Уроки биологии

Михайлова Лариса Ивановна

Технологические карты, презентации к урокам биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология

5-й класс

Урок 1.

Тема: Биология – наука о живой природе.

Цели.

Предметные результаты:

  1. Познакомить учеников с учебником, тетрадью.
  2. Сформировать представление о биологии, как науке, о значении биологии в жизни человека.
  3. Сформировать умение понимать смысл биологических терминов: биология, биосфера, экология.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.
  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Оргмомент.

Знакомство с учебником и его условными знаками.

– Как называется учебник? («Биология».)

– Чему он посвящён? (Бактериям, грибам, растениям.)

Работа с текстом. Как работать с учебником. 3

– Похож ли учебник на учебник начальной школы? 1

Учебник, Рабочая тетрадь.

Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Посмотрите на название параграфа

– Предположите, какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1

2. – Подумайте, что такое биология, каково значение биологии?

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

Учебник, рисунки животных, растений, грибов.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа в паре. 2 

– Прочтите текст (1-2 предложения, с. 6-7) и оцените правильность своего предположения.

–Что такое биология? 3

– От каких греческих слов произошёл термин биология? 3

– Рассмотрев и обсудив рисунок 1, расскажите, какие системы наук о живых организмах относятся к современной биологии? 2

– Рассмотрев и обсудив рисунок 2, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете? 2

- Прочтите до конца второй абзац.

- Как называется область распространения жизни? 3

- От каких греческих слов произошёл термин «биосфера»? 3

- Приведите примеры разнообразия живых организмов. 3

- Сколько насчитывается видов живых организмов? 3

– Рассмотрев и обсудив рисунок 3, расскажите о значении биологии! 2

– Сделайте вывод, используя вопросы параграфа с.9.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Личностные УУД

1. Осознавать единство и целостность окружающего мира.

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

IV. Самостоятельное применение знаний.

Задания из рабочей тетради на выбор учителя. Одно-два задания на необходимом и одно-два задания на повышенном уровне.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

V. Рефлексия.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.1, вопросы с.10, 1 задание  из тетради на выбор из предложенных учителем.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Михайлова Лариса Ивановна

Место работы: МБОУ «Гимназия № 2» г.Осташков, Тверской области

Предмет: биология.

Класс: 5.

Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения.

Тема урока: Общая характеристика грибов.

Тип урока: урок освоение новых знаний.

Цели:

Предметные результаты: 

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: сапротрофы, паразиты, хитин, грибница и мицелий.
  • формировать умение объяснять чем грибы-сапротрофы отличаются от грибов-паразитов, строение грибов, как размножаются грибы и какую роль они играют в природе и жизни человека.

метапредметные результаты: 

  • вычитывать все уровни текстовой информации, уметь  преобразовывать информацию  из одного вида в другой (текст в схему);
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами;
  • организовывать работу в паре,  (самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения)
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: таблицы «Роль бактерий в круговороте веществ в природе»,  «Многообразие грибов», мультимедийная установка,  компьютер, презентация.

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.

Мотивация к учебной деятельности

 (3 мин.)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует обучающихся к уроку: 

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

Приветствуют учителя, проводят самоконтроль, приводят рабочее место в порядок.

Эмоционально настраиваются на урок

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(7 мин.)

Организует фронтальную беседу:

- О чём мы говорили на предыдущем занятии?

- Как бактерии способствуют круговороту веществ в природе?

- Какие грибы вы знаете? (слайд 2)

Приводит интересные факты о грибах.

-На севере штата Мичиган (США) найден гриб рода армиллярия (опёнок). Его грибница массой около 100 т. Занимает площадь 15 га. Приблизительный возраст грибницы 1500 лет. (слайд 3)

Продолжает фронтальную беседу:

- Каковы общие признаки грибов?

-Как питаются грибы?

- Как размножаются грибы?

Отвечают на вопросы учителя.

Таблица «Роль бактерий в круговороте веществ в природе»

Таблица «Многообразие грибов»

Презентация.

3.

Выявление места и причины затруднения.

(2 мин)

- При ответах на вопросы, где возникло затруднение?

- Почему оно возникло?

Отвечают на вопросы учителя.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин.)

- Предположите, какому вопросу будет посвящён урок?

- Сформулируйте тему урока.

- Прочитайте тему урока в учебнике. Сравните.

- Сформулируйте цель урока.

Отвечают на вопрос учителя. Определяют тему и цель урока.

5.

Реализация построенного проекта.

(13 мин.)

I. Организует рассказ подготовленного учащегося о питании грибов.

Организует фронтальную беседу.

1. Чем грибы похожи на растения, а чем на животных?

2.Назовите группы грибов по характеру питания.

3. В чём различие между грибами сапротрофами и паразитами?

Вешает  на доску слово: сапротрофы, паразиты.

II. Организует работу в парах: «Строение грибов». (слайды 4-5)

- Повторим правила работы в парах:

  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял – переспроси.

- Прочитайте на с. 66 в учебнике о строении грибов. Ответьте на вопросы:

1.Грибы - многоклеточные или одноклеточные организмы?

2.Что содержится в оболочках клеток большинства грибов?

3.Что такое хитин?

Вешает на доску слово: хитин

4.Из чего состоит тело гриба?

Вешает на доску слова: мицелий, грибница.

5.Что изображено на рисунке 38 в учебнике?

6.Найдите на рисунке мицелий, состоящий всего из одной гигантской клетки.

7.Сколько у него ядер?

8.Найдите на рисунке многоклеточный мицелий.

9.Сколько в клетке многоклеточного мицелия ядер?

Организует проверку.

III. Организует работу в парах: «Размножение грибов» (слайды 6-7)

- Изучите текст на с.66-67 о размножении грибов и составьте схему: Размножение грибов.

Организует проверку.

Физкультминутка «За грибами» (см. Приложение к уроку)

IV. Организует работу в парах: «Роль грибов в природе и жизни человека». (слайд 8)

- Расскажите, используя рис.39, о роли грибов в природе и жизни человека.

Организует проверку.

Дети слушают рассказ учащегося.

Оотвечают на вопросы, озвучивают понятия

Читают текст учебника, работают с рисунками, отвечают на вопросы в парах.

Отвечают на вопросы,  озвучивают понятия.

Читают текст учебника, составляют схему: Размножение грибов (один ученик работает у доски: составляет схему, используя слова на карточках: размножение грибов: половое, бесполое, спорами, вегетативное, частями грибницы, почкованием)

Рассказывают о роли грибов, используя рисунок 39 в учебнике сначала друг другу, а потом один ученик рассказывает всему классу.

Учащиеся слушают рассказ, дополняют.

6.

Первичное закрепление

(3 мин.)

Организует беседу эвристического характера. (слайд 9)

- Подумайте, почему грибы выделяют в самостоятельное царство живых организмов?

Высказывают свое мнение, отстаивают свою точку зрения

7.

Самостоятельная работа с проверкой.

(5 мин.)

Организует работу в тетради.

Выполните задания в тетради на с.31 № 48, 49.

Контролирует выполнение работы, выборочный контроль.

Организует проверку в парах.

 При проверке и анализе выполнения задания используется алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать в задании?

2. Удалось получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Поставьте себе оценку.

Работают в тетради.

Проверяют работу друг у друга. Самооценка.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

(2 мин.)

Организует игру на повторение «Я начну – вы продолжайте, хором вместе отвечайте!» (слайд 10)

1.  Питаются мёртвыми органическими веществами … (сапротрофы)

2. Поселяются на живых организмах и питаются за их счёт … (паразиты)

3. Тонкие белые нити тела гриба образуют … (мицелий или грибницу)

Играют в игру

9.

Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет домашнее задание. (слайд 11)

§ 13 - пересказывать, выучить новые термины: хитин, грибница, мицелий.

Подготовить презентации к следующему уроку на темы (по желанию):

1.Съедобные грибы.

2.Ядовитые грибы.

3.Выращивание грибов.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

10.

Рефлексия учебной деятельности

(6 мин.)

Организует подведение итогов по теме урока.

-На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

- Сравните свой вывод с выводом на слайде! (слайд 12)

Организует самооценку учащихся.

- Оцените свою работу на уроке

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я                                        

                                                                              3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен (почему?)

что получилось?

что надо повторить?
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Выставляет оценки.

Формулируют вывод по теме урока.

Оценивают работу на уроке по алгоритму.

Приложение 1.

Физкультминутка. ЗА ГРИБАМИ

 В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

 Соберем с тобой их сами.

 Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

 Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

 Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

 Побежим скорей домой! (бег на месте)

Приложение 2. Карточки-термины.

 

сапротрофы

паразиты

хитин

грибница

мицелий

половое

бесполое

спорами

вегетативное

частями грибницы

почкованием



Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия «Зимние явления  в жизни растений».

Цели урока:

ознакомится с обликом деревьев и кустарников зимой, их характерными особенностями,

с приспособлениями  растений к зимним условиям.

Урок-экскурсия.

  1. Содержание экскурсии.

       А) Инструктаж по ОТ при проведении экскурсий.

Б) Изменения  в природе зимой. Приспособления растений к зимним условиям  и особенности их жизнедеятельности в зимний период.

В) Особенности внешнего  строения деревьев и кустарников зимой (форма кроны, окраска коры, расположение и особенности строения почек).

Г) Распространение семян зимой. Красота зимней природы.

2. Самостоятельная  работа учащихся по группам.

Варианты заданий:

А) Определите по внешнему виду несколько деревьев и кустарников. Зарисуйте силуэты двух деревьев и двух кустарников.

Б) Отметьте признаки приспособленности деревьев и кустарников к зимним условиям.

В) Найдите вечнозелёные растения. Отметьте приспособления, которые позволяют им не сбрасывать листву в зимний период.

Г) Определите стороны горизонта по стволам деревьев .

3. Домашнее задание. Оформить отчёт  по заданиям, выполненным на экскурсии.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С И М Б И О З Т Р У Т О В И К С Л О Е В И Щ Е Г Р И Б Н И Ц А Й П А Р А З И Т Ы Ш Л Я П К А Н И З Ш И Е В О Д О Р О С Л И 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 2

учитель биологии Деларова Е.В. Лишайники

Слайд 3

Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Слайд 4

Строение лишайника Клетки водоросли Гифы гриба

Слайд 5

Типы слоевищ Накипные Листоватые Кустистые

Слайд 6

Накипные лишайники

Слайд 7

Листоватые лишайники

Слайд 8

Кустистые лишайники

Слайд 9

Питание лишайников водоросль гриб Воду и минеральные вещества органические вещества

Слайд 10

Способы размножения вегетативно кусочками слоевища бесполый половой специализированные группы клеток

Слайд 11

Ключ 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-В Критерии: 1-2 б – оценка«2» 3б – оценка «3» 4б– оценка «4» 5б – оценка «5»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы размножения растений Биология, 6-й класс. Презентация к уроку «Способы р азмножения растений». Учебник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» В.В.Пасечник Презентацию составила Михайлова Л.И. учитель биологии МБОУ «Гимназия № 2» г.Осташков

Слайд 2

Определяем проблему Травоядные животные питаются растениями. Почему же все растения не уничтожены? О каком свойстве живых организмов будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока!

Слайд 3

Вспомни то, что знаешь! Что такое спора? Какие низшие и высшие споровые растения вы знаете? Назовите известные вам семенные растения! Какие органы растения называют вегетативными? Какие органы растения называются генеративными? В какой части клетки находятся хромосомы? Какова их роль?

Слайд 4

Открываем новые знания Работа в парах. Изучите текст учебника на с . 117. Дайте определение термину размножение! Составьте схему: Способы размножения растений!

Слайд 5

Проверяем: Размножение – свойство живого организма, заключающееся в увеличении числа особей. Размножение бесполое половое спорообра-зование вегетативное

Слайд 6

Открываем новые знания Работа в парах. Прочитайте последний абзац в учебнике на с. 117 и первый абзац на с.118. Какие растения размножаются спорами? Что такое спора?

Слайд 7

Проверяем: Спора – специализированная клетка, из которой образуется новое растение.

Слайд 8

Открываем новые знания Работа в парах . Прочитайте второй абзац в учебнике на с.118. Какое размножение называют вегетативным?

Слайд 9

Вегетативное размножение

Слайд 10

Открываем новые знания Работа в парах. Прочитайте текст учебника на с.118 до конца . Ответьте на вопросы: Какое размножение называют половым? Что такое гамета? Какие бывают гаметы? Что такое зигота? Что такое оплодотворение?

Слайд 11

Расскажите по схеме о Половом размножении растений

Слайд 12

схема полового размножения Мужская гамета Женская гамета зигота зародыш новое растение

Слайд 13

Применяем новые знания. Работа в тетради. Задания 94-97 на с.43-44.

Слайд 14

Первичная проверка знаний. 1. Что даёт начало развитию новых растений при вегетативном размножении? А) почки Б) стебель В) листья Г) цветки

Слайд 15

Первичная проверка знаний. 2. Спорами размножаются: А) мхи Б) папоротники В) хвощи Г) яблони

Слайд 16

Первичная проверка знаний. 3. После слияния гамет образуется: А) зародыш Б) зигота В) спермий Г) сперматозоид

Слайд 17

Первичная проверка знаний. 4. Спермии – это: А) подвижные мужские гаметы Б) неподвижные мужские гаметы В) подвижные женские гаметы Г) неподвижные женские гаметы

Слайд 18

Первичная проверка знаний. 5. Генеративные части растений это: А) цветок Б) плод с семенами В) побег Г) корень

Слайд 19

самооценка Ответы: 1-Б,В 2-А,Б,В 3-Б 4-Б 5-А,Б о ценка «5» - 9 правильных ответов оценка «4» - 8-7 правильных ответов о ценка «3» - 6-5 правильных ответов

Слайд 20

Делаем вывод. Размножение – воспроизведение себе подобных. У растений различают бесполое и половое размножение. Бесполое размножение подразделяют на спорообразование и вегетативное. Споры – специализированные клетки, из которых образуются новые растения. Спорами размножаются водоросли, мхи , п апоротники, хвощи и плауны. При вегетативном размножении особь наследует все признаки и свойства материнского организма. Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток – гамет. При половом размножении у растения могут появиться новые свойства , которые позволят ему лучше приспособиться к окружающей среде.

Слайд 21

Домашнее задание. § 21 – пересказывать, вопросы. Задания в рабочей тетради. Задание для любознательных. Проведите наблюдения за размножением комнатных растений. Сделайте рисунки, фотографии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минеральное питание растений Prezenacii.com

Слайд 2

Зоны корня

Слайд 3

Почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества  корневые волоски  клетки корня  сосуды корня  сосуды стебля  сосуды листа  клетки листа

Слайд 4

Пути поступления минеральных веществ в растения : Корневая система Всей поверхностью тела Корневое давление:

Слайд 5

Элементы питания растений Макроэлементы (нужны в большом количестве) Азот Фосфор Калий Микроэлементы (нужны в малых количествах) Медь Бор Марганец Цинк Молибден Кобальт

Слайд 6

Удобрения Органические навоз помет торф перегной Минеральные Азотные Фосфорные Калийные Комплексные Микро удобрения Простые

Слайд 7

Значение элементов питания Азот Для роста растения Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота.

Слайд 8

Значение элементов питания Фосфор Ускорение развития и плодоношения Усиление роста корней Повышение зимостойкости Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

Слайд 9

Значение элементов питания Калий Поддерживает водный режим Повышает морозо- и засухоустойчивость Снижение поражаемости заболеваниями Недостаток калия –появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы

Слайд 10

Закон Либиха: избыток одного элемента не заменяет недостаток других, вещество, находящееся в минимуме определяет состояние организма

Слайд 11

Гидропоника это способ выращивания растений без почвы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии Прорастание семян

Слайд 2

Условия, необходимые для прорастания семян

Слайд 3

Семя – зачаток нового растения лист стебель корень кожура семени семядоли стебелек почечка корешок

Слайд 4

Период покоя семян

Слайд 5

это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка Прорастание

Слайд 6

Какое семя прорастет? 1 2 3

Слайд 7

Потребность в воздухе и воде у разных семян Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде. При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода.

Слайд 8

Потребность в тепле у разных семян Для прорастания необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми , а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.

Слайд 9

Условия Тепло Влага Воздух Условия прорастания семян

Слайд 10

1 – 2 см 2 – 4 см 4–5 см Мелкие семена Средние семена Крупные семена Мак Лук Салат Сельдерей Огурцы Кабачки Морковь Редис Фасоль Бобы Горох Тыква Глубина заделки семян различных растений

Слайд 11

Тыква Ячмень и пшеница Морковь Фасоль Семена

Слайд 12

1 этап – Поглощение воды. 2 этап – Набухание семян. 3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток. 4 этап – Появление корешка. 5 этап – Появление зародышевого побега. Этапы прорастания семян

Слайд 13

Прорастание семян Подземный тип Надземный тип Типы прорастания семян

Слайд 14

Прорастание однодольных и двудольных семян однодольные двудольные

Слайд 15

Знаю (+) Узнал ( V ) Хочу узнать (?)

Слайд 16

Растения – основные поставщики кислорода для дыхания всех живых существ

Слайд 17

Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию

Слайд 18

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

Слайд 19

Растения – источники ценных питательных веществ, пища для гетеротрофов

Слайд 20

Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей, В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую – Нас много, а она одна.

Слайд 21

Посмотрите на гномов. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой уходя сегодня с урока?



Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Разработала учитель биологии МБОУ «Гимназия № 2» г. Осташков Михайлова Л.И.

Тема: «Плоды»

Цель: познакомить учащихся со строением и разнообразием плодов;

развивать учебные умения – исследовательские; навыки познавательного интереса, синтеза, анализа, обобщения; продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.

Оборудование: таблицы «Разнообразие плодов», коллекция плодов, презентация.

Этап

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Расчерчен на квадратики,

   Завёрнут в серебро,

   Как его вы развернёте,

   Моментально вы поймёте,

   Что нашёлся сладкий клад.

   Это вкусный ... (шоколад).

Когда красен твой стручок -

Ты злой и горький старичок!

Если ты зелёный малый,

Твоя горечь убежала,

Ты гордишься сочным тельцем,

И зовёшься горьким...   (перцем). (Слайд 2)

- Что общего между шоколадом и стручком красного жгучего перца? (перец-плод, шоколад сделан из плодов какао)

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.

2. «Вспоминаем то, что знаем». (Слайд 3)

- Что такое цветок?

- Перечислите главные части цветка!

- Какое строение имеет завязь цветка?

- Что такое соцветие?

Регулятивные УУД

- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II. Совмест-ное открытие знаний.

1.– Какие изменения происходят в цветке растения после оплодотворения? (Слайд4)

– Назовите функции плода? (защита и распространение семян)

2.Работа в парах над текстом учебника «Строение плодов». (Слайд 5)

-Из каких частей состоит плод?

-Что такое околоплодник?

- Какие части цветка участвуют в образовании околоплодника?

- Из чего образуются семена?

3. «Классификация плодов». Работа в парах с рис. 53.( Слайд 6)

-Какие бывают плоды? (простые и сложные)

-Приведите примеры простых и сложных плодов. Почему вы так решили?

Работа в парах. Работа с текстом «Классификация плодов» с.67-68

- Как по-другому называют сложный плод? (сборный)

- Что такое соплодие? Приведите примеры!

- Чем соплодие отличается от сложного плода?

- На какие группы делят плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)

- На какие группы делят плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике? (сухие и сочные)

Работа в парах с текстом учебника.        

I ряд – ягодовидные плоды. (Слайд 7)

II ряд – костянковидные плоды (Слайд 8)

III ряд – ореховидные плоды (Слайд 9)

4. Самооценка по алгоритму.

Коммуникативные УУД

- Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД

- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД                                            - Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.

1. Работа в тетради. № 50 с.26

Самооценка по алгоритму (выборочно).

1 . Что нужно было сделать в задании?  Какова была цель?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

2. Тест.

1) На какие группы можно разделить плоды по содержимому околоплодника?

А) вскрывающиеся и невскрывающиеся,

Б) односемянные и многосемянные,

В) сухие и сочные,

Г) большие и маленькие.

2) Из чего развиваются плоды?

А) из завязи пестика,

Б) из пыльцы пыльника,

В) из семязачатков пестика,

Г) из венчика.

3) Из чего развиваются семена?

А) из пыльцы пыльника,

Б) из семязачатков пестика,

В) из венчика,

Г) из спермия.

4) Каковы функции плодов?

5) Генеративными частями цветковых растений являются ….. .

Проверка:

1-в, 2-а, 3-б, 4- защита и распространение семян, 5- цветок, плод и семена.

Самооценка.

Критерии: 5правильных ответов – «5», 4 правильных ответа – «4», 3-2 правильных ответа «3», 1-0 правильных ответов – «2».

Познавательные УУД

- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД                                              - Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

IV. Рефлексия и Д.З.

Домашнее задание. §13 до коробочковидных плодов; творческое задание: Какова роль плодов в жизни растений (презентация). (Слайд 10)

 

Рефлексия.

1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4.За урок я …
5.Мое настроение …
6.Материал урока мне был …
7.Домашнее задание мне кажется …

Регулятивные УУД                                              - Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ПЛОДЫ

ЯГОДОВИДНЫЕ

ЯГОДА

ЯБЛОКО

ТЫКВИНА

КОСТЯНКОВИДНЫЕ

КОСТЯНКА

МНОГОКОСТЯНКА

ОРЕХОВИДНЫЕ

ОРЕХ

ЖЁЛУДЬ

СЕМЯНКА

ЗЕРНОВКА

КОРОБОЧКОВИДНЫЕ

БОБ

СТРУЧОК

КОРОБОЧКА



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Михайлова Лариса Ивановна

Место работы: МБОУ «Гимназия № 2» г.Осташков, Тверской области

Предмет: биология.

Класс: 6.

Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Тема урока: Распространение плодов и семян.

Тип урока: урок освоение новых знаний (ОНЗ).

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения

учащиеся должны:

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

познавательные

учащиеся должны уметь:

- анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

коммуникативные

- организовывать работу в группе

регулятивные

- уметь работать по плану

- формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— способы распространение плодов и семян.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, карточки для групповой работы

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

 (1 мин.)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует обучающихся к уроку: 

 Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

осознают значение обучения

Л. включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

2.

Проблемная ситуация и актуализация знаний. (4 мин.)

Организует фронтальную опрос:

Из чего состоит семя?

Что такое семя? (Семя - растение в зачаточном состоянии и с запасом питательных веществ )

Какова роль семян в жизни растений?

Перед вами плоды сливы, смородины, жёлудя и винограда. Какой из них лишний? Для чего нужен жёсткий  околоплодник желудям? (Околоплодник жёлудя нужен для защиты.)

Может ли яркий сочный околоплодник сливы, винограда, смородины защитить семена? Зачем нужен такой околоплодник растениям? (Своим вкусом и цветом он привлекает животных. )

Какую пользу из этого извлекают растения?

(Животные, поедая плоды,  распространяют семена растений)

- Предположите, какому вопросу будет посвящён урок?

- Сформулируйте тему урока! Цель! (Тема урока. Распространение плодов и семян.

Цель: узнать как происходит распространение плодов и семян?)

воспроизводят ранее изученный материал

определяют и формулируют тему и цель урока.

Р. формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

3.

Совместное открытие знаний.

(25мин.)

  1. Организует работу в группах:

Задания для 1 группы:

Распространение ветром

  1. Изучите материал учебника с.74-75  «Распространение с помощью ветра». Рассмотрите рисунки.
  2. Ответьте на вопросы:

Какие приспособления к распространению ветром имеют семена тополя, ковыля?  плодики одуванчика? плодики клёна, ясеня, вяза?

Задания для 2 группы:

Распространение водой

  1. Изучите материал учебника с.75 «Распространение водой». Рассмотрите картинки.
  2. Ответить на вопросы:

Какие приспособления к распространению водой имеют плоды ольхи и кокосовой пальмы?  

Задания для 3 группы:

Распространение саморазбрасыванием

  1. Изучите материал учебника с.75-76 «Распространение саморазбрасыванием».  Рассмотрите рисунки.
  2. Ответить на вопросы:

Какие приспособления к распространению имеет недотрога? горох и фасоль?

Задания для 4 группы:

Распространение с помощью животных и человека

  1. Изучите материал учебника с.76-78 «Распространение с помощью животных и человека». Рассмотрите рисунки.
  2. Ответить на вопросы:

Какие приспособления к распространению имеют лопух и череда,  подорожник, амброзия? брусника?

работают с текстом учебника, раздаточным материалом.

описывают приспособления плодов и семян для их распространения

К. формировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Р. формировать  умение работать по плану

Пр. описывать приспособления плодов и семян для их распространения

П. анализируют результаты наблюдений и делают выводы

4.

Первичное закрепление

(5 мин.)

Организует первичное закрепление с самопроверкой.

Заполнение таблицы «Способы распространения семян»

Самопроверка и самооценка по алгоритму:

1. Что нужно было сделать в задании?

2. Удалось получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Поставьте себе оценку.

применяют полученные знания на практике

оценивают ответ по алгоритму

П. классифицируют плоды и семена по способам их распространения

5.

Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет домашнее задание.

Параграф 14; уметь устно отвечать на вопросы.

№ 53 с.27 в тетради

Смастерить модель, иллюстрирующую особенности строения плода для одного из способов распространения

6.

Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Организует подведение итогов по теме урока.

-На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

- Сравните свой вывод с выводом на слайде!

Организует самооценку учащихся.

- Оцените свою работу на уроке

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я                                        

                                                                              3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен (почему?)

что получилось?

что надо повторить?
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Выставляет оценки.

формулируют вывод по теме урока.

оценивают работу на уроке по алгоритму.

П. анализируют результаты работы в группах и делают выводы



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Михайлова Лариса Ивановна

Место работы: МБОУ «Гимназия № 2» г.Осташков, Тверской области

Предмет: биология.

Класс: 6.

Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений.

Тема урока: Цветок.

Тип урока: урок освоение новых знаний.

Планируемые результаты:

Содержание. Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник.

Вид деятельности: Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметные результаты обучения

познавательные

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение цветка;

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

Оборудование: таблицы «Органы цветковых растений»,  «Побег», «Строение генеративной почки», «Строение цветка»,  мультимедийная установка,  компьютер, презентация.

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

 (3 мин.)

Проверяет готовность обучающихся к уроку, мотивирует обучающихся к уроку: 

 Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь! (слайд 2)

осознают значение обучения

Л. включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(7 мин.)

Организует фронтальную опрос:

- Что такое побег?

- Что такое почка?

- Какое строение имеет цветочная или генеративная почка?

- Какие видоизменённые побеги вы знаете? (корневище, клубень, луковица)

- Можно ли утверждать, что цветок – видоизменённый побег? Докажите! (слайд 3)

воспроизводят ранее изученный материал

                                                выполняют пробное учебное действие

3.

Выявление места и причины затруднения.

(2 мин)

- При ответах на вопросы, где возникло затруднение? (при ответе на последний вопрос)

- Почему оно возникло? (мы этого ещё не изучали) (слайд 4)

выявляют место и причину затруднения

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин.)

- Предположите, какому вопросу будет посвящён урок? (цветам)

- Сформулируйте тему урока. (Цветок)

- Прочитайте тему урока в учебнике. Сравните.

- Сформулируйте цель урока. (слайд 5)

определяют и формулируют тему и цель урока.

5.

Реализация построенного проекта.

  1. ин.)

I. Организует работу в парах: «Строение цветка яблони» (работа в тетради). (слайд 6)

- Повторим правила работы в парах:

  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял – переспроси.

- № 41 с. 22 в тетради. Подпишите названия частей цветка используя рис. 45 на с. 59 учебника.

Контролирует выполнение работы, выборочный контроль.

Организует проверку в парах.

 При проверке и анализе выполнения задания используется алгоритм самооценки:

1. Что нужно было сделать в задании?

2. Удалось получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Поставьте оценку.

II.Организует работу в парах «Что такое цветок» (работа с текстом учебника). (слайд 7)

- Изучив текст учебника с.58 до «Строение цветка яблони», ответьте на вопросы:

Из чего развивается цветок, что такое цветок, основная функция цветка, докажите, что цветок – видоизменённый побег.

Организует проверку.

Физкультминутка

-Посадили семечко в землю. (Сели на корточки)

-Стало оно расти (медленно, руки поднимаем  вверх).

- Вырос красивый цветок (руки над головой куполом),

-Подул ветерок, цветок качается (покачиваемся вправо и влево)

-Летит мимо бабочка, машет крылышками и садится на цветок. (ладони прижаты друг к другу с тыльной стороны, махи вверх и вниз ), руки опускаются на голову.

- Бабочка улетает (руки возвращаются вверх).

- Цветок смотрит на солнышко, улыбается, покачиваются от ветерка (голову вверх, улыбаемся, покачиваемся вправо, влево)

III. Эвристическая беседа: «Околоцветник двойной и простой», «Цветки правильные и неправильные».

- Сравните изображённые на рисунке цветки (слайды 8-11).  Назовите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

- Как вы думаете околоцветник какого цветка будет называться двойным, а какой простым?

- Проверим своё предположение по учебнику с. 60 раздел «Околоцветник двойной и простой».

На доске появляются термины: простой околоцветник, двойной околоцветник.

- Сравните изображённые на рисунке цветки! (слайд 12)

- Чем они отличаются?

- Как вы думаете, как они могут называться?

- Проверим свое предположение по учебнику с. 60 «Цветки правильные и неправильные».

На доске появляются термины: правильный цветок, неправильный цветок.

IV. Презентация о значении цветов для человека.

определяют понятия «цветок», «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «правильный цветок», «неправильный цветок».

6.

Первичное закрепление

(3 мин.)

Организует первичное закрепление с самопроверкой.

- Подпишите названия частей цветка! (слайды 13-24)

Самопроверка и самооценка по алгоритму:

1. Что нужно было сделать в задании?

2. Удалось получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Поставьте себе оценку.

7.

Самостоятельная работа с проверкой.

(5 мин.)

Организует самостоятельную работу. (слайд 25)

Тест:

1. Околоцветник образуют:

А) чашечка и пестик

Б) чашечка и венчик

В) пестик и тычинки

Г) лепестки и тычинки

2. Чашечка состоит из:

А) лепестков

Б) чашелистиков

В) пестиков и тычинок

Г) лепестков и тычинок

3. Что содержит завязь пестика:

А) семязачатки

Б) пыльцу

В) тельца

Г) спермии

Организует самопроверку. (слайд 26)

1-Б, 2-Б, 3-А.

Оценка «5» - 3 правильных ответа

«4» -2 правильных ответа

«3» - 1 правильных ответа

Выполняют тест.

Самопроверка. Самооценка.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

(2 мин.)

Организует игру на повторение «Я начну – вы продолжайте, хором вместе отвечайте!» (слайд 27)

1.  Видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения … (цветок)

2.  Лепестки цветка образуют  … (венчик)

3.  Чашелистики цветка образуют  … (чашечку)

4. Околоцветник состоящий из чашечки и венчика называется … (двойным)

Играют в игру

9.

Домашнее задание

(2 мин.)

Объясняет домашнее задание. (слайд 28)

§ 11 - пересказывать, выучить основные понятия – обязательно для всех.

По желанию: написать  мини-сочинение  «Если б с нашей планеты исчезли цветы».    

Записывают домашнее задание, задают вопросы по домашнему заданию

10.

Рефлексия учебной деятельности

(6 мин.)

Организует подведение итогов по теме урока.

-На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

- Сравните свой вывод с выводом на слайде! (слайд 29)

Организует самооценку учащихся.

- Оцените свою работу на уроке

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я                                        

                                                                              3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен (почему?)

что получилось?

что надо повторить?
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Выставляет оценки.

Формулируют вывод по теме урока.

Оценивают работу на уроке по алгоритму.



Предварительный просмотр:

Тест по биологии, 6 класс (уч. Пасечника В.В.)                  Вариант – 1

Инструкция для обучающихся

Тест состоит из трёхуровневых заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская  ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла) и 3 группы (на 3 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.

1. Как ещё называют покрытосеменные растения?

А.семенные;      Б.цветковые;      В.сосновые;      Г. культурные.

2. Из перечисленных растений  выберите двудольное:

А.пшеница;      Б.лук;      В.частуха;      Г.горох.

3. Какая зона корня расположена за корневым чехликом?

А.зона деления;  Б. зона всасывания;  В. корневой чехлик;  Г. зона проведения.

4. Колючки барбариса – это видоизменённые:  

А.корни;      Б.стебли;      В.побеги;      Г.листья.

5. Плод гороха – это:

А. стручок;      Б. семянка;      В. боб;      Г.коробочка.

6. В растении воду и минеральные соли проводят:

А. ситовидные трубки; Б. сосуды; В. лубяные волокна; Г. волокна древесины.

7.  Корни, отрастающие от главного корня, - это:

А. боковые;      Б. придаточные;      В. дыхательные;      Г. воздушные.

Внимательно прочитайте задания второй группы и запишите  ответы аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист цифрами, словами.

8. Укажите, под какими номерами на рисунке изображены простые, а под какими – сложные соцветия. Укажите их названия.

 

9.  Какие типы листорасположения изображены на рисунке?

        

__________________________________________________________________

Ответы заданий третьей группы запишите аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист рядом с номером задания (№№ 11-15) словами, выражениями, как требует того ответ.

10. Растения, имеющие пестичные и тычиночные цветки на одном растении, называются …

11. Кожица – это один из видов … ткани растения.

12. Чашечка и венчик составляют …

Тест по биологии, 6 класс (уч. Пасечника В.В.)                  Вариант – 2

Инструкция для обучающихся

Тест состоит из трёхуровневых заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская  ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла) и 3 группы (на 3 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.

1. Где находится запас питательных веществ у большинства однодольных растений?

А. в эндосперме;      Б.в семядолях;      В. в корешке;      Г. в семенной кожуре.

2.  Луковица – это видоизменённый:

А. лист;      Б.корень;         В. плод;        Г. побег.

3. Выберите растение с мочковатой корневой системой:

А. морковь;      Б.горох;      В. пшеница;      Г.фасоль.

4. У подсолнечника соцветие:

А. головка;      Б. кисть;      В. корзинка;      Г. завиток.

5. Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корня?

А. механическая;      Б. покровная;      В. основная;      Г. проводящая.

6. По какой части стебля передвигается вода и органические вещества?

А. по лубяным волокнам;      Б. по ситовидным трубкам луба;                     В. по сосудам древесины;      Г. по волокнам древесины.

7. Где находятся устьица у наземных растений?

А. в мякоти листа;   Б. на нижней стороне кожицы листа;                               В. на верхней стороне кожицы листа;      Г. в жилках      

     

Внимательно прочитайте задания второй группы и запишите  ответы аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист цифрами, словами.

8.  Укажите названия частей цветка.

                         

9.  Какие из изображённых листьев относятся  к простым, а какие – к сложным? Почему вы  так решили?         

__________________________________________________________________

Ответы заданий третьей группы запишите аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист рядом с номером задания (№№ 11-15) словами, выражениями,  как требует того ответ.

10  Цветки, имеющие тычинки и пестики, называют …

11. Корневой чехлик образован клетками … ткани.

12.  Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи – это …



Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ «Весенние явления в жизни растений»

Цель: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

   Задачи:

  • Развивать материалистические взгляды на природу,
  • Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
  • Познакомить учащихся с различными периодами весны.
  • Формировать бережное отношение к природе;
  • Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

                                                           Подготовка учителя к экскурсии:

1. Определить сроки и место проведения экскурсии.

2. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, луговой, придорожной, полевой (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

3. Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

4. Провести беседу об охране природы. Запретить сборы растений, использовать наблюдения, описания, зарисовки, определение по карточкам.

5. Назвать  авторов произведений воспевающих красоту природы

6. Принести в природу с пришкольного уча-ка и посадить, дички яблонь.

                                                          Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с уч-ся о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести 3 новых понятия о весне и указать сроки их наступления:  «календарная весна»-1 марта; «астрономическая»-21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Учитель дает задания  уч-ся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и на научно-практической конференции выступить в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

                                                                    Оборудование:

1. Определительные карточки,

2. Экскурсионные лупы,

3. Растения для посадки природе,

4. Лопата, удобрение.

Проведение экскурсии:

1. Вспомнить правила поведения в природе, запретить сборы растений, ловлю бабочек, шмелей и других насекомых.

2. Записать план письменного отчета:

  • красота весенней природы;
  • погодные условия;
  • жизнь травянистых растений леса, луга, двора;
  • жизнь древесных и кустарниковых пород;
  • приметы весны в животном мире.

3. Конкурс наблюдательных, смышленых и организованных.

Задание 1: уч-ся выполняют его в лесу, отыскивая заданное число видов цветущих травянистых растений; определяют их,  не срывая и оформляют записи в блокноте в виде таблицы:

Название растения

Особенности внешнего строения

цветка

листьев

Задание 2: оно выполняется на основании решения учебной задачи такого содержания:

Ни василек, ни колокольчик, ни ромашка  не цветут; почему так быстро выросли и зацвели чистяк весенний, ветреница дубравная, медуница лекарственная, гусиный лук и другие первоцветы. Какие органы этих растений располагают питательными веществами? Почему первоцветы торопятся цвести?

Задание 3: пронаблюдать за цветками раннецветущих растений и ответить на вопросы:

  • как часто насекомые посещают эти цветки,
  • какие выработались у этих цветков приспособления к перекрестному опылению,
  • чем обусловлена окраска цветков,
  • имеются ли у цветков нектарники,
  • возможно ли у этих цветков самоопыление,
  • как размножаются эти растения, если насекомых-опылителей в период цветения недостаточно.

Отвечая на эти вопросы,  учащиеся рассматривают цветы первоцветов.

Задание 4:  понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников.

 Оформите записи в виде таблицы:

Название деревьев

и кустарников

Внешний вид соцветий

(схематические рисунки)

Растения одно-

домные или двудомные

Пестичных

цветков

Тычиночных

цветков

                                                                   Познавательные задачи:

а) Цветение растений возможно при наличии запаса питательных веществ. Где находится запас питательных веществ у древесных растений?

б) Большинство деревьев цветет до распускания листвы. Какой способ опыления у деревьев? Как бы повлияло на плодообразование цветение деревьев в период  полного  облиствления?

в) Подсчитано, что у деревьев тычиночных соцветий больше, чем пестичных. Объясните данное явление?

г) Почему цветки древесных растений собраны в соцветия – сережка, метелка, кисть, а не в соцветия - корзинка, колос.

д) Когда деревья цветут, кустарники находятся в фазе бутонизации. Почему? Возможно ли у кустарников ветроопыление?

Обсуждение познавательных задач.

Задание 5: Учащиеся находят красивый уголок природы, описывают его, пользуясь выдержками из художественной литературы. Затем находят место для посадки растений, выращенных на школьном участке, готовят яму, удобряют почву, размещают растения, поливают и мульчируют. Берут обязательства по уходу за посадками.

5. Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой.

6. Итоги.



Предварительный просмотр:

Материал для проведения

итоговой контрольной работы

по биологии

в 6 классе

Инструкция для обучающихся

Тест состоит из двухуровневых заданий. На его выполнение отводится 40-45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская  ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вариант – 1

Задания части А.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. Как ещё называют покрытосеменные растения?

А.Семенные;      Б.Цветковые;      В.Сосновые;      Г. Культурные.

2. Стебель соломина встречается у растений семейства

        А. Бобовые,         Б. Злаковые,        Г. Паслёновые,        Д. Крестоцветные

3. Как называется специальный орган воздушного питания растений:

         А. Корень,         Б. Цветок,    В. Зелёный лист,    Г. Семя.

4. Усики гороха – это видоизменённые:  

А.Корни;      Б.Стебли;      В.Побеги;      Г.Листья.

5. Плод гороха – это:

А. Стручок;      Б. Семянка;      В. Боб;      Г.Коробочка.

6. В растении воду и минеральные соли проводят:

А.Ситовидные трубки; Б.Сосуды; В.Лубяные волокна; Г.Волокна древесины.

7.  Корни, отрастающие от главного корня, - это:

А. Боковые;      Б. Придаточные;      В. Дыхательные;      Г. Воздушные.

8.  При двойном оплодотворении из центральной клетки после её слияния со спермием возникает:

          А. Зигота,           Б. Зародыш,         В. Эндосперм,         Г. Семязачаток

9. Разделение растительного сообщества на горизонтальные слои называется

А) Ранжированием                Б) Ярусностью

В) Делением на зоны                Г) Зональностью

10. В клетках каких органов, происходит дыхание?

А) Только в клетках зелёных листьев

Б) Только в стеблях

В) Только в корнях

Г) Во всех органах растения.

           

Задания части В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

 

11. Для большинства растений класса Однодольные характерны признаки:

А) мочковатая корневая система

Б) стержневая корневая система

В) семя имеет 1 семядолю

Г) семя имеет 2,3,4 семядоли

Д) параллельное или дуговое жилкование листьев

Е) сетчатое жилкование листьев

12. Плод яблоко у

А) яблони

Б) рябины

В) вишни

Г) груши

Д) малины

Е) сливы

13. Смена растительных сообществ может происходить в результате

А) изменения климата

Б) сезонных изменений

В) хозяйственной деятельности человека

Г) жизнедеятельности самих растений

Д) солнечной радиации

Е) магнитной бури

14. Фотосинтез в листе происходит в клетках

А. устьичных

Б. губчатой ткани

В. столбчатой ткани

Г. проводящей ткани

Д. механической ткани

Е. образовательной ткани

15. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

ПРИЗНАКИ                                                        РАСТЕНИЕ

А) однодольное растение                                        1) подсолнечник

Б) двудольное растение                                        2) тюльпан

В) однолетнее растение

Г) многолетнее растение

Д) имеет крупные одиночные цветки

Е) теплолюбивое растение

А

Б

В

Г

Д

Е

Инструкция для обучающихся

Тест состоит из двухуровневых заданий. На его выполнение отводится 40-45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская  ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Вариант – 2

Задания части А.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

1. При двойном оплодотворении из яйцеклетки после её слияния со спермием возникает:

А) зигота,       Б) зародыш,      В) эндосперм,      Г) семязачаток.

2. Где находится запас питательных веществ у большинства однодольных растений?

А. в эндосперме;  Б. в семядолях;  В. в корешке;  Г. в семенной кожуре.

3.  Клубень – это видоизменённый:

А. лист;      Б.корень;         В. плод;        Г. побег.

4. Выберите растение с мочковатой корневой системой:

А. морковь;      Б.горох;      В. пшеница;      Г.фасоль.

5. У подсолнечника соцветие:

А. головка;      Б. кисть;      В. корзинка;      Г. завиток.

6. Фотосинтез происходит:

А) на свету;   Б) только в темноте;  В) только осенью;   Г) только летом

7. По какой части стебля передвигается вода и органические вещества?

А. по лубяным волокнам;      Б. по ситовидным трубкам луба;      

В. по сосудам древесины;      Г. по волокнам древесины.

8. Какой плод у растений семейства мотыльковых?

А) стручок      Б) боб      В) коробочка      Г) семянка

9. К какому семейству относится малина?

А) паслёновые   Б) розоцветные   В) мотыльковые   Г) крестоцветные

10. Вид сожительства организмов в сообществе, приносящий пользу обоим организмам, называется

А. симбиозом;   Б. взаимопомощью,   В.кооперацией,           Г.взаимодействием.

Задания части В.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

11.Цветки одиночные имеют

А) клевер

Б) крокус

В) нарцисс

Г) тюльпан

Д) подсолнечник

Е) ландыш

12.Для большинства растений класса Двудольные характерны признаки:

1) семя имеет 2 семядоли

2) дуговое жилкование листьев

3) семя имеет одну семядолю

4) мочковатая корневая система

5) стержневая корневая система

6) сетчатое жилкование листьев

13. При листопаде происходит

А. удобрение почвы

Б. усиление фотосинтеза

В. вегетативное размножение

Г. удаление продуктов обмена

Д.уменьшение испарения воды

Е.предохранение корней от вымерзания.

14. Наиболее устойчивыми к загрязнению окружающей среды являются

А.ель    Б.тополь    В.берёза    Г.пихта    Д.лишайники    Е.лиственница

15.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

ПРИЗНАКИ                                                        РАСТЕНИЕ

А) однодольное растение                                        1) одуванчик

Б) двудольное растение                                                2) ландыш

В) однолетнее растение

Г) многолетнее растение

Д) имеет соцветие корзинка

Е) плод ягода

А

Б

В

Г

Д

Е

Критерии оценивания.

Задания  из первой группы оцениваются в  1 балл.

Задания из 2 группы -  2 балла (если нет ошибок);

1 балл (если допущена 1 ошибка);

0 баллов (если допущено 2 или более ошибок).

Оценка «5» - 80% от максимальной суммы баллов;

Оценка «4» - 60-80%;

Оценка «3» - 30-60%;

Оценка «2» - 0-30%.



Предварительный просмотр:

Учебные фильмы по ботанике

https://www.youtube.com/playlist?list=PLnbQh4j9gZkI5WwT59DvFIOkxLrlBrtPS

Учебные фильмы по зоологии

https://www.youtube.com/playlist?list=PL7QXw8HHPFxPt6-O0-Ryyi8cMFgDc1uMG 

 



Предварительный просмотр:

Голоса птиц:

https://petamusic.ru/?string=%C3%EE%EB%EE%F1%E0+%CF%F2%E8%F6 



Предварительный просмотр:

Каталог лекарственных, ядовитых, комнатных растений

http://www.travinushka.ru/index.php/katalog-lekarstvennykh-rastenij