Уроки экологии

Михайлова Лариса Ивановна

Технологические карты, презентации, проверочные работы на уроках экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация. Нужны ли минеральные соли животным. 5 класс74.62 КБ
Office presentation icon Презентация. Питание бактерий и грибов. 6 класс977 КБ
Office presentation icon Презентация. Сожительство растений с грибами и бактериями. 6 класс1.84 МБ
Office presentation icon Презентация. Бактериальные и грибные болезни растений. 6 класс1.24 МБ
Office presentation icon Презентация. Обеспечение растений водой. 6 класс2.65 МБ
Office presentation icon Презентация. Растения, требующие умеренного полива. 6 класс935.5 КБ
Office presentation icon Презентация. Экологические группы растений по отношению к воде. 6 класс1.78 МБ
Microsoft Office document icon Урок по теме: Состав почвы. 6 класс31 КБ
Файл Презентация. Для чего нужен свет растениям. 6 класс572.49 КБ
Office presentation icon Презентация. Хищные растения. 7 класс1.74 МБ
Файл Презентация. Живой организм как среда обитания. 7 класс1.98 МБ
Office presentation icon Презентация. Вода в жизни животных. 7 класс1.01 МБ
Office presentation icon Презентация. Воздух в жизни животных. 7 класс2.6 МБ
Office presentation icon Презентация. Свет в жизни животных. 7 класс649 КБ
Файл Учебные фильмы по экологии.12.04 КБ
Файл Голоса птиц (аудио)11.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нужны ли минеральные соли?

Слайд 2

Значение минеральных солей для человека: Возможные нарушения в организме при недостатке солей Минеральные соли при данном нарушении Продукты, содержащие необходимые соли Малокровие Соли железа Яблоки, абрикосы… Разрушение зубов, плохой рост скелета Соли кальция Молоко, рыба, овощи… Ухудшение работы кишечника Соли магния Горох, сухофрукты…

Слайд 3

Как поступают минеральные соли в растения? В растворенном виде минеральные соли поступают в растения. Их всасывает корень.

Слайд 4

Как поступают минеральные соли в организм человека и животных? Человек и животные получают минеральные соли с пищей и водой.

Слайд 5

Всегда ли полезны минеральные соли для животных и человека? Не все вещества, поступающие в организм вместе с пищей полезны для животных и человека. Опасными для здоровья человека и животных являются НИТРАТЫ .

Слайд 6

Нитраты Нитраты - соли азота (азотной кислоты). Нитраты хорошо растворяются в воде. Полезно знать, как распределяются нитраты в овощах: у свеклы нитраты концентрируются в верхней части , у моркови- в центральной части , а у капусты в кочерыжке . Оказавшись в организме человека вместе с продуктами, нитраты могут нарушить его нормальную работу.

Слайд 7

Почему так важны минеральные соли? Элементы, входящие в состав минеральных солей играют большую роль в обмене веществ. Например: железо, кальций, фосфор, сера, магний, калий, натрий и др.

Слайд 8

Подведем итоги: Растения добывают минеральные соли из почвы. Человек и животные получают их с пищей и водой. При нормальном питании организм получает достаточное количество минеральных солей. Только поваренную соль необходимо добавлять в пищу! Что бы нитраты не попадали в организм с пищей нужно их замочить в воде(нитраты в ней хорошо растворяются).

Слайд 9

Домашнее задание. Нарисовать постер на тему: «Нитраты»

Слайд 10

Используемые в работе информационные источники: Учебник Биология 5-6 классы/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М. : Вентана-Граф, 2012г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Питание бактерий и грибов"

Слайд 2

Что ни день – то резче ветер Рвет в лесу листву с ветвей… Что ни день – то раньше вечер, А светает все поздней. Осень. И. Мазнин

Слайд 3

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И.Бунин

Слайд 4

Дождь грибной прошёл с утра, собираться в лес пора. Взяв плетеные корзинки, В лес идем мы по тропинке – Там осинки и дубы, Там орехи и грибы.

Слайд 5

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты», - сказал однажды Д. Хевелси.

Слайд 6

«В лесу есть все, что нужно для человека», - писал Сетон-Томпсон

Слайд 8

А сейчас у нас первый привал. - Можно ли набрать воду для питья в речке? - Почему?

Слайд 10

Тема урока Питание бактерий и грибов

Слайд 11

Чтоб здоровье было в порядке, Сидя сделаем зарядку: Наши пальцы хорошо разомнем, Схему в тетрадях строить начнем Работа с учебником Стр. 101-102 Составить схемы питания бактерий и грибов.

Слайд 12

Закрепление материала – Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть … (симбиоз)

Слайд 13

Отвечаем на вопросы – Какую пользу друг от друга получают гриб и дерево? – Грибы не только пользу могут приносить, но и вред. Какие грибы вызывают заболевания растений? – Кого можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения)

Слайд 14

– Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов? Отвечаем на вопросы (Сапрофиты)

Слайд 15

Отвечаем на вопросы – Какие организмы питаются готовыми органическими веществами (Паразиты)

Слайд 16

Домашнее задание 1. Изучить § 37.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель занятия: Дать понятие о взаимоотношениях растений с грибами и бактериями научить различать понятия «микориза» и «грибница»; раскрыть роль микоризы в жизни растений; выяснить значение клубеньковых бактерий для растений; способствовать развитию познавательного интереса у учащихся; воспитывать ответственное отношение к изучаемому материалу;

Слайд 3

Микориза и грибница Микориза ( в переводе с греческого «микес» – гриб, «риза» – корень), (грибокорень) – взаимовыгодное сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения. Грибница – вегетативное тело грибов, состоящее из микроскопических простых или разветвленных одноклеточных (у низших) и многоклеточных (у высших грибов) нитей, или гиф Грибница микориза

Слайд 4

Роль микоризы в жизни грибов и растений В микоризе гриб получает от корней органические вещества. Микоризные грибы помогают корням растений укреплять иммунитет, бороться с возбудителями различных заболеваний, всасывать воду, фосфор и питательные вещества из почвы. С помощью гриба растение использует ресурсы почвы на полную мощность. Без поддержки грибов растениям приходится направлять дополнительные резервы на увеличение корневой системы, вместо того, чтобы увеличивать наземную часть. Микориза улучшает качество почвы, а объем общей поглощающей поверхности корня растения увеличивается в тысячи раз Все растения оказываются связанны между собой. Через микоризные сети лиственные деревья могут поддерживать питательными элементами молодые саженцы хвойных деревьев. А ели помогают углеродом березам весной и осенью и получают его назад, когда на березах вырастают листья.

Слайд 5

Микориза травянистых растений Исследования 3500 видов травянистых растений России и соседних стран показали, около 80% видов обладают микоризой. Орхидеи совсем не могут жить без микоризы. Их семена не прорастут, пока не вступят в симбиоз с грибами. При посадке некоторых травянистых растений, а также будущих дубков, елей, лиственниц рекомендуют в посадочные лунки подсыпать немного лесной почвы, насыщенной нитями грибниц. 3 — нити гиф гриба в клетках ятрышника 4 — проросток орхидеи (участок, занятый мицелием гриба, показан точками).

Слайд 6

Бактериальные клубеньки Образуются главным образом в корнях бобовых растений в результате сожительства с клубеньковыми бактериями. Эти бактерии могут свободно жить в почве, а могут проникать в клетки образовательной ткани на кончиках молодых корней. Тогда корни видоизменяются в клубеньки. Клетки таких клубеньков буквально набиты бактериями

Слайд 7

Роль клубеньковых бактерий Поселившись в клетках корня бактерии приобретают способность усваивать азот почвенного воздуха и включать его в органические вещества своего тела. Растения, вступившие в сожительство с клубеньковыми бактериями, хорошо растут даже на бедных почвах.

Слайд 8

Растения с клубеньковыми бактериями на корнях ольха облепиха ракитник вязель чина лесная каллиандра остролодочник донник

Слайд 9

Зелёное удобрение При перегнивании побегов, корней бобовых растений почва обогащается азотом и становится плодороднее. Препарат клубеньковых бактерий бобовых растений «Ризобофит» при предпосевной обработке семян бобовых культур дает возможность улучшить условия азотного питания бобовых, благодаря фиксации атмосферного азота; повысить урожай зерна и зеленой массы; увеличить содержание белка в растениях. Применение РИЗОБОФИТА обеспечивает экономию (20-35%) минеральных удобрений.

Слайд 10

Приглашаю в клуб почемучек Почему подберёзовики растут под берёзой, подосиновики – под осиной? Почему грибы вынуждены использовать органические вещества растений? Почему нежелательно уничтожать в лесу старые или ненужные человеку грибы? Почему при посадке дуба в питомниках в посадочные лунки насыпают немного лесной почвы? Почему бобовые растения ценят в качестве кормовых растений? Почему после уборки основного урожая многие наши односельчане высевают бобовые культуры, а, когда они чуть вырастают закапывают их в почву? Почему в ольховых лесах хорошо растут травы, требующие особого плодородия почв? Что удивило вас на уроке? Что вы постараетесь использовать на практике? Какие советы вы дадите родителям после изученного на уроке материала? Д/З: §38, вопрос 3 с. 106.

Слайд 11

Ссылки на картинки, использованные в презентации : http://gooodnews.ru/content/view/2663/1/ http://www.parentaladvisory.de/_vti_cnf/%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0 http://tineydgers.ru/load/griby_prirodnye_razrushiteli/8-1-0-8645 http://clubs.ya.ru/4611686018427451534/replies.xml?item_no=44818 http://www.ejonok.ru/nature/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B7 http://bashinkom.ru/news01.php?id=393 http://learning.9151394.ru/login/index.php http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?title=%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=ww-1265-wh-933-fw-1040-fh-598-pd-1&p=3&text=%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%85%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&pos=113&rpt=simage&lr=42&img_url=http%3A%2F%2Fpetushok-betta.ru%2Ffid%2FcnRlaW1hZ2VfdGh1bWI6OTU4NDgyOGNkMDE1OGFjZDNlYTU5ZjEyNGYwYjk3YmIvLw%2Fimg.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&fp=0&pos=7&uinfo=ww-1265-wh-933-fw-1040-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.greeninfo.ru%2Fimg%2Fwork%2Fca http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%85%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&uinfo=ww-1265-wh-933-fw-1040-fh-598-pd-1 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&fp=0&pos=23&uinfo=ww-1265-wh-933-fw-1040-fh-598-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.bestreferat.ru%2Fimages%2Fpaper%2F61%2F18%2F5271861.jpeg http://ucheba-legko.ru/lections/viewlection/biologiya/raznoe/jivyie_udobreniya http://900igr.net/fotografii/biologija/Selektsija-v-biotekhnologii/045-Preparat-klubenkovykh-bakterij-bobovykh-kultur-Rizobofit.html http://krym.era.com.ua/market/c/agro/3119/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бактериальные и грибные болезни растений

Слайд 2

Кроме грибов и бактерий, сожительствующих с растениями, имеется множество представителей этих групп, которые паразитируют на растениях и вызывают у них болезни.

Слайд 3

Болезнетворные бактерии и разнообразные паразитические грибы часто приносят огромный вред растениям: у них повреждаются корни, листья, плоды. Бактерии и грибы угнетают рост и снижают урожаи . Особенно сильно страдают растения от микроскопических грибов-паразитов. На плодах появляется так называемая фруктовая гниль и парша. Листья поражают ржавчина, а также мучнистый налет - "мучнистая роса" (обычно во второй половине лета). На корнях развивается корневая гниль (рис. 65).

Слайд 5

Грибные болезни сельскохозяйственных растений. Очень опасны грибные заболевания сельскохозяйственных растений, в особенности пыльная головня и спорынья.

Слайд 6

Пыльная головня У злаков, заболевших пыльной головней, колосья как бы обгорают. Они чернеют, крошатся, и мельчайшие споры гриба распространяются, как дым.

Слайд 7

Спорынья У злаков, заболевших спорыньей, вместо зерновок формируются черные рожки, торчащие из колосьев (рис. 66) - это плотно сплетенные нити грибницы, содержащие ядовитые вещества. Спорынья не только ослабляет растения, но и поражает зерно ядом — оно непригодно в пищу.

Слайд 8

Распространение грибных болезней. Возбудителей грибных болезней человек иногда бессознательно переносит из страны в страну с семенами, черенками, саженцами. В новых условиях эти болезни становятся особенно опасными, так как местные растения не обладают устойчивостью к ним.

Слайд 9

Широко распространенный в настоящее время у нас фитофтороз - болезнь картофеля и томатов - вызван паразитическим грибом фитофторой , которая попала в Европу из Америки в 30-х годах нашего века. При этом заболевании на клубнях, листьях, плодах картофеля и томатов образуются темные пятна из отмерших тканей . Это заболевание сильно снижает урожай, иногда даже губит растение. Кроме того, заболевшие клубни и плоды непригодны для длительного хранения.

Слайд 10

Домашнее задание § 39 пересказ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение растений водой.

Слайд 2

Полив растений Когда растения нужно поливать? Какую воду используют для полива? При помощи чего можно поливать растения на больших площадях? Что такое арыки? орошение? Ары́к - гидротехническое сооружение в виде оросительного канала в Средней Азии, Казахстане,Закавказье. Орошение - подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в корнеобитаемом слое почвы.

Слайд 3

Арыки на полях

Слайд 4

Снегозадержание Для чего проводят снегозадержание? Снегозадержание защищает посевы озимых от морозов. Накопившийся на полях снег пополнит запас воды в почве весной.

Слайд 5

Снегозадержание

Слайд 6

Сохранение воды в почве. Что такое «сухой полив»? Когда и для чего его проводят? «Сухой полив» - рыхление. Рыхление увеличивает пространство между комочками почвы, ослабляя подтягивание воды из глубины к поверхности, уменьшая испарение воды почвой.

Слайд 7

Лесные полосы Как лесные полосы улучшают снабжение культурных растений водой? Задерживают снег. Ослабляют силу ветра.

Слайд 8

Василий Васильевич Докучаев В 1892 году организовал экспедицию, что бы выяснить, как можно обеспечить водой культурные растения степной зоны. По рекомендации учёных поля защитили лесными полосами.

Слайд 9

Лесные полосы

Слайд 10

Осушение почвы Когда и как проводят осушение почвы? Переувлажнённую почву осушают: выкапывают канавы, по которым стекает вода.

Слайд 11

Осушение почвы

Слайд 12

Тест. Для чего проводят снегозадержание на полях? А) для защиты озимых культур от морозов, Б) для пополнения запаса воды в почве весной, В) для уменьшения запаса воды в почве весной.

Слайд 13

Тест. 2. Что такое «сухой полив»? А) орошение, Б) рыхление, В) арык.

Слайд 14

Тест. 3. Кто из учёных организовал экспедицию, чтобы выяснить, как можно обеспечить водой культурные растения степной зоны? А) Л.П.Темирязев Б) В.В.Докучаев В) В.А.Докучаев

Слайд 15

Тест. 4. Как лесные полосы улучшают снабжение культурных растений водой? А) Задерживают снег. Б) Защищают посевы от морозов. В) Ослабляют силу ветра.

Слайд 16

Тест. 5. Гидротехническое сооружение в виде оросительного канала это … А) орошение, Б) снегозадержание, В) арык.

Слайд 17

Проверка теста 1-А,Б 2-Б 3-Б 4-А,В 5-В. Поставьте отметку: « 5 »-7 «+», « 4 »- 6-5 «+», « 3 »-4 «+», « 2 »-1-2-3 «+».

Слайд 18

Домашнее задание: 1.Параграф 20 или записи в тетради. 2. Подготовиться к проверочной работе по теме: «Вода в жизни растений»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растения, требующие умеренного полива

Слайд 2

Растения, требующие умеренного полива Луговые и лесные растения Эфемеры и эфемероиды

Слайд 3

Луговые и лесные растения Условия увлажнения: влаги достаточно, но нет ее избытка. Особенности растений: крупные листья, кутикула не очень толстая, листья мягкие, ярко-зелёные.

Слайд 4

Тимофеевка

Слайд 5

Нивяник обыкновенный

Слайд 6

Вороний глаз

Слайд 7

Эфемеры и эфемероиды. Эфемеры – однолетние пустынные растения, цветущие в течение короткого влажного периода. Эфемероиды – многолетние раннецветущие растения лесов и пустынь, цветущие в течение короткого влажного периода.

Слайд 8

Ревень туркестанский

Слайд 9

Астрагал

Слайд 10

Тюльпан

Слайд 11

Дельфиниум

Слайд 12

Почему пустынные эфемеры и эфемероиды объединяют с луговыми и лесными растениями в одну экологическую группу?

Слайд 13

Д.з.: записи в тетради, параграф 18.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические группы растений по отношению к воде

Слайд 2

Значение воды в жизни растений Растворение в воде минеральных веществ  питание растений  рост растений. Испарение:  охлаждение растения в жаркую погоду;  создает постоянный ток воды в растениях. Поглощение воды устьицами  воздушное питание. Распространение растений при помощи воды (побеги, семена)

Слайд 3

Экологические группы растений по отношению к воде ксерофиты гидрофиты « ксерос» - сухой «гидро» - вода мезофиты «мезо» - средний гигрофиты «гигро» - влага

Слайд 4

К С Е Р О Ф И Т Ы – ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ Местообитание – места с недостатком влаги, засушливые районы – степи, пустыни. Приспособления: Хорошо развиты корни,масса корней в 10-ки раз больше массы побегов (верблюжья колючка) У некоторых нет листьев (саксаул) У суккулентов стебли мясистые, листья-колючки (кактусы) стебель твердый, листья мясистые (алоэ, агава) Уменьшение испарения воды за счет воскового налета на листьях (толстянка), опушение листьев

Слайд 5

М Е З О Ф И Т Ы «мезо» - средний, «фитос» - растение Местообитание: Живут в условиях среднего, нормального увлажнения. Приспособления: Большое количество устьиц Не выдерживают засухи, т.к. …….. нет приспособлений для накопления и удержания влаги.

Слайд 6

Г И Г Р О Ф И Т Ы- влаголюбивые «гигрос» - влажный, «фитос» - растение Местообитание : сырые леса, болота, берега водоемов, тропические влажные леса Особенности: нет приспособлений для ограничения расходования воды Приспособления для удаления избытка влаги: 1. крупные устьица; 2. часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения; 3.слаборазвитая корневая система; лиана

Слайд 7

Представители болотных гигрофитов Фиалка болотная Седмичник (сырые леса) Белокрыльник (болото) росянка

Слайд 8

Гигрофиты на берегах водоемов – «земноводные растения» осока тростник камыш рогоз

Слайд 9

Гидрофиты «гидро»-вода, «фитос» -растение А.Полностью погружены в воду или плавают на поверхности. Особенности: 1.Плохо развиты сосуды или отсутствую совсем. 2. Не развита механическая ткань, т.к. … вода сама поддерживает растение в вертикальном положении 3. Есть воздушные полости в черешках листьев. 4.Увеличение поверхности тела по сравнению его массой. 5. Не выживают на воздухе. рдест водокрас роголистник

Слайд 10

кубышка лилия лотос

Слайд 11

Гидрофиты «гидро»-вода, «фитос» -растение Б. Способны жить и вне воды, но корни должны быть обязательно в воде. стрелолист частуха телорез Вопрос: Какова особенность расположения устьиц у водных растений?

Слайд 12

Проверь себя 1. Ксерофиты 2. Гидрофиты 3. Мезофиты 4. Гигрофиты А .Влаголюбивые Б .Засухоустойчивые В .Водные Г .Среднего полива

Слайд 13

Задание : распределите растения по соответствующим группам Ксерофиты 2. Гидрофиты 3. Мезофиты 4. Гигрофиты ряска тополь камыш кактус лиана осока агава саксаул ель лотос вербл. колючка кубышка

Слайд 14

Составить кроссворд по теме. Ответить на вопрос в тетради – Какова особенность расположения устьиц у водных растений? Домашнее задание:



Предварительный просмотр:

Экология. Тема. Состав почвы.

Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.

Задачи:

1) развивать понятия о структуре почвы, о значении перегноя;

2) сформировать представление о плодородии почвы, о значении перегноя.

Оборудование:

спиртовка, почва, стакан, лист бумаги, металлическая пластинка, стекло, держатель, пробирка, наглядность-схема;

учебник “Экология растений”. Авторы: А.М.Былова, Н.И.Шорина. 6 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока, целей, задач.

-На прошлом уроке вы познакомились с понятием почва. Сегодня наша задача узнать, какие вещества образуют почву.

III. Проверка знаний.

1) что такое почва? (У каждого на столе карточка с вопросом).

Ответ: самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные, называют почвой.

2) индивидуальный опрос. (Опрос проводится по вопросам учебника в конце 38 параграфа)

IV. Изучение нового материала.

1. Жили рядом по соседству две женщины. Пришло время посева. Все лето обе женщины ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Одна женщина собрала богатый урожай, а другая плохой. Спрашивает одна другую: “Почему у тебя в огороде все уродилось, а у меня нет?”

- Проблемный вопрос.

В течение урока на основании полученных знаний составляется схема.

2. Состав почвы.

Рассказ учителя. Демонстрация опыта по определению состава почвы.

- У каждого на столе лежит комок почвы, надавите на него.

- Что произошло? (рассыпался на мелкие комочки).

- Возьмите лупу и рассмотрите эти комочки.

- Что вы видите среди мелких частиц почвы? (песок, частицы глины, сгнившие части растений).

К схеме прибавляются слова: песок, глина.

А что еще входит в состав почвы? Это легко узнать из опытов.

Опыт 1.

Налить в стакан воду. Положить в него комочек почвы. Пронаблюдайте, что происходит? (из этого комочка в воду начинают выделяться пузырьки воздуха). Значит, в почве есть воздух.

К схеме прибавляется слово: воздух.

- Из сгнивших частей растений, погибших насекомых или животных образуется перегной. Перегной придает почве темный цвет, чем больше перегноя в почве, тем она темнее. Для того чтобы в этом убедиться проделаем опыт.

Опыт 2.

- Ребята, давайте проведем эксперимент. Для этого у нас есть спиртовка, металлическая пластинка на которую помещаем кусочек почвы. Обратите внимание, какого цвета почва (темного). Нагреваем почву на огне, пронаблюдаем, что происходит?

- Мы видим, что начинает выделяться пар, поместим над образцом стекло.

Что образовалось на стекле? (капли воды).

- Какой можно из этого сделать вывод? (в почве есть вода).

К схеме прибавляется слово: вода.

Продолжаем наше наблюдение. Что сгорает в почве? (полусгнившие остатки организмов).

- Мы брали темный кусочек почвы, что с ним произошло? (изменился цвет)

- Данный эксперимент подтверждает, что в почве есть перегной.

К схеме прибавляется слово: перегной.

- Листья, стебли, корни растений, семена состоят из частей живой природы. Такие вещества называются органическими. Следовательно, перегной состоит из органических веществ.

После сгорания перегноя в почве остаются неорганические (минеральные) вещества - песок, глина, соли. Этот остаток почвы светлого цвета (темный перегной сгорел). Оставим его для других опытов.

V. Самостоятельная работа с учебником - стр. 145.

Задание: прочтите статью “Главная часть почвы перегной” и ответьте на вопрос: “Почему плодородная почва темного цвета?”

VI. Закрепление знаний.

1.Таблица:

П - ПЕСОК

О - ГЛИНА ПЕСОК

Ч - ВОЗДУХ

В - ВОДА

А - ПЕРЕГНОЙ

- МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

- Исходя из таблицы, скажите, из чего состоит почва? (спросить одного учащегося).

2. - Заполните схему в рабочих тетрадях.

VII. Задание на дом: параграф 39, ответить на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для чего свет нужен растениям 6 класс

Слайд 2

Свет Прямой солнечный свет Рассеянный солнечный свет (отражается находящимися в воздухе капельками водяного пара, частицами пыли, немногими облаками.

Слайд 3

Солнечный спектр К О Ж З Г С Ф

Слайд 4

На севере солнечный свет содержит больше синих и фиолетовых лучей, а южнее , особенно вблизи экватора, больше красных. Солнечный спектр

Слайд 5

Солнечный спектр Растения для фотосинтеза используют, в основном, красные , синие и фиолетовые лучи. Когда много красных лучей, в растениях образуется больше сахаров, поэтому южные плоды такие сладкие (виноград, персики, абрикосы, арбузы, дыни и др.)

Слайд 6

Разнообразие условий освещения В тундре – много синих и фиолетовых лучей и мало красных (в воздухе много паров воды, небо часто затянуто облаками, преобладает рассеянный свет) В Крыму – много красных лучей (ясная безоблачная погода, преобладает прямой свет

Слайд 7

Разнообразие условий освещения Лучше освещены склоны холмов и гор, берега рек и морей, обращенные к югу. В лесу высокие деревья создают густую тень. В одном и том же месте освещение меняется в течение суток (в зависимости от погоды) и по сезонам года. Поэтому растения вынуждены приспосабливаться к различным условиям освещения.

Слайд 8

Свет Для живых организмов наиболее важны: свет ультрафиолетовой части спектра, видимый свет и инфракрасное излучение. Жесткий ультрафиолет губителен для живых клеток, до поверхности Земли не доходит, так как отражается озоновым экраном.

Слайд 9

Свет

Слайд 10

Свет Мягкий ультрафиолет несет много энергии и вызывает образование витамина D в коже человека, он же воспринимается органами зрения многих насекомых. Видимый свет используется для фотосинтеза растениями, фотосинтезирующими бактериями и животными для ориентации.

Слайд 11

Свет Инфракрасная часть солнечного спектра (тепловые лучи) вызывает нагревание предметов, особенно важна эта часть спектра для животных с непостоянной температурой тела. Меньше всего энергии несут инфракрасные лучи.

Слайд 12

Повторение Какой свет наиболее интенсивно используется при фотосинтезе? Какой свет несет больше энергии? Какой свет является важным источником тепловой энергии? От чего зависят условия освещения в каждом конкретном месте? Почему в тундре преобладает рассеянный свет? Почему морошка, которая растет в тундре, не сладкая?

Слайд 13

Свет и фотосинтез При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуются органические вещества и выделяется кислород. Процесс фотосинтеза называют воздушным питанием растений. Если света растениям не хватает, фотосинтез в них протекает вяло, органических веществ образуется мало. Растения вырастают слабыми, бледными. Говорят, что растения голодают.

Слайд 14

Свет поглощается зеленым пигментом – хлорофиллом . Он содержится в хлоропластах клеток. Хлорофилл образуется только на свету. (Ростки на клубнях картофеля белые в темноте, а на свету зеленеют)

Слайд 15

Влияние света на рост растений

Слайд 16

Свет и цветение растений Начало цветения растений зависит от продолжительности светлого времени суток. Различают растения длинного дня , растения короткого дня и нейтральные.

Слайд 17

В северных районах (где летом дни длиннее, чем на юге) преобладают растения длинного дня (пшеница, рожь, овес, картофель, горох, вика). Чтобы эти растения зацвели, длина дня должна быть больше 12 часов . В южных районах – растения короткого дня (соя, хлопчатник, рис, арахис и др.) Для их цветения светлое время не должно превышать 12 часов.

Слайд 18

Нейтральные растения Томаты, одуванчик лекарственный, тростник обыкновенный и др. зацветают при разной длине дня.

Слайд 19

Свет и цветение растений Длиннодневные зацветают в начале лета, до осени успевают созреть плоды и семена (злаки — рожь, пшеница, овес), короткодневные (астры, георгины, хризантемы) — растения южного происхождения, где продолжительность светового дня около 12 часов, поэтому они у нас зацветают при коротком дне осенью.

Слайд 20

Вывод: Выращивая растения в новых районах, необходимо учитывать требования определенных растений к продолжительности светового времени суток.

Слайд 21

Что такое фотосинтез? Где он происходит? В пищу употребляют ещё не вышедшие из-под земли белые сочные побеги спаржи (овощное растение). Почему они белые, а не зеленые? Как влияет свет на рост растений? Какие растения называют короткодневными, длиннодневными? Где они распространены? Повторение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хищные растения (насекомоядные или плотоядные)

Слайд 2

Насчитывают около 630 видов они приспособились к ловле и перевариванию небольших животных , в основном насекомых

Слайд 3

Обычно такие хищные растения обитают в обедненных азотом местах, а насекомых используют как дополнительный источник азота

Слайд 4

У одних хищных растений (росянка, жирянка и др.) листья покрыты многочисленными желёзками, выделяющими липкую прозрачную жидкость, привлекающую насекомых и приклеивающую их к листу.

Слайд 5

Они дополняют свое нормальное питание (фотосинтез) одной из форм гетеротрофного питания

Слайд 6

Венерина мухоловка На внутренней половине листа есть волосики которые выделяют липкую жидкость. Насекомое дотрагиваясь до них прилипает и ловушка закрывается

Слайд 7

У других растений хищников ловчий аппарат представлен или пассивно улавливающими насекомых урнами (непентес, саррацения, дарлингтония и др.) или активно действующими ловушками (дионея, пузырчатка и др.).

Слайд 8

Пузырчатка обыкновенная На подводных листьях этого хищного растения находится огромное количество пузырьков, которые работают как клапан. Когда насекомое дотрагивается до них то они моментально засасывают его внутрь растения

Слайд 9

Саррацения очень ловко расправляется с такими насекомыми как муравьи, тараканы, мухи и другие мелкие мошки

Слайд 10

Непентес кувшинчиковый Наряду с ловлей и перевариванием насекомых получает питательные вещества из опадающих листьев других растений

Слайд 11

Дарлингтония калифорнийская Волосики на растении вынуждают насекомое ползти только в отверстие Дарлингтонии,а затем сползая вниз оно попадает в нектар выделяемый растением и назад выбраться уже не может


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живые организмы как среда жизни Презентация к уроку экологии «Среды жизни. Живые организмы как среда обитания »

Слайд 2

Цели и задачи: Цель : Познакомиться с организменной средой жизни. Задачи: Выяснить особенности среды Узнать способы классификации паразитов Ознакомиться с представителями и их адаптациями к среде

Слайд 3

В течении или части жизненного цикла многие виды гетеротрофных организмов обитают в других живых организмах, тела которых служат для них средой, значительно отличающейся от внешней по своим свойствам. Картофель, пораженный фитофторой Пораженные грибом головней колос и зерновка

Слайд 4

Особенности организменной среды

Слайд 5

Использование одними живыми организмами других в качестве среды обитания – очень древнее и широко распространенное явление в природе. Практически нет ни одного вида многоклеточных организмов, не имеющих внутренних обитателей. Чем выше организация хозяев, чем больше степень дифференцированности их тканей и органов, тем более разнообразные условия они могут предоставить своим сожителям.

Слайд 6

Например птицы. Разнообразие мельчайших существ, живущих на них, поистине ошеломляюще. Практически в любых органах птицы можно обнаружить разнообразных паразитических червей.

Слайд 7

Паразитизм - явление столь всеобщее, что единственные живые существа, не подверженные нападению паразитов, это те паразиты, которые представляют собой последнее звено длинной цепи питания. Однако чем ниже на эволюционной лестнице находится та или иная группа живых организмов, тем больше она включает видов паразитов. Некоторые группы низших животных,особенно это касается плоских червей, нематод и некоторых членистоногих, состоят исключительно из паразитических форм. Нематоды

Слайд 8

Несколько паразитирующих видов есть и среди высших цветковых растений. Заразиха Повилика европейская Классический пример - виды рода ( Rafflesia ), у которых вегетативное тело - это нити, напоминающие гифы гриба, погруженные в ткани питающего растения. Снаружи развиваются лишь огромные (до 1 м в диаметре) цветки. Раффлезия Арнольди

Слайд 9

Между паразитами и хозяевами в процессе эволюции возникли сложные взаимоотношения. Различные их оттенки отражают пути возникновения паразитизма. Первый путь - простое « квартирантство ». Нередко более мелкий организм поселяется в жилище более крупного или вблизи него и со временем переходит на тело хозяина, а затем и внутрь, переключаясь на питание за счет его жизни или соков и таким образом причиняя ему вред. Животное-паразитоид наездник, откладывающий яйца в тлю (1); Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска беззубки (2)

Слайд 10

Второй путь перехода к паразитизму - через хищничество. Так, хищник при нападении на крупную добычу, которую не может уничтожить и съесть сразу, при определенных условиях проникнув внутрь тела хозяина и найдя там благоприятную среду, может превратиться в паразита. Организм хозяина для паразита становится средой обитания. Третий путь - случайное проникновение будущего паразита в организм хозяина. Например, крупные животные могут заглатывать с пищей мелкие формы, некоторые из них не погибают, а, приспосабливаясь к новым условиям, превращаются в паразитов.

Слайд 11

Человеческая аскарида 1-самец, 2-самка Бычий цепень

Слайд 12

В ряде случаев паразиты сами становятся средой обитания других видов - возникает явление сверхпаразитизма, или гиперпаразитизма . Например, для паразита капустной белянки наездника ( Apanteles glomeratus ) известно более 20 видов вторичных паразитов из перепончатокрылых. Явления сверхпаразитизма в растительном мире сравнительно редки.

Слайд 13

Отличают:

Слайд 14

Особенности строения и жизнедеятельности Паразиты обитают в специфических условиях внутренней среды хозяина. С одной стороны, это дает им ряд экологических преимуществ, а с другой - затрудняет осуществление их жизненного цикла по сравнению со свободноживущими видами. Редуцированность органов и систем органов (у ленточных червей отсутствует пищеварительная система и редуцирована нервная)

Слайд 15

Тело многих эндопаразитов покрыто плотной оболочкой – кутикулой (бычий цепень) Преимущественно анаэробный тип обмена веществ Синхронизация их жизненных циклов с сезонным развитием растений-хозяев, позволяющая осуществить заражение хозяина в нужный момент

Слайд 16

Повышенная способность к размножению, выработка сложных жизненных циклов, использование переносчиков и промежуточных хозяев Весьма тонкая биохимическая специализация - выработка определенного набора ферментов, облегчающего проникновение в тело хозяина и использование поступающих от него веществ

Слайд 17

Выводы Отношения между паразитом и хозяином в растительном и животном мире определенным образом уравновешены. Очевидно, паразит не может размножаться до такой степени, чтобы привести к вымиранию популяции хозяина и лишить себя "кормовой базы". Паразиты, так же как и свободноживущие виды, имеют сложную систему приспособлений к своей среде обитания. Их строение и организация отражают специфику этой среды. Развиваются сходные типы приспособлений у представителей разных групп, ведущих паразитический образ жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы: Какие вам известны растения, требующие умеренного увлажнения? Каковы их особенности? Чем эфемеры отличаются от эфемероидов? Где они встречаются? Почему пустынные эфемеры и эфемероиды объединяют с луговыми и лесными растениями в одну экологическую группу? Как обеспечивают себя водой пустынные растения? Каковы особенности корневых систем засухоустойчивых растений? Какие приспособления засухоустойчивых растений уменьшают расход воды? Почему эфемеры и эфемероиды, растущие в пустынях, не относят к засухоустойчивым растениям? Найдите среди комнатных растений суккуленты. Что у них общего и чем они различаются? Для чего проводят снегозадержание на полях? Что такое «сухой полив»? Когда и для чего его проводят? Как орошают почву? Как лесные полосы улучшают снабжение культурных растений водой?

Слайд 2

Вода в жизни животных

Слайд 3

Для чего животному нужна вода? Вода в теле животного — основная среда, в которой протекают жизненные процессы и совершается обмен веществ.

Слайд 4

Содержание воды В телах насекомых колеблется от 46 до 92%, в теле ланцетника вода составляет 87%, у речного рака — 77% , у головастиков лягушек — до 93%. Вода входит в состав крови и лимфы , с водой транспортируются по телу питательные вещества и продукты выделения , через водяную пленку в органах дыхания поглощается кислород и выделяется углекислота. У наземных теплокровных животных вода, испаряясь, участвует в освобождении организма от излишнего тепла.

Слайд 5

Потеря воды Приводит к плохому самочувствию и даже к смерти. Для разных животных предельный уровень потери воды разный. Например, серые жабы, живущие в земляных норах и имеющие толстую кожу, погибают при потере телом 60% воды, а для живущих в воде пределом становится потеря уже 38 — 40% воды. Домовая мышь теряет подвижность при потере воды менее 20% от массы тела. Человек, потерявший 10% воды, испытывает сильное недомогание, при потере 20% воды может наступить смерть.

Слайд 6

Отсутствие воды для животного тяжелее голодания : животное становится малоактивным, впадает в состояние оцепенения и в спячку. В тропических странах, где чередуются влажный и сухой сезоны, амфибии при наступлении засухи вовсе исчезают с поверхности земли. Они закапываются в ил, прячутся под камни, в норы, под корни деревьев. Летняя спячка у амфибий в ряде географических районов длится пять месяцев; с началом дождей животные опять оживают. Тритон

Слайд 7

Как поступает вода в тело животного? Наземные амфибии, моллюски, черви получают воду из воздуха или из влажного субстрата. Лягушка может «напиться», распластав тело по поверхности влажной почвы. Вода может попасть в тело с пищей . Сочные плоды, листья могут содержать количество воды, составляющее более 90% их массы. Даже сухие семена содержат около 15% воды.

Слайд 8

Наземные животные , как правило, воду пьют . Например, насекомые используют капли росы, капли дождя. Многие копытные, хищные млекопитающие в степных и пустынных районах приходят к местам водопоя, чтобы напиться впрок. Сложные отношения складываются между разными животными вблизи мест водопоев.

Слайд 9

Животные, живущие в воде, тоже пьют воду, причем не только через рот, но и сквозь проницаемые покровы тела . Таким способом поступает вода в тело кишечнополостных, червей, рыб, амфибий . В этих случаях важно, чтобы количество поступившей внутрь тела воды не превысило возможностей насыщения ею клеток и органов тела.

Слайд 10

Немало животных запасают воду впрок, накапливая внутри тела жир . При неблагоприятных условиях животное использует жировые запасы для поддержа-ния своей жизнедеятельности, а влага, которая входит в состав жировой ткани, обеспечивает потребности животного в воде. Таковы мелкие грызуны и насекомые, медведи, верблюды и многие другие животные.

Слайд 11

Как еще тело животного может накопить воду и уберечь ее от излишних потерь? У ящериц потери воды значительно сокращены благодаря плотным ороговевшим покровам . Насекомые защищены от потери влаги хитиновым покровом и добавочным слоем веществ на поверхности тела, который защищает насекомое от чрезмерного испарения влаги. Степные и пустынные жуки (например, скарабей) накапливают воду из воздуха под надкрыльями. Необходимость экономить воду в сухом тропическом климате выражается в таком приспособительном поведении животных, как летняя спячка .

Слайд 12

Пути потери воды Вода выводится из тела через выделительную систему — почки и мочевой пузырь . У лягушек, например, очень объемистый мочевой пузырь — они много пьют воды и много ее выделяют. И у млекопитающих большое количество воды выводится через почки и мочевой пузырь. Наземные животные, кроме того, имеют возможность воду испарять . Например, млекопитающие испаряют ее с поверхности тела через потовые железы. У птиц, не имеющих потовых желез, усилен механизм испарения через дыхательную систему: в жару птица открывает рот и учащенно дышит. Со слизистой поверхности кожи амфибий вода испаряется очень активно, поэтому они держатся вблизи водоемов, укрываются в растительности, предпочитают жить во влажном климате.

Слайд 13

Вода удаляется также с непереваренной пищей . Со слезами . Знаете ли вы, почему крокодилы плачут? Таким способом из тела крупного пресмыкающегося выводится избыток минеральных солей — они удаляются с водой через слезные железы. Кстати, это свойственно не только крокодилам: плачут морские черепахи, морские игуаны. У чаек на голове тоже есть аналогичные железы. У морских змей слезы стекают не наружу, а внутрь рта.

Слайд 14

Соленость воды Жизнь в пресной воде реки и в соленой воде моря или океана оказывает разное влияние на состояние покровов тела живущих там животных. Соленость , благоприятная для одних, делает невозможной жизнь для других. В соленой воде или на засоленной почве не могут жить земноводные. Установлено, что содержание поваренной соли в воде уже около 1% губительно для них и их потомства. Поэтому морские проливы и океанические пространства представляют непреодолимые преграды для расселения земноводных. Это является причиной отсутствия их на океанических островах с вполне благоприятным для них климатом, даже в тропиках. А на пресмыкающихся соленость не действует : ящерицы живут на соленых почвах, а змеи, черепахи, игуаны многочисленны в соленой воде океанов.

Слайд 15

Вопросы: 1. Какими путями вода поступает в тело животного, обитающего в воде? на суше? в почве? 2. Какими путями тело животного теряет воду? 3. Каким образом вода сберегается в теле животного?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок экологии в 7 классе по теме "Воздух в жизни животных"

Слайд 2

Воздух в жизни животных

Слайд 3

Атмосферный воздух – это смесь газов:азот-78%, кислород-21%, углекислый газ-0,03%, инертные газы-1 %. Газовый состав атмосферы постоянен примерно в толще 100 км над поверхностью земли и вполне обеспечивает потребность животных в кислороде. Этому способствует постоянное перемешивание слоев воздуха. Однако с поднятием вверх и удалением от поверхности земли уменьшается давление газов – происходит разреживание воздуха. Это явление ограничивает проникновение животных в верхние слои атмосферы. Газовый состав атмосферы

Слайд 4

Домашние утки выдерживают подъем до 6000 м. Серые вороны хорошо чувствуют себя до высоты 8000 м.

Слайд 5

На наибольшую высоту «поднимались» галки, сороки, скворцы – до 9-10 тыс.м.

Слайд 6

Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи, в редких случаях жабры. Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии дышат легкими. При этом лягушка всасывает воздух через ноздри в ротовую полость, а затем как бы глотает его, проталкивая в легкие. Млекопитающие и рептилии втягивают воздух в легкие с помощью грудной клетки. Птицы используют для этого еще и воздушные мешки. У амфибий в дыхании участвует и кожа. Как дышат животные?

Слайд 7

Насекомые и многие паукообразные (например, водяной паук) дышат с помощью трахей. Трахейные трубочки подводят кислород непосредственно к органам и тканям.

Слайд 8

Есть на суше такое ракообразное – пальмовый вор. Он лазает в кронах кокосовых пальм и дышит с помощью жестких жабр.

Слайд 9

А вот у наземных мокриц жабры заключены в полости, образующие подобие легочных мешков.

Слайд 10

Водная среда по насыщенности газами отличается от атмосферы. Это связано с разной способностью газов растворяться в воде. Лучше всего в воде растворяется углекислый газ. Кислород растворяется в ней гораздо хуже. Среднее содержание кислорода в воде составляет около 34 мг/л, в то время как углекислого газа -1019 мг/л. К тому же количество растворенного кислорода больше в холодной воде и уменьшается с ее нагреванием. Уменьшается количество кислорода и с глубиной водоема, так как в глубине кислород расходуется на процессы гниения. Содержание кислорода в воде

Слайд 11

Рыбы извлекают кислород из воды прежде всего с помощью жабр, которые пронизаны кровеносными капиллярами. В жаберных лепестках поток крови направляется навстречу потоку проходящей мимо воды, и кровь обогащается кислородом постоянно. У голокожих рыб в дыхании принимает участие кожа – в ней обильно разветвлены кровеносные сосуды. Как дышат животные, обитающие в воде?

Слайд 12

Среди амфибий тоже есть такие, которые дышат только кожей. Это гигантская саламандра и волосатая лягушка.

Слайд 13

Водные черепахи извлекают кислород из воды через систему капилляров в клоаке.

Слайд 14

1. Чем отличается состав газов в атмосферном воздухе и воде? 2. Как дышат животные, обитающие в воде? 3. Как дышат животные, обитающие на суше? Закрепление

Слайд 15

Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учебные фильмы по экологии

https://www.youtube.com/playlist?list=PLnbQh4j9gZkJhA8eRVyz36K6jjIcpSbvh   



Предварительный просмотр:

Голоса птиц:

https://petamusic.ru/?string=%C3%EE%EB%EE%F1%E0+%CF%F2%E8%F6