Педагогическая находка
1. Пояснительная записка;
2. Сценарий образовательной ситуации в центрах активности. Тема: «Домашние питомцы-кошки» (для старшей логопедической группы);
3. Паутинка задач по проекту на тему: «Домашние питомцы-кошки» (старшая логопедическая группа);
4. Презентация "Какого цвета бывают кошки?".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Сценарий образовательной ситуации в центрах активности
Тема: «Домашние питомцы-кошки»
(для детей старшей логопедической группы)
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Этот период характеризуется особой информационной чистотой и готовностью к познанию мира. Однако самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Осваиваемая нами с начала 2016-2017 учебного года технология группового сбора Л.В. Свирской и хорошо знакомый нам метод проектирования, как нельзя лучше реализуют данные подходы. Используемые нами технологии и современные методы помогают взрослым организовать успешное продвижение ребенка в образовательном процессе, не подавляя детской инициативы.
Задача педагога: создать подходящую для этого образовательную среду и, наблюдая за детьми, их своеобразием, интересами и склонностями, дать ребенку свободу в выборе занятий и поддерживать активное учение и саморазвитие ребенка.(Приложение №1)
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Данный проект по теме «Кошки бывают разные…»предназначен для детей старшей логопедической группы, составлен по технологии группового сбора и представляет собой комплекс форм и методов организации коррекционно-педагогического процесса. Временные рамки для реализации проекта рассчитаны на 1 неделю. Цели и задачи проекта поставлены в соответствии с образовательной программой ДОУ и программой речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста. (Приложение №2)
Главная цель проекта:Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость сотрудничества и сотворчества.
Данная образовательная ситуация проводилась в рамках реализации детского исследовательского проекта, с детьми старшей логопедической группы.
Основная коррекционная цель данной ситуации:активизация словаря детей с нарушениями речи. Ответственный за организацию и проведение проекта- учитель-логопед, воспитатели данной группы, инструктор по физической культуре. Учитывая особенности данной группы детей, логопед работаетсними еженедельно, проводя по четыре коррекционно-образовательных ситуации в центрах активности, который он курирует (Центр грамоты «Звукарик» и центр развития речи «Говорушки»).Логопедические занятия проводятся в группе по трем направлениям: развитие связной речи, формирование лексико-грамматических категорий и развитие навыков фонематического анализа.
Работа представлена по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей всех образовательных областей. Мероприятие проводится по подгруппам, так как используется деятельностный метод, что требует индивидуального подхода к каждому ребенку.
Описываемая нами образовательная ситуация «Домашние питомцы- кошки», включает в себя все три направления коррекционной работы.
Тема выбрана. Следующий шаг – инициирование и организация обсуждения конкретного содержания для развертывания темы. Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана - как содержательная, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинки».
Модель 3х вопросов заполняется педагогом, со слов детей. Затем «Модель» вывешивается в приемной группы, и родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме. (Приложение № 3)
Для того чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. (Приложение № 4)
Главным условием проведения проекта является детская инициатива. Через выбор темы самими детьми определяется круг их интересов по теме, и реализуется через метод трех вопросов, включающая в себя информацию, которая формирует и структурирует содержание всего мероприятия.Комплекс полученных планов и вопросов детей можетбыть ими реализован в центрах активности.
Посредством выбора центра активности каждого ребенкадля осуществления собственных планов и получения интересующей информации осуществляется индивидуальный подходк каждому ребенку, возможность выбрать то, что ему действительно интересно.(Приложение №5)
Каждый центр реализует несколько интегративных задач из различных образовательных областей, первостепенными среди которых являются задачи речевой направленности, т.к. данное направление является актуальнымдля детей логопедической группы. (Приложение №6)
В центрах организуется совместная деятельность детей и взрослого,реализуется деятельностный метод, Модель взаимодействия между педагогом и детьми определяется как партнерская.
Недельный проект включает в себя организацию деятельности детей в различных организационных формах: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная. Каждая из форм определяется исходя из интересов, потребностей детей и степени усвоения материалаи др. Обязательно использование здоровьесберегающих технологий, как неотъемлемой части коррекционно-образовательного процесса. Предполагается использование ИКТ. (Приложение №7)
Самый зрелищный этап проекта – его презентация. На презентацию приглашаем всех желающих родителей. Наш опыт показывает, что это стимулирует другие семьи включиться в проект. Главный герой презентации - ребенок, рядом с ним находятся его родители. Они рассказывают о том, что узнали, сделали, демонстрируют подготовленные материалы.
На заключительной стадии занятия логопед подводит итог, т. е. определяет его результативность. Здесь звучит положительная эмоциональная оценка работы ребенка на занятии. А главным итогом является то, чтобы ребенок ждал следующей встречи с логопедом. Только положительная мотивация способствует эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату.
Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации в центрах активности
Тема: «Домашние питомцы-кошки»
(для детей старшейлогопедической группы)
Цель: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость сотрудничества и сотворчества.
Задачи:
- Расширение представлений о кошках.
- Активизация словаря детей.
- Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Групповой сбор №1
Обмен новостями (в понедельник- первый день работы над проектом)
Дети (по звуковому сигналу) собираются на ковре.
Приветствие: ритуал «Все на месте?»
Повторяют групповые правила, составленные ими (иллюстрированные на мольберте)
- Говорит только один, тот, у кого в руках предмет!
- Говорить кратко, но самое значимое и интересное!
- Внимательно слушать говорящего!
Логопед: Представьте, что я корреспондент детского журнала «Милые кошечки» и хочу взять у вас интервью (работают с микрофоном). Я слышала, что вчера Рома рассказывал очень интересные факты о своем домашнем питомце. Рома, ты можешь рассказать об этом всем детям? (рассказ ребенка)
Теперь, я хочу задать вам несколько вопросов (работают с микрофоном):
-Что вы знаете о кошках?
-Что вы хотели бы узнать о них?
- Что нужно вам сделать, чтобы больше узнать об этих животных?(Приложение №1)
Групповой сбор №2
Дети собираются по сигналу на ковре. Встают в круг, руки кладут на плечи друг другу и произносят:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы
«Один за всех и все за одного»!
Приветствие: ритуал «Все на месте?»
Логопед:Сегодня у нас в гостях сказочный герой–«Кот в сапогах». Помните, он исполнил все желания своего хозяина, аможет он и нам поможет?! Передавайте котадруг другу по кругу и расскажите то, чем хотели бы сегодня делать, чем заниматься.
Игра «Большой добрый кот»
Логопед: Представим, что мы — один большой, добрыйкот. Давайте послушаем, как он дышит и подышим вместе! Вдох через нос, выдох через рот. На вдох — делаем шаг вперед, вдох должен быть глубоким, спинка ровной, живот надувается, на выдох — шаг назад, выдыхаем через «Трубочку», живот втягивается. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.
Работа в центрах активности
Логопед: А теперь я вам предлагаю реализовать ваши планы, а наш помощник «Кот в сапогах» обязательно будет вам помогать. Он сегодня для вас подготовил несколько интересных заданий в наших центрах.
Каждый выбирает центр, в котором захочет узнать что-то новое и интересное.
В центре рисования предлагаю вам раскрасить кошек, нарисовать полосы на их шерсти.
В центре грамоты вы сможете узнать из каких звуков состоит слово КОТ, КОТИК, выложить эти слова в кассах.
В центре математики- посчитать сколько кошечек, нарисовано на карточках, разукрасить их.
Воспитатель:Прошу каждого из вас прикрепить магнит со своим именем к интересной для вас эмблеме центра и отправиться туда для выполнения задания.(Приложение №2)
Центр ИЗО «Рисовашки»
Задачи:
1). Развитие мелкой моторики.
2). Формирование графо-моторных навыков.
3). Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Воспитатель: У каждого из вас на карточке нарисовано по три кошечки. Заштрихуйте их в нужном направлении, затем раскрасьте, и расскажите сколько кошечек и каких цветов у вас получились («У меня три коричневые кошечки»; «У меня получились две черные кошки и одна белая», «У меня оранжевая кошка и два кота в пятнышках»).
Центр грамоты «Звукарик»
Задачи:
1). Закрепление понятий «гласный» и «согласный» звук.
2). Определение позиции звука в слове.
3). Звуковой анализ слов: КОТ, КОТИК.
Логопед: Прочитаем слова- КОТ, КОТИК. Посчитай, сколько звуков в этих словах? Где находится звук К? В кассах выполним звуковой анализ слов.
Центр математики «Цифроград»
Задачи:
1). Закрепление счета до 10-ти.
2). Составление полных предложений.
3). Согласование существительных с числительными ДВА, ДВЕ.
Воспитатель: У каждого из вас на карточках нарисованы кошки. Посчитайте, сколько их и раскрасьте. Расскажите сколько их и какого они цвета (Пример: «У меня две серые кошки»).
А теперь сосчитайте, сколько кошек на этой картинке (Десять кошек).
Центр конструирования «Строители»
Задачи:
1). Продолжать учить детей конструировать из различных материалов.
2). Закрепить навыки конструирования, ставить детали конструктора плотно друг к другу.
3). Развивать воображение, память, фантазию, связную речь.
Итоговая игра «Наши кошечки гуляют…»
Логопед: Мы с вами знаем, что кошка- это домашнее животное. А значит ей нужен…дом. Предлагаю вам заселить своих кошечек в домик. Еще они могу гулять во дворе дома, где растут деревья. («Моя кошка сидит на крыше», «Мои три кота гуляют возле деревьев», «А моя оранжевая кошка спит под лавкой» и т.д).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЕ ЛО ГО
Мягкие лапки, А в лапках - цап-царапки .
СЕ РО ГО
Он пушистый, погляди-ка, И умеет он мурлыкать, А мышей Вы не найдете, Если рядом серый... (котик)
РЫ ЖЕ ГО
Двух мышат загонит в нору И пройдется по забору, А потом ко мне в окошко Прыгнет озорная...(кошка)
Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет и ещё песенки поет. ( Кошечка)
ЧЕ Р НО ГО
Ночью не спит, мышей сторожит (Кошка)
РА З НО Ц ВЕ Т НО ГО
На диванчике лежит, Только "мяу" говорит. Молочко пьёт в миске, Знаю, это - ... (киска)
Предварительный просмотр:
Модель трех вопросов
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Что сделать, чтобы узнать |
- Кошки- домашние, живут в доме. (Тимур) | -Хочу узнать, как кошки дружат? (Айшан) | -Я у мамы спрошу. Она нашего Васю купила и домой принесла. (Алиса) |
-У кошек много шерсти. (Егор) | -Где они любят гулять? (Имам) | -Можно в книжке нашей посмотреть на полке. (Егор) |
-Они едят корм, который с мясом, и еще молоко могут пить. (Алиса) | -У них нос мокрый, почему-то… (Рома) | -В мультике про кошечек и собак. (Милана) |
-Вот так лапу облизывают. Мяукают. (Милана) | - Зачем они ловят мышей? (Карина) | -Смотреть на них. (Арстан) |
-Кошки царапают, когти острые такие. (Рома) | -Себе куплю кошку, чтобы играла со мной. (Тимур) |
Паутинка задач по проекту на тему: «Домашние питомцы-кошки»
(старшая логопедическая группа)
Задачи:
- Расширять представления детей о домашних питомцах (кошках).
- Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приемы вырезания ножницами.
- Познакомить детей с искусством силуэта.
- Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.
- Формировать графо-моторные навыки.
- Согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звук, определять позиции звука в слове.
- Звуковой анализ слов: КОТ, КОТИК.
- Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки сходства и различия.
- Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар
- Закрепить счет до 10-ти.
- Учить ориентироваться в пространстве, закрепить предлоги-над, под, за, в, (сверху-снизу).
- Составлять полные предложения.
- Согласовывать существительные с числительными (ДВА, ДВЕ, СЕМЬ, СЕДЬМОЙ).
- Изготовить (симметричным способом в аппликации из бумаги) персонажей для пальчикового театра.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
- Развивать социальные навыки работы в группе, учитывать мнение партнеров.
- Продолжать учить детей конструировать из различных материалов.
- Закрепить навыки конструирования, ставить детали конструктора плотно друг к другу.
- Развивать воображение, память, фантазию, связную речь.
- Развивать двигательную активность детей.
- Координация речи с движениями, имитировать движения и повадки животных.
- Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Предполагаемые ситуации:
- Презентация «Какого цвета бывают кошки».
- Самодельные книжки-малышки «Это интересно».
- Панно на доске «Где живут кошки»?
- Коллективная работа (коллаж) «Кошки бывают разные».
Взаимодействие с семьей:
- Принести фотографии своих питомцев-кошек.
- Помощь в сборе электронных картинок разноцветных кошек.
- Выучить стихотворения о котах и кошках.
- Составить дома вместе с ребенком короткие рассказы о котах и кошках
Тема проекта:
«Домашние питомцы-кошки»:
Центр литературы
«В гостях у По»:
- Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», К.Д. Ушинский «Васька» (задача№1,13)
- Просмотр мультфильма «Кошкин дом» (задачи№11,12)
Центр грамоты «Звукарик»:
- Выложить в кассах слова: КОТ, КОТИК (задача№6,7)
- Игра «Поймай звук» (задача№5,8)
Центр конструирования «Строители»
1.Конструирование «Домики д\кошек и котов» (задача №18,19)
2. Худ. труд «Кошечка с котятами» (задачи№ 2,15)
Центр математики «Цифроград»:
- Д\И: «День рожденье кота Леопольда» (задача№10)
- Просмотр картины для раскрашивания «Десять разных кошек» (задача№7)
- Игра-раскраска «Две кошки, два кота, два котенка» (задача№4,9)
ЦЕНТР спорта и здоровья «Крепыши»
1.Физ. минутка «Кошки-мышки» (задача №21)
2.Эстафета «Кошачьи бега» (задача №12)
3.П/И: имитация движений кошачьих (задача №22)
Пальчиковый центр «Послушные пальчики»:
- Кошачья гимнастика (задача №1,21)
- Спортивные соревнования котят (задача № 11,22)
Список используемой литературы:
1. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249//Вестник образования.-2014.-Апрель.-№7
3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ под общей редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой, СПб: КАРО, 2014
4. Инновационная деятельность современного педагога в дошкольной образовательной организации: сборник научных и методических статей, СПб: Издательство Политехнического университета, 2015 г.
5. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. - М: Просвещение,2015.-128с.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/О.А. Кабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.- М: Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.