Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Бубенчикова Наталья Геннадьевна

1.Отчет о проведенных мероприятиях повышения профессионального уровня 2021-2022 год.

2. индивидуальный план повышения профессионального уровня 2021-2022 год.

3.Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2022-2023 год

4. Отчет о проведенных мероприятиях повышения профессионального уровня 2022-2023 год.

5. Индивидуальный план повышения профессионального уровня 2023-2024 год.

6.отчет о проведенных мероприятиях повышения профессионального уровня 2023-2024 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по реализации плана самообразования за 2021-2022 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 67 «Умка»

______Бубенчикова Наталья Геннадьевна___________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ 28 лет-высшая категория_______________

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «Речевое развитие детей с ОВЗ,  старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными традициями

                                2021-2022 уч.год (учебный год )  

                      Группа  старшего дошкольного возраста «Б»

                           компенсирующей направленности

 

                                      2  - Содержание

Тема: «Речевое развитие детей с ОВЗ,  старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными традициями».

Цель: Повышение профессиональной компетентности в области речевого развития детей.

Задачи:

1.Повышать уровень теоретической подготовки

2.Организовывать работу по изучению и реализации новых образовательных программ и стандартов.

3.Внедрять в педагогическую деятельность инновационные методики

4. Способствовать раскрытию творческого, речевого потенциала

Актуальность выбранной темы:

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения, мы испытываем чувство сопричастности, сопереживания, взаимного понимания.

Речь является средством общения, познания и социального взаимодействия и в зависимости от формы общения делится на устную и письменную.

В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Ребенок, поступающий в школу, должен владеть навыками словоизменениями и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и. т.д. Поэтому начинать работу нужно с дошкольного возраста, т. к. именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут  годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В период дошкольного возраста ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи.

В зависимости от возраста ребенка учитываются особенности речевого развития дошкольника.

В старшей группе дошкольник способен пересказать литературное произведение, составить сюжетный рассказ (по картинкам, об игрушке, из личного опыта), описать планирование предполагаемого проекта, привести определённые доказательства.

Старший дошкольник – хороший «слушатель». Он внимательно выслушивает и анализирует рассказ педагога или сверстника, задает вопросы по содержанию и, если считает необходимым, делает корректные замечания сверстникам.

Воспитаннику старшей группы понятны общепринятые нормы речевого общения. С целью установления контактов он активно использует приветствие, просьбу, обращение по имени (или по имени и отчеству), выражает благодарность и т.п.

Значительно расширяется словарь бытовых терминов (обозначение свойств окружающих предметов и явлений, их функции и назначения). В связи с изучением труда взрослых пополняется словарь названий профессий, орудий труда, трудовых действий. Старший дошкольник с интересом осваивает многочисленные названия оттенков различных цветов.

Содержание и формы работы по речевому развитию старших дошкольников.

Развивать монологическую речь (описание, рассуждение, объяснение).

Развивать умение использовать речь как средство познания – поиск ответов на вопросы.

Способствовать овладению компонентами грамотной речи.

Развитие диалогической речи (обогащение познавательной деятельности).

Проблемные ситуации.

Обсуждение и решение проблемных ситуаций, возникающих как по инициативе педагога, так и в соответствии с интересами детей.

Речевые упражнения.

Высказывания при планировании какого-либо проекта (например, «Как построить двухэтажный дом», «Как сделать самолет из листка бумаги») с обязательным проговариванием действий).

Совершенствование монологической речи.

Составление рассказа.

Рассказ по картинке, из опыта, по игрушкам.

Творческие рассказы (придумывание конца сказки, составление рассказа по аналогии и др.)

Пересказ.

Пересказ близко к тексту программных литературных произведений с использованием средств выразительности (от лица героя, от лица автора, по ролям).

Обогащение словаря.

Словесные игры.

Игры на обогащение активного словаря существительными, прилагательными, глаголами («Кто летает», «Кто ползает», «Что можно сшить», «Что делает повар» и т.д.).

Задача педагога – добиться максимального количества вариантов ответов детей, затем добавить неназванные варианты.

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развитая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует (шифрует) окружающую человека действительность.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков (особенно фонематических и грамматических). Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил.

Достаточно высок и уровень развития лексики. В речи детей появляются синонимы, антонимы, образные сравнения и противопоставления. Дошкольники без ошибок употребляют существительные с разными суффиксами (медведица – медвежонок – медвежоночек – медведушко). В их рассказах встречаются удивительно точные оценки объектов и явлений (вертучий, сосульчатый). Дети начинают использовать прилагательные в разных степенях сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий), а так же обозначения оттенков цветов (сиреневый, сиреневатый, малиновый, темно-серый и др.). Заметно возрастает число глаголов, причем дошкольники употребляют синонимы с разной эмоциональной окраской (идет – шагает – вышагивает – плетется – бредет). В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи и обозначающих деятельность людей, их взаимоотношениях, поступки, поведение, переживания. По всей видимости, это связано с тем, что период с пяти до семи лет является возрастом оформления социально-стандартизированной речи (П. Болонский и др.).

В ситуациях, требующих что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь ребенка шестого года жизни становится сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания . К шестому году  не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Некоторые дети не дифференцируют на слух и в произношении свистящие и шипящие звуки, а иногда и звукир и л. Это приводит к тому , что ребенок не всегда правильно произносит слова в предложении, содержащем несколько слов со звуками, которые для него звучат похоже (с – з, с – ц, ч – щ и др.). Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопеда и воспитателей.

Взаимосвязь разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения преемственных связей в содержания обучения дошкольников. Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками. В отношении развития речи дошкольников мы имеем дело с двумя формами осуществления преемственности: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно. Поскольку от возраста к возрасту идет постепенное уложенные материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Большинство занятий по развитию речи построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий разнообразна: это и времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения взрослых и детей, любовь к природе. Со многими из этих тем дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи. Они закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему сперва в отдельных лексических и грамматических упражнениях, а затем в связных высказываниях. И тогда такой переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

Важным направлением работы по обучению языку является проведение педагогической диагностики для выявления уровня сформированности программных задач у каждого ребенка, прослеживания качественных характеристик детей каждой возрастной группы, успешности овладения отдельными сторонами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой) и формами речи (диалогической и монологической).

Итак, главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Часто  у старших дошкольников наблюдаются трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц. По мнению большинства педагогов, навыки связной речи при самостоятельном, спонтанном их развитии не достигают желаемого уровня, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.

Развитие связной речи является основной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к овладению школьной образовательной программой является наличие сформированной связной монологической и диалогической речи, так как она включает в себя все необходимые для присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление, передачу усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания. Все школьные предметы основаны на пересказе (прочёл – пересказал). Если дошкольник будет свободно и понятно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная связная речь, но и письменная.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных качеств воспитанника, особую роль в развитии которых играют родители, как субъекты образовательного процесса. Главными воспитателями детей являются их родители. Поэтому усилия педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи дошкольников обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Но в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, а не на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки. 

В 2021/2022 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Речевое развитие детей с ОВЗ,  старшего дошкольного возраста через ознакомление с народными традициями».

Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.

Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребёнку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смена различных видов деятельности.

Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь работать творчески и перестраивать свою работу в соответствии с государственными требованиями. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Творческий подход, мастерство и желание позволяет мне реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей старшего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.

Цель моей работы:

- развитие умения поддерживать беседу

-совершенствование диалогической формы речи

-поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения. Согласие или несогласие с ответом товарища

-развитие монологической формы речи.

Поставила перед собой задачи:

  1. Формирование умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
  2. Формирование умений рассказывать (по плану и образцу) о предмете, содержании сюжетной картинки, составлять рассказ по картинкам с последовательно-развивающимся действием
  3. Развитие умения составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам
  4. Формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Актуальность:

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

Развитие речи- одна из важнейших задач в подготовке детей к школе, а игр- основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Поэтому я считаю, что именно через игру, через игровые приёмы необходимо развивать речь детей.

Наиболее трудный вид в монологической речи-описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание- это анализ, что ребёнку даётся очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать, рассказ или сказку дети обычно встречают радостно.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения.

В этом году мною были проведены консультации для родителей:

-«Что влияет на развитие речи ребёнка?»

-«Памятка для родителей по обучению связной речи»

-«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

-«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

-Родительское собрание по теме: «Развиваем и обогащаем словарный запас детей»

-Открытое занятие по теме: « Воздух-невидимка» (опытническая деятельность)

Обучение детей для меня- это увлекательное занятие, но трудоёмкое. Проведение занятий требует тщательной подготовки и чем раньше начать учить детей пересказывать, тем выше будет уровень их подготовки к школе.

Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Консультация для воспитателей:

- «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию дошкольников»

- «Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей»

Сценарий детской сказки «Колобок».

Как же родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи? 

Очень важно направлять внимание ребёнка на всё, что он видит вокруг себя дома и на прогулке; и не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.  Приведу несколько игр и упражнений, которые предлагала использовать дома в домашних условиях для развития связной речи детей:

Игра «Что мы видим во дворе?»Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребёнку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Игра « Что мы видели вчера?»Вместе с ребёнком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чём разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.  Аналогично проводится игра «Что мы будем делать завтра?»

Игра "Профессии"Покажите малышу, как с помощью разнообразных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенок самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: "Кто ты?" Ребенок назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребёнка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны. Чтобы помочь ребёнку рассказать о профессиях, необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например: - Как одет человек на работе? Носит ли он специальную форму? - Чем занимается человек на этой работе? - Где он работает? - Какие инструменты ему необходимы? - Зачем нужна эта профессия? Какую пользу приносит людям? Например, можно рассказать о профессии врача: врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице или поликлинике, он лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты: шприц, градусник, фонендоскоп. Профессия врач нужна для того, чтобы лечить людей от различных болезней.

Игра "Коллекция"Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру: - подбери все машины; - подбери всех кукол. Затем - геометрические фигуры: - подбери все шарики; - принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим"Является обычной беседой на бытовые темы. - Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

Упражнение "Назови действие"Ребёнок называет слова, обозначающие действия. Ребёнку задают вопросы: -Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит). - Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает). - Что делает щенок? - Что делает птичка?

Упражнение " Выучи стихотворение"Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребёнка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на картинки.

Упражнение "Загадки"Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребёнок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел - расскажи"Ребёнку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают, а ребёнку предлагают ответить на вопросы: "Кто изображён на картинке?", "Во что одета девочка?" Затем следует попросить рассказать, что он видел на картинке. Конечно, сначала ребёнок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить развёрнутый ответ, то можно предложить ребёнку снова посмотреть на картинку. Если ребёнок и теперь затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании картинку следует раскрасить, что позволит вашему ребёнку рассмотреть детали. Когда ребёнок раскрасил картинку, следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок: Какого цвета у мальчика брюки? Во что ещё он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч?

Игра "Угадай по описанию"Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт жёлтого цвета. По форме он продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус - кислый. С ним чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами" Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его главные признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета. Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?"Можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди: — Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. — Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. — Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает! — Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

Ежедневное общение родителей с ребёнком создаёт условия для развития связной речи дошкольника. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.                                

Анализ проведенной работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками, поэтому работа над этой темой будет продолжаться



Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития педагога по повышению профессиональной компетентности в соответствии требований Профессионального стандарта педагога

Педагог: Бубенчикова Н.Г

№ п/п

Содержание профессионального стандарта педагога

Мероприятия

Срок

Результат выполнения

1

Обучение

Пройти курсы повышения квалификации по теме «Организация  и содержание логопедической работы с детьми в дошкольных образовательных организациях», «Организация взаимодействия ДОУ и семьи.»

2021г.-2022

Курсы повышения квалификации пройдены, по теме «Организация взаимодействия ДОУ и семьи.»-прослушан вебинар.

2

Пройти обучение по использованию в работе с детьми ИКТ (интерактивной доской).

Пройти аттестацию высшую категорию

2021-2022г.

Аттестация на высшую категорию пройдена

3

Воспитательная работа

Сотрудничество с другими педагогами (просмотр занятий по развитию речи).

. 2021г.-2022

Посещение по теме самообразования открытых уроков

4

Продолжать вносить свой положительный

вклад по поддержке атмосферы и традиций учреждения.

2021г.-2022

Развлечение с детьми  «Рождественские колядки»

5

Развитие

Совершенствовать знания по выявлению основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

2021г.-2021

Совместно с родителями и детьми приняли участие в различных конкурсах

Мероприятие «Семья-источник вдохновения».

6

Совершенствовать умения составлять психолого – педагогическую харектеристику (портрет) личности дошкольника (совместно со специалистами).

.

2021г.-2022

7

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования

Пройти курсы по разработке и реализации индивидуальных программ развития с учётом личностных и возрастных особенностей детей.

2021г.-2022

Программа группы компенсирующей направленности от 6-8 лет.

8

Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике

. 2021г.-2022

Публикации по теме на сайтеМаам и др.

9

10

Обобщение опыта

Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ.

«Взаимодействие с семьёй.»

.

2021г.-2022

2021г.-2022

Клуб «Молодая семья»

                               

                         МБДОУ ДС №67 «Умка»

Индивидуальный маршрут развития педагога по повышению профессиональной компетентности в соответствии требований Профессионального стандарта педагога

2021-2022 учебный год.

                                           Педагог: Бубенчикова Н.Г

                                              г. Нижневартовск



Предварительный просмотр:

        МБДОУ ДС №67 «Умка»

План по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Воспитатель: Бубенчикова Н.Г.

        г. Нижневартовск

                                                       План по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

Ф.И.О. педагога: Бубенчикова Наталья Геннадьевна

Категория: Высшая

Тема: «Развитие речи детей методами  Монтессори –педагогики», в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Цель: Повышение профессиональной компетентности в области речевого развития

Детей старшего дошкольного возраста методами Монтессори.

№ п.п

Содержание работы

Сроки выполнения

Формы работы

Примечание

Теоретический

этап

Изучение методической литературы по данной теме.

В течение года

дистанционно

1. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М. : Издательство Мастер, 1992.- 80 с.

2. Павлова, Л. Н. Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет [Текст]: Пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Павлова. – М. : «Мозаика-Синтез», ТЦ Сфера, 2010. – 224с.

3. "Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е.А.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

В течение года

дистанционно

«Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет», Виктория Дмитриева,  «Воспитание по системе Монтессори. 80 лучших упражнений и идей», Ирина Мальцева.

Посещение РМЦ

в течении года

очное

Практический этап

1.Изучение практического опыта по теме самообразования (посещение РМЦ, знакомство с практическим опытом педагогов г. Нижневартовска.

2. проведение игр по развитию речи.

 

В течение года

дистанционное, очно-заочное

«Тактильная дорожка»,

«Лоскутки»,

« Пары шершавых табличек»,  «Рисунок на крупе».-игры

Курсы повышения квалификации, вебинары по теме самообразования

в течении года

очно-заочные, дистанционные

вебинар «Развитие речи детей 4-8 лет(Акименко В.М.)

Консультации для родителей

Октябрь-май

Разработать консультации и провести индивидуальные беседы, для родителей, по данной теме, после проведения мониторинга воспитанников

Организация круглых столов, семинаров для педагогов

Разработать семинары для педагогов

 Консультация - для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет

Разработать выступления по теме самообразования

В течении года

выступление на педагогическом совете ДОУ, диссеминация опыта

Подведение итогов самообразования

май 2023г

Продолжить работу по теме самообразования,  выступить на педагогическом совете, сделать подборку  консультаций, памяток, оформить папку –передвижку для родителей .



Предварительный просмотр:

Отчёт по реализации плана самообразования за 2022-2023 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 67 «Умка»

______Бубенчикова Наталья Геннадьевна___________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ 30  лет-высшая категория_______________

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: «Развитие речи детей методами Монтессори–педагогики», в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников.

                                2022-2023 уч.год (учебный год )  

                 

          Группа  компенсирующей направленности от 6-8 лет «В»

                         

 

                                             2  - Содержание

Тема: «Развитие речи детей методами  Монтессори –педагогики», в индивидуальной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

1.Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес.

2.Вызвать у детей желание делятся своими впечатлениями от полученных результатов.

3.Повышать уровень теоретической подготовки

4.Организовывать работу по изучению и реализации новых образовательных программ и стандартов.

5.Внедрять в педагогическую деятельность инновационные методики

6. Способствовать раскрытию творческого, речевого потенциала

Актуальность выбранной темы:

Актуальность работы по выбранной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам ДОУ общеразвивающего вида приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.

Целью моей работы явилось повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, а так же поиск новых форм и методов, создание условий для развития речи детей дошкольного возраста.

И как следствие, перед собой я ставила задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения теоретической и научно-практической литературы;
  • Создать картотеку игр для развития речи по системе М. Монтессори
  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы и для развития и коррекции речи, используя игры и упражнения Монтессори-педагогики.
  • Развивать речевую активность детей, используя методы Монтессори педагогики
  • Привлечь родителей к формированию и развитию речи детей, к созданию условий для развития речи дома и в группе, познакомить родителей с Монтессори педагогикой и её философскими принципами.

В группе  создана материально-техническая база для работы по системе М.Монтессори:

  • 1. Собраны Монтессори-материалы.
  • 2. Создана предметно-развивающая среда.
  • 3. Оборудован  уголок экспериментирования
  • разработано перспективное планирование работы по методике М.Монтессори с сентября по май.

В работе использовала:

Шнуровки
Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона. Это игрушки различной формы, шнурки — разной длины.
Занимаясь со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму.

Рамки с застежками
Это деревянные рамки с различными застежками большими и маленькими пуговицами, кнопками, бантами, ремешками, застежками - «молниями», «липучками», шнурками, которые вдеваются в дырку, наматываются на крючки и петли.
Такие игрушки-пособия обучают конкретным навыкам, необходимым при одевании и раздевании, а также развивают мелкую моторику.

Материалы для общих подготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов, рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой.

Предметы для пересыпания и переливания
Упражнения с этими предметами помогают улучшить координацию движений, способствуют концентрации внимания. Как правило, упражнения включают в себя пересыпание крупы и переливание воды из одной посуды в другую. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается, ему сразу видна ошибка. Как правило, ребенок сам искренне расстроен, и воспитателю нет необходимости ругать его. И в этом заключается еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Метод Монтессори — это педагогика без наказаний.

Материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью; складывание салфеток.

В этой зоне малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться со свойствами тканей.

Математическая. Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры. В этой зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Математическая зона содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился сложению, вычитанию, умножению и делению, освоил порядковый счет — все то, что считается необходимым для готовности ребенка к школе. Монтессори - материал учит детей мыслить логично и точно.

 Геометрические тела
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм.

Зона языкового развития

Развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики.

В этой зоне ребенок расширяет словарный запас, учится читать и писать. Дети обводят пальчиками буквы русского алфавита, цифры, волнистые линии и пишут их на манной крупе на подносе.

Сюда входит материал для расширения словарного запаса, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

Собирая картинки-пазлы, способствуют развитию мелкой моторики для дошкольников. Смысл метода Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. Задача воспитателя –помочь организовать ему свою деятельность.

Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы направить ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию; задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, пощупать, попробовать на вкус, т.е. все прочувствовать. Ребенку необходимо научиться контактировать с предметами лично. Основной лозунг М. Монтессори: "Помоги мне сделать это самому".

Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по теме:

1. Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1 –М. : Издательство Мастер, 1992.- 80 с.

2. Павлова, Л. Н. Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет [Текст]: Пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Павлова. – М. : «Мозаика-Синтез», ТЦ Сфера, 2010. – 224с.

3. "Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е.А.

В поисках интересного и познавательного материала обращалась также к интернет - ресурсам.

Результатом изучения литературы и интернет-ресурсов стало накопление материала для работы с детьми и родителями.

На основе данной литературы:

  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, основанным на материалах Монтессори педагогики (игры с прищепками; шумящие коробочки, игры «Начало  – середина –  конец», «Открыто-закрыто», «Найди пару», разрезные картинки, материалы для интуитивного чтения («Картинка-слово»)).

В дальнейшем планирую:

-оформить картотеку игр и упражнений  для развития речи с использованием методов М. Монтессори.

-оформить папки-передвижки для родителей: «Педагогика М. Монтессори», «Игры для развития речи по системе М. Монтессори».

-Планирую пройти курсы повышения: «Использование методики Марии Монтессори в детском саду».

В процессе использования игр пыталась действовать в соответствии с принципами Монтессори-педагогики:  если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала.

Упражнения  включались в план совместной образовательной деятельности, способствовали развитию мелкой моторики, расширению словарного запаса и умения им пользоваться, развитию слухового внимания, развитию умения классифицировать предметы и слова, сопоставлять предметы с их названием, расширению кругозора.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей, поэтому для родителей подготовила и оформила ряд папок-передвижек, знакомящих родителей с философией Монтессори педагогики, некоторыми играми и упражнениями по развитию речи, сенсорики, мелкой моторики, со списком литературы, в которой подробно представлена и описана методика проведения подобных игр. 

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию речи, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, считаю, что смогла добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы усовершенствована предметно-развивающая среда в группе, наблюдается положительная динамика развития речи и мелкой моторики у каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

        МБДОУ ДС №67 «Умка»

План по самообразованию

на 2023-2024 учебный год

Воспитатель: Бубенчикова Н.Г.

        г. Нижневартовск

                                                       План по самообразованию

на 2023-2024 учебный год

Ф.И.О. педагога: Бубенчикова Наталья Геннадьевна

Категория: высшая

Тема: «Создание мини-музея  и проведения мероприятий по ознакомлению детей с народными традициями в группе, совместно с родителями, с целью приобщения дошкольников к истокам народной культуры».

Цель: Повышение профессиональной компетентности в области

№ п.п

Содержание работы

Сроки выполнения

Формы работы

Примечание

Теоретический

этап

Изучение методической литературы по данной теме.

В течение года

дистанционно

Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

В течение года

дистанционно

Посещение РМЦ

в течении года

очное

Практический этап

1.Изучение практического опыта по теме самообразования (посещение РМЦ, знакомство с практическим опытом педагогов г. Нижневартовска.

2. проведение колядок с детьми и других народных праздников.

 

В течение года

дистанционное, очно-заочное

Курсы повышения квалификации, вебинары по теме самообразования

в течении года

очно-заочные, дистанционные

Консультации для родителей

Октябрь-май

Разработать консультации и провести индивидуальные беседы, для родителей, по данной теме, после проведения мониторинга воспитанников

Организация круглых столов, семинаров для педагогов

Разработать семинары для педагогов

Разработать выступления по теме самообразования

В течении года

выступление на педагогическом совете ДОУ, диссеминация опыта

Подведение итогов самообразования

май 2024г



Предварительный просмотр:

Отчёт по реализации плана самообразования за 2023-2024 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 67 «Умка»

______Бубенчикова Наталья Геннадьевна___________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ 32  года-высшая категория_______________

(стаж работы) (кв. категория)

Тема: ««Создание мини-музея и проведения мероприятий по ознакомлению детей с народными традициями в группе, совместно с родителями, с целью приобщения дошкольников к истокам народной культуры».

                                2023-2024 уч.год (учебный год )  

                                  подготовительная группа «Г

 

                                             2  - Содержание

Тема: «Создание мини-музея и проведения мероприятий по ознакомлению детей с народными традициями в группе, совместно с родителями, с целью приобщения дошкольников к истокам народной культуры».

Цель: Повышение профессиональной компетентности в области истоков народной культуры.

Задачи:

1.Повышать уровень теоретической подготовки

2.Организовывать работу по изучению и реализации новых образовательных программ и стандартов.

3.Внедрять в педагогическую деятельность инновационные методики

4. Способствовать раскрытию творческого потенциала

E:\Desktop\slide-2.jpg

Хочется остановиться на самых интересных, на наш взгляд, мероприятиях.

1.С целью повышения качества образования и развития педагогической компетентности посещала семинары-практикумы, так как они имеют более узкую направленность. В рамках семинара - практикума «Ознакомление с культурой русского народа» познакомилась со способами изготовления народной куклы, узнали больше о куклах наших предков. Итогом данной работы стал мастер класс проведённый мной с родителями по изготовлению куклы. 2.Так же детям предложена презентация «Из истории русского народного костюма». Представила для рассматривания куклу в русском народном костюме. Дети дали описание костюму подготовили описание –какие части костюма и головных уборов присутствуют, как они называются, что символизируют собой узоры и орнаменты костюма.

3. Очень интересной находкой явилось «Изготовление куклы- игрушки из соленого теста», где дети совершенствовали свои творческие способности, полученные на занятии.

4.Также дети участвовали во всех народных праздниках: осенний праздник, новый год, крещение, колядки, 8 марта, 23 февраля, пасха.

Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений.

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность.

Проделанная работа помогла сформировать у воспитанников устойчивый интерес к русской народной культуре.

Анализ проведенной работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками, поэтому работа над этой темой будет продолжаться