого способа действия посредством проб и ошибок.

Источники:

  • Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138— 144.
  • Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.

  1. Работа с текстом «Критическое».

Прочитайте текст "Мышление", подчеркните  ключевые слова.

Критическое

Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения.

Таким образом, чтобы подходить к чему-то критично означает определение критериев для оценки и собственно оценку.

  1. Индивидуальная работа. Используя ключевые слова, определяющие понятия «мышление» и «критическое»,  дайте определение понятия «Критическое мышление».

  1. Работа в группах (четверках). Обсудите варианты определения, предложенные каждым из участников. Выберите наиболее точный. Составьте кластер «Критическое мышление".

  1. Работа в группах. Отработка технологии развития критического мышления через метод "Чтение с остановками" текста И. Бунина "Роман Горбуна"

И. Бунин  «Роман горбуна»

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг ……

оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.

Беспощаден кто-то к человеку!

1930

Вопросы для обсуждения:

  1. До чтения рассказа. Предположение по заголовку.
  • Как вы думаете о чем рассказ?
  • В чем необычность ситуации?
  • Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
  1. После чтения 1-2 абзацев
  • Как вы думаете, кто написал письмо?
  • Автор письма пишет: «…Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам…» В чем может обнаружиться родство?
  • Чем настораживает письмо?
  1. После чтения 3-го абзаца
  • Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
  • Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
  • Есть ли уверенность в счастливой развязке?
  1. Поле полного прочтения текста
  • Какова проблема рассказа?
  • Предположите, что могло произойти дальше….



Предварительный просмотр:

Приложение 2 к чек-листу

Семинар-практикум

 "Формирование УУД в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"

Цель: 

  • формирование понятия "универсальные учебные действия", их классификация по видам;
  • закрепить умение педагогов соотносить  виды универсальных учебных действий и  способы их формирования в урочной деятельности.

План работы:

Содержание

Формы работы

Ответственный

Универсальные учебные действия, их классификация по видам

Мини-лекция

Усманова И.В., методист

Практическая работа (Задания приведены в приложении)

  • определение видов УУД (Задание 1);
  • соотнесение  видов УУД в предметном контексте (Задание 2);
  • определение педагогических  приемов и методов формирования УУД (Задание 3).

Работа в группах

Руководители микро-групп

Подведение итогов работы семинара (выступления представителей микро-групп)

Рефлексия деятельности

Руководители микро-групп

Опережающее задание к следующему семинару:

Изучить возможные варианты технологической карты урока, выбрать наиболее приемлемый вариант карты с учетом личностных особенностей педагога, с учетом особенностей преподаваемого предмета.

Опережающее домашнее задание

Руководители методических объединений

Приложение

Практические задания для работы в микрогруппах  на семинаре "Универсальные учебные действия в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта"

Задание 1

Каждое действие, представленное во второй колонке, соотнесите с одним из четырех видов УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

№  п/п

УУД

Вид УУД

Сравнение объетов

Постановка цели учебного занятия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Преодоление индивидуального затруднения в пробном действии

Извлечение необходимой информации из текстов

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Обобщение учебного материала

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках

Определение основной и второстепенной информации

Использование знаково-символических средств

Выполнение действий по алгоритму

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Постановка и формулирование проблемы

Использование критериев для обоснования своего суждения

Осознание ответственности за общее дело

Понимание текстов, извлечение необходимой
информации

Задание 2

Вам даны задания из различных учебников. Определите на развитие каких УУД направлены задания, представленные в таблице.

№ п/п

Предмет

Задание

УУД

1

Русский язык. 7 класс под редакцией Г.Г. Граник

Рассмотрите таблицу, перепишите ее левую часть в тетрадь. Правую часть таблицы вы будете заполнять  по мере изучения видов односоставных предложений

2

Русский язык. 8 класс под редакцией С.И. Львова, В.В. Львова, стр. 173

Найдите недочеты, связанные с использованием определений. Распределите их по группам: а) неправильный выбор формы слова; б) неправильный выбор слова. Запишите предложения в исправленном виде.

3

Физика. 10 класс под редакцией А.А. Пинского (параграф 21)

Врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Почему и при каких условиях это происходит? Предложите способ борьбы с этим явлением. Какими источниками информации вы воспользовались? Почему?

4.

Химия. 11 класс под редакцией О.С. Габриеляна

Составьте эссе, рассказ или любое другое повествование, продолжающее фразу: «Однажды утром люди проснулись и увидели, как изменился окружающий мир, потому что из него исчезла химия»

5.

Математика. 6 класс под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина (стр. 167)

На диаграмме показано, сколько процентов радиослушателей предпочитают различные передачи. В городе было опрошено 24.250 человек. Вычислите примерно: а) сколько человек слушают новости? б) на сколько больше горожан предпочитают музыкальные передачи спектаклям?

6.

Обществознание. 7 класс под редакцией А.И. Кравченко (стр. 90)

Один философ сказал: «Больше всего следует бояться равнодушных людей». Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним?

Задание 3.

Вам даны характеристики универсальных учебных действий. Предложите из своей практики педагогические приемы и методы, которые будут способствовать развитию каждого из этих УУД

Вид УУД

Что в себя включают

Педагогические приемы и методы формирования

Личностные

Самоопределение

  •  Формирование  основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России)
  • Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием)
  • Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Смыслообразование:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

  • развития познавательных интересов, учебных мотивов;
  • формирования мотивов достижения и социального признания.
  • формирования границ собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация:

  • знание основных    моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
  • ориентация на выполнение моральных норм,
  • способность к решению моральных проблем на основе децентрации,
  • оценка своих поступков.

Регулятивные

Включают в себя действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

 

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (составление плана и последовательности действий),

Контроль  -  сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив  в план и способ деятельности в случае расхождения  эталона с реальным действием и его продуктом,

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция -  способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентировка на разнообразие способов решения задач;
  • структурирование знания.

Логические учебные действия

  • Основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

  • Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные

  • понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно,   и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь  в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • уметь задавать вопросы;
  • уметь контролировать действия партнера;
  • уметь использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.