8.5. Стенды по математике
***
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stend_matematika_oge2020.docx | 779.6 КБ |
biografii_uchenyh_matematikov.docx | 181.15 КБ |
dlya_stenda_po_matematike.docx | 769.38 КБ |
uud222.docx | 80.84 КБ |
velikie_matematiki1.docx | 2.02 МБ |
velikiematematiki.docx | 10.27 КБ |
velikiematematiki2.docx | 11.86 КБ |
zolotoe_sechenie.doc | 581 КБ |
matem.termin_0.doc | 78 КБ |
stend_matematika_oge2019.docx | 1.07 МБ |
prez._k_stendu_ege_2019.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ –
обязательный экзамен в 9-м классе.
Математику необходимо сдавать для
перевода в 10-й класс и получения аттестата об основном общем образовании.
С 2020 года КИМ состоит из 26 заданий.
Основным нововведением с 2020 года стало отсутствие четкого разделения на блоки алгебры и геометрии.
Общее время экзамена 3 часа 55 минут (235 минут).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы – 32. Из них из которых 20 можно получить за выполнение заданий 1-й части, и еще 12 – за задачи с развернутым ответом
Для прохождения аттестационного порога необходимо набрать не менее 8 баллов, из которых не менее 2 баллов должны быть получены за решение заданий по геометрии (задания 16–20, 24–26).
- Запрещено присутствовать в аудитории специалистам по математике;
- Обучающиеся сразу получают весь объем работы, где ответы первой части должны выставляться в бланке №1, а второй – в бланке №2. При этом задания переписывать не надо – только указать номер.
- Обучающиеся могут пользоваться черновиками, проверка последних не предусмотрена.
- Проверяют работы члены специально созданных комиссий, после этого результаты ОГЭ становятся известны выпускникам.
- На экзамене разрешено пользоваться справочными материалами, которые выдаются вместе с работой, линейкой.
Шкала пересчёта суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку
ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллов | 0 – 7 | 8 – 14 | 15 – 21 | 22 – 32 |
Залогом успешной сдачи экзамена является качественное освоение школьной программы, повторение и систематизация изученных в 5-11 классах тем по предметам.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ:
- Обязательное знание правил и формул.
- Вычислительные навыки без калькулятора.
- Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
- Систематическое, в т.ч. самостоятельное, выполнение тренировочных и диагностических работ ЕГЭ, ОГЭ, решение Кимов ЕГЭ,ОГЭ из различных источников.
- Умение правильно и аккуратно заполнять ответы в бланке ЕГЭ, ОГЭ.
- Успешной сдаче ЕГЭ, ОГЭ помогает и правильный психологический настрой, уверенность в своих силах.
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ:
- http://fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений;
- https://alleng.org/- сборники Кимов по ЕГЭ и ОГЭ скачать;
- http://reshuege.ru/; https://oge.sdamgia.ru/
Предварительный просмотр:
ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). | |
ПОГОРЕЛОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1919- 2002) — советский, украинский математик. Специалист в области выпуклой и дифференциальной геометрии, теории дифференциальных уравнений и теории оболочек. | |
ОСТРОГРАДСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1801-1862) - русский математик, один из основателей петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (1830). | |
АЛЕКСАНДРОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (1912-1999) — математик, физик, философ и альпинист. | |
ЛУЗИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ(1883-1950) - советский математик, основоположник советской школы теории функций, академик (1929). | |
ЧЕБОТАРЁВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ(1894- 1947) — советский математик, алгебраист. Автор теоремы плотности Чеботарёва. | |
ЧЕБЫШЁВ ПАФНУТИЙ ЛЬВОВИЧ - один из крупнейших русских математиков XIX века. | |
КОВАЛЕВСКАЯ СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА (1850-1891 гг.) -выдающийся русский математик; первая в мире женщина - профессор и член-корреспондент Петербургской академии наук. | |
БАРИ НИНА КАРЛОВНА(1901 - 1961 гг.) - советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ. |
Предварительный просмотр:
Символ бессмертия и золотая пропорция
Пирамиды - фантастические фигуры из камня, устремленные к Солнцу. Своими громадными размерами, совершенством геометрической формы они поражают воображение. Недаром эти творения рук человеческих считали одним из чудес света.
Почему из всех геометрических тел именно пирамиду выбрали древнеегипетские зодчие, для того чтобы в веках прославить своих фараонов? Скорее всего причина в том, что такая конструкция одна из самых устойчивых. Ведь с увеличением высоты пирамиды масса ее верхней части уменьшается, а это — главный принцип надежности постройки. Они служили символами величия и могущества фараонов, свидетельством могущества страны.
Среди грандиозных пирамид Египта особое место занимает великая пирамида фараона Хеопса. С ней и сейчас связано много таинственного. Обнаружено, например, что пирамида способствует возникновению у человека особого психического возбуждения. В литературе описано много невероятных явлений, связанных с пребыванием рядом с пирамидой Хеопса. Нас, правда, больше интересуют загадки геометрии, которые скрыты в великом памятнике древней архитектуры.
Несомненно, основным, исходным элементом, определяющим главные пропорции пирамиды, является треугольник.
В знаменитой пирамиде обнаруживаются и другие геометрические зависимости. В древнеегипетских мерах длина стороны квадрата, лежащего в основании пирамиды, равна 1000 локтям. Вычислив отношение удвоенной стороны основания квадрата к высоте пирамиды, найдем: 3,17, что весьма близко к числу п, которое египтяне принимали равным (16/9)2, т. е. 3,16.
Можно подумать, что локоть — неточная мера длины. Но в Древнем Египте измерениями занимались специальные ремесленники, гарпедонапты — «натягивающие веревку». При закладке культового сооружения египтяне определяли посредством астрономического наблюдения первую линию «север — юг». Затем он должны были найти вторую линию «восток - запад», перпендикулярную первой. Для этого натягивали веревку между деревянными кольями так, чтобы она образовала треугольник, стороны которого равнялись бы 3,4 и 5 частям веревки, разделенной узлами на 12 равных частей. Веревочный треугольник получался прямоугольным. Если один его катет натягивался вдоль линии «север — юг», то другой точно указывал линию «восток — запад».
Вообще египтяне считали священными прямоугольные треугольники с целочисленными сторонами. В своих постройках они пользо-вались треугольниками с отношениями 3:4: 5, 5 : 12 : 13 и 20 : 21: 29.
Теперь такие треугольники называют пифагоровыми, поскольку пифагорейцы первыми указали, что их можно получать по определенным законам.
/Сагателова Л.С. Геометрия: красота и гармония. Волгоград, 2007/
Математические константы
π ≈ 3,141 592 653 589 793 238 462 643 383 279 502 88 число Пи, Архимедова константа, трансцендентное число
e ≈ 2,718 281 828 459 045 235 360 287 471 352 662 50 константа Непера, основание натурального логарифма, трансцендентное число
√2 1,414 213 562 373 095 048 801 688 724 209 698 08 константа Пифагора, квадратный корень из 2 , иррациональное число
√3 1,732 050 807 568 877 293 527 446 341 505 872 37 константа Теодоруса, квадратный корень из 3, иррациональное число
γ ≈ 0,577 215 664 901 532 860 606 512 090 082 402 43 постоянная Эйлера — Маскерони
φ ≈ 1,618 033 988 749 894 848 204 586 834 365 638 12 золотое сечение
β* ≈ 0,702 58 константа Эмбри — Трефтена
δ ≈ 4,669 201 609 102 990 671 853 203 820 466 201 61 константа Фейгенбаума
α ≈ 2,502 907 875 095 892 822 283 902 873 218 215 78 константа Фейгенбаума
C2 ≈ 0,660 161 815 846 869 573 927 812 110 014 555 77 константа простых близнецов
M1 ≈ 0,261 497 212 847 642 783 755 426 838 608 695 85 константа Мейсселя — Мертенса
B2 ≈ 1,902 160 582 3 константа Бруна для простых близнецов
B4 ≈ 0,870 588 380 0 константа Бруна для простых четвёрок
Λ ≈ -2,7 ? 10−9 константа де Брюйна — Ньюмана
K ≈ 0,915 965 594 177 219 015 054 603 514 932 384 11 константа Каталана
K ≈ 0,764 223 653 589 220 66 константа Ландау — Рамануджана
K ≈ 1,131 988 24 константа Висваната
B´L ≈ 1,083 66 константа Лежандра
μ ≈ 1,451 369 234 883 381 050 283 968 485 892 027 константа Рамануджана — Солднера
E’B ≈ 1,606 695 152 415 291 763 константа Эрдёша — Борвейна
Ω ≈ 0,0078749969978123844 Константа Хайтина Алгоритмическая
Числа натурального ряда и мистические суеверия.
Натуральные числа возникли с появлением у человека потребности к практической деятельности. Числовые представления (как и наша речь) неразрывно связаны с существованием самого человека, так как на всех ступенях своей истории он был связан с процессом счета окружающих предметов и проведением каких-то измерений. Этот процесс у отдельных народностей, находящихся на ранней ступени своего развития, не заходил дальше определенного числа: Некоторые числа человек связывал с конкретными представлениями об окружающих предметах: один — голова, Солнце, Луна и т.д., два — пара глаз, пара рук, пара ушей и т. д. Также число два стояло в основе противопоставлений. Например, Небо и Земля, День и Ночь, Жизнь и Смерть. До настоящего времени существуют племена, у которых этот процесс ограничен числами два или три и числом, которое равносильно понятию «много» или «тьма», не поддается счету и находится за пределами человеческих возможностей.
Наибольшие числа натурального ряда, которые постигались в результате счета, породили у человека много числовых суеверий и мистических представлений, были для него таинственными, наделялись сверхъестественными свойствами и считались священными. Приписывание числам таких свойств не избежал даже греческий математик Никомах, живший в конце I века н. э., автор знаменитой книги «Введение в арифметику». Он полагал, что «...единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью. Три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное».
У многих народов больше всего суеверий возникло с числами три, семь и тринадцать.
Суеверия, связанные с числом три, относятся к тому времени, когда у древних людей счет не доходил дальше трех. На этой основе в христианской религии возведено в догму представление о Святой Троице — о едином Боге, выступающем в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого. Сюда же относится и так называемое трехперстное крестное знамение, якобы защищающее верующих от злых духов. Существует масса версий, а также пословиц и поговорок, содержанием которых является число три, приносящее несчастье: «третий не прикуривает», «не везет до трех раз» и т. д. В то же время имеется ряд других пословиц и поговорок, которые говорят о том, Что это число приносит счастье. Число три очень часто встречается в русских народных сказках: три царевны, три сына, на третий раз и т. п. Любопытно то, что число три рассматривалось не только как счастливое (Бог любит троицу), но и как несчастное (треклятый).
Аналогично происхождение примет, пословиц и поговорок, связанных с числом семь. В древнем Вавилоне люди наблюдали семь подвижных планет: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн. Они обожествляли их и почитали их как богов. Каждый седьмой день считался священным и объявлялся днем отдыха от трудов, а планетам астрологи приписывали (и теперь приписывают) особое свойство, которое оказывает влияние на судьбы людей. Поэтому число семь в древнем Вавилоне имело магическое действие. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным. В. библии говорится о «семи духах божьих», «семи светильниках» и т. д.; У греков: «семь чудес света», «семь мудрецов» и т.д.; «крепко как семь» — клятва у французов. У русских: «у семи нянек дитя без глазу», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «семь бед — один ответ», «семеро одного не ждут» и т. д. Число семь считается счастливым. Почему так? Ответ был получен американским психологом Миллером. Он объяснил особенности числа семь пропускной способностью нервной системы человека. На основании экспериментальных данных оказалось; что самые разные испытуемые могут без ошибок сравнить в среднем только 7 раздражителей, а человек при кратковременном восприятии мгновенно может охватить не более семи сходных предметов.
Всем известен панический страх перед числом тринадцать («чертовой дюжиной»). Истоки этого поверья относятся к древним временам, когда у некоторых народов основанием системы счисления было число двенадцать (отсюда деление года на 12 месяцев, счет дюжинами и т. д.). Оно замыкало для них натуральный ряд, поэтому за числом 12 шло неизвестное, непостижимое число, а значит, опасное для простых смертных. По их представлению, это число могло приносить только несчастье. В связи с этим во многих гостиницах некоторых стран (Англия, США и др.) отсутствуют номера с числом тринадцать, лифт не останавливается на тринадцатом этаже, нет маршрутов городского транспорта с номером тринадцать и т. д. Моряки стараются тринадцатого числа не выходить в море. Но эти суеверия, относящиеся к числу 13, у славян не имели места. В качестве примера можно привести такой факт. В древней Руси были возведены храмы с тринадцатью куполами — Софийский в Новгороде, Полоцкий и Киевская София, однако несчастливыми они не считались.
(Фарков А. Математические кружки в школе)
Число 37 обладает многими любопытными свойствами. Так, умноженное на 3 и на числа, кратные 3 (до 27 включительно), оно дает произведения, изображаемые одной какой-либо цифрой:
37 × 3 = 111;
37 × 6 = 222;
37 × 9 = 333;
37 × 12 = 444;
37 × 15 = 555;
37 × 18 = 666;
37 × 21 = 777;
37 × 24 = 888;
37 × 27 = 999.
Произведение от умножения 37 на сумму его цифр равняется сумме кубов тех же цифр, т. е.:
37 × (3 + 7) = 3^3 + 7^3 = 370.
Если в числе 37 взять сумму квадратов его цифр и вычесть из этой суммы произведение тех же цифр, то опять получим 37:
(3^2 + 7^2) – 3×7 = 37.
Но едва ли не самым интересным свойством числа 37 является то, что некоторые кратные ему числа при круговой перестановке входящих в них цифр дают опять-таки числа, кратные 37. Например:
259 = 7 × 37
592 = 16 × 37
925 = 25 × 37
То же самое верно относительно чисел 185, 518, 851 и чисел 296, 629, 962. Все эти числа состоят из тех же цифр, только переставляемых в круговом порядке, и все они кратны 37.
Подобным же свойством отличаются и некоторые числа, кратные 41. Так, числа:
17589; 75891; 58917; 89175 и 91758,
как легко проверить, все кратны 41, и каждое получается из предыдущего путем только одной круговой перестановки входящих в число цифр.
Источник — «Пять минут на размышление». Москва 1950. Книга составлена по материалам Л. Успенского, А. Студенцова, Я. Перельмана, Игнатьева и др.
Большие числа
1 = 100 один
10 = 101 десять
100 = 102 сто
1 000 = 103 тысяча
1 000 000 = 106 миллион
1 000 000 000 = 109 миллиард (биллион, = 1000 миллионов)
1 000 000 000 000 = 1012 триллион
1 000 000 000 000 000 = 1015 квадриллион
1 000 000 000 000 000 000 = 1018 квинтиллион
1 000 000 000 000 000 000 000 = 1021 секстиллион
1 000 000 000 000 000 000 000 000 = 1024 сеплиллион
1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 1027 октиллион
1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 1030 нониллион
1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 = 1033 дециллион
…
Гугол – число 10 в сотой степени 10100
Гуголплекс - 1010 000 000
Старорусские названия больших чисел:
10 тыс. = тьма
100 тыс. = легион
1 млн. = леодр
10 млн. = вран (ворон)
100 млн. = колода
МИЛЛИАРД (франц. milliard) (тысяча миллионов), число, изображаемое в десятичной записи единицей с 9 нулями, т. е. число 109.
МИЛЛИОН (франц. million),(тысяча тысяч) число, изображаемое в десятичной записи единицей с 6 нулями, т. е. число 106.
вопрос-ответ
Из курса геометрии вам известно, что косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение катета, прилежащего к этому углу, к гипотенузе. А как называется отношение гипотенузы к этому катету? | Как называли на Руси расстояние между кончиками пальцев указательного и большого? |
Назови фамилию 1.Этот человек родился в Тверской губернии. В 1700 г Петром I он был "учинён" учителем математики. он автор первого русского учебника по математике и навигации. Портрета Магницкого не существует. | 2. Этот математик древности погиб от меча римского солдата, воскликнув "Отойди, не трогай моих чертежей!" |
3. В 3 года он заметил ошибку в расчетах отца. В 7 лет решил задачу за несколько секунд. Его называли королём математики. Ответ: Гаусс |
Умение решать задачи - практичекое искусство, полобное плаванию, или катанию на лыжах, или игре на фортепьяно: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь...
Д. Пойа
Как-то индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного. Звали его Сета. Шерам хотел наградить его за остроумную выдумку и спросил, что Сета желает получить за выдумку. Подданный потребовал за первую клетку шахматной доски 1 зерно, за вторую — 2 зерна, за третью — 4 зерна и т. д. Обрадованный царь приказал выдать такую «скромную» награду. Однако оказалось, что царь не в состоянии выполнить желание Сеты. | Ответ: царь не смог выполнить желание, т. к. нужно было выдать количество зерен, равное сумме геометрической прогрессии 1, 2, 4, 8 … |
Каким образом нужно записать три цифры 9 так, чтобы получилось наибольшее значение? | |
Предложите кому-нибудь задумать двухзначное число, а потом возвести его в куб. Услышав ответ, вы мгновенно сообщаете, какое число было задумано. Для этого, правда, придется выучить наизусть кубы цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. | Самый впечатляющий фокус — это отгадывание двухзначного числа по его пятой степени. Ведь чтобы возвести число в пятую степень, придется четыре раза делать умножение, а в ответе может получится десятизначное число! А отгадка основана на том, что при возведении всех цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пятую степень получается число, оканчивающееся той же цифрой, которую возводили в степень. |
Задумайте число, удвойте его, к полученному прибавьте 5. Ещё прибавьте 5 раз его же, затем к результату прибавьте 10. полученное умножьте на 10. Какое число у вас получилось? В чём секрет фокуса? | |
Запишите любое трёхзначное число, но такое, чтобы крайние цифры отличались на 5. Поменяйте местами крайние цифры. получили второе число. Вычтете из большего меньшее. Разделит разность на 9. Ответом будет 55. Почему? Как такое может быть? | |
Единица равна двум | Ответ: 1-3/2 число отрицательное, поэтому извлкая корень квадратный (при снятии 2), должно остаться -(1-3/2). Поэтому должно быть равенство -1+3/2=2-3/2, откуда 1/2=1/2. |
Неравные числа равны | Ошибка совершена при переходе от равенства (1) к равенству a=b Производится деление на выражение равное нулю: a-b-c=0. |
Всякое число равно своему удвоенному значению | Ошибка при переходе от равенства (1) к равенству а=2а. Производится деление на х-1, которое равно нулю. |
ЗАДАЧА ЛЮКА | Франсуа́ Эдуа́рд Анато́ль Люка́ (1842 — 1891) — французский математик, профессор. Работал в лицее Луи-ле-Гран в Париже. Важнейшие работы Эдуарда Люка относятся к теории чисел и теневому исчислению. |
Решение. | |
Заслуживает внимания и арифметическое решение. Примем за 1 путь от Гавра до Нью-Йорка. Так как парохода идут с одинаковой скоростью, то пароход, вышедший из Нью-Йорка одновременно с пароходом Г, вышедшим из Гавра, встретится с ним на середине пути. | |
Задача Ньютона "Три луга, покрытые травой одинаковой густоты и скорости роста, имеют площади: 3 1/3 га, 10 га и 24 га. Первый прокормил 12 быков в продолжение 4 недель; второй - 21 быка в течение 9 недель. Сколько быков может прокормить третий луг в течение 18 недель?" | Решение |
ЖИЗНЬ ДИОФАНТА | Возьмем за х всю жизнь Диофанта. Тогда : х/6 - его детство; х/12 - его юность; х/7 - брак; +5 лет - родился сын; сын прожил вполовину меньше отца - х/2; Диофант прожил еще 4 года. Имеем: х/6+х/12+х/7+5+х/2+4=х |
Алгебраические фракталы Фрактал, с математической точки зрения, это, прежде всего, множество с дробной, промежуточной, «не целой» размерностью. Алгебраические фракталы названы так потому, что их генерируют с помощью алгебраических форму, иногда совсем несложных. Математика . Большая детская энциклопедия, 2009 | |
Секрет МёбиусаУченым наконец-таки удалось разгадать тайну ленты Мебиуса, и это открывает новые горизонты, в целом ряде областей. С ее помощью, как предполагают, можно даже создать почти вечный электродвигатель. |
Геометрия и искусство
Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии. | |
Геометрия в искусстве Своеобразие геометрии, выделяющее ее из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. В своей сущности и основе геометрия и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Геометрия соединяет в себе эти противоположности, они в ней взаимно проникают, организуют и направляют друг друга. | |
Симметрия и асимметрия Еще одним фундаментальным понятием науки, которое наряду с понятием "гармонии" имеет отношение практически ко всем структурам природы, науки и искусства, является "симметрия". | |
«Золотое сечение» Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами: теоремой Пифагора и "Золотым сечением". | |
Математика в архитектуре «Золотое сечение» многократно встречается при анализе геометрических соразмерностей Парфенона. Это древнее сооружение с его гармоничными пропорциями дарит нам такое же эстетическое наслаждение, как и нашим предкам. Многие искусствоведы, стремившиеся раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое это здание оказывает на зрителя, искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию. Кроме того, заметим, что человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Известно, что принципы симметрии являются руководящими принципами для любого архитектора. |
|
Предварительный просмотр:
ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ ОРИНЕТИРОВАНО НА достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования (УУД):
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
ПРЕДМЕТНЫЕ (АЛГЕБРА):
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
ПРЕДМЕТНЫЕ (ГЕОМЕТРИЯ):
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать
его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВЕЛИКИЕМАТЕМАТИКИ
МАТЕМАТИКА – ЦАРИЦА НАУК, АРИФМЕТИКА –
ЦАРИЦА МАТЕМАТИКИ. К.Ф. ГАУСС
Предварительный просмотр:
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯМАТЕМАТИКА
ЕСТЬ В МАТЕМАТИКЕ НЕЧТО, ВЫЗЫВАЮЩЕЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВОСТОРГ.
Ф. ХАУСДОРФ
Предварительный просмотр:
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Геометрия владеет двумя сокровищами:
одно из них – теорема Пифагора,
другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении.
И. Кеплер
Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение». О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий — свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению». А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону. Высшую гармонию «золотого сечения» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» — это одно и то же. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы «золотого сечения», спасаясь от Дьявола. При этом ученые — от Пачоли до Эйнштейна — будут искать, но так и не найдут его точного значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,6180339887... Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».
Анхель де Куатьэ
Золотое сечение в математике
В математике пропорцией называют равенство двух отношений: a : b = c : d.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:
- на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС;
- на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);
- таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС.
Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a : b = b : c или с : b = b : а.
Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.
Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.
Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Для практических целей используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38.
Свойства золотого сечения описываются уравнением:
x2 – x – 1 = 0. Решение этого уравнения:
Золотой треугольник
Для нахождения отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов можно пользоваться пентаграммой.
Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник. Способ его построения разработал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр окружности, A – точка на окружности и Е – середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восставленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.
Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения. |
| Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1 откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника. |
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).
На рисунках виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа Ф=0,618...
Все архитектурные сооружения, храмы и даже жилища от Древнего Египта и Древней Греции и до наших дней создавались и создаются в гармонии чисел – по правилам «Золотого Сечения».
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В СКУЛЬПТУРЕ
Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делится пупочной линией в золотом сечении.
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Золотое сечение в шрифтах и бытовых предметах
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В БИОЛОГИИ
Росток
Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.
Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.
Золотое сечение в частях тела
Сопоставляя длины фаланг пальцев и кисти руки в целом, а также расстояния между отдельными частями лица, также можно найти "золотые" соотношения:
Скульпторы утверждают, что талия делит совершенное человеческое тело в отношении золотого сечения. Измерения нескольких тысяч человеческих тел позволили обнаружить, что для взрослых мужчин это отношение равно в среднем примерно 13/8 = 1,625
Предварительный просмотр:
ПЕРИМЕТР состоит из двух греческих слов peri (вокруг) и metreō (измеряю). Сравните его со словами перископ (ckopeo – смотрю), периферия (phero –ношу), перикардия (kardia – сердце), период (hogjs – путь, дорога)
ХОРДА (греч. chordē ) в переводе с греческого – струна. Происхождение этого термина в геометрии связано с изготовлением лука, в котором туго натянутая струна – тетива, стягивает его концы.
ДИАМЕТР. В этом слове обратите внимание на приставку диа (что означает насквозь) и сравните слово диаметр со словами: диафильм, диапозитив (их демонстрация возможна, если сквозь них проходит свет от лампы диапроектора или диаскопа), диафрагма (отверстие, пропускающее свет или воздух),
ДИАГОНАЛЬ – отрезок, идущий сквозь многоугольник от одной его вершины к другой.
Слова СЕКТОР и СЕГМЕНТ, оказывается, родственные, т. к. они происходят от одного и того же латинского слова (как и слово секира), которое переводится на русский язык как рассекать. Итак, сектор и сегмент рассекают круг, но каждый по-своему.
Слово ТРАНСПОРТИР, как и слово транспорт, происходит от французского transporteur, что в переводе на русский означает переносить. Видимо, первоначально транспортир употреблялся не столько для измерения углов, сколько для того, чтобы переносить их с места на место, т. е. для построения угла, равного данному.
Слово ПЕРПЕНДИКУЛЯР происходит от французского реrреndiculaire, что означает висеть. Т. о., перпендикуляр – это отвес.
Слово РОМБ происходит от греческого rhombos, означающего бубен. Оказывается, в древние времена бубны – музыкальные инструменты – были не круглыми, как сейчас, а имели форму четырехугольника с равными сторонами.
В слове БИССЕКТРИСА корень – сектр – (знакомо правда), а приставка «бис», – что означает повторить, дважды. Итак, по самому строению слова «биссектриса» легко определить его смысл, а так же понять, почему в этом слове нужно писать удвоенную согласную с.
Слово КАТЕТ является однокоренным со словами катакомбы, катаракта. Корень kata греческого происхождения, означает вниз, падать. Слово катаракта (помутнение глазного хрусталика) употреблялось раньше в форме катаракт и имело 2 значения: водопад в горах, а так же подвижные заслоны в крепостных воротах. Катакомбы – kata под; вниз + kumbē чаша.
Слово ГИПОТЕНУЗА переводится с греческого как быть противоположным, т. е. сторона треугольника, противоположная его прямому углу.
МЕДИАНА, медиатор, медик – однокоренные. Они происходят от слова медиум – посредник, средний. Медиатор – предмет, позволяющий музыканту извлекать звук из своего музыкального инструмента; медик – врач, с помощью которого происходит исцеление больного.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Длительность экзамена 3 часа (180 минут) Количество заданий 20 = 16 алгебра + 4 геометрия Бланк ответов № 1 Предвари-тельная дата экзамена 30 мая Шкала перевода баллов в оценку 0-6 7-11 12-16 17-20 «2» «3» «4» «5»
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Длительность экзамена 3 часа 55 мин (235 минут) Количество заданий I часть 8 Бланк ответов № 1 II часть 4 7 Бланк ответов № 2 Предваритель-ная дата экзамена 1 июня Минимальный первичный/ тестовый балл Будет известен после сдачи экзамена (в 2018 году: 6 первичных баллов/ 27 тестовых баллов)
Шкала (2018) перевода тестовых баллов в первичные КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Первичный балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тестовый балл 5 9 14 18 23 27 33 39 45 50 56 62 68 70 72 74 76 78 80 от 68 50-67 27-49 0-26 5 4 3 2 Примерная (неофициальная) шкала перевода баллов в оценку НОМЕР ЗАДАНИЯ КОЛ-ВО БАЛЛОВ за задание 1 - 12 1 13 - 15 2 16 - 17 3 18 - 19 4 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 1.Тщательно проверяйте вычисления. Особенно в части с кратким ответом. Проверять нужно правильно. А именно: решили задание, проверили, решайте следующее. И так несколько примеров. Может быть и все. Затем вернитесь к первому и проверьте все снова! 2. Выполняйте задания с развёрнутым решением! Эти задания можно делать частично. Если в заданиях с кратким ответом баллы даются только за верный ответ, то в заданиях с развёрнутым ответом можно получить баллы и за незавершенное решение! 3 . Если сомневаетесь, как оформлять решение, ориентируйтесь на простое правило: ход решения должен быть понятен проверяющим.
ЭТО ВАЖНО!