Речевая страничка

Борисова Лилия Владимировна

Предлагаю занятия для родителей с детьми по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для проведения родителями с детьми

на тему: «Звуковая культура речи: звук ч. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить...»

4-5 лет

Задачи: упражнять ребенка в отчетливом и правильном произношении звука ч (изолированного, в слоге, словах), в определении наличия звука в слове; помочь ребенку запомнить и выразительно прочитать стихотворение.

Ход занятия

Взрослый предлагает повторить за ним следующие звуки: с, з, ц, ш, ж. И добавляет новый звук - ч. Объясняет, что этот звук хорошо слышится, когда набирает скорость паровоз (чух-чух-чух-чу-у-у), когда чирикает воробушек (чив-чив-чив), когда непослушный воробьенок высовывается из гнезда, а воробьиха летает рядом, волнуется: «Чадо, чадо, чебурахнешься!»

  Затем взрослый просит ребенка внимательно осмотреть комнату, обнаружить предметы в названиях которых есть звук ч, назвать их.

Игра «Не ошибись»

Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в слове звук ч:

Чашка, стакан, чепуха, домик, черный, белый, чисто, чумазый, котенок, черненький и т.д. если ребенок ошибается, взрослый просит вслушиться в слово.

Далее взрослый читает ребенку русскую народную песенку «Дед хотел уху сварить»

Дед хотел уху сварить,
Дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий,
За котом петух Терентий.
Тащат удочки
Вдоль по улочке.
Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.

036922027

Взрослый повторяет первые четыре строчки - завершенную мысль, ребенок повторяет все что запомнил, вначале два последних слова, 2-3 повторения.

   Взрослый еще раз читает четверостишие и прсоединяет к нему следующие строки

Тащат удочки
Вдоль по улочке.

Спрашивает, легко ли коту да петуху дедовы удочки тащить. Кому из них легче? А почему удочки сам дед не тащит? Тащат кот и петух удочки, вздыхают:

Деду одному невмочь.
Надо старому помочь.

  Упражнять ребенка в выразительном чтении последних строчек, предлагает читать их вдвоем. Взрослый за кота читает строчку целиком, а ребенок за петушка соглашается с котом, вздыхает и подтверждает: невмочь, надо помочь. Упражнение повторить 4-5 раз, ролями меняться.

  Взрослый спрашивает ребенка, кто такой рыбак и что он знает о ершах. Поясняет ребенку, что это забавная народная песенка, шуточная. Даже рыба, которую собирается наловить дед, чтобы сварить уху - костлявая, колючая. Ее и чистить трудно, да и кот намучается, собравшись рыбкой полакомиться.

  Взрослый еще раз читает песенку, предлагает ребенку вместе с ним проговаривать.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Расширение и активизация словарного запаса происходит у детей происходит на основе углубления представлений детей об окружающем мире.

  1. Просматривайте семейные фотографии, рассказывайте о родственниках, где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем приходятся вашему ребенку.

  1. Подробно рассказывайте о своей работе или учебе, о тех людях, которые вас окружают. Очень будут привлекательны для детей воспоминания о вашем детстве, об играх, в которые вы играли. Можно предложить ребенку поиграть в эти игры. Попросите ребенка описать игры, в которые он играет со своими товарищами в детском саду. Очень интересны и приятны для ребенка и взрослых моменты, когда оказывается, что некоторые игры прошли через годы: в них в детстве играли родители, и они по-прежнему интересны вашим детям.
  2. Для развития словаря различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов) можно использовать игровые упражнения типа «Зимние» слова, «Сладкие» слова, «Стеклянные» (деревянные, пластмассовые и т.п.) слова, «Вежливые» слова, «Веселые» слова, «Грустные» слова, «Спортивные» слова.

Пример установки на игру: «Давай с тобой вспомним все возможные слова, которые напоминают нам о зиме. Это «зимние» слова».

  1. Работа со словами-антонимами. Игры типа «Мальчик-девочка»

Ход игры:

Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

красивый – безобразный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,

светлый – темный,

длинный – короткий,

высокий – низкий,

острый – тупой,

горячий – холодный,

больной – здоровый,

широкий – узкий,

глубокий – мелкий,

сильный – слабый,

жидкий – густой.

Друг… враг

День…ночь

Радость…грусть (печаль)

Потолок... пол

Жара…холод

Зло…добро

Правда,…ложь

Быстро…медленно

Говорить…молчать

Покупать…продавать

Поднимать…опускать

Бросать…поднимать (поймать)

Прятать…искать

Зажигать…тушить

Одеть…раздеть

Потерять…найти

Положить…убрать

Дать…взять

Налить…вылить

Хорошо…плохо

Тяжело…легко

Высоко…низко

Далеко....близко        

Закрепление слов-синонимов

Ход игры:

Взрослый называет  ребёнку ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель — друг — враг;

Грусть — радость — печаль;

Еда — очистки — пища;

Труд — завод — работа;

Танец — пляска — песня;

Бежать — мчаться — идти;

Думать — хотеть — размышлять;

Шагать — сидеть — ступать;

Слушать — глядеть — смотреть;

Трусливый — тихий — пугливый;

Старый — мудрый — умный;

Бестолковый — маленький — глупый;

Смешной — большой — огромный.

«Скажи, похоже»

Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребенку, называя глагол, ребенок возвращает мяч обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - .... (размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).

«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры:

Вариант 1

Взрослый предлагает детям назвать того, кто ...

Кто на паровозе ездит? (Машинист)

Кто лечит детей (врач)

Кто учит в школе детей (учитель)

Кто готовит еду (повар)

Кто водит самолет? (Летчик, пилот)

Вариант 2.

Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (строитель - строит). 

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ......