Кабинет здоровья

Михайлова Лариса Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

План работы

Кабинета Здоровья

на 2016-2017 учебный год

Зав. кабинетом здоровья  

   Михайлова Л.И.

г.Осташков

Цель работы кабинета здоровья: создать условия для  повышения  мотивации обучающихся педагогов и родителей на формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • прививать  обучающимся знания, умения и навыки,  необходимые для принятия  разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания
  • воспитать у обучающихся осознанное  отношение к своему здоровью,  физической культуре и потребности в ведении здорового образа жизни
  • организовать работу с родителями по вопросам здоровьесбережения
  • продумать работу с учителями ориентированную на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
  • укреплять  материально – техническую базу школы с целью создания условий для сохранения здоровья  
  • создать условия для социальной адаптации обучающихся
  • предоставить возможность учащимся для самореализации и творчества.

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственный

Ожидаемый результат

I  Организация  здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса

1

Накопление базы данных о состоянии здоровья и физического развития обучающихся.

Сентябрь,

октябрь

Медиц.работник,

классные руководители

Контроль за  здоровьем и физическим развитием, возможность своевременной коррекции здоровья

2

Организация внеурочной деятельности

В течение года

Завуч, руководители кружков

Формирование здорового образа жизни школьников.

3

Поддержание надлежащих санитарно-гигиенических норм:  соблюдение воздушно-светового, питьевого режима в школе;                                        подбор школьной мебели в зависимости от возраста учащихся;                                   организация горячего питания в школьной столовой.

В течение года

Завхоз,

Зав.каб.здоровья

Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую.

II  Информационно – аналитическая   деятельность

1

Накопление теоретического и мультимедийного  материала о здоровом образе жизни

В течение года

зав.каб.здоровья

Применение материалов о здоровье и здоровом образе жизни при проведении общешкольных мероприятий, на занятиях учителей-предметников.

2

Размещение на сайте школы информации, направленной на формирование здорового образа жизни школьников образовательного учреждения.

В течение года

зав.каб.здоровья

Формирование здорового образа жизни школьников.

3

Оформление информационных стендов по профилактике инфекционных болезней, пропаганде здорового образа жизни

В течение года

зав.каб.здоровья, учителя биологии и ОБЖ

Снижение детского травматизма, увеличение доли обучающихся, обладающих необходимой информацией

III Работа с учащимися

1

Проведение инструктажа по соблюдению правил техники безопасности во время уроков, при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

В течение года

 Классные руководители,

учителя-предметники

 Обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса.

2

Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей учащихся

В течение года

Учитель физкультуры

Поддержка, укрепление и развитие физического здоровья школьников

3

Организация занятий для первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Сентябрь - октябрь

Кл. руководитель              1 класса, психолог

Адаптация первоклассников к условиям школьной образовательной среды

4

Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся педагогом-психологом.

По мере необходимости

педагог-психолог

Укрепление психологического здоровья обучающихся

5

Участие в общешкольных и районных здоровьесберегаю            щих мероприятиях – беседы,    презентации, просмотр видео и т.д.

В течение года

Классные руководители, организатор ВР,

зав.каб.здоровья, учитель физкультуры

Получение теоретических знаний о сохранении здоровья, использование их практически.

6

Участие во Всероссийском дне здоровья

Апрель

зав.каб.здоровья, классные руководители, организатор  ВР

Активизация ЗОЖ учащихся, педагогов и родителей

8

Проведение бесед о вреде табакокурения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ

В течение года

зав.каб.здоровья, классные руководители,

зам. директора по ВР

Повышение культуры ЗОЖ у учащихся

IV  Работа с родителями

1

Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей

В течение года

 психолог, классные руководители, зав.каб.здоровья

Оказание помощи родителям в процессе воспитания детей

2

Организация  отдыха, спортивных соревнований, классных часов с привлечением родителей учащихся

В течение года

Классные руководители, учителя физкультуры

Постепенное уменьшение заболеваемости учащихся с привитием привычек ЗОЖ

 

V  Работа с учителями

1

Создание банка различных вариантов физкультминуток для учащихся нач. школы

В течение года

Учителя нач. классов, зав.каб.здоровья

Активность учащихся и учителей в разработке, организации и проведении физкультминуток на уроках.

2

Разработка методических пособий, а также буклетов, памяток, листовок, плакатов для учащихся по темам:

Гигиена труда и отдыха.

Рациональное  питание.

Профилактика нарушений зрения.

Профилактика нарушений осанки.

Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ т.д.

В течение года

Администрация школы, учителя, зав.каб. здоровья

Использование материала в урочной и внеурочной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Хорошая Школа – это школа, где хорошо учат и сохраняют здоровье.»

Слайд 3

Развитие Личности школьника, его творческих способностей, интереса к учебе, формирование желания и умения учиться; Духовно-нравственное и эстетическое воспитание; Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности

Слайд 4

Охрана и укрепление физического и психологического здоровья; Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Личностно ориентированная модель школы призвана обеспечить достижение основных целей:

Слайд 5

Новые стандарты Безопасная комфортная образовательная СРЕДА Программы Методы Технологии Формирование умений ЗОЖ Средства Обучения Учебники Учебные пособия Условия Питание Досуг Двигательная активность Питьевой режим Мебель Сменная обувь Организация учебного процесса Медицинское обслуживание

Слайд 6

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; Формирование установки на использование здорового питания Использование оптимальных двигательных режимов; Применение рекомендованного врачами режима дня; Формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических веществ.

Слайд 7

Кабинет Здоровья Структура Социально-психологической службы

Слайд 9

Создание развивающей здоровье среды обучения в классе Профилактика нарушений зрения учащихся Внедрение технологий активизации и содержания учебно-воспитательного процесса. Мониторинг состояния здоровья учащихся

Слайд 10

5. Оснащение « Кабинета здоровья» и « основы безопасности жизнедеятельности» с использованием инновационных педагогических технологий и технического оборудования. 6.Оснащение спортивного зала и организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» с дополнительными занятиями во вторую половину дня. 7.Оснащение кабинета психолога и социального педагога.

Слайд 11

8 . Обеспечение санитарно-гигиенических условий работы в современном классе информатики. 9. Организация кабинетов технологии и хореографии как необходимого компонента здорового развития. 10. Технология оснащения пищеблока, обеспечивающего организацию школьного питания .

Слайд 12

11. Организация рабочего места учащегося в домашних условиях 12. Программа « Чистая вода в образовательном учреждении»

Слайд 13

«Внедрение технологий активизации и содержание учебно-воспитательного процесса» Технология Модульное расписание уроков в старших классах Проектная деятельность учащихся « Здоровая школа», « Здоровое поколение» Деятельностные методы работы на уроке Круглый стол « Здоровье детей» Педсовет « Здоровьесберегающие технологии» Тематические часы общения( каждый вторник) Лекторий для родителей Акции6 « Сигарета», День Земли, « Антиреклама пива» Содержание Адаптация будущих первоклассников «Малышкина школа» Дополнительное образование: тхэквондо, волейбол, баскетбол, хореография, туризм, легкая атлетика Внеклассная работа:» Сегодня модно быть здоровым», « День здоровья», « Малые олимпийские игры» Предпрофильный курс 8-9 классы « помоги себе сам» «экология человека» 8 класс Предпрофильный курс « Здоровый образ жизни» Лфк( лечебная физкультура) Технология самопознания межличностных отношений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль мониторинга здоровья в выстраивании индивидуальной образовательной траектории 2016-2017 учебный год

Слайд 2

Что такое здоровье? Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Большая советская энциклопедия Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Устав Всемирной организации здравоохранения

Слайд 3

Преимущества здоровья: Здоровье даёт интерес к жизни . Здоровье приносит радость – от осознания безграничности собственных возможностей. Здоровье даёт возможности личностного роста . Здоровье создаёт платформу – для самореализации человека. Здоровье даёт силу – для труда, учебы, общения и построения отношений .

Слайд 4

Как оценить здоровье? Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр обучающихся. В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам здоровья: I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений. II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, часто болеющие (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие. III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации). IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации . V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

Слайд 5

Мониторинг состояния здоровья обучающихся 1-4 классов 1 гр 2 гр 3 гр 4 гр 1 кл 0 74 7 4 2 кл 0 58 18 1 3 кл 0 43 12 0 4 кл 0 40 32 1 Итого: 0 215 69 6

Слайд 6

Мониторинг состояния здоровья обучающихся 5-9 классов 1 гр 2 гр 3 гр 4 гр 5 кл 0 61 24 0 6 кл 3 57 15 1 7 кл 2 58 10 1 8 кл 0 46 19 2 9 кл 0 29 21 0 Итого: 5 251 89 4

Слайд 7

Мониторинг состояния здоровья обучающихся 10-11 классов 1 гр 2 гр 3 гр 4 гр 10 кл 0 7 15 0 11 кл 0 24 21 0 Итого: 0 31 36 0

Слайд 8

Мониторинг состояния здоровья обучающихся гимназии

Слайд 9

То есть, абсолютно здоровых учеников в нашей гимназии всего пять , практически все ученики к окончанию школы имеют какие-либо отклонения в здоровье. Основные заболевания, характерные для учащихся нашей гимназии, это: нарушение осанки заболевания сердца нарушение зрения ОРВИ избыточная масса тела кариес зубов, аномалия прикуса аллергические реакции гастрит нервно-психическими расстройства

Слайд 10

Рекомендации Т.к. успеваемость ребёнка зависит от его здоровья, мы ,педагоги, для укрепления здоровья детей можем сделать многое: Следить за правильной посадкой ребёнка за партой. Следить за уровнем освещённости рабочего места. Внедрять внеурочные форм физического воспитания и трудового обучения (утренняя зарядка, физкультурные минутки во время занятий, динамические паузы между занятиями, подвижные игры на переменах и т.д.). Организовывать массовые спортивные мероприятия и создавать благоприятные условия для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта. Привлекать детей к спортивно-массовой работе и общественно- полезному труду. Вести пропаганду активного образа жизни. Дифференцировать объем и интенсивность физических и умственных нагрузок, с учётом группы здоровья ребёнка. Изучать индивидуальные особенности здоровья каждого ребёнка (мониторинг здоровья)



Предварительный просмотр:

Памятка "Здоровый образ жизни".

Первый рецепт здоровья Правильный отдых – это прогулки, занятия спортом, творческая деятельность, посещение культурно-массовых мероприятий, походы, путешествия и т. д.

Второй рецепт здоровья – двигательная активность. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы сильнее, а организм – более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок совершенствуется система кровообращения, увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, имеют преимущества перед малоподвижными членами нашего общества: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и усталости, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Третий рецепт здоровья – умение правильно одеваться.

Правильно одеваться, значит одеваться с учетом температурного режима, в котором вы будете находиться. В теплом помещении нужно быть легко одетым, иначе вы будете чувствовать себя некомфортно. Перегрев может привести к повышению давления и головным болям. Частые перегревы становятся причиной нарушения терморегуляции организма. Зимой, напротив, стоит утеплиться. Помните, что если человек мерзнет, то ослабевает его иммунитет, и это приводит к простудным заболеваниям.

Четвертый рецепт здоровья – рациональное питание. Рациональное питание следует рассматривать как фактор продления активного периода жизнедеятельности.

Принципы рационального питания таковы:

Энергетическая ценность продуктов должна соответствовать энергетическим затратам организма.

Химический состав пищи должен удовлетворять физиологическим потребностям организма.

Пища должна быть максимально разнообразной. Некоторые считают, что витамины содержатся только во фруктах, соках, овощах, но это заблуждение. Каждый продукт: мясо, рыба, хлеб, крупы, орехи, молочные изделия и др. —  богаты витаминами и микроэлементами, необходимыми для нормального функционирования организма.

Нужно соблюдать режим питания. Режим – это регулярность чередования приемов пищи. Правильнее кушать понемногу, но 5–6 раз в сутки.

Необходимо полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

Соблюдение рекомендаций по рациональному питанию повысит устойчивость организма к различным вредным воздействиям окружающей среды и снизит вероятность приобретения неинфекционных хронических заболеваний.

Используя данные рекомендации, на 90% можно будет избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и обрести стройную фигуру.

Пятый рецепт здоровья – закаливание. Закаливание – это система процедур, которые повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствуют выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции с целью ее совершенствования. Закаливание – это своего рода тренировка защитных сил организма, их подготовка к своевременной мобилизации. Основным средством закаливания является вода.  С ее помощью можно совершать обтирания, обливание, купание, принимать контрастный душ. Хождение в теплое время босиком по траве – это тоже вид закаливания. В сочетании с физическими упражнениями эффективность закаливающих процедур повышается.

Шестой рецепт здоровья – полноценный сон. Полноценный сон  не только необходимое условие здорового существования, но и показатель здоровья. "Идеальным" сном следует считать такой, при котором процесс засыпания протекает быстро, а его продолжительность и глубина достаточны для обеспечения хорошего самочувствия и бодрости после пробуждения.

Однако ученые бьют тревогу – с каждым годом число людей, которые по ночам не могут уснуть, растет! Поэтому я хочу дать вам несколько советов для того, чтобы вы быстро засыпали и хорошо отдохнули за ночь.

Придя домой после напряженного дня, съешьте легкий ужин. Всем известно, что плотный ужин помешает сну, и вы проворочаетесь всю ночь. После ужина должно пройти не менее 3-х ч, прежде чем вы ляжете спать.

Ни в коем случае не пейте тонизирующие напитки (чай, кофе, апельсиновый сок), поскольку они действуют возбуждающе на нервную систему.

После ужина займитесь любимым делом, хотя бы полчаса. Посмотрите телевизор, почитайте книгу, послушайте музыку и просто расслабьтесь.

Ложиться желательно не позднее 22 ч.

В спальне обязательно должен быть свежий воздух.

 

Хочешь быть здоровым и успешным?

 Не разрушай своё здоровье и жизнь!

1.Будь добрым и приветливым, вырабатывай позитивный взгляд на мир. Это располагает к тебе людей и продлевает жизнь.

2.Правильно питайся, выбирай полезные продукты. Это добавляет до 20 лет жизни.

3.Употребляй витамины. Они прибавляют 5-7 лет жизни.

4.Употребляй продукты, содержащие клетчатку, которая очищает желудочно–кишечный тракт. (Плюс 5-7 лет жизни).

5.Развивай свой ум, интеллект. Доказано, что люди с высшим образованием живут дольше.

6.Тренируй естественные защитные силы организма. Занимайся фитнесом, больше двигайся, ходи пешком, закаляйся. Это добавляет ещё 7-10 лет жизни.

 

1. Не будь злобным, угрюмым, не таи обид, избавляйся от негативного взгляда на мир. Это отталкивает людей и укорачивает жизнь.

2.Помни: — неправильное, неполноценное питание делает жизнь короче.

3.Недостаток движения, физических нагрузок, очень вредны.

4.Откажись от курения, оно укорачивает жизнь не меньше, чем на 20 лет и делает человека больным.

5.Не будь жертвой курильщиков. Пассивное курение (вдыхание табачного дыма) укорачивает жизнь до 10 лет.

6.Не употребляй психоактивных веществ, разрушающих ткани мозга и весь организм (алкоголь, наркотики).

Памятки для учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни

Памятка для учащихся №1

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

— Вставай всегда в одно и тоже время!

— Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

— Утром и вечером тщательно чисти зубы!

— Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом!

— Совершай длительные прогулки!

— Одевайся по погоде!

— Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением
домашних заданий!

— Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

— Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!
 

Памятка для учащихся №2

Ребята!

С каждым годом растет количество людей, потерявших зрение. К ним относятся как взрослые, так и дети. Человек должен бережно относиться к бесценному дару природы — зрению и беречь его. Эти правила помогут вам. Повесьте их на самом видном месте и не забывайте, что простые правила продлевают активную деятельность ваших глаз!

— Читайте и пишите при хорошем освещении!

— При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!

— Не проводите много времени у компьютера и телевизора!

— Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!

— При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делайте гимнастику для глаз!

— Своевременно обращайтесь к врачу!

— Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость!
 



Предварительный просмотр:

Памятка для школьников - «5 шагов против гриппа»

Памятка для школьников- «5 шагов против гриппа»

Наиболее уязвимыми для ОРВИ и гриппа дети становятся в периоды «межсезонья» и в холодное время года, так как переохлаждение является одним из основных факторов, провоцирующих простуду. Профилактические мероприятия не должны ограничиваться лишь эпидемическим сезоном, их необходимо проводить в течение всего года, так как здоровый образ жизни и соблюдение правил личной гигиены являются залогом крепкого иммунитета и редких простуд.

Что можно сделать, чтобы наш организм устоял перед заболеванием и мог сопротивляться гриппу? 

Первый шаг: Соблюдайте правила гигиены!
Необходимо соблюдать правила личной гигиены: регулярно и тщательно мыть руки, принимать водные процедуры, следить за чистотой одежды. Чаще проветривай комнату и делай влажную уборку.

Второй шаг: Полезные привычки – залог здоровья!
Для профилактики простуды нужно добавлять в еду чеснок и лук – натуральные продукты, содержащие фитонциды, а также овощи, фрукты и ягоды красного, оранжевого и темно-зеленого цвета, содержащие большое количество витамина С, которые смогут защитить организм от вирусов.Утренняя зарядка и правильный распорядок дня помогут оставаться бодрым весь день.

Третий шаг: Здоровье нужно укреплять!

Регулярные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и закаливание укрепят здоровье и научат организм сопротивляться непогоде и болезням.

Четвертый шаг: Профилактика необходима! 
Лучший способ профилактики гриппа — прививка. В случае угрозы эпидемии следуй советам врача и не бойся делать прививки – они защитят от тяжелой болезни.

Пятый шаг: Осторожно − грипп! 

Соблюдай постельный режим, если ты заболел. Не стоит приглашать друзей в гости − они могут заразиться. Если началась эпидемия гриппа, нужно избегать поездок в городском общественном транспорте, кинотеатров, торговых центров – мест, где скапливаются люди, среди которых могут быть больные гриппом. Не забывай напомнить об этом родителям.

Если тебе пришлось пойти в такое место, где одновременно находится много людей, надень ватно-марлевую повязку.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время остаётся актуальной и требует поиска новых подходов к решению. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствует о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, подкреплённые ежегодными показаниями медицинских осмотров, свидетельствует о том, что количество абсолютно здоровых детей и подростков идёт на спад.

Исходя из данных медицинского осмотра учащихся нашей гимназии за последние годы, наблюдается рост количества учащихся с заболеваниями органов зрения, пищеварительной,  нервной, кровеносной, опорно-двигательной  систем. Среди причин, повлекших за собой такие показатели, вполне могут быть наследственность, экологический фон, условия жизни ребёнка. При этом существуют так же факторы внутришкольной среды, влияющие на здоровье ученика: дефицит двигательной активности, недостаток релаксации во время пребывания в образовательном учреждении, интенсификация образования, введение средств обучения, основанных на новых информационных технологиях.

Сложившаяся ситуация требовала внедрения и реализации комплексной Программы профилактических мероприятий непосредственно в гимназии. Таковой стала Программа «Здоровье».

Программа «Здоровье» разработана для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №2». Она ориентирована на охрану, сохранение и укрепление здоровья школьников и сотрудников школы в условиях образовательного процесса.

Программа предназначена для учителей, воспитателей, медицинских работников, закрепленных   за образовательным учреждением, учащихся и их родителей. Именно при реализации данной Программы будут раскрыты возможности образовательного учреждения в формировании здоровьесберегающего пространства школы.

Программа по сохранению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается ребенок в процессе своего биологического и социального становления. Пока ученик растет и формируется, педагоги, психологи, медицинские работники, администраторы, родители должны приложить максимум усилий, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью школьников.

Здоровье учащихся - одна из острых проблем современной жизни. И решить эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.

Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижение любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребёнок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребёнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Воспитание в области здоровья служит укреплению всей семьи. Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить норму и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.

Таким образом, программа «Здоровье!», носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.

Цель:

Подготовка сознания школьников, готового к воплощению в своей жизни основ здорового образа жизни.

Задачи:

- создание условий жизнедеятельности образовательного учреждения, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности  и повышения уровня здоровья учащихся.

- паспортизация здоровья и формирование информационной базы по состоянию здоровья детей и подростков.

- разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по здоровому образу жизни

- введение в повседневную практику здоровьесберегающих технологий обучения и оздоравливающих методик коррекции и крепления здоровья.

- формирование в рамках образовательного процесса у учащихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.

- укрепление связей с медицинскими и другими учреждениями города, способствующими укреплению здоровья детей и подростков.

- просвещение родителей в вопросах понимания значения здорового образа жизни.

- методическое  обеспечение процесса оздоровления учащихся.

Этапы реализации Программы «Здоровье»

Первый этап: Подготовительный (2016г.)

Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.

Подготовка программно-методического обеспечения.

Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.

Ознакомление родителей и учащихся с Программой «Здоровье»

Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации Программы  «Здоровье»

Второй этап: Практический (2016-2020г.). Реализация Программы «Здоровье»

Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2020г.).

Анкетирование родителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации Программы.

Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации Программы «Здоровье»

Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся школы на здоровый образ жизни.

Обсуждение итогов реализации Программы  «Здоровье» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.

Коррекция Программы «Здоровье» по итогам реализации.

Публикации, распространение опыта.

Модель личности ученика.

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

Модель выпускника первой ступени обучения

Модель выпускника второй ступени обучения

Модель выпускника третьей ступени обучения

- знание основ личной

гигиены, выполне-

ние  правил гигиены;

- владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

- знание основ строения и

функционирования ор-

ганизма человека;

- умение оценивать свое

физическое и   психи

ческое состояние;

- знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

- поддержание физичес-

кой формы;

- гигиена умственного

труда.

- стремление к самосовер-

шенствованию,   самораз-

витию и профессиональной

пригодности  через физиче-

ское  совершенствование и

заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности

для здоровья и   дальней-

шей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоро-

вительных систем;

- умение поддерживать здо-

ровый образ жизни,  ин-

дивидуальный для каждо-

го человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный  образ

жизни;

- гигиена умственного труда.

Предполагаемый результат:

Снижение показателей заболеваемости детей.

Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.

Повышение качества и уровня обучения школьников.

Повышение уровня воспитанности детей и подростков.

Полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.

Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.

Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

Конечный продукт: выпускник МБОУ «Гимназия № 2» владеет знаниями, умениями и навыками ЗОЖ, имеет внутреннюю потребность применять их в повседневной жизни.

Критериями эффективности реализации Программы являются:

- положительная динамика состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в МБОУ «Гимназия № 2».

- сформированность ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья у детей и подростков, наличие навыков здорового образа жизни.

- сформированность у всех категорий педагогических работников единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья учащихся.

- организация в школе валеологически целесообразного режима функционирования и организации образовательного процесса.

- удовлетворённость организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей.

 Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

Методы контроля над реализацией программы:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.  Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

проведение заседаний Методического совета школы;

создание методической копилки опыта;

мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.

 

Основные направления деятельности программы:

* Медицинское направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

проведение физкультминуток;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

планомерная организация питания учащихся;

реабилитационную работу:

обязательное медицинское обследование

* Просветительское  направление предполагает:

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

 * Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности, форм и методов в организации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся

* Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

* Диагностическое  направление предполагает:

проведение  мониторинга за состоянием здоровья,  в ходе которого выявляются:

 общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

 текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

 режим дня, бытовые условия;

внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Реализация основных направлений программы:

Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

 Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

 Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

План основных мероприятий программы «Здоровье»

Название мероприятий

Сроки

1. Формирование единой информационной базы данных о состоянии здоровья детей и подростков.

2016-

2020

2. Определение «поля проблем» и создание системы повышения квалификации педагогического коллектива по проблемам здоровьесбережения учащихся.

2016-

2017

3. Внедрение в практику образовательного процесса инновационных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания школьников.

2016-

2020

4. Разработка и внедрение системы взаимодействия и повышения грамотного отношения к здоровью ребенка.

2016-

2020

5. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся и ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья через организацию урочной и внеурочной деятельности.

2016-

2020

6. Создание системы спортивно-оздоровительной работы.

2016-

2020

7. Формирование единых требований для реализации здорового образа жизни.

2016-      2017

8.Организация и проведение школьного конкурса: «Самый здоровый класс».

2012-    2016

9.Организация и проведение школьного конкурса: «Самый спортивный класс».

2016-     2020

10. Создание папок с методическими рекомендациями для проведения классных часов по здоровому образу жизни.

2016-     2020

11. Мониторинг состояния здоровья учащихся.

2016-    2020

12.Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся на здоровый образ жизни.

2016-    2020

13. Мониторинг удовлетворённости организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей.

2016-    2020

План деятельности  реализации программы по направлениям работы.

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки

Планируемый результат и выполнение

1.

Медицинское направление 

1.1.

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик  состояния здоровья детей

в школе;

-выявление учащихся специальной медицинской  группы;

-ведение строгого учета детей по

группам здоровья.

-формирование групп здоровья по показателям.

мед.работник

 

 

ежегодно

Медицинские карты, листы здоровья в классных

журналах

1.2.

Проведение диспансеризации учащимся школы.

мед.работник

 

ежегодно

 

1.3.

Медосмотр учащихся школы,  определение уровня физического здоровья.

мед.работник

 

 

ежегодно

план

медосмотров

1.4.

Обеспечение и организация профилактических прививок  учащихся.

мед.работник

 

 

ежегодно

план прививок

1.5.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

мед.работник

 

 

ежегодно

классные

журналы

1.6.

Анализ случаев травматизма в школе.

 

мед.работник,

заместитель директора по

социальной работе

ежегодно

материалы

отчетов

1.7.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

мед.работник 

ежегодно

материалы

отчетов

1.8.

Контроль за качеством питания и питьевым режимом.

мед.работник

ежедневно в течение года

 

1.9.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим

требованиям:

проветривание;

освещение;

отопление

вентиляция

уборка

мед.работник, учителя, заместитель директора по АХЧ

ежедневно в течение года

 

1.10.

Рациональное расписание уроков, не допускающее

перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

заместитель директора по УВР

ежегодно

справка по оценке расписания

1.11.

Постоянный контроль за школьной столовой.

мед.работник,

директор школы

ежедневно в течение года

 

2.

Просветительское направление 

2.1.

Организация просветительской работы с родителями (лекторий).

заместитель директора по ВР, зав.кабинетом здоровья

ежегодно

график проведения лектория

2.3.

Разработка системы обучения родителей и учителей по проблемам охраны, укрепления и сохранения здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.4.

Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.

администрация школы

ежегодно

план работы

2.5.

Подготовка и проведение педагогического совета по теме «Формирование здорового образа жизни»

заместители директора

2016-2020 у.г.

протокол педсовета

2.6.

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).

заместители директора  

ежегодно

план работы

2.7.

Совместная работа с учреждениями здравоохранения

заместитель директора

ежегодно

план работы

2.8.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры.

учителя-предметники

в течение года

планы

уроков

3.

Психолого-педагогическое направление 

 

3.1.

Организация работы кабинета психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

 

администрация     школы

 

                    ежегодно

 

план работы

3.2.

Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся по экспериментальным программам:

- определение влияния учебной

нагрузки на психическоездо-

ровье  детей;

- изучение умственного развития

учащихся с целью возможности

продолжения обучения

в профильных классах;

-  изучение психологических

возможностей и готовности

детей   к школе;

-  выявление профессиональных

интересов учащихся и

способностей с целью

профессионального

самоопределения;

-  разработка и внедрение сис-

темы медико-физиологичес-

кого   контроля за адаптацией

учащихся    к различным формам   обучения.

психолог школы,

классные руководители

                   ежегодно

          диагностические исследования

3.3.

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.  

психолог школы

ежегодно

план работы психолога

3.4.

Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.

учителя-предметники

                       ежегодно

планы

уроков

4.

Спортивно-оздоровительное направление 

4.1.

Организацию спортивных мероприятий.

 

учителя физической культуры

ежегодно

план работы

4.2.

Разработка   системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

заместитель директора по ВР

ежегодно

план работы кружков и секций

4.3.

Привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы  к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

заместитель директора

ежегодно

план работы

5.

Диагностическое направление 

5.1.

Мониторинг состояния здоровья детей.

зав.кабинетом здоровья

ежегодно

результаты мониторинга

Организация деятельности участников образовательного процесса в рамках программы «Здоровье»

Администрация

Способствовать созданию психологического комфорта, доброжелательных взаимоотношений, взаимоуважения и взаимопомощи в коллективе.

Правильно составить расписание урочной и внеурочной деятельности.

Способствовать соблюдению гигиенических требований к организации урочной и внеурочной деятельности.

Включить физкультминутки в систему жизнедеятельности школы.

Предоставить помещение для создания и деятельности кабинета психологической и эмоциональной разгрузки для ребят и взрослых.

Организовать летний оздоровительный отдых учащихся.

Осуществлять контроль за горячим питанием в школьной столовой.

Динамическая пауза для учащихся 1 класса.

Медицинский персонал

Проводить медицинский осмотр учащихся и вовремя ставить в известность родителей и классных руководителей о выявленных проблемах.

Разработать программу просвещения педагогов, воспитанников и их родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Проводить профилактические мероприятия.

Информировать педагогов о том, как вести себя в случае обострения серьезных болезней в школе.

Разработать программы комплексов утренней зарядки и физкультминуток для учащихся разного возраста совместно с преподавателями физического воспитания.

Контролировать санитарно-гигиеническое состояние школьных помещений и двора.

Своевременно делать профилактические прививки.

Классные руководители

Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися, их родителями и специалистами.

Создать здоровый психологический климат в классе, способствовать его поддержанию.

Вести информационно-просветительскую работу в рамках проблем, касающихся здоровья и его культуры, как с учащимися, так и с их родителями.

Способствовать поддержанию физических, психических сил воспитанников:

ходить вместе с ними на прогулки, в походы;

проводить вечера отдыха;

играть в различные игры и проводить спортивные соревнования;

Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.

Защищать права воспитанников, их честь и человеческое достоинство.

Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Учителя физической культуры

Обогатить содержание уроков за счет эффективных систем оздоровления человека и за счет подвижных народных игр, забав и развлечений.

Проводить дополнительные уроки физкультуры.

Расширить спектр дел, имеющих оздоровительный характер с учетом времен года.

Обеспечить эффективную работу спортивных секций и спортивных клубов.

Подбирать определенные комплексы физических упражнений с учетом проблем учащихся.

Принимать участие в разработке и реализации общешкольной программы «Здоровье».

Участвовать в просветительской работе педагогов, воспитанников и их родителей.

Родители

Заниматься профилактикой заболеваний в семье.

Заботиться о нравственном, психическом и физическом здоровье ребенка.

Интересоваться проблемами ребенка, оказывать ему своевременную помощь в их решении.

Своевременно информировать учителей о проблемах здоровья ребенка.

Организовать полноценный досуг ребенка.

Стать активными участниками разработки и реализации программы «Здоровье» в школе и классе.

Учащиеся 

Вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня; соблюдать правила гигиены; гулять на свежем воздухе; закаляться; заниматься спортом, туризмом; заниматься интересным и полезным делом; делать Добро.

Меньше времени проводить у телевизора и компьютера, больше читать.

Участвовать в разработке и реализации программ, посвященных проблемам здоровья.

Быть инициаторами различных дел, как в семье, так и в школе, во дворе.

Восстановить традиции органов самоуправления, организовать работу его новых моделей и структур:

Совет физкультуры;

Школа Здоровья;

Изучать прогрессивные методики и системы оздоровления человека.

Формы реализации программы

1. Система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

Утренняя зарядка (1-11 кл.)

Физминутки (1-11 кл)

Динамические паузы (1- 4 кл.)

Спортивные часы (1-11 кл)

Дни здоровья (1-11 кл.)

Туристические походы, прогулки ( 5-11кл.)

Спортивные секции ( 5-11 кл.)

Спортивные игры (1-5 кл.)

Спортивные соревнования ( 6-11кл.)

Агитационная работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом

Спартакиады

Веселые старты

Малые Олимпийские игры

        

2. Система мероприятий по агитационной и просветительной работе:

Беседы по сохранению и укреплению здоровья школьников (1-11 кл.)

Беседы по профилактике вредных привычек ( 5-11 кл.)

Беседы по профилактике предупреждения неврозов, стрессов и психических расстройств till кл.)

Лекции о правильном питании (1-11 кл.)

Школьные радиолинейки, устные журналы о здоровом образе жизни (1-11 кл.)

Беседы врача о пользе закаливания, плавания (1-11 кл.)

Практические занятия по оказанию первой медицинской помощи (5-10 кл.)

Выпуск агитационных стенгазет, листовок, буклетов по привлечению к занятиям физкультурой и спортом

Организация встреч с врачами-специалистами

Критерии оценки достижения результатов

Качественные критерии:

призовые места в районных и областных спортивных соревнованиях;

сокращение количества детей, имеющих вредные привычки;

снижение уровня тревожности учащихся при переходе на другую возрастную ступень. Количественные критерии:

-увеличение показателей индекса здоровья и индекса психологического благополучия;

снижение количества учащихся, имеющих II и III группу здоровья;

снижение количества учащихся с нарушениями зрения и осанки;

увеличение количества учащихся, посещающих спортивные секции;

снижение количества больничных листов у педагогов и сотрудников школы.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.

С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

состояние здоровья школьников;

пропуски уроков по болезни;

охват горячим питанием;

занятия в спортивных секциях;

уровень адаптации и мотивации учащихся;

результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

состояние здоровья педагогов;

применение новых технологий;

диагностика затруднений.

Организация контроля за исполнением Программы

Ежегодный отчет директора перед Советом гимназии о ходе реализации Подпрограммы.

Рассмотрение вопросов реализации Подпрограммы  на совещаниях при директоре, заседаниях методического совета (два раза в год).

Отчеты классных руководителей о работе по формированию навыков и знаний о здоровом образе жизни (каждый триместр).

Анкетирование учащихся и родителей по вопросам здоровьесбережения.

Проведение семинаров, научно-практических конференций.

Формы представления результатов Программы

Ежегодные аналитические отчёты о ходе реализации комплексно-целевой программы.

Опубликованные в СМИ и на сайте гимназии материалы по технологиям организации здоровьесберегающей среды.

Материалы научно-практических семинаров, конференций проведённых в гимназии.

Тематические методические пособия.

Заключение.

Данная подпрограмма рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включённости педагогического коллектива в процесс реализации данной подпрограммы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

Литература.

Антропова М.В. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений»

Безух К.Е. «Культура здоровья школьников»

Езушина Е.В. «Азбука правильного питания»

Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии»

Ксензова Г.Ю. «Внедрение технологий развивающего обучения»

Лободина н.В. «Здоровьесберегающая деятельность»

Максимова Т.Н. «ОБЖ»

Павлова М.А. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»



Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклассников

http://gigabaza.ru/images/8/15251/m354c1f65.jpg

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

  • Характер формируется до 3-х лет.
  • До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

• стабильный режим дня;

• сбалансированное питание;

• полноценный сон;

• прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

  1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
  2. Выполняет утреннюю гимнастику.
  3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
  4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
  5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
  6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
  7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

6. Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

• избегайте чрезмерных требований к ребенку;

• предоставляйте право на ошибку;

• не думайте за ребёнка;

• не перегружайте ребёнка;

• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

• устраивайте ребенку маленькие праздники

На заметку родителям!

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Десять советов родителям будущих первоклассников

http://gigabaza.ru/images/8/15251/4e07152d.jpg

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.



Предварительный просмотр:

Как сохранить зрение школьника?

http://s002.radikal.ru/i198/1008/f3/99bedacc3779.jpg

Школа становится настоящим испытанием для зрения ребенка. Неутешительная статистика говорит о прогрессировании близорукости среди школьников. Если в начальных классах с этой проблемой сталкиваются 8-10% детей, то оканчивают школу с данным диагнозом 25-30% выпускников. Близорукость (миопия) возникает из-за того, что ребенок должен долгое время концентрировать взгляд на близко находящихся предметах: тетрадях, книгах, альбомах. Находясь в таком положении, глазное яблоко удлиняется, «ближнее» зрение становится лучше за счет «дальнего», и, переводя взгляд на находящийся вдали предмет, мы получаем расфокусированную картинку.

Многолетний опыт свидетельствует, что не стоит рано отправлять ребенка в школу, дабы не навредить его зрению. Оптимальный возраст для поступления в школу – 7 лет. К этому времени глазная система заканчивает свой рост и формирование (в том числе и цилиарная мышца, отвечающая непосредственно за зрение).

Каким должно быть рабочее место ребенка?

http://1000mebel.ru/upload/iblock/2ff/%20ginwx%20tyztyzbco.jpg

Сделайте рабочее место ребенка удобным. Контролируйте своего школьника, пока он делает уроки. Приучите его не сутулиться, тщательно подгоните высоту стола и стула под рост ребенка.

Один из самых важных моментов – освещение комнаты. Для улучшения попадания в комнату естественного света регулярно мойте окна в детской. Следите, чтобы искусственное освещение было достаточно ярким. Во время подготовки домашних заданий включаете верхний свет и настольную лампу. Для правшей ее нужно расположить слева, для левшей – справа. Абажур настольной лампы не должен быть прозрачным, а мощность лампочки должна составлять 75–100 ватт.

Приучите малыша держать учебники на расстоянии не менее 40 см от глаз. Эта привычка в будущем поможет избежать проблем с близорукостью. А работе ребенка на компьютере, следует уделить особое внимание.

Полезные для глаз запреты

Нельзя читать лежа. Объясните ребенку, что в таком положении глаза будут сильно уставать. Также нужно установить запрет на игры на приставках или планшете во время езды в транспорте. Результатом тряски является постоянное изменение расстояния от устройства до глаз. Таким образом, зрение не успевает адаптироваться, а из-за этого оказывается слишком большая нагрузка на этот анализатор.

У всех маленьких детей зрение дальнозоркое, и со временем оно приближается к нормальному, которое равно «1». Именно поэтому не рекомендуется усаживать у телевизора детей до 3-х лет, лучше придумать малышу другие развлечения. Дальше лимит на просмотр телепередач и работу на компьютере можно увеличить до 30–40 минут в день. В старшем возрасте эта цифра может увеличиться до 3 часов, однако ребенок должен соблюдать определенные интервалы времени, по 20–30 минут, после которых нужно дать глазам отдохнуть, а лучше сделать специальную гимнастику.

Образ жизни

Укрепляйте иммунитет своего ребенка. Крепкий организм меньше подвержен различным заболеваниям. Малыш должен каждый день бывать на свежем воздухе. Разнообразные спортивные секции будут незаменимы в этом плане. Летом это могут быть футбол, баскетбол, волейбол, бег и велосипед, зимой – лыжи и коньки.

Независимо от ваших личных пристрастий в еде, помните, что ребенок должен питаться разнообразно и сбалансировано. Его рацион должен содержать достаточное количество белка (а это рыба, яйца, нежирное мясо), кальция (молочные продукты, орехи, бобовые) и продуктов с высокой концентрацией витаминов А, С, Е (морковь, тыква, абрикосы, цитрусовые).

График непрерывной работы на компьютере четко регламентируйте:

— для младших школьников – 10–15 мин в день;

— для средних классов – 20–25 мин в день;

— для старшеклассников – 40 мин в день.

Здоровый сон

Ребенку нужно больше времени для полноценного отдыха, чем взрослому. Следите, чтобы малыш спал 10–12 часов в сутки. Таким образом, глаза будут успевать отдохнуть и не возникнет перенапряжения зрительного анализатора. Не забывайте также, что ребенку нужно чередовать различные виды деятельности. Составьте его расписание так, чтобы учеба чередовалась с прогулками, играми или занятиями спортом. Это укрепит не только зрение малыша, но благоприятно скажется на общем состоянии организма.

http://www.takzdorovo.ru/deti/kak-sohranit-zrenie-shkolnika-statia/

Упражнения для мышц глаза

Упражнения предназначены для снятия напряжения с мышц, окружающих глаз, которые у людей с дефектами зрения находятся в напряженном состоянии, сокращены. Если сделать их гибкими и мягкими, то аккомодация и движение глаза будут происходить свободно и, как следствие, возвращение к нормальному зрению будет идти намного быстрее. Эти упражнения следует выполнять, удобно сидя в кресле.

Упражнение 1.

Насколько возможно мягко переводите глаза вверх и вниз 6 раз. Глаза должны двигаться медленно и с равными интервалами насколько возможно вниз, затем насколько возможно вверх. Не прилагайте никаких усилий» используйте минимум силы. По мере расслабления вы сможете смотреть вверх и вниз с большей амплитудой. Повторите упражнение 2-3раза в 6 движений с паузами 1-2 секунды между циклами.

Упражнение 2.

Двигайте глазами из стороны в сторону с максимальной амплитудой, не прилагая усилий, 6 раз. Как и в предыдущем упражнении, по мере расслабления мышц вы сможете двигать глазами со все большей амплитудой и более легко. Повторите упражнение 2-3раза, помня о том, что позволительно прилагать лишь минимум усилий, так как эти упражнения предназначены для снятия напряжения, а не для усиления его. Отдохните 1-2 секунды между повторами.

Упражнение 3.

Поднесите указательный палец правой руки на расстояние около 20 сантиметра к глазам, затем переведите взгляд с пальца на какой-либо большой предмет по своему выбору (дверь, окно и т. п.), отстоящий на 3 метра и более. Переводите взгляд туда и обратно 10 раз, затем отдохните в течение 1 с и повторите упражнение 2-3 раза. Выполняйте это упражнение в достаточно быстром темпе. Это лучшее упражнение для исправления аккомодации, и его следует выполнять так часто, как вы можете, и в каком угодно месте.

Упражнение 4.

Двигайте глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую, по 4 круга в одну и другую стороны. Затем 1 секунду отдохните и повторите эти 4 круговых движения в каждую сторону 2-3 раза, стараясь прилагать минимум усилий.

Все эти упражнения следует выполнять после того, как в течение нескольких секунд глаза были накрыты ладонями (между упражнениями 1 и 22 и 33 и 4). Все эти упражнения выполняются без очков.

Все вместе упражнения займут около 4-5минуты каждый день.

Оптические иллюзии

http://zreni.ru/uploads/posts/2012-03/1331261665_390x390_optical_illusion_16.gif

http://zreni.ru/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331261624_561x576_optical_illusion_29.jpg

http://zreni.ru/uploads/posts/2012-03/1331261674_400x400_optical_illusion_12.jpg

http://zreni.ru/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331261684_524x410_optical_illusion_34.jpg