Авторские программы
Модифицированная программа "Сундук небывалых историй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 2.74 МБ |
prilozhenie.docx | 67.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Компоненты
связного высказывания:
Обстановка
В данный компонент входят разнообразные условия действия: место, время, ситуация, и атмосфера происходящего. Необходимо выбрать тип местности (город, деревня, дачный поселок), придумать интерьер (тип здания, цвет стен), описать окружающие запахи, время года, цвет неба, погоду. Чем подробнее будет продумана обстановка, тем живее получится история.
Персонажи
Ими могут быть реальные или воображаемые люди, животные, вымышленные существа (феи, принцессы, роботы) и неодушевленные объекты с человеческими чертами (говорящие машины, деревья, обнимающие нас своими ветвями). Необходимо продумывать их характер и физические параметры, прошлую жизнь, конфликты и проблемы, с которыми они сталкиваются, кого и что они любят, какую одежду носят, меняются ли они на
протяжении повествования, что ими движет, какие у них недостатки.
Сюжет
Экспозиция и завязка: знакомство с действующими лицами, обстановкой, событиями, которые приводят к конфликту.
Развитие действия: обострение конфликта.
Кульминация: поворотный пункт в повествовании- самый захватывающий и напряженный момент.
Развязка: разрешение конфликта.
Эпилог: герои осознают влияние конфликта на их жизнь и примиряются с тем, что случилось.
Конфликт
Сторонами конфликта могут быть не только два персонажа. Герой истории может вступить в борьбу с погодой, воспоминаниями, судьбой, болезнью, внутренними переживаниями. В истории может развиваться несколько конфликтов. Внешние конфликты-это борьба персонажей с внешними силами и обстоятельствами. Внутренние конфликты-борьба персонажей с собственным «я».
Тема
В истории может быть несколько тем, например,
-друзья делают жизнь интереснее;
-смелость проявляется в разных формах;
-внешность бывает обманчивой;
-тайное всегда становится явным.
КТО? | |
Выбор персонажа (русалка, дельфин, робот) | Какие они? (красивый, шумный, смелый) |
ГДЕ? | |
Место действия (детский сад, замок, Северный полюс) | Какое оно? (жаркое, заколдованное, с привидениями) |
ЧТО? | |
Выбор вещи (карандаш, открытка, фотоаппарат) | Выбор события (прогулка, купание в море, праздник) |
КОГДА? | |
(через час, до появления автомобилей, во времена мамонтов) | |
ПОЧЕМУ? | |
В чем проблема? (что-то потерялось, кого-то заколдовали, что-то украли) | Как ее решить? (с помощью волшебства, найти спрятанные сокровища, герои действуют сообща) |
Приложение 1
«Находки для сюжетов»:
Приложение 3
Методическая разработка занятия по развитию связного творческого высказывания у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Сорокины помощники»
Цель: развитие речи детей.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширять и закреплять представления о зимующих птицах. Совершенствовать навык составления описательного рассказа по мнемоквадрату. Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развивать связное творческое высказывание, фонематические представления, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитывать любовь и заботу к птицам.
Оборудование: диск с записью голоса сороки и звука вьюги, видео изображение летящей сороки, цепочка сюжетных дисков, мнемоквадрат «Зимующие птицы», банка с сюжетными дисками, камешками, картинками и кубиками.
Ход занятия
Звучит аудио запись «Вьюга»
- Игра «Вьюга»
Как поет вьюга? Мы будем петь то тихий звук [У], то громкий, в зависимости от того, буду я поднимать руки или опускать вместе с вами. Чем выше мы поднимем руки, тем громче поем, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Поем [У] очень тихо.
- Сюрпризный момент
(На экране появляется летящая сорока, держащая в когтях банку, крышка которой перевязана цепочкой из сюжетных дисков. Сорока бросает ее вниз и просит детей узнать, что в ней лежит и кому она принадлежит).
-Ребята, как вы думаете, что спрятано в банке?
-Как мы можем это узнать?
Чтобы это узнать, нужно попытаться развязать цепочку, которой перевязана банка. Без этого открыть банку не получится. Но сначала, рассмотрим картинку на крышке банки.
3.) Составление рассказа по мнемоквадрату
(сорока, сова, снегирь сидят на заснеженной ели)
Ребята, кто нарисован на картинке? Что они делают? Почему именно эти птицы нарисованы? Как называются птицы, которые остаются зимовать с нами?
(Дети работают в парах, составляют описательный рассказ по мнемоквадрату).
4). Динамическая пауза
Вот на ветках птицы
Распушили перышки (дети присаживаются на корточки)
Греются на солнышке (похлопывают себя по плечам)
Головою вертят (повороты головы)
Улететь хотят (машут руками как крыльями)
Улетели, улетели
За метелью, за метелью. (бегут вокруг столов)
5). Пересказ рассказа Н.Сладкова «Курорт «Сосулька» с помощью цепочки из сюжетных дисков
Однажды с сорокой приключилась вот какая история…
Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:
— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я морозы и вьюги терплю. А на зимовке-то, говорят, курорт... Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
— На какой, на какой — на обыкновенной!
— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать с Севера прилетели. Я — Сова белая и Снегирь.
— Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?
— У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают- говорит сова.
— Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!
(Групповая работа детей: развязывают цепочку из сюжетных дисков и с помощью изображений на каждом из них пересказывают историю сороки).
6.) Составление творческого рассказа с помощью «Банки с историями»
Дети высыпают содержимое банки на ковер (сюжетные камешки, диски, кубики и картинки), выбирают по одному понравившемуся элементу. Каждый индивидуально с помощью сюжетных предметов составляет продолжение творческого рассказа о том, чья это банка и как она попала к сороке, выкладывая по очереди свои предметы на переносной столик.
7). Итог
Молодцы ребята, мы с вами узнали чья это банка и как она попала к сороке. Теперь нам нужно придумать, как вернуть ее владельцу? (варианты ответов детей, выбор одного из них).