Внеурочная деятельность

Михайлова Лариса Ивановна

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вода. Её значение в природе.
Цель: формировать опыт экологически ориентированного поведения по отношению к воде.
Задачи: расширять знания детей о воде как о природном богатстве; развивать речь, расширять словарный запас, кругозор; воспитывать у детей бережное отношение к воде.
Оборудование: карта полушарий, глобус, рисунки детей, раздаточный материал, страницы с названиями устного журнала.

Ход мероприятия

Звучит фонограмма «Шум ручья». Ученик читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

Учитель: Вы, наверное, догадались, о чем сегодня будем говорить. Мы поговорим с вами о ее величестве воде. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на карте обозначают воду. Русский писатель С.А. Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветочек», сказал однажды: «Вода – краса природы». Писатель прав. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в голубом озере, и в синем море – во всем, что связано с водой в природе. Эта красота видна и на ваших рисунках.
Сегодня мы с вами выпустим устный журнал. Он не совсем обычный: мы будем его не читать, а слушать. Название журнала – «Её величество Вода»
Эпиграфом к нему станут слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете!
Итак, открываем наш журнал.

Страница 1. «Чудесный мир воды»

Загадки
Ни умыться, ни напиться
Без…(воды).
Листику не распуститься без…(воды)
Без… (воды) прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем нужна … (вода!)
-- Какое вещество на земле сравнивают с жизнью и почему?
(Воду. Всему живому нужна вода; все живые организмы больше, чем наполовину состоят из воды)
-- Почему ее нельзя ничем заменить?
(Обладает уникальными свойствами: может находиться в трех состояниях и переходить из одного состояния в другое, растворять почти все вещества и т.д.)
Ученик 1: Вода – великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода.
Ученик 2: Трудно найти место на нашей планете, где бы не было воды. Жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
Вода – в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твёрдом состоянии. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождль, снег. На поверхности суши находится не вся вода, имеющаяся на Земле. И твёрдый лёд, и лёгкий, как газ, пар – тоже вода. Таково её свойство: она бывает жидкой, твёрдой, газообразной.
Ученик 3: И сама жизнь на Земле, по утверждению ученых, впервые зародилась именно на дне океанов, которые существовали в древности.
Ученик 4: Вода – одно из самых важных веществ для человека. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Лишь покоящиеся формы жизни – споры, семена могут переносить длительное обезвоживание. (Показывает семена разных растений). Растения при отсутствии воды могут погибнуть. Животные, если лишить их воды, тоже быстро погибают. Например, упитанная собака может прожить без пищи сто дней, а без воды – менее 10 дней. Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Потребность человека в воде, которую он потребляет вместе с пищей и питьём составляет 3-6 литров в сутки.
Ученик 5: Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях.
Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла. А на Камчатке, где таких источников много, выращивают овощи в теплицах в любое время года.
Учитель: «Вот такое необыкновенное вещество - обыкновенная вода – краса природы!» - сказал замечательный русский писатель С.Т.Аксаков. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Растения при отсутствии воды увядают и могут погибнуть.
Страница 2. Викторина «Вода всему голова»

--- Как можно объяснить выражение «Вода всему голова»?
-- В каких трех состояниях может находиться вода?
-- Какое основное свойство воды использует человек, когда моет посуду, стирает белье, моется сам?
-- Вода в реке течет круглый год и никогда не кончается. Откуда берется вода в реках?
-- В моря впадает множество рек. Почему моря не переполняются и не заливают сушу?
-- Почему вода в родниках всегда очень чистая?
-- Почему воду называют вечной путешественницей?
-- В чем смысл пословицы «Воды и огонь боится»?
-- Откуда появляются капельки воды на холодном предмете, когда его вносят в теплую комнату?
-- Какая вода является лечебной?
-- Чем можно объяснить разный вкус воды, встречающейся в природе?
-- Как вода может помочь человеку выполнять разные работы по хозяйству?
Конкурс «Художественный»
-- Внимание! Сейчас вам понадобится проявить фантазию и умение. У каждого из вас на столе лежит листок бумаги, где изображен контур капли воды. Попробуйте ее преобразить (дорисовать), чтобы она превратилась в объект (животное, растение, либо во что-то из неживой природы),который содержит воду.

Страница 3. «Где вода – там жизнь»

Учитель: Где больше всего воды на Земле? (В океане)
-- Что такое океан? (Если взглянуть на Землю из космоса, то можно увидеть, что большая часть нашей планеты покрыта водой (3/4 планеты). Это водное пространство разделено сушей на 5 больших частей, называемых океанами (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Южный, Атлантический). Части, меньшие по площади, называются морями. Два самых больших из них – Карибское и Средиземное).
Из словаря: Океаны – это 5 обширных регионов соленой воды, которые окружают всю сушу на Земле.
Вода, которую мы пьем, приходит к нам из океана. В подтверждение моих слов послушайте стихотворение про океан.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
-- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
-- Откуда ты? – спросил росу.
-- Поверь, и я из океана!

-- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
-- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лег туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
-- Откуда ты? Ты кто такой?
--И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Учитель: И это так. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

Ученик 1. Генеральная ассамблея ООН 09.12.2003 провозгласила период с 2005 по 20015гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни.» Было подчёркнуто, что вода является движущей силой для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода.
Вода является необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли. К сожалению, уже сегодня не хватает во многих частях мира. По данным экспертов ООН, примерно одна шестая часть населения не имеет доступа к питьевой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Глобальное изменение климата ещё больше осложнило ситуацию с водой.
Ученик 2.Проблема с пресной водой заключается не только в её дефиците, но и в том, что попадание в воду удобрений и вредных химических веществ ставит под угрозу её качество, а также создаёт опасность для здоровья населения.
Ученик 1:Согласно подсчётам, причиной 80 процентов заболеваний в развивающихся странах служат отсутствие безопасной воды и плохие санитарно-гигиенические условия. Каждый год по этой причине умирает более 5 миллионов человек – в 10 раз больше, чем в среднем количество людей, ежегодно погибающих в войнах. Более половины таких жертв – дети. За последние 10 лет от диареи погибло детей больше, чем людей во время вооруженных конфликтов, которые произошли после Второй мировой войны.
Ученик 3. Хотя вода занимает 70 процентов поверхности Земли, только 2,5 процентов из них – пресная вода, а остальное – вода морская.
Сегодня около 60 процентов воды питьевого качества извлекается в Беларуси из подземных источников.
Ученик4: В Беларуси потребление питьевой воды на душу населения в среднем по республике составляет 200-214 литров в сутки, что существенно выше , чем в большинстве стран Европы. ( один человек в развивающихся странах использует в среднем 10 литров воды в день).Как видим , в Беларуси есть большой потенциал для экономии воды в жилищном секторе.
Учитель: Вода! Необыкновенное чудо. Сколько нужно человеку воды? В 1890 г. Горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 г. – уже 66 литров. На сегодняшний день – около 300 литров. На мытье рук –6-8 литров. Душ –15-20 литров в минуту. Принятие ванны –150 литров. А питье, приготовление пищи, влажная уборка, полив комнатных растений.
Запасы пресной воды на нашей планете ограничены и постепенно истощаются.
Учитель : Какой вывод мы можем сделать из всего услышанного?
(Воду надо беречь! Это должен понять и запомнить каждый. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.)

Страница 4. Экономия и бережливость.
Учитель: Сегодня у нас на устном журнале присутствуют гости из Витебского управления водоканала. Нам представят результаты эксперимента, которые они проводили и научат экономному расходованию воды.
Экспериментатор. Я провела экспериментальное исследование по теме «Потери воды при неисправности крана.»
Дата 16.01.2009год. Место проведения квартира.
Цель: установить на опыте, сколько воды теряется в сутки.
Ход эксперимента.
1.В 14-00 открываем кран таким образом, чтобы за 1 секунду капала одна капля.
2. Подставляем под кран мерный стакан 200 мл.
3. В 14-30 стакан заполняется водой.
4. Высчитываем потери за сутки. 200 мл воды набегает за 30 минут, значит за 1 час – 400 мл. 400умножае5м на 24 равно 9600 мл.
Вывод. Из капающего крана за 30 минут вытекло 200 мл воды, за сутки – 9600 мл, что равно 9,6 литров.
Профессор. Я приготовил задачи по данной теме. Предлагаю их решить.
Задача1. Из водопроводного крана капает вода. За 12 минут набегает полный стакан. Сколько литров воды бесполезно выльется за час.
Задача 2. За одни сутки через неплотно закрытый кран со струёй воды толщиной в спичку вытекает 400 литров воды. Сколько вытекает воды из крана за 30 дней.? Сколько это будет восьмилитровых ведёр?
Задача 3. На сколько дней человеку хватит 900 литров воды, если норма потребления воды в сутки на человека – 300 литров
Задача 4.В этом месяце семья Коли израсходовала 3 куба горячей воды, а в прошлом 9. Сколько денег сэкономили родители Коли в этом месяце, если один куб горячей воды стоит 523 рубля?
Задача 5.Семьи Маши и Миши за январь месяц израсходовали одинаковое количество горячей воды. Родители Маши заплатили 12 тысяч рублей, а родители Миши – 18 тысяч, потому что в Машиной семье стоят счётчики на воду, а Мишиной нет. На сколько процентов больше платят семьи, где не установлены счётчики?

Аналитик
Приведём некоторые примеры по утечкам воды:
Капает из
¬ крана – в сутки до 24 литров , в месяц до 720 литров.
Течёт из крана – в
¬ сутки дот 144 литров, в месяц до 4000 литров.
Протекающий кран приводит к
¬ потере 7000 литров воды в год при медленном капании; когда же капли следуют одна за другой, то потеря воды может составить до 30000 литров в год
Унитаз, в
¬ котором вода бежит постоянно невидимым ручейком, теряет до 100000 литров воды за год; заметный для глаза поток воды означает потерю около 400000 литров воды.
Я вас сейчас покажу традиционные приёмы снижения расходов воды6
Если
¬ вы пользуетесь ванной ,для этого требуется обычно до 150 литров воды; в случае использования душа расход воды примерно равен 10 литров в минуту.
Следите
¬ за неисправностью санитарно-технических устройств; установите надёжную технику, уменьшающую утечки воды.
Не оставляйте без надобности открытыми краны.
¬ 
Не используйте проточную воду для мытья посуды и других целей,
¬ целесообразно использовать раковину.
Для того чтобы вымыть лицо, руки,
¬ почистить зубы, достаточно небольшой струи или нескольких стаканов воды вместо множества литров, теряющихся с мощной струёй.
Поставьте прибор учёта воды
¬ и следите за расходованием воды.

Соблюдая эти простые правила, за год ты сможешь сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м. кроме того, будут сэкономлены химикаты, которые применяются для очистки воды, и энергия, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Страница 5. Сказочная страна.
Ребята рассказываю сказки, которые сочинили дома про воду и экономии воды.

Страница 6. Обращение к людям их 22 века.
Дорогие соотечественники!
Я обращаюсь к вам с этим посланием, так как если не сделаю этого, то случится то, что я видела.
Я была в 22 веке и видела ужасное. Сейчас начало 21 века и до 22 века осталось 92 года – для истории природы это совсем мало.
В 22 веке не останется чистой воды – она вся будет только в искусственных закрытых хранилищах, там будет очищаться и будет стоить очень дорого. Это будет вся вода мира – в природе – реках и океанах – её не останется. Это все, потому что в 21 веке мы не берегли воду, очень много её расходовали без пользы. Вода в 20 и 21 веке загрязнялась мощными заводами фабриками, было множество утечек нефти, все отходы стекали в воды морей и рек.
Не останется деревьев и растений вообще – леса вырубят, почва разрушится. Кислород будет вырабатываться искусственно. Воздуха не будет – мы его весь загрязнили. Не будет нефти.
Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы.

Рефлексия.
Продолжить одну из фраз:
Я задумался….
Меня заинтересовало….
Мне понравилось…..
Я думаю, что….



Предварительный просмотр:

Конкурсно - познавательна программа

 «Мы – жители Земли»

Время проведения: Предметная неделя биологии в школе

Цели мероприятия:

-развитие интереса к родной природе

-воспитание стремления к бережному отношению к природе родного края

- ознакомление с экологическими проблемами

-развитие творческих и интеллектуальных способностей детей

Оформление:

- Изображения птиц, цветов, животных, насекомых

- диск из 6 секторов, каждый из которых состоит из 5 делений.

- 6 конвертов разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, черного. В них карточки с вопросами, причем цвет определяет цвет сектора: зеленый – о растениях, красный – о животных, синий – о птицах, желтый – о насекомых, белый – вопросы – рисунки, черный – экологические ситуации;

- 2 кубика: один – с номером вопроса, другой – с цветом сектора.

Ведущий:

Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». В ней примут участие ученики 5-х классов. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она как никогда нуждается в защите, заботе и любви. В игре победит то, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе и готов ее оберегать. Игра будет проходить в несколько этапов:

1 этап – вы будете отвечать на вопросы, посовещавшись 30 сек (любой из команды бросает кубик и достает карточку. Отвечают на 5 вопросов та и другая команды)

2 этап – вопросы задаются каждому участнику команды, совещаться нельзя. Команда – соперница сама достает вопрос конкретному члену другой команды.

3 этап – за 1 минуту нужно ответить на как можно большее количество вопросов (отвечает вся команда).

Ученик 1:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцам и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Ученик 2:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в  голубом  зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, Берегите!

Вопросы

Зеленый сектор:

  1. Назвать пословицы и поговорки о лесе
  2. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет.
  3. Что за трава, которую и слепые знают?
  4. Какие деревья подмосковных лесов и зимой остаются зелеными?
  5. Дерево – символ нашей Родины?
  6. Какими лекарственными травами можно лечить простуду?
  7. Какая ягода может быть черной, красной или белой?
  8. Назовите ядовитые ягоды, которые растут в наших лесах?
  9. По наличию каких организмов на коре деревьев мы можем определить северное направление?
  10. Какой процесс лежит в основе производства зелеными растениями кислорода из углекислого газа?

Синий сектор:

  1. Перед какой погодой птицы перестают петь?
  2. Пингвин птица или нет?
  3. Какая птица подбрасывает подбрасывает свое яйцо в другие гнезда?
  4. Зимуют ли птицы в скворечниках?
  5. Почему снегиря так назвали?
  6. Где зимой и осенью спят вороны?
  7. С прилетом каких птиц, считаем мы, начинается весна?
  8. Загадайте загадку о птице
  9. Пропойте куплет песни о птице
  10. Какая птица выводит птенцов зимой?

Красный сектор:

  1. Какие животные живут в наших лесах?
  2. Загадайте три загадки о животных
  3. Кто меняет шубу по два раза в год?
  4. Что теряет лось каждую зиму?
  5. Назовите животное наших лесов, похожее на кошку
  6. Что случается с пчелой после того, как она ужалит
  7. Какой хищный зверь ест малину?
  8. Каких зайцев называют листопадничками?
  9. Какие животные спят зимой?
  10. Куда зайцу удобнее бежать, с горы или в гору?

Белый сектор:

  1. Перечислите основные правила друзей природы
  2. С какого дерева этот лист?
  3. С какого дерева эта шишка?
  4. Фотография-загадка: какое время года изображено на картине?
  5. Фотография-загадка: какое животное изображено на картине?
  6. распределите грибы на группы, дайте название каждой группе и каждому грибу.
  7. Какие из этих змей не обитают в лесах нашей области?
  8. Какая птица изображена на картинке?

Желтый сектор:

  1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
  2. Куда осенью деваются бабочки?
  3. Почему насекомых так называют?
  4. Какую пользу приносят черви?
  5. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух?
  6. Не птица, а летает, не слон, а с хоботом, никто не приручает, а на нос садится?
  7. У какого животного уши на ногах?
  8. Волосата, зелена, в листьях прячется она. Хоть и много ножек, бегать все равно не может.
  9. Не зверь, не птица, нос как спица. Летит-кричит, сядет – молчит.
  10. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.

Черный сектор:

  1. Гуляя с родителями в лесу, света и Алеша увидели большой муравейник.

- Давайте посмотрим, что внутри муравейного домика,  -  сказал Алеша.

- Давайте, - с интересом ответила Света.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, отняла палку и сказала: «Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…»

     

  1. На день рождения кате подарили щенка. Наконец-то сбылась ее мечта. Катя первое время  играла с ним, кормила, гуляла. А потом у нее  появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала  очень редко, а когда щенок заболел, сказала маме:

- «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»

  1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты  делаешь? – спросила старушка

- Пчел прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик и сказал удивленно: «А я и не знал об этом»

Что сказала Олегу старушка?

  1. Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена решил сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
  1. Сережа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Правильно ли они поступили и почему?
  1. Телеграмма: «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд! Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Кто сможет мне помочь?        Дятел»
  1. Телеграмма: «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес.  Это очень больно, когда тебя ломают! Кто может нам помочь?

Ива. Черемуха. Сирень»

Блицтурнир:

У каких птиц самки больше и сильнее самцов?

У кого самый чуткий «нос»?

Какой лесной низкорослый кустарник не знает листопада?

Месяц весенних первоцветов?

Чемпион по скорости роста среди деревьев

Какая однолетняя трава выше двора?

Назовите грибы-подснежники

Кто спит вниз головой?

На следах каких хищных зверей нет когтей7

Кто может пить ногой?

Для чего птице хвост?

Кто бежит задними ногами вперед?

Название какого растения говорит, где оно растет?

Разноцветные грибы

Какой цветок лето начинает?

С какого дня по народному календарю начинается осень?

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Какая птица имеет очень длинный хвост?

Какую пользу приносят синицы7

Любимое лакомство аистов

Что используют пчелы для строительства сот?

Чем еж на медведя похож?

Каких насекомых зовут как животных?

Чем питается медведь, когда спит в берлоге?

Подведение итогов

Ученик 3:

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу ты впервые,

Не ломай ты деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

Ученик 4:

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Ученик 5:

Как из бутылки вылез джин

И стал сильнее всех,

Так человек – природы сын –

Завоевал успех.

Вначале слаб он был и глуп.

Ему был нужен острый зуб

И крепкий коготь, как у льва,

Была же только голова.

И к ней пять пальцев на руке,

Но обошелся он вполне.

Сумел он так мозги развить,

Чтоб льва и тигра победить,

И в лес приехав на слоне,

Сказал: «Вы все подвластны мне!»

Но не учел, что важно знать,

Как надо власть употреблять!



Предварительный просмотр:

КВН " Знатоки природы"

Учитель: Ребята, кто из вас знает адрес, по которому проживает?
А где проживает всё человечество?
Дети: На планете Земля.
Учитель: Что вы делаете для того, чтобы в вашем доме было уютно?
Дети: Наводим в доме порядок.
Учитель: А что нужно делать всем людям на планете Земля, чтобы было всем уютно и хорошо?
Дети: Беречь природу, животных, птиц, насекомых, рыб.
Учитель: ( слайд №1) Чтение стихотворения.

 Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая красота нас с вами окружает (слайд 1-5)
Дети читают стихи:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Кромсая лёд, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота,
Сейчас не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды.
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где тёплый вечер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится,
Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица,
Где сосны зеленеют круглый год
Учитель: Ну а сейчас сказочка.
Сказка "Репка” 
Ведущий: Посадил дед репку. А когда её сажают?
Дети: Весной!
Дед: Сколько времени прошло, а она не растёт.
Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу, полью.
(бабка идёт за водой на речку, из воды появляется Водяной)
Бабка: Тьфу, окаянный, напугал. Ты кто такой?
Водяной: (поёт песню на мотив из мультфильма "Летучий корабль”)
Я одинокий Водяной,
Никто не водится со мной,
Болею как старушка.
На дне моей квартиры –
Бутылки, тряпки, вилы.
Не речка, а помойка,
Не уходи, постой-ка!
Бабка: Бедненький, сейчас я тебе помогу. (выбрасывает мусор из речки и приходит домой.)
Дед: Что-то водичка странная, где ты её взяла?
Бабка: В нашей речке. А знаешь, кого я там встретила?
Дед: Кого?
Бабка: Водяного. Бедный сидит и плачет. Всю речку загадили банками, бутылками. Что за народ?
Дед: Не говори, старая, не думает наш народ о будущем.
(приходит внучка)
Внучка: Бабушка, где ты взяла эту воду?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что ты, в нашей речке нельзя брать воду. Наш завод спускает в неё отработанную воду, да ещё люди забросали всю речку грязью. Нельзя этой водой пользоваться. Репка сразу погибнет. Пойду принесу воды из родника. (Приносит чистую воду, поливает. Все ждут.)
Дед, бабка, внучка: Не растёт!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить. (рыхлит землю и выбрасывает из неё разную грязь) Наверно туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди помогай!
(кошка рыхлит землю, выбрасывает из неё мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы, сами отдохнули, а всё вокруг засорили.
Все: Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая!
(вбегает Мышка)
Мышка: А что меня не зовёте? Репка уже выросла?
Люди, очнитесь, ведь это опасно
Отходы пусть сгинут во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода, будь прозрачной!
А мы – на Земле!
Учитель: чтобы беречь природу - надо хорошо ее знать
Учитель. Свои знания сегодня вы и покажите на нашем КВНе. Предоставляю слово команде 4 А класса, 4 Б класса, 4 В класса.( оценивает жюри из классных руководителей и завуча)
1 конкурс – название, девиз, эмблема
2-й конкурс - "Разминка”
Ведущий:
Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию.
Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

Что делает ёж зимой? (Спит.)

 Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)

Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

 Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

 Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

 Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

 У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

 Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)

 Какой город парит в небе? (Орёл.)
Жюри оценивает конкурс.
3-й конкурс – Почтовый ящик
Ведущий:
Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их писал.
Капитаны разбирают письма. Посовещавшись, они зачитывают письмо-описание и называют отгаданное животное.
Описание первое
"У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”
(Синица)
Описание второе
"Меня называют "смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (Поползень)
Описание третье
"Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. (Кошка)
Жюри оценивает конкурс.
Пока команды готовятся мы с болельщиками угадаем животных ( на слайде)
4 конкурс «Цветы»
Учитель
 : На доске вы видите названия восьми цветов. По моим вопросам вам надо угадать, о каком цветке идет речь.
КОЛОКОЛЬЧИК РОЗА АСТРА ВАСИЛЕК
 1                            2        3            4
ПОДСОЛНУХ ТЮЛЬПАН НЕЗАБУДКА СИРЕНЬ
 5                            6                7                  8

(поднять соответствующую цифру)
1. Какой цветок носит имя звезды? (3 – астра)

 2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что-то? (7 – незабудка)

 3. Какой цветок всегда следит за солнцем? (5 – подсолнух)

4. Какой цветок символизирует болтливость? (1 – колокольчик)

5. Какой синенький цветок римляне называли "царским”? (4 – василек)

 6. Какой цветок считается самым благородным? (2 - роза)
Учитель: Но как бы не были красивы цветы, лучше не рвать их.
Ученик 1
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Доставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
Ученик 2
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
5 конкурс "ДЕРЕВЬЯ”
Учитель
: Назовите деревья по описанию 
БЕРЕЗА ЛИПА ОСИНА ЕЛЬ 
    1            2           3       4
ДУБ СОСНА КЕДР ИВА
   5        6         7        8

1. Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет (5 – дуб)

 2. А это дерево растет очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды. (1 – береза)

3. Цветы этого дерева дают первоклассный мед. (2 – липа)

4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет. (6 – сосна)

5. Это дерево у древних славян оно было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева – лучшие полозья для саней. (ива)

6. Этим деревом старину убивали ведьм ( осина)
Подведение предварительных итогов( команды подсчитывают жетоны)
Ученик
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится:
Учитель: Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью
6 конкурс «Птицы» 
СТРИЖ ПАВЛИН ДЯТЕЛ ДРОЗД
     1             2           3          4
ГОЛУБЬ ЦАПЛЯ КЛЕСТ СКВОРЕЦ
      5           6             7           8
А) Вопросы
1. Какая птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (1 –стриж )

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (7 – клест)

3. Какая из птиц считается символом мира? (5 – голубь.)

4. Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (3 – дятел.)

5. Какая птица кричит громче всех? (2 – павлин)

 6. Какая птица живет на болоте? (цапля)
Б) Объясните названия птиц

Снегирь
(появляется вместе со снегом)

Синица
(основной цвет в оперении сине-голубой)
Кедровка
(питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса)Поползень
(птица, которая ползает по стволу дерева)
Мухоловка
(любимое лакомство мухоловки – мухи)

Овсянка
(свой желтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом)
В) (слайд игра со зрителями)
Справочное бюро. Справка об экологической роли птиц Дятел, лесной доктор, за день съедает до 750-900 насекомых – короедов. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др. Мухоловка-пеструшка – совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров. Сова за ночь съедает 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тыс. мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши. Синица за сутки съедает насекомых столько, сколь весит сама.
Вопросы болельщикам Сколько надо взять а, чтобы получить птицу?
(сорок а = сорока)

С прилета каких птиц считается начало весны?
(грач, скворец)
Какие птицы улетают от нас осенью последними?
(гуси, утки, лебеди)

Какая птичка в русских лесах самая маленькая?
(королек, живет в хвойных лесах, весит до 6 г)
Эта птица выводит птенцов в любое время года, даже в лютую стужу
(клест)

Что за барабанщик зацепился за ствол своим упругим хвостом, и крепким, как долото, клювом долбит дерево?
(дятел)
7-й конкурс – "Пантомима”
Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное.
Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное.
Задание для 1-й команды:
Изобразить дрессированного медведя в цирке.
Задание для 2-й команды:
Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению "гуськом”.
Задание для 3-й команды:
Изобразить обезьян в зоопарке.
Жюри оценивает конкурс.
Игра со зрителями – Пословицы и поговорки”( на слайде)
Надо закончить пословицы и поговорки , жетон дается команде. Не за то волка бьют, что сер, а за то … (что овцу съел.) Два медведя в одной берлоге … (не уживутся.) Не та собака пугает, что лает, а та … (что молчит да хвостом виляет.) Волка ноги … (кормят.) Не учи орла летать, а соловья - …(петь.) Здоровое дерево дятел … (не долбит.)

 Просмотр пантомим Подведение итогов, подсчет жетонов
Справочное бюро. Справка об экологической роли леса.
Лес – зеленые легкие нашей планеты.1 гектар (10 тыс. кв. м – 100 м х 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух.1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, 1 гектар лиственного леса – 50-70 тонн.
Учитель
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на неё.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Звучит песня « Не дразните собак»