Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей
Представлены материалы работы с опекаемым ребёнком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа сопровождения опекаемых детей | 17.82 КБ |
Результативность работы с опекаемым подростком | 1.09 МБ |
Сборник классных часов "Учимся искусству жить" | 1.67 МБ |
Программа воспитательной работы | 62.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Программа
по педагогическому сопровождению
опекаемых детей
Классный руководитель: Алдакаева Н.Г.
Срок реализации: 2 года
Салехард, 2016
Цель программы: повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
- диагностические исследования;
- наблюдение за ребёнком;
- индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Динамика работы
- Выявление актуальных проблем ребенка.
- Разработка путей поддержки и коррекции.
- Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
- Реализация намеченной программы.
План реализации Программа по сопровождению опекаемых детей
Ф.И. Курмантаев Дмитрий _____________
№ | Мероприятия | Срок |
1. Работа с семьей | 1. Сбор сведений о несовершеннолетнем, и его семье. 2. Посещение семьи, проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи. 3. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи: - выяснение особенностей семейного воспитания; - характера взаимоотношений подростка и родителей Опросник «Наедине с собой» - выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование Анкетирование «Мое отношение к школе». 4. Отработка рекомендаций психолога. 5. Проведение бесед с опекунами или приемными родителями «Как общаться с ребенком» 6. Проведение деловой игры «Организация режима детей» 7. Проведение круглого стола «Оказание правовой помощи». Консультирование. 8. Проведение родительского собрания с элементами тренинга «Родители начинают с себя» (профилактика эмоциональных срывов). 9. Проведении родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии». 10. Проведение консультации «Организация летнего отдыха». | |
2. Успеваемость, посещаемость | 1. Проведение диагностики познавательной деятельности; определение умственного развития; диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка. 2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности. 3. Организация контроля за успеваемостью. 4. Организация контроля за посещением занятий. 5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости. 6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года. 7. Обмен информацией с классным руководителем. | |
3. Внеурочная занятость | 1. Выявление рейтинга учащегося в коллективе (методика независимых характеристик). 2. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка. Анкета «Мои интересы». 3. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций). 4. Включение в общественную жизнь классного коллектива – дать конкретное поручение. 5. Организация контроля за занятостью в свободное время; 6. Проведение бесед и практикумов | |
4. Работа с различными службами | 1. Привлечение различных ведомств к работе с семьей, с несовершеннолетним. (Центр «Радость», УСПН, «Отдел опеки и попечительства ГУО г. Абакана») 2. Организация летней занятости (оказание помощи в приобретении путевок в летние оздоровительные лагеря) 3. Индивидуальное консультирование по вопросам отдыха (трудоустройства). |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г.Салехарда
ПРОГРАММА
воспитательной работы
«НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
(срок реализации 2016—2018 годы)
Классный руководитель: Алдакаева Н.Г.,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3
Салехард, 2016
Пояснительная записка
Сегодня в концепции модернизации российского образования проблема правового и патриотического воспитания звучит особенно актуально.
Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы.
Правовое и патриотическое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое и патриотическое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в старшем звене школы, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали свои права и обязанности, правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям “доброта”, “порядочность”, вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационные формы воспитательной работы
Схема 1.
Структура Программы
Программа включает в себя 4 вариативные программы:
- Гражданин;
- Толерантность;
- Семья;
- Лидер.
Каждая программа имеет свои цели, задачи и кураторов из числа педагогов.
Вариативная программа «Гражданин»
Главные идеи программы:
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка стремления учащихся служить Отечеству, утверждать
на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей; - воспитание гордости за свое Отечество и ответственности за судьбу своей страны;
- стремление к миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
- понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения.
Главные цели программы:
- воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за
него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, коллектива, своего народа, государства; - формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
- признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи программы:
- формировать у учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- обучать решению задач правового и гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев,
- сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
- проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Содержание воспитательной работы:
- изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
- изучение биографий выдающихся граждан своей страны патриотов и борцов за Отечество;
- развитие патриотических чувств учащихся через организацию и
проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах; - организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
- создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором ученик растет;
- посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование
культуры проявления патриотизма и гражданской позиции; - демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками
гражданской позиции и мужества, патриотизма; - поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество и героизм;
- активное сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся;
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
- конкурсы и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов
в рамках программы «Гражданин»
Старший школьный возраст – это время принятия первых значимых в жизни решений. Ребята должны уметь проявлять самостоятельность, обдумывать принимаемые решения, проецировать принятие решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность в принятии решений, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним.
Старшеклассники должны учиться с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать ее в полемике с взрослыми людьми. Старшеклассники должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях.
Возможны следующие мероприятия:
- походы по местам боевой славы;
- встречи с ветеранами и помощь им;
- конкурсы «Письмо ветерану», «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», «Боевая и трудовая слава моего дома», «Отрывной календарь войны...»;
- правовые тренинги;
- встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право»;
- праздники, посвященные памятным датам календаря, памятным событиям родного края.
Вариативная программа «Толерантность»
Главные идеи программы:
- принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;
- воспитание культуры толерантности, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
- практическое применение знаний и умений в области толерантности;
- проекция сегодняшнего, нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель программы: воспитание толерантного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания программы:
- создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков;
- знакомить учащихся с законами толерантности и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в совершении нравственных, толерантных поступков;
- создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков;
- создавать условия для толерантного самовоспитания учащихся.
Содержание воспитательной работы:
- изучение толерантной воспитанности учащихся школы и определение возможных путей коррекции нравственной воспитанности учащихся необходимыми методами и формами воспитательного воздействия;
- изучение нравственного климата в семьях учащихся и классных коллективах, консультирование родителей, классных руководителей по изученной проблеме;
- разностороннее развитие толерантного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
- ответственности за свои поступки;
- учет возрастных особенностей в организации деятельности учащихся по данному направлению;
- создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
- поощрение учащихся, совершающих толерантные поступки.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги толерантного самосовершенствования;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, страны;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа, создание музеев;
- шефская работа в детских садах, больницах;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, сюрпризы, конкурсы;
Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов в рамках
программы «Толерантность»
Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни. В задачу школы и классных руководителей входит развитие их толерантного и интеллектуального потенциала. Учащиеся должны изучить нравственные правила мира и своей страны, познакомиться с нравственными принципами людей. Школа должна дать учащимся возможность проявить свою толерантность на практике для блага других людей.
Возможны следующие мероприятия:
- дебаты и дискуссии по нравственной тематике (например, «На-
горная проповедь – миф или реальность?», «Нравственное наследие античности»); - вечера памяти выдающихся людей страны и мира, внесших свой вклад в толерантное развитие общества;
- конкурс знатоков «Религии мира и их духовные наставники»;
- классные собрания по итогам четверти, учебного года «О себе вслух и только правду»;
- конкурсы сочинений «Моя позиция», «Мой нравственный идеал»;
- исследование мнения старшеклассников на тему «Чем дорожу в родной школе»;
- праздник «Как на школы именины испекли мы каравай» (акция «Подарок школе своими руками»).
Вариативная программа «Семья»
Главные идеи программы:
- семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Главная цель программы: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи программы:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать, с целью помощи и поддержки, соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- создание банка данных о семьях учащихся;
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель — ученик - родитель»;
- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи (например, «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания семьи моих родителей», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи», «О тех, кого мы вспоминаем с грустью...», «Мужчины нашего рода», «Традиции нашей семьи», «О моих близких с любовью»);
- праздники семьи (например, «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее...», «Дорогое слово – отец»,«Долгая и близкая дорога к дому»)
- спортивные состязания с участием отцов и матерей;
- праздники: Восьмое марта, День защитника Отечества, Первое сентября, День Учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Традиционные мероприятия для учащихся 9-11-х классов
в рамках программы «Семья»
Большое внимание должна уделить школа воспитанию семейной культуры старшеклассников. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновнем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи.
В задачу школы входит обучение проектированию будущей семейной жизни старшеклассников, исходя из реалистических ожиданий и возможностей самого старшеклассника.
Внеклассная работа со старшеклассниками в этом направлении должна сводиться к формированию семейных ценностей, подготовке к роли члена своей будущей семьи.
Классные руководители организуют такие внеклассные мероприятия, которые способствовали бы формированию у учащихся следующих правил поведения человека в родительской семье и в своей будущей:
Жить сегодня, помня о прошлом и проектируя будущее.
Уважать личную жизнь членов семьи, не допуская того, чтобы они стали рабами желаний, интересов, вкусов и привычек одного из членов семьи.
Не только получать приятное от членов семьи, но и совершать для них приятные поступки.
Открыто и тактично высказывать свое мнение и свои мысли, научиться делиться с родными положительными и отрицательными чувствами.
Уважать труд других и не бояться трудиться для других.
Не делить домашние обязанности на мужские и женские, пробовать себя в различных ролях.
Принимать как само собой разумеющееся право каждого члена семьи на собственные интересы и увлечения, которые не всегда могут совпадать с интересами и увлечениями всех членов семьи.
Проявлять собственное достоинство и человечность, не попирая при этом достоинство и человечность других членов семьи.
Не пытаться переделывать других под себя и не позволять переделывать себя под других.
Считаться с чужим мнением, даже если оно расходится с вашим мнением.
Доверять членам семьи и быть преданным ей.
Помогать и поддерживать друг друга не только в горестные, но и в радостные минуты жизни.
Возможные следующие мероприятия:
- игровые тренинги моделирования семейных и супружеских ситуаций;
- читательские конференции по произведениям отечественной и мировой литературы, предоставляющие возможность постановки и решения нравственных задач семейного воспитания;
- диспуты и дебаты старшеклассников и родителей (например, «Что важнее в семье - горькая правда или сладкая ложь?», «Если родители в разводе...», «Выбор
- профессии: мнения разделились...», «Кого слушать – друзей или родителей?», «Брак по любви или брак по расчету?», «Отцовский авторитет. Он есть или его нет?», «Последствия сексуальных отношений», «Если мнения разделились...», «Как быть достойным своей любви?»);
- интеллектуальные клубы старшеклассников (например, «Женщины-декабристки. Великое служение супружескому долгу», «Любовные истории, которые потрясли мир», «Судьбы женщин в странах мира», «Праздники и будни обычной российской семьи. Необычное интервью», «Лучшие фильмы России о любви мужчины и женщины», «Какой я вижу мою будущую семью?», «Мужчина и женщина на войне. Невыдуманные рассказы», «Музыка и литература о вечной теме», «Рассказы о человеческой стойкости и предательстве в любви», «Образец семьи в религиях мира», «Семья в пословицах и поговорках, народных преданиях», «Великие люди страны и мира о семье и детстве»);
- экскурсии в детские сады, начальную школу, проведение утренников с учащимися начальной школы; школа семейной этики;
- конференции по вопросам семейных отношений;
Вариативная программа «Лидер»
Главные идеи программы:
- органы ученического самоуправления способствуют развитию у учащимися таких лидерских качеств, как самостоятельность, инициатива, ответственность, активность, забота о других.
- ученическое самоуправление создается во имя детей, потому что в настоящее время разрушены традиционные детские структуры, а новые создаются с трудом;
- ученическое самоуправление создается для детей, потому что отвечает природным свойствам и интересам каждого ребенка: потребность общаться, исследовать, творить, подражать, дает возможность найти свое место в жизни;
- ученическое самоуправление создается силами самих детей, потому что в основе его создания желание чувствовать себя уверенно в любой ситуации, получить дополнительные знания в той сфере, с которой связана будущая профессия: сочетать личный интерес ребенка с интересами семьи, окружающих людей, социума;
- ученическое самоуправление создается с участием взрослых, так как без помощи взрослых ребятам трудно реализовать проекты самостоятельно.
Цель: создание условий для раскрытия способностей и творческих замыслов обучающихся, формирование умений жить в коллективе, развитие ученического самоуправления, воспитание патриотических чувств, активизация энергетики успешности.
Задачи:
- развитие у подростков коммуникативных качеств, лидерских способностей, осознание своей роли в окружающем мире;
- привитие вкуса к творчеству, инициативе;
- обучение организаторским навыкам;
- создание сплоченного коллектива старшеклассников, способного стать инициатором и организатором интересных творческих дел.
Принципы ученического самоуправления:
1) принцип демократизма:
- выборность всех органов самоуправления и право выбора деятельности, позиции, решений;
- защита интересов каждого и учет интересов меньшинства;
- гласность и доступность информации для всех;
- отчетность и подконтрольность;
- совместное формирование и принятие норм и правил и их обязательное выполнение;
- равноправие участников процесса и паритет в отношениях;
- уважение взглядов и интересов каждого;
- способность всех и каждого к общественному договору;
2) принцип сочетания личностного и общественного:
- самоуважение, самостоятельность, желание состояться, т.е. добиться успеха и общественного признания;
- умение и желание быть полезным, иметь то, чем ты можешь быть полезным;
3) принцип соответствия содержания деятельности учащихся и форм ученического самоуправления:
- ученическое самоуправление создается под определенную принятую детьми деятельность, под разработанную детьми программу, под социально значимую цель;
4) принцип управления успехом:
Фазы успеха:
- состояние активного восторженного ожидания;
- уверенная активная совместная деятельность и совместное сопереживание;
- положительная эмоциональная окрашенность переживаний в связи с достижением цели;
- приятное «послевкусие» и надежда на то, что может быть, в будущем, произойдет ещё что-нибудь невероятное, где ребенку будет интересно, где он будет востребован, где ему будет хорошо;
5) принцип перспективных целей;
6) принцип коллективной ответственности;
7) принцип ротации участников процесса (постоянное замещение должностей);
8) принцип личной заинтересованности;
9) принцип взаимодействия (взрослых и молодежи);
10) принцип достижения личных целей;
11) принцип сочетания традиций и инноваций;
12) принцип продуктивной деятельности:
- умение ставить и достигать цели;
- устойчивые ценности личности и коллектива;
- желание и способность заниматься разнообразными видами деятельности;
- умение общаться и вступать в позитивно окрашенные отношения;
- умение коллективно придумывать и создавать;
- умение и желание познать новое;
13) принцип стимулирования:
- опережающее стимулирование – моральная поддержка, материальное, информационное обеспечение, носящее эксклюзивный характер.
- стимулирование по итогам (хвала и награда, оценка успешности, поощрение);
14) принцип практикоориентированности;
15) принцип личностного и коллективного роста;
16) принцип толерантности.
Чем больше реально существующих направлений ученической активности будет в школе, чем больше доверия к детям, тем интереснее и практически важнее окажется их деятельность, тем больше активных, самодеятельных и самостоятельных, готовых к решению жизненных проблем граждан получит наше общество.
Ведущие виды деятельности органов ученического самоуправления:
- Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации. Скорая предметно-вспомогательная служба «Репетитор». Школа ученического актива – клуб «Лидер».
- Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территорий, организация дежурства классов.
- Спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья.
- Художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, встречи, выставки.
- Шефская деятельность, сотрудничество в параллелях, вожатские отряды – помощь младшим, забота о старших.
- Информационная деятельность – письменная информация о жизни класса, школы, выпуск школьной газеты
- Школьный отряд безопасности.
Основные черты ученического самоуправления:
- наличие ярко выраженного мотива или желания учащихся принимать участие в предложенном или задуманном постоянном или временном деле;
- поддержка педагогическим коллективом и администрацией детских инициатив и желание помогать детям;
- наличие выборных постоянно сменяющихся органов ученического самоуправления, подотчетных общему собранию.
Во главе Совета Председатель, который выбирается из числа Совета старшеклассников сроком на 2 года. Работу министерств курируют опытные педагоги. Деятельность регламентируется уставом.
Ожидаемый результат
Создание целостной системы воспитания (воспитательного пространства).
Повышение социального статуса воспитания в современном обществе.
Повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формирование у обучающихся новых жизненных установок.
Достижение нового уровня взаимодействия ОУ и семьи в вопросах воспитания и социализации успешной личности обучающихся.
Выполнение программы может существенно повлиять на воспитание молодого поколения:
- поможет выпускнику почувствовать себя успешным;
- обеспечит ведение ЗОЖ, отвлечет от дурных привычек и агрессивности;
- окажет воздействие на развитие общей культуры, ответственности, правосознания, чувства уважения и гордости за своё Отечество;
- поможет адаптироваться в социальной среде.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
«Гражданин»
1. Гуманистическое мировоззрение.
2. Осознание ценности человеческой жизни.
3. Гордость и ответственность за свою страну.
4. Правовая культура.
5. Гражданская позиция.
Программа
«Толерантность»
1. Умение отстаивать свои взгляды, настойчиво преодолевать трудности.
2. Целеустремленность.
3. Адекватная самооценка.
4. Толерантное отношение к обычаям, уважение культурных традиций народов России.
Программа
«Семья»
1. Уважение к старшему поколению.
2. Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
3. Способность быть хорошим семьянином.
4. Приоритет семьи, семейных ценностей.
Программа
«Лидер»
1. Создание единого школьного коллектива.
2. Повышение навыков социального взаимодействия.
3. Готовность учащихся к выполнению социальных функций в обществе.