Речевая страничка
Предлагаю занятия для родителей с детьми по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-5_zvukovaya_kultura_rechi.docx | 102.02 КБ |
zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_dlya_detey_5-6_let.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для проведения родителями с детьми
на тему: «Звуковая культура речи: звук ч. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить...»
4-5 лет
Задачи: упражнять ребенка в отчетливом и правильном произношении звука ч (изолированного, в слоге, словах), в определении наличия звука в слове; помочь ребенку запомнить и выразительно прочитать стихотворение.
Ход занятия
Взрослый предлагает повторить за ним следующие звуки: с, з, ц, ш, ж. И добавляет новый звук - ч. Объясняет, что этот звук хорошо слышится, когда набирает скорость паровоз (чух-чух-чух-чу-у-у), когда чирикает воробушек (чив-чив-чив), когда непослушный воробьенок высовывается из гнезда, а воробьиха летает рядом, волнуется: «Чадо, чадо, чебурахнешься!»
Затем взрослый просит ребенка внимательно осмотреть комнату, обнаружить предметы в названиях которых есть звук ч, назвать их.
Игра «Не ошибись»
Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в слове звук ч:
Чашка, стакан, чепуха, домик, черный, белый, чисто, чумазый, котенок, черненький и т.д. если ребенок ошибается, взрослый просит вслушиться в слово.
Далее взрослый читает ребенку русскую народную песенку «Дед хотел уху сварить»
Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
Взрослый повторяет первые четыре строчки - завершенную мысль, ребенок повторяет все что запомнил, вначале два последних слова, 2-3 повторения.
Взрослый еще раз читает четверостишие и прсоединяет к нему следующие строки
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Спрашивает, легко ли коту да петуху дедовы удочки тащить. Кому из них легче? А почему удочки сам дед не тащит? Тащат кот и петух удочки, вздыхают:
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.
Упражнять ребенка в выразительном чтении последних строчек, предлагает читать их вдвоем. Взрослый за кота читает строчку целиком, а ребенок за петушка соглашается с котом, вздыхает и подтверждает: невмочь, надо помочь. Упражнение повторить 4-5 раз, ролями меняться.
Взрослый спрашивает ребенка, кто такой рыбак и что он знает о ершах. Поясняет ребенку, что это забавная народная песенка, шуточная. Даже рыба, которую собирается наловить дед, чтобы сварить уху - костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот намучается, собравшись рыбкой полакомиться.
Взрослый еще раз читает песенку, предлагает ребенку вместе с ним проговаривать.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Расширение и активизация словарного запаса происходит у детей происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире.
- Просматривайте семейные фотографии, рассказывайте о родственниках, где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем приходятся вашему ребенку.
- Подробно рассказывайте о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень будут привлекательны для детей воспоминания о вашем детстве, об играх, в которые вы играли. Можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Попросите ребенка описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы: в них в детстве играли родители, и они по-прежнему интересны вашим детям.
- Для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние» слова, «Сладкие» слова, «Стеклянные» (деревянные, пластмассовые и т.п.) слова, «Вежливые» слова, «Веселые» слова, «Грустные» слова, «Спортивные» слова.
Пример установки на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это «зимние» слова».
- Работа со словами-антонимами. Игры типа «Мальчик-девочка»
Ход игры:
Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный,
быстрый – медленный,
красивый – безобразный,
пустой – полный,
худой – толстый,
умный – глупый,
трудолюбивый – ленивый,
тяжелый – легкий,
трусливый – храбрый,
твердый – мягкий,
светлый – темный,
длинный – короткий,
высокий – низкий,
острый – тупой,
горячий – холодный,
больной – здоровый,
широкий – узкий,
глубокий – мелкий,
сильный – слабый,
жидкий – густой.
Друг… враг
День…ночь
Радость…грусть (печаль)
Потолок... пол
Жара…холод
Зло…добро
Правда,…ложь
Быстро…медленно
Говорить…молчать
Покупать…продавать
Поднимать…опускать
Бросать…поднимать (поймать)
Прятать…искать
Зажигать…тушить
Одеть…раздеть
Потерять…найти
Положить…убрать
Дать…взять
Налить…вылить
Хорошо…плохо
Тяжело…легко
Высоко…низко
Далеко....близко
Закрепление слов-синонимов
Ход игры:
Взрослый называет ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Скажи, похоже»
Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры:
Взрослый бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.
Думать - .... (размышлять),
открыть - ..... (отворить),
отыскать - ... (найти),
зябнуть - ... (мерзнуть),
поразить - ... (удивить),
шалить - ... (баловаться),
забавлять - .... (развлекать),
прощать - ...(извинять),
звать - ... (приглашать),
реветь - ... (плакать),
мчаться - ... (нестись),
вертеться - ... (крутиться),
опасаться - ... (бояться),
бросать - .... (кидать).
«Как назвать того, кто...?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры:
Вариант 1
Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...
Кто на паровозе ездит? (Машинист)
Кто лечит детей (врач)
Кто учит в школе детей (учитель)
Кто готовит еду (повар)
Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Вариант 2.
Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ......