Работа по теме самообразования

Усманова Ирина Викторовна

план работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы   работы  над темой самообразования

"Применение системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности"

Цель: Повышение качества и эффективности образовательного процесса за счет реализации системно – деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности.

Год

Этап

Содержание

Форма представления результатов

2018 -2019 уч. г.

Установочный

Определение и формулирование  индивидуальной  темы самообразования.

Постановка целей и задач.

Знакомство  с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме.

Подбор методов  и приемов, реализующих данную технологию.  
Прогнозирование   новых результатов,  которые могут быть достигнуты с помощью данной технологии.

План работы по теме самообразования

2019 -2020 уч.г.

Практический

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету)..

Апробирование на практике выбранных методов.

Коррекция, отслеживание результативности.

Планирование работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию. Обучение  их новым приемам учебной деятельности.

Подготовка обучающихся к конкурсам по предмету.

Работа в проблемной группе "Технология развития критического мышления"

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Выступление  на педсовете, ШМО.

Разработка методических рекомендаций для педагогов  или учащихся.

2020-2021 уч. г.

Анализ и обобщение

Открытые уроки в рамках ШМО.

Создание собственных наработок в контексте  выбранной темы с опорой на теоретический материал и практический опыт.

Создание «копилки» развивающих творческих заданий  для обучающихся

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Выступление на РМО

Представление опыта работы в сетевых сообществах педагогов



Предварительный просмотр:

"Применение системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литератруры"

Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий.  Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема - непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс со-творчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

Длительность работы над опытом. Работа над  темой включала в себя различные этапы (изучение литературы и передового педагогического опыта по данной теме, внедрение элементов технологии в структуру урока, апробация технологии деятельностного подхода)

Диапазон опыта. Областью применения опыта являются педагогические ситуации в системе уроков русского языка и литературы, внеклассной работы по предмету и воспитательной работы с классом.

Теоретическая база опыта. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Реализация технологии деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности заключается в том, что воспитанник, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебно-познавательной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному спешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

Принцип целостности предполагает формирование воспитанниками обобщенного системного представления о мире.

Принцип вариативности – предполагает формирование у обучающихся способностей к системному перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуации выбора.

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создания на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развития диалоговых форм общения.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение воспитанниками собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных особенностей развития детей.

Принцип минимакса заключается в следующем: педагог должен предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Проектируя урок, я руководствуюсь правилами:

Позиция педагога: к обучающимся не с ответом (готовые ЗУН), а с вопросом.

Позиция обучающегося: за познание мира (в специально организованных для этого условиях);

Учебная задача – задача, решая которую ученик выполняет цели педагога.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план и т.д.

Оценочное действие – Я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так-то … (формирование мировоззрения).

Деятельностный подход к обучению предполагает:

Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Выполнение учащимися определенных действий для приобретения недостающих знаний.

Выявление и освоение учениками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.

Формирование у обучающихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

     Технология опыта

Цель данного опыта - изучение и использование  приёмов, форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.

     Методические задачи работы в данном направлении:

повышение мотивации учащихся в процессе обучения;

формирование лингвистической и литературоведческой компетенций;

формирование общеучебных навыков;

развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.

Педагогические задачи работы:

создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении;

использование и апробация опыта;

формирование банка методических разработок по теме проекта;

оценка  результативности данных приемов и методов.        

Возникает вопрос: как же я реализую принципы системно-деятельностного подхода? Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время преимущество деятельностного подхода  в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:

- разнообразными видами диктантов

- с игровой технологией;

- технологией развития критического мышления (чтение Инсерт, «чистая доска», кластеры и т.д.)

- методом проектов

- информационно-коммуникативными технологиями;

- здоровьесберегающими технологиями.

Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.

Продумывая уроки  изучения нового материала,  всегда стараюсь организовать работу  учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний  использую такие приёмы, как ассоциации (например, «Какие ассоциации связаны с именем М.Ю.Лермонтова?»), комментарий эпиграфа к теме, взаимный опрос или теоретическая эстафета, «лови ошибку», «верно – неверно», таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и др. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем.

Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как  урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии.  

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

1. Уроки «открытия» нового знания

2. Уроки рефлексии

3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)

4. Уроки развивающего контроля

 Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы понятий.

 2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий

 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.

 4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

 Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в 3.учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 9. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

 Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

 Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков.

4. Контроль.

5. Самоконтроль.

6. Самооценка.

7. Рефлексия деятельности.

8. Согласование оценок.

 Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация.

2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.

3. Целеполагание контроля.

4. Контрольная работа.

5. Самоконтроль (взаимоконтроль).

6. Самооценка.

7. Рефлексия.

8. Согласование оценок.

9. Рефлексия (повторная).В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Особенно люблю уроки открытия нового знания. Вот мой алгоритм работы.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

Моделируем способ открытия нового знания.

Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.

Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.

В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.

В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.

Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.

Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.

Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.

Составляем технологическую карту урока (конспект).

Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

«хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;

«надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;

«могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

Психологический тренинг.

Графический диктант.

"Да-нет".

Рифмованное начало урока.

Эпиграф к уроку.

Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.

Начало урока с элементами театрализации.

Прием "Фантастическая добавка".

Прием "Оратор".

Отсроченная догадка.

Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).

Интеллектуальная разминка.

Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;

активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.

при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

Видеосюжет.

Прием "Лови ошибку".

Анализ выполнения домашнего задания.

Лото.

Проблемный вопрос или проблемная ситуация.

Ролевой сюжет.

Отсроченная догадка.

Смена ролей.

Театрализация.

Ряд ассоциаций.

Интеллектуальная разминка.

Мозговой штурм.

Прием "Почини цепочку".

Слепой текст.

"ИДЕАЛ".

Инсерт.

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.

В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

Таблица ЗХУ.

Мозговой штурм.

Подводящий диалог.

Прием "Яркое пятно".

Группировка.

Домысливание.

Кластер.

Составление алгоритма.

Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.

На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

Выбирается способ, который позволит получить новое знание:

Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)

Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

Деловые игры.

Дерево целей.

Пресс-конференция.

Эксперимент.

Проблемный ряд.

Подводящий диалог.

5. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

Вопросы к тексту.

Доклад.

Лови ошибку.

Пресс-конференция.

Проблемный диалог.

Фантастическая добавка.

Деловые игры.

Проблемный поиск.

Ромб ассоциаций.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

Комментирование чтение.

Вопросы к тексту.

Лови ошибку.

Отсроченная догадка.

Синквейн.

Пресс-конференция.

Презентация.

Прием "Снежный ком".

Рассказ-эстафета.

Прием "Удивляй".

Фиш-боун.

Аукцион.

Реклама.

Таблица "? + !".

Прием "Я беру тебя с собой".

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

Щадящий опрос.

Деловые игры.

Прием "Да-нет".

Прием "Реставратор".

Найди соответствие.

Творческие тесты.

Работа на компьютерах.

Мини-проекты или мини-исследования.

Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).

Блиц-контрольные.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

Кластер.

"Найди ошибку".

Шесть шляп.

"Верю-не верю".

Тестирование.

Различные виды опросов.

Эссе, резюме.

Составление кроссворда.

Контрольная работа или диктант.

Восстанови текст.

Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

Таблица "+ - ?".

Свободный микрофон.

Дерево настроение.

Лестница успеха.

Анкетирование.

Цветотехника.

Пантомима.

Цветные поля.

Толстые и тонкие вопросы.

Синквейн.

Прием "Шкатулка".

Таким образом, на уроке открытия нового вовлекаю учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

       Использование системно-деятельностного подхода открывает мне новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний.  С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки:  «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии.  Я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе, синквейн, метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие.

Деятельностный подход диктует новый подход  и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй  правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации урока русского языка в системно – деятельностном подходе

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности.

Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.

Основные характеристики СДП:

• Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

• Процесс обучения – всегда творческий.

• Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Технология системно - деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

Мотивацию к учебной деятельности;

Актуализацию знаний;

Проблемное объяснение нового знания;

Первичное закрепление во внешней речи;

Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);

Включение нового знания в систему знаний и повторение;

Рефлексия.

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности

Меня учат

Я учусь

При системно – деятельностном подходе учитель - это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Включение учащихся в деятельности на личностно - значимом уровне: «Хочу, потому что могу».

Обязательный элемент на уроке это обращение к личному опыту детей, их размышлениям по обсуждаемой теме, опора на знания, полученные на других предметах или при изучении других тем.

Какие методы и приемы использую на своих уроках?

В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;

Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;

Называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.

Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки - диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».

Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

При повторении изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. На данном этапе не я ставлю цель, а дети (это позволяет устранить возникшие затруднения).

В основе урока - работа с текстом. На этапе актуализации знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.

Задание классу

Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту

Прочитайте выразительно стихотворение

Озаглавьте текст

Определите тему и идею

Укажите и объясните изученные орфограммы

( Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)

Назовите слова, которые отвечают на вопрос как?

( При изучении темы «Наречие»)

Далее - исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).

Затем - обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы еще знаем?:

Проговаривание цели в виде вопроса, на которые стоит ответить (Что такое наречие?)

Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.

Когда проблема четко сформулирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий.

Предлагается лингвистический эксперимент - прочитайте текст, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль играют наречия?

Такие упражнения развивают речь, умение делать выводы;

Используется фразеологическая разминка - заменить фразеологизмы наречиями, составить предложения.

Работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия. Записали, поменялись тетрадями -взаимопроверка

Творческий диктант - ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику

Синтаксическая пятиминутка - разобрать предложения с указанием частей речи, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику предложений

Таким образом, все эти виды работ опираются на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее.

При подведении итогов уместно ставить такие вопросы:

Что было для меня самым полезным на уроке?

Что было для меня самым интересным?

Что было для меня трудным?

Чему я научился на уроке?

Так как же мы решили проблему?

Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную и групповую работу.

Применение инновационных форм, методов, приемов способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.