Метапредметный подход к преподаванию русского языка в старших классах

Алдакаева Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ, ОРГАНИЗОВАННЫХ ПО МЕТОДИКЕ «УРОК ОДНОГО СЛОВА» Алдакаева Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 3, г.Салехард

Слайд 2

История Метапредметное обучение не новое явление в педагогике. Оно было известно ещё в 1918 году и основывалось на широко известной технологии – методе проектов.

Слайд 3

История С 2009 года это понятие постепенно входит в педагогический лексикон. « Метапредмет » - это умение ребёнка учиться, приобретать новые знания, необходимые для дальнейшего развития и самосовершенствования.

Слайд 4

История С введением ФГОС понятие метапредметности вновь актуально. Доктором психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» . Он утверждает, что принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Слайд 5

История Когнитивная образовательная технология является технологией , обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе .

Слайд 6

Задачи метапредмета Метапредмет «Знак» Метапредмет «Знание» Метапредмет «Проблема» Метапредмет «Задача» Формирование у школьников спосоюности схематизации на основе выделения главного в материале. Графические изображения позволяют учащимся видеть содержание учебной информации Формирование у школьников способности работать с различными понятиями, что позволяет освоить универсальные техники работы с понятиями любого предмета. Формирование у школьников собственной позиции относительно какого-либо события, дает своеобразный образец решения проблемы через доведения понятия до набора операций. Решение школьниками разных задач и освоение способ их решения

Слайд 7

Метаспособы и метаумения Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин ) Метаумения – присвоенные метаспособы , общеучебные , междисциплинарные ( надпредметные ) познавательные умения и навыки. К ним относятся: теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, аргументация, умение сворачивать информацию); критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.). В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Слайд 8

Сравним! Традиционный подход Метапредметный подход 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета. 2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета. 3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

Слайд 9

Метапредмет на уроках русского языка Преподавание русского языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей. Метапредметные технологии дают основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке», когда урок не только готовит к жизни, но и является средством познания важнейших проблем жизни .

Слайд 10

Когда у ученика будут появляться все новые и новые вопросы в области познания, тогда и возникает мотивация, способствующая поисковой деятельности для ответа на эти вопросы.

Слайд 11

Метапредметный подход предполагает выбор иных технологий, средств и приёмов. Невозможно в новых условиях преподавания использовать хотя и хорошо проверенные, но несколько устаревшие методы. Мало того, преподавая в 10-11 классах сегодня, нельзя упускать время и дожидаться введения ФГОС на старшей ступени обучения, нужно действовать.

Слайд 12

Список литературы 1. Метапредметный урок : методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование» / авт.-сост. С.В. Галян . – Сургут : РИО СурГПУ , 2012. – 83 с. 2. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской . – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2013. – 432 с. 3. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал " Эйдос ". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013]. 4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал " Эйдос ". - 2012. -№1. http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. - [Дата обращения 15.10.2013].


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок подготовки к сочинению УРОК ОДНОГО СЛОВА Алдакаева Н.Г.

Слайд 2

ДЕРЗКИЕ ВОЛЬНЫЕ НЕСКРОМНЫЕ ТЁМНЫЕ ГЛУБОКИЕ ВЕРНЫЕ НАУЧНЫЕ ЗАБЫТЫЕ НАИВНЫЕ ТАЙНЫЕ СВЕТЛЫЕ ДУРНЫЕ СТРАННЫЕ СМЕЛЫЕ ДОБРЫЕ НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ

Слайд 3

Лямкин Александр «Мысли»

Слайд 4

Буланова Любовь «Мысли»

Слайд 5

Диева Ольга «Мысль»

Слайд 6

Диева Ольга «Забытые мысли»

Слайд 7

Слабая, беспорядочная, отрывочная мысль не приведёт к цели!

Слайд 8

Синонимы: ИДЕЯ РАЗДУМЬЕ ДОВОД ЗАМЫСЕЛ УТВЕРЖДЕНИЕ ДУМА ПОНЯТИЕ ИЗРЕЧЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ АФОРИЗМ НУС Нус - (от греч. vovc , ум, разум, дух) категория греческой философии, означающая разумное начало в человеке и мире.

Слайд 9

ВОПРОСЫ для обсуждения: ? Какая глубокая философская мысль заключена в данной притче ? ? Что явилось причиной всего произошедшего?

Слайд 10

Думают все, мыслить могут лишь единицы! Мыслить и думать: как правило, эти слова употребляются как синонимы, но, похоже, между ними есть разница. Мыслить - значит результативно перерабатывать информацию, рождать мысли. Думать — это, включив ум и внимание, с помощью мыслей активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Тот, кто мыслит, порождает мысли. Тот, кто думает, работает с уже порожденными мыслями, ищет им правильное применение, решает с их помощью жизненные задачи. Это разные функции: кто-то любит и умеет мыслить, то есть порождать мысли, но не привык думать, или, говоря иначе, использовать их в жизни. Это так называемые теоретики. А кто-то хорошо думает, то есть умеет имеющиеся в наличии мысли прикладывать к различным жизненным ситуациям, но плохо мыслит, или, другими словами, не может найти решение сам, без помощи. Это практики. А кто-то не умеет ни того, ни другого.

Слайд 11

ДУМАТЬ (как?) МЫСЛИТЬ (как?) Ломать голову, раскидывать мозгами, шевелить извилинами, погрузиться в мысли, носиться с мыслью, не потерять нить мысли

Слайд 12

АФОРИЗМ Афоризм – (гр. изречение) – краткая, меткая, точная, изящно оформленная мысль.

Слайд 13

Афоризм – это минимальная словесная конструкция для максимального смысла. Афоризм – это пиковая точка науки. Афоризм – это подзорная труба знания. Афоризм – это способ показать наличие ума. Афоризм – это микроскоп ясности и телескоп очевидности. Афоризм – это «чайная ложка» лекарства, вроде бы мало, но действенно. Афоризм – это оружие высокой точности, сражённая им цель гибнет в красоте.

Слайд 14

конь, который несёт всадника, но узда в крепкой руке направляет скакуна.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок одного слова Алдакаева Наталья Георгиевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 8

ЛЕНЬ!

Слайд 9

ЛЕНЬ – болезнь! ЛЕНЬ – это сестра скуки! ЛЕНЬ – это ржавчина, которая разъедает быстрее, чем труд изнашивает!

Слайд 10

БЕЗДЕЙСТВИЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ ЛЕНЬ

Слайд 11

НАРИСУЕМ ПОРТРЕТ ЛЕНИ

Слайд 12

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ " На первой из этих гравюр в центре композиции спящая женская фигура - Лень, то есть персонификация этого порока. Подушку ей поддерживает черт, что символизирует нидерландскую пословицу "Лень - подушка черта". Спящие лодыри, медленно ползающие животные, улитка на переднем плане - все это тоже символы лени.

Слайд 14

КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ? Когда враг не сдаётся, его изучают!

Слайд 15

Классификация лени 1. Мыслительная – человеку просто не хочется думать. 2. Физическая – самая распространенная. Организм иногда просит отдыха, и проблема в том, чтобы осознать тонкую грань, когда простое желание отдохнуть перетекает в тотальное бездействие. 3. Эмоциональная – елочные игрушки такие, как в детстве, но Новый год уже не радует. Угасание эмоций плохо сказывается на человеке, ведь именно эмоции поднимают нас с постели. 4. Творческая – чаще всего ей подвержены люди творческий профессий. 5. Патологическая – такая лень может выступать средством манипуляции кого-либо. 6. Философская – ложная трактовка религиозных учений: «Зачем к чему-то стремиться, если все вокруг – пустота?» 7. Несовпадение желаний и возможностей – возникает у людей, занимающихся не своим делом.

Слайд 16

ДЕПРЕССИЯ – ЛЕНЬ СОВЕСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 17

Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет. Ф. Достоевский

Слайд 18

ЧЕСТНАЯ ЛЕНЬ УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕНИТЬСЯ?

Слайд 19

ЛЕНЬ нужно совершенствовать и практиковать

Слайд 20

Хоттей - один из семи китайских богов счастья, бог богатства, достатка, беззаботности и веселья. Существует поверье, что если потереть его по животу 300 раз, думая о самом заветном желании, оно непременно сбудется.

Слайд 21

Что может лень?

Слайд 27

Большинство лентяев умные люди, потому что у них есть много времени для обдумывания всего, что приходит в голову.

Слайд 28

Чарлз ДАРВИН любил спать прямо за партой. В университете он часто прогуливал занятия, развлекаясь тем, что стрелял по воронам из ружья, не вставая с постели. Карл МАРКС ленился зарабатывать себе на жизнь, долгое время он существовал за счет средств старенькой матушки, а с 1869 года его содержал друг Энгельс. Илья ИЛЬФ , по мнению его друзей, вполне мог бы претендовать на титул «великого лентяя». Больше всего он любил лежать на диване и читать о морских сражениях. Еще одно увлечение -- сидеть на скамейке и наблюдать за проходящими мимо людьми.

Слайд 29

ЛЕНЬ - это двигатель прогресса. ЛЕНЬ – это искусство. ЛЕНЬ – это покой, приносящий свои плоды.

Слайд 30

ПОХВАЛА ЛЕНИ!

Слайд 31

Спасибо за работу!