Метапредметный подход к преподаванию русского языка в старших классах
На странице размещены материалы раскрывающие сущность метапредметного подхода в преподавании русского языка по методике одного слова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История Метапредметное обучение не новое явление в педагогике. Оно было известно ещё в 1918 году и основывалось на широко известной технологии – методе проектов.
История С 2009 года это понятие постепенно входит в педагогический лексикон. « Метапредмет » - это умение ребёнка учиться, приобретать новые знания, необходимые для дальнейшего развития и самосовершенствования.
История С введением ФГОС понятие метапредметности вновь актуально. Доктором психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» . Он утверждает, что принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
История Когнитивная образовательная технология является технологией , обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе .
Задачи метапредмета Метапредмет «Знак» Метапредмет «Знание» Метапредмет «Проблема» Метапредмет «Задача» Формирование у школьников спосоюности схематизации на основе выделения главного в материале. Графические изображения позволяют учащимся видеть содержание учебной информации Формирование у школьников способности работать с различными понятиями, что позволяет освоить универсальные техники работы с понятиями любого предмета. Формирование у школьников собственной позиции относительно какого-либо события, дает своеобразный образец решения проблемы через доведения понятия до набора операций. Решение школьниками разных задач и освоение способ их решения
Метаспособы и метаумения Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин ) Метаумения – присвоенные метаспособы , общеучебные , междисциплинарные ( надпредметные ) познавательные умения и навыки. К ним относятся: теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, аргументация, умение сворачивать информацию); критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.). В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Сравним! Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Метапредмет на уроках русского языка Преподавание русского языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Метапредметные технологии дают основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания важнейших проблем жизни .
Когда у ученика будут появляться все новые и новые вопросы в области познания, тогда и возникает мотивация, способствующая поисковой деятельности для ответа на эти вопросы.
Метапредметный подход предполагает выбор иных технологий, средств и приёмов. Невозможно в новых условиях преподавания использовать хотя и хорошо проверенные, но несколько устаревшие методы. Мало того, преподавая в 10-11 классах сегодня, нельзя упускать время и дожидаться введения ФГОС на старшей ступени обучения, нужно действовать.
Список литературы 1. Метапредметный урок : методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование» / авт.-сост. С.В. Галян . – Сургут : РИО СурГПУ , 2012. – 83 с. 2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской . – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с. 3. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал " Эйдос ". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013]. 4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал " Эйдос ". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013].
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕРЗКИЕ ВОЛЬНЫЕ НЕСКРОМНЫЕ ТЁМНЫЕ ГЛУБОКИЕ ВЕРНЫЕ НАУЧНЫЕ ЗАБЫТЫЕ НАИВНЫЕ ТАЙНЫЕ СВЕТЛЫЕ ДУРНЫЕ СТРАННЫЕ СМЕЛЫЕ ДОБРЫЕ НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ
Лямкин Александр «Мысли»
Буланова Любовь «Мысли»
Диева Ольга «Мысль»
Диева Ольга «Забытые мысли»
Слабая, беспорядочная, отрывочная мысль не приведёт к цели!
Синонимы: ИДЕЯ РАЗДУМЬЕ ДОВОД ЗАМЫСЕЛ УТВЕРЖДЕНИЕ ДУМА ПОНЯТИЕ ИЗРЕЧЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ АФОРИЗМ НУС Нус - (от греч. vovc , ум, разум, дух) категория греческой философии, означающая разумное начало в человеке и мире.
ВОПРОСЫ для обсуждения: ? Какая глубокая философская мысль заключена в данной притче ? ? Что явилось причиной всего произошедшего?
Думают все, мыслить могут лишь единицы! Мыслить и думать: как правило, эти слова употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница. Мыслить - значит результативно перерабатывать информацию, рождать мысли. Думать — это, включив ум и внимание, с помощью мыслей активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Тот, кто мыслит, порождает мысли. Тот, кто думает, работает с уже порожденными мыслями, ищет им правильное применение, решает с их помощью жизненные задачи. Это разные функции: кто-то любит и умеет мыслить, то есть порождать мысли, но не привык думать, или, говоря иначе, использовать их в жизни. Это так называемые теоретики. А кто-то хорошо думает, то есть умеет имеющиеся в наличии мысли прикладывать к различным жизненным ситуациям, но плохо мыслит, или, другими словами, не может найти решение сам, без помощи. Это практики. А кто-то не умеет ни того, ни другого.
ДУМАТЬ (как?) МЫСЛИТЬ (как?) Ломать голову, раскидывать мозгами, шевелить извилинами, погрузиться в мысли, носиться с мыслью, не потерять нить мысли
АФОРИЗМ Афоризм – (гр. изречение) – краткая, меткая, точная, изящно оформленная мысль.
Афоризм – это минимальная словесная конструкция для максимального смысла. Афоризм – это пиковая точка науки. Афоризм – это подзорная труба знания. Афоризм – это способ показать наличие ума. Афоризм – это микроскоп ясности и телескоп очевидности. Афоризм – это «чайная ложка» лекарства, вроде бы мало, но действенно. Афоризм – это оружие высокой точности, сражённая им цель гибнет в красоте.
конь, который несёт всадника, но узда в крепкой руке направляет скакуна.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕНЬ!
ЛЕНЬ – болезнь! ЛЕНЬ – это сестра скуки! ЛЕНЬ – это ржавчина, которая разъедает быстрее, чем труд изнашивает!
БЕЗДЕЙСТВИЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ ЛЕНЬ
НАРИСУЕМ ПОРТРЕТ ЛЕНИ
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ " На первой из этих гравюр в центре композиции спящая женская фигура - Лень, то есть персонификация этого порока. Подушку ей поддерживает черт, что символизирует нидерландскую пословицу "Лень - подушка черта". Спящие лодыри, медленно ползающие животные, улитка на переднем плане - все это тоже символы лени.
КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ? Когда враг не сдаётся, его изучают!
Классификация лени 1. Мыслительная – человеку просто не хочется думать. 2. Физическая – самая распространенная. Организм иногда просит отдыха, и проблема в том, чтобы осознать тонкую грань, когда простое желание отдохнуть перетекает в тотальное бездействие. 3. Эмоциональная – елочные игрушки такие, как в детстве, но Новый год уже не радует. Угасание эмоций плохо сказывается на человеке, ведь именно эмоции поднимают нас с постели. 4. Творческая – чаще всего ей подвержены люди творческий профессий. 5. Патологическая – такая лень может выступать средством манипуляции кого-либо. 6. Философская – ложная трактовка религиозных учений: «Зачем к чему-то стремиться, если все вокруг – пустота?» 7. Несовпадение желаний и возможностей – возникает у людей, занимающихся не своим делом.
ДЕПРЕССИЯ – ЛЕНЬ СОВЕСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.
Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет. Ф. Достоевский
ЧЕСТНАЯ ЛЕНЬ УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕНИТЬСЯ?
ЛЕНЬ нужно совершенствовать и практиковать
Хоттей - один из семи китайских богов счастья, бог богатства, достатка, беззаботности и веселья. Существует поверье, что если потереть его по животу 300 раз, думая о самом заветном желании, оно непременно сбудется.
Что может лень?
Большинство лентяев умные люди, потому что у них есть много времени для обдумывания всего, что приходит в голову.
Чарлз ДАРВИН любил спать прямо за партой. В университете он часто прогуливал занятия, развлекаясь тем, что стрелял по воронам из ружья, не вставая с постели. Карл МАРКС ленился зарабатывать себе на жизнь, долгое время он существовал за счет средств старенькой матушки, а с 1869 года его содержал друг Энгельс. Илья ИЛЬФ , по мнению его друзей, вполне мог бы претендовать на титул «великого лентяя». Больше всего он любил лежать на диване и читать о морских сражениях. Еще одно увлечение -- сидеть на скамейке и наблюдать за проходящими мимо людьми.
ЛЕНЬ - это двигатель прогресса. ЛЕНЬ – это искусство. ЛЕНЬ – это покой, приносящий свои плоды.
ПОХВАЛА ЛЕНИ!
Спасибо за работу!