Программа факультативного курса "История русской литературной критики"

Алдакаева Наталья Георгиевна

Программа факультативного курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Автор-составитель:

Алдакаева Наталья Георгиевна,

учитель русского языка и литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ»

Цели освоения курса

Цель программы - сформировать у учащихся целостное представление об истории развития русской литературной критики 18 - начала 21 веков, об этапах ее исторического развития.

Задачи курса:

  • познакомить со спецификой анализа, интерпретации и оценки литературных явлений русской литературной критике, дать представление об исторической изменчивости методов и приемов критики;
  • показать значение русской литературной критики для литературного процесса, истории и теории литературы;

- научить применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности

Место факультативного курса

Факультатив занимает важное место в системе курсов, ориентированных на изучение литературы и культуры в их историческом развитии. Для освоения данного курса большое значение приобретают знания, полученные в процессе изучения истории русской литературы 18, 19 и 20 веков. История русской литературной критики наряду с курсом теории литературы завершает теоретико-литературное образование учащихся, ориентированных на углублённое изучение предмета. В этом курсе актуализированы все понятия и представления о литературном процессе, с которыми учащиеся знакомились ещё в 9 классе. Курс также закрепляет умения и навыки анализа произведений разных временных эпох и типов культур. В процессе изучения данного курса осуществляется формирование устойчивого интереса к выявлению специфики изучаемых явлений и процессов, установлению взаимодействия традиций и новаций, определению своеобразия отечественной литературы. Программа рассчитана на 34 часа в 10- 11 классах.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-2);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать, закономерности развития литературно-критического процесса в России 18-начала 20 века в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемом языке; основные вехи творческой деятельности и особенности метода ведущих критиков того или иного периода, основные течения и направления в русской критике, эстетическую и общественную проблематику каждого этапа в ее развитии. уметь: ориентироваться в источниках русской критики; самостоятельно анализировать литературное произведение в контексте литературных тенденций эпохи; продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор, реферат; анализировать имеющиеся литературно-критические суждения по творчеству изучаемых писателей; пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами; создавать тексты разного типа (аннотация, комментарий, обзор научных источников, реферат, самостоятельный анализ текста произведения); применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности.

владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области русской литературной критики.

Содержание курса

Тематика лекционных занятий

  1. Теоретические и методологические основания курса.

Содержание понятия «литературная критика». Назначение литературной критики. Основные свойства литературно-критического высказывания. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика. История литературы и история литературной критики. Проблемы периодизации истории русской литературной критики.

  1. Литературная критика первой трети 19 века.

«Переходный» характер литературной критики 1800-1810-х гг. Становление русской романтической критики. Оформление идей романтической эстетики в статьях В.А. Жуковского. Проблемы романтизма и народности литературы в осмыслении О.М. Сомова, П.А. Вяземского, декабристов. Романтическая критика на страницах журнала «Московский телеграф». Литературно-критические выступления писателей пушкинского круга. А.С. Пушкин о проблемах народности и «истинного романтизма». Ф.В. Булгарин. Литературно-критическая деятельность П.А. Плетнева, Н.В. Гоголя. Философская критика 1830-х годов. Журнал «Московский вестник». Эстетические и литературно-критические взгляды И.И. Надеждина. Литературная критика на страницах журнала «Телескоп» и газеты «Молва». Начало литературно-критической деятельности В.Г. Белинского. Литературная критика в «Московском наблюдателе» и «Библиотеке для чтения».

  1. Литературная критика второй трети 19 века.

Характеристика общественно-литературной ситуации. Литературная критика «Отечественных записок». Критика журнала «Москвитянин» и славянофильская критика. Литературно-критическая позиция журнала «Современник». Критика в журнале «Русское слово». «Раскол в нигилистах». «Эстетическая» критика. «Почвенническая» критика. «Органическая» критика.

  1. Литературная критика конца 19 века.

Общая характеристика литературной жизни. Газетная критика. Народническая критика. Журналы «Отечественные записки» и «Дело». Критика «неославянофильской» и «охранительной» направленности. Писательская критика второй половины XIX века: И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Л.Н. Толстой. М.Е. Салтыков-Щедрин. Н.С. Лесков. Ф.М. Достоевский. Народническая литературная критика. Эстетические платформы журналов «Жизнь» и «Мир Божий» в литературно-критических дискуссиях 1890-х годов. Массовая журнальная и газетная критика. Марксистская критика.

  1. Советская литературная критика 1920—1950-х годов.

Новая литературная эпоха. Пролеткульт. Критическая методология пролеткультовцев. Футуристы и ЛЕФ. В.Б. Шкловский как литературный критик. «Серапионовы братья». История РАПП. Раскол в РАПП и новые тенденции в литературной критике. Литературнокритическая идеология напостовства. Кружки рабочей критики и читательская критика. «Независимые» литературные критики: О.Э. Мандельштам. «Оппозиционная» и эмигрантская литературная критика. Создание Союза советских писателей. Партийное постановление «О перестройке литературно-художественныхорганизаций». Первый съезд советских писателей. Роль М. Горького в литературной жизни 1930-х годов. Партийная литературная критика. Писательская литературная критика. Литературная критика в свете партийных постановлений.

  1. Литературная критика рубежа 20—21 веков.

Литературно-общественная ситуация последнего десятилетия XX века. Газетная критика и критика в Интернете. Литературно-критическая аналитика. Писательская литературная критика. Новые проблемы литературной критики. Литературная критика и школьное литературное образование. «Филологическая критика» 1990-х годов.

Тематика практических занятий

  1. Теоретические и методологические основания курса.
  2. Литературная критика 18 века.
  3. Литературная критика первой трети 19 века.
  4. Литературная критика второй трети 19 века.
  5. Литературная критика конца 19 века.
  6. Литературная критика 1900—1910-х годов.
  7. Советская литературная критика 1920—1950-х годов.
  8. Советская литературная критика 1950—1980-х годов.

Учебно-тематический план

Раздел

Содержание

1

Теоретические и методологически е основания курса

Теория критики. Связь теории критики с теорией литературы, искусствознания и журналистики. Связь критики как разновидности

 общественной деятельности с другими формами общественного сознания: эстетикой, журналистикой, публицистикой, литературой.   Исследование художественной критики как особого общественного явления, социального фактора («социология критики»), художественная критика как особая разновидность творческой деятельности («гносеология критики»), художественная критика как художественное явление, совокупность форм, жанров и стилей («поэтика критики»)

Практическая работа – 3 часа

2

Литературная критика 18 века.

Основные направления критики XVIII века. Сентименталистская критика. Н.М. Карамзин – «основатель критики в русской литературе»

Основные принципы критического анализа. Задача критика -анализ произведения как художественной целостности, поиски существующих закономерностей в произведении. Использование критикой конкретно-искусствоведческого аппарата понятий и категорий. Отличие критики от научной деятельности, особенности использования основных принципов научного исследования в критической деятельности. Принципы критического анализа: конкретный историзм, анализ художественных произведений в единстве формы и содержания, выявление творческой индивидуальности художника. Практические приемы критического анализа.

Практическая работа – 3 часа

3

Литературная критика первой трети 19 века

Литературная критика первой трети XIX века.

Практическая работа – 3 часа

4

Литературная критика второй трети 19 века

Литературное движение 40-х годов. Концепции русского критического реализма в работах В.Г. Белинского.

Революционно-демократическая критика. Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев – ведущие литературные критики 50-60-х гг.

Практическая работа – 2 часа

5

Литературная критика конца 19 века

Соотношение и борьба направлений в критике второй половины XIX века. Художественно-философское обоснование принципов эстетической критики.

Практическая работа – 2 часа

6

Литературная критика 1900— 1910-х годов

Русская философско-идеологическая критика конца XIX - начала XX века.

Практическая работа – 3 часа

7

Советская литературная критика 1920— 1950-х годов

Литературная критика XX века. Новая литературная эпоха. Новые тенденции в литературной критике.

Практическая работа – 3 часа

8

Советская литературная критика 1950— 1980-х годов

Партийная литературная критика. Писательская литературная критика. Литературная критика в свете партийных постановлений.

Практическая работа – 3 часа

9

Литературная критика рубежа 20—21 веков

Литературно-общественная ситуация последнего десятилетия XX века. Газетная критика и критика в Интернете. Литературно-критическая аналитика.

Практическая работа – 3 часа

ИТОГО: 34 часа

9 часов

25 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

курса

а)        Основная:

  1. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века : стратегии творческого поведения, социология литературы, жанры, поэтика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Н. Крылов. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2015 - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519763.html;
  2. Говорухина, Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХ! веков [Электронный ресурс] / Ю. А. Говорухина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012 - http://znanium .com/bookread2.php?book=443170;
  3. Теория литературы [Электронный ресурс] : учебник / Крупчанов Л.М. - М. : ФЛИНТА, 2012 - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976513150.html.

б)        дополнительная:

  1. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический подход [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - М. : ФЛИНТА, 2011 - http://m.studentlibrary.ru/cgi-bin/mb4x;
  2. Литературоведение. Культурология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Есин А.Б. - 3-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011 - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893494549.html;
  3. Русская проза XXI века в критике : рефлексия, оценки, методика описания

[Электронный ресурс] : учеб. пособие / Колядич Т.М. - М. : ФЛИНТА, 2010 - http://m.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976503212/content.html?SSr=380133a0c817ffffffff27 c        07e0070c11261c-2e44;

  1. История русской литературы XIX века в идеях [Электронный ресурс]: учебное пособие

/ Линков В.Я. - 2-е издание - М. : Издательство Московского государственного университета,        2008        -

http://m.studentlibrary.ru/book/ISBN9785211055377/content.html?SSr=380133a0c817ffffffff27 c        07e0070c11261c-2e44;

  1. Недзвецкий, В.А. Русская литературная критика XVIII-XIX веков: Курс лекций

[Электронный ресурс] : / В.А. Недзвецкий, Г.В. Зыкова. — Электрон. дан. — М. : Аспект Пресс,        2008        -

http://m.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756705089.html?SSr=380133a0c817ffffffff27c        07e0

070c11261c-2e44.

в)        Интернет-ресурсы:

  1. Гуманитарный проект «Ruthenia»: /www.ruthenia.ru
  2. Некоммерческая электронная библиотека «Imwerden»: http://imwerden.de
  3. Словарь литературоведческих терминов: www.slovar.lib.ru
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: www.feb- web.ru
  5. Электронная версия «Православной энциклопедии»: www.pravenc.ru
  6. Электронные каталоги Российской национальной библиотеки: www.nlr.ru
  7. Литературные архивы в Интернете; aldebaran.ru, http://glfr.ru/biblioteka; magazines.russ.ru; http://www.zaharprilepin.ru и др.

г)        Периодические издания:

  1. Новый мир: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/
  2. Знамя: http://magazines.russ.ru/znamia/
  3. Вопросы литературы: http://www2.russ.ru/voplit/