Организация деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях. Работа с родителями .

Кирьянова Наталья Алексеевна

"Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма"

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 1073) именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причинённый действиями своего ребёнка.

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице. Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения. Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т.е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода , единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Методы и формы работы с родителями

  •  привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

  • выработка плана совместных действий;

  • пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

  • повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;

  • активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

  •  ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

  • информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

  •  активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

  •  приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

  • ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;

  • изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

  • привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

  • повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

  • совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Примерные вопросы для обсуждения на родительских собраниях, конференциях.

  1. Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов.

  2. Для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют.

  3. Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма и меры его предупреждения.

  4. Обучение детей правилам поведения на улицах на личном примере.

  5. Вежливый водитель, какой он?

  6. Сохрани жизнь себе и своему ребёнку.

  7. Опасные шалости – проявление невоспитанности ребёнка или родителей?

На собраниях важно напоминать родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Родители должны разъяснять детям, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
Активное участие родителей в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми (строительство автогородков, транспортных площадок, изготовление атрибутов и пособий для занятий, игр) повышает их ответственность.

Формы работы с родителями.

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам дорожного движения»

Цель: выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице,  выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и психофизиологических особенностей,  выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения,  выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам дорожного движения, с приглашением работников милиции, ГИБДД, медиков.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы города-территория безопасности для детей».

4. Педагогический совет с участием родителей Тема: Безопасность и здоровье наших детей.

Цель: использование педагогами продуктивных методов воспитания и обучения, способствующих гармонизации детско-родительских отношений. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ПДД).

6. Конкурс на лучшую команду знатоков правил дорожного движения среди детей и родителей «За рулём профессионал».

7. Конкурс кулинарных изделий детей и родителей «Перекрёсток».

Критерии конкурса:

  •  соответствие блюда тематике конкурса,

  •  умение родителей взаимодействовать с детьми,

  •  умение детей рассказать о своем блюде,

  •  оригинальность рецепта и исполнения.

8. Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну дорожных наук»

9. Практический семинар «Обучение ПДД посредством игр».

10. Презентация материалов для родителей.

11. Фотовыставка «Образцовые пешеходы».

12. Встреча в педагогической гостиной «Мама за рулем».

13. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный путь в школу».

14. Конкурс – соревнование на знание ПДД среди родителей (водителей) воспитанников «За рулём профессионал».

15. Консультации:

  • «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»

  • «Вы, ребенок и автомобиль»

  • «Правила дорожного движения – знать каждому положено» педагогическое просвещение родителей посредством проведения

  • Издательство листовок под рубрикой «Правила дорожные всем нам знать положено»

  • Показ открытых мероприятий

  • Родительские собрания (с приглашением сотрудников ГИБДД)

16. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!»

17. Оформление папки-передвижки “Правила дорожные детям знать положено”

18. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного поведения»

19. Выпуск устных журналов «Чудеса дорожные»:

  • страничка водителю

  • страничка мамочке и папочке

  • страничка Сашеньки и Дашеньки

  • страничка "Ваше мнение"

20. Проведение акций, проектов по теме:

  • День вежливых пассажиров, пешеходов и водителей.

  • Внимание, юный пешеход!

  • Самый культурный пешеход / пассажир/ водитель.

  • Безопасный путь моего ребёнка в детский сад.

  • Ребёнок – главный пассажир / пешеход.

  • Осторожно, дорога!

  • Обеспечь здоровье себе и своим близким

  • Дисциплина на улице залог безопасности

  • Осторожно, гололёд!

  • Осторожно, снегопад!

21. Почтовый ящик «Справочное бюро».

22. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка умению ориентироваться в своём микрорайоне.

23. Изготовление памяток: «Если Вы купили ребёнку велосипед», «Как научить ребёнка наблюдать за дорогой».

24. КВН – совместное мероприятие с детьми.

25. Просмотр и обсуждение вместе с детьми детских передач на канале НТК в рамках проекта «Спасайкин».

26. Подписка на журнал «Спасайкин».

Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения

Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

Уголок может быть оформлен так:

  1. единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см);

  2. набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации;

  3. книжка-раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

  • «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

  • «Внимание – мы ваши дети!»

  • «Ребёнок имеет право жить!»

  • «Глупо экономить своё время за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен соответствовать требованиям и содержать:

  1. информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;

  2. причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;

  3. рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге;

  4. перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения;

  5. рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи (родителей) в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.


 

Консультация для родителей: «Причины нарушения детьми ПДД»

С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах городов, поселков. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте стоит аварийность и транспортный травматизм. 

В 50 % случаев ДТП с детьми виноваты сами дети. Остановимся на основных нарушениях ПДД, приводящих к ДТП.

1. Переход дороги перед близко идущим транспортом (примеры).

Дети в силу своих возрастных и психологических особенностей развития очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеянны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Увидев на противоположной стороне улицы знакомого, увлекшись разговором или каким-либо предметом, они могут внезапно начать движение через дорогу, буквально бросаясь под колеса автомобиля. В таких случаях водитель оказывается в чрезвычайно трудном положении и чаще всего не имеет возможности предотвратить наезд. Подчас бывают случаи, когда, даже видя движущуюся машину, ребенок все же пересекает дорогу, рассчитывая на свои быстрые ноги. Далеко не всегда такие попытки заканчиваются благополучно.

2. Неожиданный выход детей на проезжую часть из-за транспорта, строений (пример).

Чрезвычайно важно, чтобы каждый ребенок знал, что стоящий автобус, трамвай, троллейбус, нельзя обходить ни спереди (можно оказаться на пути других, параллельно движущихся машин), ни сзади (водителям встречного транспорта, особенно в местах, где проезжая часть неширокая, пешеход в начале перехода через улицу не виден). Нередки случаи, когда дети выбегают на дорогу из-за кустарников, растущих у жилых домов, осветительных мачт; игровых сооружений. Порой в таких случаях водитель не успевает даже среагировать на внезапно возникшую опасность.

3.     Переход улицы в неустановленном месте (примеры).

По этой причине попадают в аварии около 35%-40% детей. Это распространенное нарушение свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения или об их недисциплинированности. Необходимо также иметь в виду, что часто ребята неправильно переходят улицу, следуя дурному примеру взрослых. Переход в не установленном для этого месте опасен тем, что для водителя уже само появление пешехода на проезжей части является неожиданным. Вредная привычка переходить улицу вне пешеходного перехода заслуживает особого осуждения, она провоцирует и других на аналогичные нарушения. Кроме того, если иногда пешеходу-нарушителю и удается избежать каких-либо последствий для себя, то в любом случае он создает опасную ситуацию для других участников движения.

4. Переход улицы при запрещающем сигнале светофора (примеры).

Дети даже дошкольного возраста понимают значение сигналов светофора. Поэтому игнорирование их - свидетельство сознательного нарушения Правил дорожного движения. Некоторые ребята начинают переход улиц при смене сигналов светофора, при желтом сигнале, предварительно убедившись, закончил ли транспорт проезд перекрестка. Нередки случаи неправильного пользования светофорами с вызывным устройством, когда ребенок, едва нажав кнопку, тут же начинает переход, хотя светофор еще не изменил сигнал на зеленый, а автомобили продолжают движение.

Имеют место случаи, когда несовершеннолетние дети совершают аварии, находясь за рулем автомобиля, мотоцикла, мопеда, велосипеда. Будет нелишне напомнить, что езда на велосипедах на городских магистралях разрешена с 14 лет. При этом велосипед должен быть технически исправен. Родителям, имеющим в личном пользовании автомобили и мотоциклы, советуем исключать всякие возможности управления этими видами транспорта подростками.

Воспитать взрослого человека значительно труднее, чем заложить основы сознательного отношения к вопросам безопасности движения вашим детям. Поэтому задача всех родителей - добиться от детей неформального выполнения Правил дорожного движения. Самое действенное средство воспитания - пример взрослых. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.

 

Консультация для родителей: «Дорожные уроки»

Не жалейте времени на « уроки» поведения детей на улице. Никто не сможет заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице. Никто не сможет заменить родителей в вопросе формирования у ребенка  дисциплинированного поведения на улице, соблюдения  им  правил безопасности.

 Запомните:  в начальной школе ваш ребенок  должен хорошо  знать и выполнять:

  • Играть только в стороне  от дороги.

  • Переходить проезжую часть, не спеша и только по пешеходному переходу.

  • Не пересекать путь приближающемуся транспорту.

  • Опасаться стоящего транспорта (за ним может быть скрыта движущаяся машина).

  • Входить и выходить  из любого транспорта только при полной его остановке.

  • Выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару.

  • При переходе улицы на разрешающий сигнал светофора необходимо уступить дорогу машинам с включенным  проблесковым маячком и звуковым сигналом и всем водителям-нарушителям.

Дети должны обязательно знать при переходе проезжей части:

  • Вначале найти  безопасное место  для перехода. (Именно найти, ведь не всегда  рядом оказывается переход. Это место должно  быть как можно  дальше от машин и других помех обзору).

  • Остановиться  на тротуаре возле обочины. (Обязательно остановиться! Всегда нужна остановка. Не следует выходить или выбегать на дорогу сходу).

  • Осмотреться и прислушаться – нет ли машин (осмотреться – значит, с поворотом головы и вправо и влево; прислушаться – значит, выбросить все посторонние мысли из головы и помнить, что машину может быть не видно), и если видна приближающаяся машина – дать ей проехать. Снова посмотреть по сторонам.

  • Если по близости нет машин – можно переходить дорогу, и только под прямым углом к тротуару.

  • Продолжать внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдешь дорогу.

В начале учебного года обязательно пройдите с ребенком его маршрут в школу. Вспомните основные навыки поведения на дороге. Составьте маршрут его безопасного пути с указанием  улиц, пешеходных переходов, светофоров и вклейте в дневник.

Каждый ребенок должен знать 4 основных закона  безопасности дорожного движения:

  1. «ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ»

  2. «ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ - ОСТАНОВИСЬ!»

  3. «НЕ ВИДИШЬ - ОСТАНОВИСЬ!»

  4. «УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!»

 

Консультация для родителей: «В гостях у психолога»

Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей – 7-14 лет, т.е. это дети, обучающиеся  в начальных и средник классах школы. Большой процент пострадавших  учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой – особенностями  функционирования психики детей этого возраста.

Психофизиологические особенности детей, определяющие их  поведение на дороге.

  1. Дети не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности.

  2. Дети иначе, чем взрослые переходят дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека  наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя  к краю проезжей части или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка  не успевает переварить информацию и дать правильную команду к действию.

  3. Дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, что реальные т.с. могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

  4. Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в тоже время он сам не виден из-за машин водителям.

  5. Особенности детского внимания. Оно избирательно и концентрируется  не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше  всего.

  6. У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20% (ребенок: до 70 гр. по горизонтали и до 90 градусов по вертикали; взрослый соответственно 120 и 150)

  7. Замедленная реакция на опасность 3-4 секунды (вместо 0,8-1 у взрослых).

  8. Оценка движущихся т.с. подвержена влиянию контрастов. Чем больше т.с., тем быстрее дети  представляют его движение. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать п.ч., однако недооценивает опасность небольшой машины, движущейся с небольшой скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявлять, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.

 Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

  • Навык переключения внимания на дорогу. То есть различать  границу, за которой начинаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда.

  • Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге. Умение ориентироваться  в дорожно-транспортной ситуации и принимать  правильные решения.

  • Навык наблюдения. То есть смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего движения.

  • Навык предвидения опасности. Умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а так же предполагать возможные опасности, вычислять их.

 

 

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года

Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дети редко акцентируют внимание на специфические «зимние» опасности, поэтому объясните ребенку, почему на зимней дороге необходимо особое внимание!

1. Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках  и в темноте  значительно ухудшается видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный  предмет можно принять за движущийся, и наоборот. Поэтому напоминайте детям, что в сумерках надо быть особенно внимательными. Покупайте одежду со световозвращающими элементами (нашивки на курточке, элементы рюкзака), что позволит водителю с большей вероятностью увидеть вашего ребенка в темное время суток.

2. В снегопады  заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет  глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя  видимость на дороге тоже  ухудшается. Обратить внимание детей на этот факт.

3Яркое солнце, как ни странно тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому надо быть крайне внимательными.

4. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и самое главное – непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное безопасное расстояние для пешехода до машины надо увеличить в несколько раз.

5Количество мест  закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт:

  • сугробы на обочине

  • сужение дороги из-за неубранного снега;

  • стоящая заснеженная машина.

6. Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Кроме того, капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки так же мешают обзору.

7. Объясняйте ребенку, что не стоит стоять рядом с буксующей машиной. Из-под колес могут вылететь куски льда и камни. А главное- машина  может неожиданно  вырваться из снежного плена и рвануть в любую сторону.

8. Обратите внимание школьников и родителей на особенности пользования пассажирским транспортом. Скользкие подходы к остановкам общественного транспорта – источник повышенной опасности.