Обобщение опыта работы

Борисова Лилия Владимировна

"Использование Квест-технологии в работе с детьми" - выступление на августовской педагогической конференции руководящих и педагогических работников Балтийского муниципального района, 2018 г

"Роль проектной и исследовательской деятельности в речевом развитии дошкольников" - выступление на августовской педагогической конференции руководящих и педагогических работников Балтийского муниципального района, 2017 г.
 

"Через сказку - в мир маленьких исследователей" - Выступление на I Международной ярмарке инноваций в рамках проекта "Сказкотека" 17-18 сентября 2018г.

"Методика проведения учебных исследований в детском саду" СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольных образовательных учреждений Балтийского муниципального района

Исследовательская работа «Растения-волшебники» - выступление на областном конкурсе-фестивале исследовательских работ дошкольников "Балтийские звездочки науки" и итоговой  областной конференции педагогов ДОУ, работающих в программе "Хранители Природы" по направлению "Открываем мир природы" в 2017 году

Экологический проект "Планет наш дом - не мусори в нем!" выступление на областной конференции педагогов ДОУ,  работающих в программе "Хранители Природы" по направлению "Открываем мир природы" в 2016 году

 «Проведение недели энергосбережения в МБДОУ д/с п. Дивное» Стендовый доклад на областной   итоговой конференции педагогов ДОУ в 2019 году

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование квест-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» (опыт работы в апробации Международного образовательного проекта «Сказкотека») старший воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное Борисова Л.В.

Слайд 2

12 приоритетов президента РФ В числе ключевых задач для системы образования в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» отмечены: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет; формирование эффективной системы поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; внедрение национальной системы профессионального роста педагогов.

Слайд 3

«Модель компетенций 21 века усложняется. В ее основе лежит множественный интеллект — музыкальный, визуальный, вербальный, логико-математический, межличностный и эмоциональный. И только потом — специализированные, узконаправленные навыки. Профориентация 21 века становится карьерным ориентированием и решает такие задачи, как: умение разбираться в мире профессий, строить образовательную траекторию к цели, умение адаптироваться». Д. Судаков

Слайд 4

Одними из важнейших качеств, которые должны быть привиты к современному ребенку, являются: коммуникативность, способность к развитию, социальная ответственность, критичность, способность к сохранению традиций». А. Федоров

Слайд 6

С К А З К О Т Е К А Международный образовательный проект «Сказкотека – русские сказки детям России и Германии» (Калининградская обл., северные земли Германии; более 4000 потенциальных участников) Реализуется Калининградским отделением Фонда мира при методической поддержке КОИРО (РФ), ОЦ ИКаРуС (ФРГ) Цель проекта: системное сетеобразование организаций регулярного и дополнительного образования РФ и ФРГ (а также др. стран мира, присоединившихся к билатеральному проекту) с целью реализации позитивного диалога культур. Задачи проекта: - популяризация России в мире путем представления инноваций в сфере образования, созданных сотрудниками и выпускниками российских вузов - углубленное освоение русскоязычного УНТ в РФ и в мире для формирования системного представления об этнолингвокультуре современной России и ее исторических корнях - формирование национального характера носителя русского языка как родного/одного из родных при осознании необходимости позитивного диалога культур (этнонациональное как основа интернационализации мышления) - представление сокровищ УНТ и литературного творчества на русском языке как неотъемлемой составляющей мирового культурного наследия – в диалоге культур - развитие коммуникативной компетенции (в контексте компетентностного поля личности 21 века) носителей русского языка в РФ и в мире на основе работы по технологии «перспективного чтения» - привлечение внимания к книге как медиуму в семьях дошкольников и учащихся начальной школы РФ и др. стран мира (популяризация чтения с учетом специфики содержания и носителей информации 21го века) - раскрытие перспектив проектного взаимодействия и сетеобразования (развитие консорциумного мышления) для участников проекта на международном уровне Сроки реализации: весна 2017 – весна 2020 гг.

Слайд 7

С К А З К О Т Е К А 35 русских народных и авторских сказок Единая система заданий (реализован принцип избыточности) Междисциплинарный подход Реализация преемственности для целевой аудитории от 5 до 12 лет Учет поликультурного состава аудитории Учет мультимедийного компонента Внутренняя завершенность каждого материала Учет возможного отсутствия педагогического опыта (допобразование, родители) в системных комментариях

Слайд 8

Цель образования – развитие всех 5 ключевых компонентов коммуникативной компетенции для взаимодействия в поликультурном сообществе. Самокомпетенция (индивидуальное Я как часть МЫ) восприятие себя как партнера, «посла» своей культуры, педагога и ученика, соорганизатора с соотв. ответственностью и автономией в выборе структур и методов обучения и изучения языка; самообучение (обучение длиною в жизнь) Социальная (межличностная) компетенция эмоциональные (личностные) и профессиональные связи, участие в принятии групповых решений, умение распознавать и разрешать межкультурные конфликтные ситуации Межкультурная компетенция критическое мышление по отношению к собственной стране и культуре, чувство общего и различного между культурами, восприимчивость и гибкость при общении с представителями иных культур с учетом собственной и их социо-культурной (само)идентификации Медиа-компетенция владение новыми информационными технологиями, понимание способов их использования для овладения всеми аспектами изучаемого языка как проявления иной культуры, способность к критическому суждению в отношении медиа; восприятие РС как инструмента при осознании первичности межличностного общения

Слайд 9

В апробации со стороны РФ приняли участие 42 организации дошкольного, начального и дополнительного образования Калининградской области РФ (135 педагогов). Балтийский муниципальный район – МАДОУ д/с № 1, МАДОУ д/с № 6, МБДОУ д/с п. Дивное Инновационные продукты, возникшие в результате внедрения МАДОУ д/с № 1 - инновационные игры в технологии «говорящие стены»: Работа по авторским развивающим карточкам ОБЖ со сказкой МАДОУ д/с № 6 - инновационные игровые элементы в технологии «умный пол»: развивающий игровой коврик «Приключения улитки» новые форматы для взаимодействия с родителями папки-передвижки Полифункционализация материалов Сказкотеки: изба Н.Лернед как паззл и как сенсорный пакет Сказочная игротека: Теремок - читаем, играем, сочиняем! Комплексный интегративный подход к работе с дошкольниками. МБДОУ д/с п. Дивное - квесты на основе отдельных книг Сказкотеки прохождение книги как квеста МБДОУ д/с п. Дивное - авторские подпроекты проект-эксперимент «Через сказку – в мир маленьких исследователей» - детский сад пос. Дивное

Слайд 10

«Три медведя», «Финист – ясный сокол», «Гуси-лебеди»

Слайд 11

Квест «Потерянный рецепт»

Слайд 12

Квест «Потерянный рецепт»

Слайд 13

ПРИГЛАШАЕМ на I МЕЖДУНАРОДНУЮ ЯРМАРКУ ИННОВАЦИЙ: СКАЗКОТЕКА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ (КОИРО г. Калининград, 17-18 сентября 2018 г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный образовательный проект «Сказкотека» - «Сказки России – детям России и Германии» Через сказку – в мир маленьких исследователей Старший воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное Борисова Лилия Владимировна

Слайд 2

Буква Ё Сказка «Ежик в тумане» Как ежик видел в тумане Кто живет в листовом опаде? Наш помощник – дождевой червь!

Слайд 3

Буква Р Сказка «Репка»

Слайд 4

Учебное исследование «Картофель»

Слайд 5

Буква Л Сказка «Лиса и журавль» Интересно, а почему Журавль не смог поесть кашу в гостях у Лисы? А Лиса не смогла поесть кашу у Журавля?

Слайд 6

Буква Ф Сказка «Финист-ясный сокол» А как вы думаете, перышко на самом деле волшебное или только в сказке?

Слайд 7

Буква М Сказка «Муха-Цокотуха» Почему мухи ходят по потолку и не падают?

Слайд 8

Буква М Сказка «Муха-Цокотуха» Почему паутина липкая? Почему паук не прилипает к своей паутине?

Слайд 9

Буква М Сказка «Муха-Цокотуха Дрессированные бабочки

Слайд 10

«Три медведя», «Финист – ясный сокол», «Гуси-лебеди»

Слайд 11

Квест «Потерянный рецепт»

Слайд 12

Квест «Потерянный рецепт»

Слайд 13

До новых встреч, коллеги! Успехов в дальнейшей работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад поселка Дивное СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольных образовательных учреждений Балтийского муниципального района «Методика проведения учебных исследований в детском саду»

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 1.2. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Слайд 3

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с поиском на творческую, познавательную задачу с заранее известным решением

Слайд 4

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» А.И. Савенков Савенков Александр Ильич Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительный член академии педагогических и социальных наук Автор более 150 публикаций по проблемам диагностики развития детской одаренности в образовательной среде. Разработчик и руководитель экспериментальной программы «Одаренный ребенок в массовой школе», реализуемой в школах Москвы, Екатеринбурга, Хабаровска.

Слайд 5

Этапы учебного исследования дошкольника - выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); - выработка гипотез, предположений; - поиск и предложений возможных вариантов решения; - сбор материала; - обобщение полученных данных; - подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.); - защита.

Слайд 6

Кто такие ученые?

Слайд 7

Подготовка (составление плана исследования)

Слайд 8

Выбор темы

Слайд 9

Выбор темы

Слайд 10

Сбор материала Подумать самостоятельно

Слайд 11

Сбор материала Спросить у другого человека Получить информацию из компьютера

Слайд 12

Сбор материала Узнать из книг

Слайд 13

Сбор материала Наблюдение и эксперимент

Слайд 14

Обобщение полученных данных Доклад

Слайд 15

Правила сопровождения детского исследования 1. Всегда подходите к проведению работы творчески. 2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. 3. Не сдерживайте инициативы детей. 4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. 5. Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.

Слайд 16

Общие методические рекомендации Темы детских исследований Фантастические Эмпирические Теоретические

Слайд 17

Общие методические рекомендации Правила выбора темы Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Слайд 18

Презентацию подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное Борисова Лилия Владимировна Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов дошкольных образовательных учреждений Балтийского муниципального района

«Методика проведения учебных исследований в детском саду»

Что такое исследовательская деятельность?

    Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском на творческую, познавательную задачу с заранее известным решением.

    Исследование – процесс решения проблем и практической проверки полученных гипотез.

     В современной педагогической литературе много пишется о важности и необходимости  развития у дошкольника  стремления к исследованию, наблюдению. При этом не так часто встречаются методические рекомендации, подкрепленные конкретные яркими примерами.  А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского пед. Университета, академик, предлагает педагогам  так называемые «инструменты», способные эффективно работать в условиях реального образовательного процесса.

      Методики, предлагаемые А.И. Савенковым, позволяют включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

      Путь развития исследовательских способностей дошкольника А.И. Савенков предлагает проводить поэтапно: сначала – тренировочный этап, затем – этап самостоятельных учебных исследований.

    Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

        Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер и его нелегко использовать в образовании.

Учебное исследование дошкольника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:

■        выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

  • выработка гипотез, предположений;
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
  • защита.

В ходе проведения экспериментальной работы по созданию и доработке методики неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Отметим, что в целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, без труда можно понять, что это существенно обеднит процесс, а следовательно, и педагогический результат работы. Таким образом, наша методическая задача формулировалась так: «Как сделать прохождение каждого этапа доступным для старшего дошкольника?».

Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобится 2-3 фронтальных тренировочных занятия с группой.

Первый этап: «Тренировочные занятия»

Презентация Кто такие ученые, исследователи

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ

Для этого понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Они представлены на вкладке. Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Или вырезать предложенные и наклеить на картон. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа.

На таких же по размеру листочках картона надо заготовить картинки - «темы» будущих исследований. Для этого наклейте на картон изображения животных, растений, зданий и предметов, иллюстрирующих различные тематики (примерные тематические картинки см. на рис. 1).

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Посадим группу детей на ковер кружком и объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобятся два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии будут участвовать пока только в качестве зрителей.

Выбранная пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заранее заготовленные карточки с различными изображениями - темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину образованного сидящими детьми

 Объясним нашим исследователям, что их задача - подготовить сообщение, по-научному это доклад. Детям можно сказать и более упрощенно - рассказ. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию об объекте исследования и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей старшего дошкольного возраста это сложное, новое дело. Воспитатель должен рассказать им о том, что существует много способов сбора информации - «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и понятны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами попробовали их назвать.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например:

«Что мы должны сделать вначале?»,

«Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

 Естественно, что эти вопросы не только к тем, кто у нас выделен специально для проведения исследования, но ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. Подведите их к идее, что сначала надо подумать.

Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие - «Подумать самостоятельно».

  - «Подумать самостоятельно»

       «Спросить у другого человека»

   «Посмотреть в книгах»

  «Посмотреть по телевизору»

   «Понаблюдать»

   «Провести эксперимент»

    «Получить информацию у компьютера»

   «Связаться со специалистом»

Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем больше и интереснее будет материал и работа по нему.

СБОР МАТЕРИАЛА

Теперь, когда маленькие исследователи определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки есть не что иное, как план исследования. Подчеркнем, что он отличается от плана настоящего, профессионального исследователя только по форме выражения. Существо дела в данном случае остается единым.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, несмотря на то, что дети еще не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги (лучше всего для этих целей подойдет бумага из тетрадей в клетку), дети будут ручкой делать заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные на ходу детьми, знаки и символы.

На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.

Уже в старшем дошкольном возрасте ребенком активно воспринимается чувственно-образная информация о мире, которая в дальнейшем станет объектом осмысления и изучения. В итоге юный исследователь учится постепенно познавать такую важнейшую характеристику текста, как его логическая структура, последовательность изложения. Используемое нами пиктографическое письмо (рисунок) позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса и т.п.).

Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью.

Рассмотрим подробнее этапы исследовательской работы.

«Подумать самостоятельно»

Сначала предложите детям подумать и вспомнить, что они знают об исследуемом предмете.  

Естественно, что дети в ходе занятий по-разному рисуют свои карточки (в случае затруднения воспитатель должен помогать ребенку), вначале используя рисунки воспитателя как образец.

Как показывает наш опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации на короткий срок.

Но идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении однако выход всегда есть.

Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко, свободно и заинтересованно.

«Спросить у другого человека»

Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны, им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.

Все мы знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать, и самое главное -слышать других людей. И если, специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая личностная проблема.

Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе..

Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу вместе с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка 

Первое время следует особенно фиксировать внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое неизвестное раньше.

«Узнать из книг»

Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия кроме воспитателя ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать необходимую литературу и быть готовым к сложностям.

Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите так же с помощью символов зафиксировать новые идеи.

Работая с книгой, надо учитывать, что в наше время кроме книг существуют высококачественные аудиовизуальные источники информации. На них записаны научно-популярные и художественные произведения для детей, звучащие в исполнении лучших актеров и рассказчиков. Если ребенок еще не читает, то услышать новое он может не только от воспитателя, читающего ему книгу, но и с аудио- или видеокассеты, компакт-диска и др.

«Наблюдение и эксперимент»

Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Возможность их использования может

дать и рассматриваемая нами тема.

Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», не страшно - можно не акцентировать на этом внимание. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Важно поддерживать темп, чтобы работа шла на одном дыхании.

Обобщение материала

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре так, чтобы всем детям было хорошо видно, листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача Но вместе с тем на этом материале как нигде можно развивать мышление и творческие способности ребенка. Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные. Затем можно

попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего ученого. Иным является лишь степень «новизны» самих фактов.

Сообщение

Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение - «Доклад».

Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Вместе с тем это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими. После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования. Количество коллективных занятий тренировочного плана в нашем эксперименте не превышало трех в каждой группе. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации.

Второй этап: «Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников»

ПОДГОТОВКА

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Например, это могут быть нарисованные предметы, животные, явления или наклеенные картинки, дающие материал к теме исследования. Примерные тематические карточки см. на рис. 1а и 16. Их количество должно равняться количеству детей в группе. Из новых средств для каждого ребенка потребуется только специальная «Папка исследователя» (см. рис.2). Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования». В кармашки мы будем вкладывать свои пиктографические записки с собираемой информацией.

Для того чтобы эти записки делать, каждый ребенок должен получить неограниченное количество маленьких листочков и ручку (карандаш или фломастеры).

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведению и другим предметным сферам. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом выбранной проблемы.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план у нас изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача -собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать не затягивая время - в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача воспитателя - выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Папка исследователя

Для изготовления папки исследователя нам понадобятся:

  • лист картона, по размеру равный альбомному листу (формат А4);

  • лист белой бумаги для рисования или черчения;

  • ножницы и клей;

  • карандаш и линейка;

  • цветные фломастеры или цветная бумага.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Коллективные занятия, описанные выше, позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Поэтому в этой главе мы остановимся на учебных исследованиях более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Мы опишем их отдельно, так как они сложнее и фактически могут рассматриваться как следующая ступень обучения в дошкольном возрасте. Чаще это свойственно одаренным детям, но любой ребенок, даже не причисленный к разряду одаренных, должен иметь возможность для неограниченного развития.

Общие методические рекомендации

Исследовательское обучение может присутствовать и в форме какого-то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.

Какими могут быть темы детских исследований

Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы.

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано

только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов и косметики.

Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих в себя собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности.

В качестве объектов для детского экспериментирования могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы из домашнего обихода или предметы и явления из окружающего мира вообще.

Например, ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком. Ему требуется проверить экспериментально, как попугай реагирует на разную еду, как он относится к музыке, можно ли научить его выполнять какие-либо несложные действия и др. Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений - явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.

Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что содержится в фильмах, написано в книгах и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с детьми дошкольного возраста.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков или истории музыкальных инструментов и др. Обобщив эту информацию, ее можно структурировать и представить для обсуждения сверстникам.

Обычно темы теоретические могут и любят разрабатывать только дошкольники, входящие в категорию одаренных детей. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-то необычное.

Правила выбора темы

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Педагогическое искусство взрослого в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, невысока даже у старшего дошкольника.

Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать следующее:

■        Возможный уровень решения.

Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

■        Желания и возможности.

Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект «Планета - наш дом, не мусори в нем!» Совместный проект педагогов МБДОУ д/с п. Дивное: старшего воспитателя Борисовой Л.В., музыкального руководителя Евтушенко Л.И., воспитателя Поповой Н.П., детей и воспитывающих взрослых средне-старшей группы

Слайд 2

Тип проекта . Информационно - исследовательский; по содержанию: «Ребенок и охрана природы», детско - взрослый, где ребенок исполнитель проекта, внутри одной возрастной группы (4-6 лет) коллективный, средней продолжительности. Участники проекта: дети средне-старшей группы, воспитывающие взрослые. Проблема . Как сохранить нашу землю в чистоте и решить проблему твердых бытовых отходов. Цель-результат: при поддержке взрослых дети наблюдают, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время, куда девается мусор. Может ли этот мусор навредить природе, ее обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом дети узнают можно ли дать мусору вторую жизнь.

Слайд 3

Содержание практической деятельности по реализации проекта . 1 этап. Постановка проблемы

Слайд 4

2 этап. Сбор информации Беседа «Враг природы – это мусор»

Слайд 5

2 этап. Сбор информации Анкетирование родителей Занятие «Куда девается мусор» Игры, чтение художественной литературы Разучивание песен Изготовление плакатов экологической тематики

Слайд 7

2 этап. Сбор информации Опытно-экспериментальная деятельность Что возвращается в Природу быстрее всего? Делаем бумагу

Слайд 8

Что возвращается в Природу быстрее всего?

Слайд 10

Делаем бумагу

Слайд 11

Игра «Жизнь внизу по течению»

Слайд 12

3 этап. Презентация полученных знаний Развлечение «Чудеса для людей из ненужных вещей»

Слайд 16

Книжки-малышки

Слайд 17

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила старший воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное Борисова Лилия Владимировна



Предварительный просмотр:

Стендовый доклад «Проведение недели энергосбережения в МБДОУ д/с п. Дивное»

1. занятие «Гном эконом в гостях у ребят»

2. Акция в детском саду «Мы бережем свет, тепло и воду!»

3. Изготовление Вертушки

4. опытно-экспериментальная деятельность «опыт с бабочками» «Волшебная расчестка», «опыт с луком»

5. Изготовление лэпбуков «Электричество»

   Неделя энергосбережения у нас началась с акции, мы с ребятами прошлись по детскому саду, посмотрели, как в нашем детском саду берегут электричество, раздали и повесили плакаты, призывающие беречь свет, тепло, воду, электроэнергию.

   На занятии поговорили с ребятами о том, что такое энергия, откуда она появляется, для чего нужна нам, природе, животным. Попутешествовали вместе гномом - энергоэкономом, правильно ответили на все его вопросы и помогли ему попасть домой.

    Изготовили вертушку и с помощью ее на прогулке определяли направление ветра.

  Ребят очень заинтересовали опыты, оказывается электричество живет в одежде, волосах. А за луком мы продолжаем наблюдать. Один горшочек стоит в темном месте, другой  в освещенном.

  Завершилась наша неделя изготовлением волшебного лэпбука «Электричество».

IMG_20181107_101315

IMG_20181107_103227

IMG_20181107_103411

IMG_20181107_104309

IMG_20181107_160128

IMG_20181107_160831

IMG_20181107_161457

IMG_20181108_155559

IMG_20181108_155636

IMG_20181116_101345

IMG_20181116_101347

IMG_20181120_162035

IMG_20181120_162049

IMG_20181120_162127