3.4. Методические рекомендации ШМО: выступления, разработки, уроки с элементами трансформации, интеграции
- Мастер-класс "Использование ЦОР на уроках математики" (для учителей Абатского и Сладковского районов) в рамках дня педагогического мастерства. https://infourok.ru/ispolzovanie-cor-na-urokah-matematiki-2536961.html
БУКЛЕТ"Использование ЦОР на уроках математики": https://infourok.ru/buklet-ispolzovanie-cor-na-urokah-matematiki-2660753...
- 9 класс интегрированный урок по алгебре, информатике, физике(БУРМИСТРОВА Е.Ю., СТЕПОЧКИНА Ю.А., СЕНОГНОЕВА Ю.В.) по теме: «Квадратичная функция и её применение»: https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2018/04/09/integrirovannyy-ur...
- Подготовка к ОГЭ математика (ШАБЛОНЫ персонифицированнного АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ, работы со слабоуспевающими): https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-matematika-shabloni-analiza-rezultatov-3217953.html
- СТЕНД, - ПАМЯТКА ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 2019 РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ
- Применение ИКТ на уроках математики: https://infourok.ru/predvaritelniy-otchet-po-teme-samoobrazovaniya-prime...
- Шаблоны персонального анализа результатов ОГЭ и ЕГЭ по математике в Excel с автоматическим подсчетом баллов и % выполнения заданий: https://infourok.ru/shabloni-personalnogo-analiza-rezultatov-oge-i-ege-p...
- «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики» (Усольцева М.Н.): https://infourok.ru/otchet-po-teme-samoobrazovaniya-3499222.html
- Финансовая грамотность на уроках математики: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/01/...
- Электронные образовательные платформы в преподавании математики (на примере "Российская электронная школа", LECTA, ЯКласс, Учи.ру) (выступление Бурмистровой Е.Ю. на РМО 10.01.2019): https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2...
- 26.03.2019. Выступление на ШМО учителей математики, информатики, физики по теме: Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ по математике в 8,10 классах: https://infourok.ru/podgotovka-k-oge-i-ege-po-mate...
- 26.08.2019. Выступление в рамках марафона успешных практик для учителей Абатского района августовских мероприятий 2019 по теме:"Использование ресурсов электронных образовательных платформ LECTA, «Якласс», UCHi.ru, «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА»в преподавании математики (результаты работы)": https://infourok.ru/ispolzovanie-resursov-elektron...
- 28.02.2020. Выступлнения в рамках муниципального конкурса "Учитель года - 2020":
- Методический семинар: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/02/...
- Педагогический проект: https://infourok.ru/obrazovatelnyj-proekt-elektron...
- 04.02.2021:
1. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики (Бурмистрова Е.Ю.): https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
2. Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике. Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...
- 26.03.2021:
1. Работа с высокомотивированными обучающимися. Подготовка к предметным олимпиадам различного уровня:
Обыскалова Г.В.: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
Бурмистрова Е.Ю.: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
Усольцева М.Н.:https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
2. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике (Бурмистрова Е.Ю.) https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
3. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по физике (Сеногноева Ю.В.): https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2021/03/...
- 09.04.2021. Бурмистрова Е.Ю. провела открытый урок математики в 5б классе по теме: "Деление числа на десятичную дробь", продемонстрировав в рамках урока использование интернет – ресурса Plickers для контроля и коррекции знаний: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...
- 09.04.2021. Усольцева М.Н. провела открытый урок математики в 6а классе, показав реализацию проекта "Цифровая школа Учи.ру" в учебном процессе:https://infourok.ru/otkrytyj-urok-dejstviya-s-raci...
- 28.10.2021 Бурмистрова Е.Ю. провела открытый урок математики в 6б классе по теме: "Умножение дробей" в рамках школы молодого педагога: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/10/28/otkrytyy-urok-matematiki-v-6b-klasse-po-teme-umnozhenie-drobey
- Бурмистрова Е.Ю. Интерактивные формы опроса на уроке математики: Интернет – приложение PLICKERS: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
- Усольцева М.Н. Интерактивные формы опроса (Учи.ру) : https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
- 03.11.2022. Разбор заданий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Применение в практике преподавания методов, приемов, форм работы и заданий, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности:
Бурмистрова Е.Ю.: "Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся": https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
Усольцева М.Н.: "Разбор заданий, приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока": https://nsportal.ru/node/5733794
Сеногноева Ю.В.: «Разбор заданий по естественно-научной грамотности»: https://nsportal.ru/node/5733927
Обыскалова Г.В.: "Формирование математической грамотности на уроках математики": https://nsportal.ru/node/5735388
- 30.01.2023. Система работы по подготовке к ВПР для достижения наилучших результатов:
- Система работа по подготовке к ВПР по математике 2022-2023 уч. год (Бурмистрова Е.Ю.) https://nsportal.ru/node/5925713
- Система подготовки к ВПР по математике (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/node/5925723
- Подготовка к ВПР по физике (Сеногноева Ю.В.): https://nsportal.ru/node/5925719
- Система работы по подготовке к ВПР для достижения наилучших результатов (Обыскалова Г.В.): https://nsportal.ru/node/5926900
- Система работы по подготовке к проведению ВПР по математике (Степочкина Ю.А.): https://nsportal.ru/node/592749
- 20.03.2023: Реализация ИОМ педагога в 2022-2023 уч. году и его защита (Бурмистрова Е.Ю., Сеногноева Ю.В., Усольцева М.Н.):https://nsportal.ru/user/753275/page/4-6-iom-pedagogov-na-2021-2022-uch-god
- БурмистровА Е.Ю. «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников(подготовке к исследованию по модели PISA)»: https://nsportal.ru/node/6231981
- Усольцева М.Н. «Реализация дифференцированного подхода при формировании и развития математической грамотности обучающих» https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/25... Дифференцированный подход при формировании МГ в урочной и внеурочной деятельности
29.10. 2024 на ШМО:
1. Развитие математической грамотности на уроках математики через формирование умения работать с задачей: Бурмистрова Е.Ю. представила присутствующим информацию по данной теме из опыта работы: https://nsportal.ru/node/6701699.
2. Применение практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство повышения математической грамотности обучающихся: Усольцева М.Н. представила присутствующим информацию по данной теме из опыта своей работы https://nsportal.ru/node/6701690 .
3. Развитие познавательной активности учащихся как средство формирования математической грамотности: Обыскалова Г.В. представила присутствующим информацию по данной теме из опыта своей работы: https://nsportal.ru/node/6701686.
https://nsportal.ru/shkola/konsultatsii/library/20...
***
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2023/05/...
***
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2024/01/...
- 9 класс интегрированный урок по алгебре, информатике, физике(БУРМИСТРОВА Е.Ю., СТЕПОЧКИНА Ю.А., СЕНОГНОЕВА Ю.В.) по теме: «Квадратичная функция и её применение»:https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2018/04/09/integrirovannyy-ur...
- Бурмистрова Е.Ю. провела урок математики в 5б классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (в трансформируемом пространстве): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2018...
- Усольцева М.Н. провела открытый урок в 5а классе по теме: "Площадь прямоугольника" в рамках аттестации: https://infourok.ru/konspekt-po-matematike-ploscha...
- УСОЛЬЦЕВА М.Н. 5а, математика: Решение задач по теме: «Отрезок. Длина отрезка» (в коридорах школы) https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-otrezok...;
- УСОЛЬЦЕВА М.Н. математика В 6 КЛАССЕ: Решение упражнений по теме: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (в коридорах школы) https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2020...
- ОБЫСКАЛОВА Г.В. 7А, геометрия. Перпендикулярные прямые (на пришкольной территории и в коридорах школы) https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2020...
- Бурмистрова Е.Ю. в 8 классе в транформируемом пространстве по теме: "Теорема Пифагора", на котором обучающиеся в ходе выполнения практической работы пришли к формулировке темы урока и подтвердили утверждение теоремы: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2020...
- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК АЛГЕБРА, ГЕОМЕТРИЯ) Тема: «Решение заданий по теме: «Отрезок и его длина» с помощью линейных уравнений» (Бурмистрова Е.Ю.) https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obo...
Скачать:
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ
К ЕГЭ В 10-11 КЛАССАХ в 2018-2020 гг.
Бурмистрова Е.Ю., учитель математики
Подготовка ЕГЭ, тематическое и итоговое повторение за курс средней и базовой школы требует индивидуального, личностно ориентированного подхода, проводится в течение всего учебного года. Работа по подготовке начинается с 10 класса. В 2018-2019 уч. году были часы консультаций по математике для учеников 10 класса (четверг, после уроков- базовый уровень, понедельник – проф. уровень), весь класс посещал консультации по базовому уровню, ВШТ выполняли все по базовому уровню.
В 11 классе в 2019-2020 уч. году занятия консультаций проводятся 3 раза в неделю отдельно по базовому уровню (четверг) и профильному уровню (вторник, дополнительно по части 2 в субботу). Теперь ребята пишут ВШТ по уровню сдаваемого предмета.
Система моей работы строится по следующим направлениям:
- Разработка программы подготовки к ЕГЭ.
- Определение стартового уровня подготовки (ВШТ№1).
- Знакомство с бланковой документацией и правилами ее заполнения.
- Обучение учащихся внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.
- Систематическая работа с КИМами по предметам из различных источников во время уроков и во внеурочное время.
- Тренировка учащихся на постепенное увеличение объема и сложности заданий, на скорость выполнения заданий, на поиск оптимальных путей решения задач, на формулировки заданий, представленных в материалах ЕГЭ.
Одним из принципов построения работы по подготовке к ЕГЭ считаю принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени приучаю только тех обучающихся, которые стремятся к выполнению заданий части 2.
Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки к ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем и используем интернет ресурсы, также всем желающим обучающимся пособия по подготовке я предоставляю в электронном виде. Хорошим подспорьем в разработке таких уроков является необходимая методическая литература, прежде всего - это книги серии «Готовимся к ЕГЭ по математике», а также различные КИМы и тренировочные тематические задания, разработанные ФИПИ, информационные ресурсы Интернета.
Название сайта | Материалы сайта | Электронный адрес |
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ | Документы, новости. | |
Федеральный институт педагогических измерений | Документы, КИМы | http://www.fipi.ru |
Всем, кто учится | Сборники КИМов | https://alleng.org/ |
Образовательный портал: Сдам ГИА: РЕШУ ЕГЭ | КИМы, тематические задания | https://sdamgia.ru/ |
Портал ЯКласс | Онлайн тесты ЕГЭ | https://www.yaklass.ru/ |
- Диагностика уровня подготовки (провожу ВШТ, срезы знаний, РСОКО).
- Осуществляется отслеживание показателей результативности ВШТ (листы успешности). Определив типологию пробелов в знаниях обучающихся по итогам очередного ВШТ, вносится корректировка в проведение консультаций), направленная на устранение пробелов обучающихся по темам.
- Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ является работа кабинета математики, где оформлен информационный стенд, отражающий основную информацию, связанную с ЕГЭ по математике.
- Использую следующий план повышения качества обучения по математике (выполнение заданий ЕГЭ), ликвидации пробелов, устранения неудовлетворительных результатов
№ | форма | способ | время |
1 | Систематическое решение заданий в формате ЕГЭ («ПЯТИМИНУТКА ЕГЭ») | Решение заданий по распечатанным для каждой парты карточкам (на уроках рассматриваются задания только одного типа (1 или 2 или 3 и т.п.) | ежедневно, 5-20 минут урока |
2 | Индивидуальный контроль знаний обучающихся | Карточки заданий по пройденным и изучаемым темам в формате ЕГЭ 4-5 учащимся, тест ЕГЭ | на уроках, в дополнительные дни |
3 | Индивидуальная работа с учащимися по пробелам по причине пропуска занятий, не достаточного усвоения изученного материала | объяснение теории, решение заданий, Кимов ЕГЭ | еженедельно на переменах, индивидуально |
4 | Дифференцированный подход | Задания на уроке, домашняя работа, самостоятельные работы, контрольные работы по уровням сложности | периодически на уроках в течение учебного года |
5 | Работа с высокомотивированными детьми | олимпиадные задания, творческие задания на уроке, задания части 2 ЕГЭ | периодически на уроках в течение учебного года, дополнительная консультация по 2 части в 11 классе |
Предварительный просмотр:
Взаимоконтроль и взаимопроверка. Самоконтроль и самооценка на уроках математики. Проедставлен на заседании творческой группы учителей, работающих в 5 классса в МАОУ Абатская СОШ №1 I. Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения | |
Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ. | |
С введением ФГОС поменялись ориентиры современной школы. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования ФГОС к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно. Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли обосновать свою оценку. Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку на уроках? Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения. Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания. Приемы взаимоконтроля
В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и т.д.)
Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
Как этого избежать?
Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка носит вспомогательный характер и является одним их этапов полготовки учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя. Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа. |
II. Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках
В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки становится необходимой частью образовательного процесса.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала.
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
В результате этой работы:
- во-первых, учащиеся организуют свою деятельность в цикличной форме, периодически проверяя и оценивая её, тогда самоконтроль и самооценка выполняют функцию рефлексивного замыкания некоторого этапа этой работы;
- во-вторых, в процессе самоконтроля и самооценки ученик, как субъект деятельности, выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии анализа своей деятельности.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении. В своей практики я использую следующие приемы:
- Обучающимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал. При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.
- Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление "допущенных” ошибок. Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.
- Учитель при объяснении "допускает” ошибку. Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.
- Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи одноклассникам. Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он "отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.
- Учащиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение. Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.
- Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить. Если в задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся "схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.
- Учащимся дается задание с избыточными данными. В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.
- Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения. При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: "Как решать?”, "Каким приёмом воспользоваться?”, "Какой теоретический материал надо знать?”, "Что знаю?”, "Что не знаю?”, "Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.
- Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.
- На своих уроках использую разные приемы рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
- На своих уроках часто использую приём незаконченного предложения. Прошу устно закончить предложение. Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», Ощутили ли вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили? и т.д. А также практикую в своей деятельности заполнение «рефлексивной карты».
Предварительный просмотр:
ВЫРАБОТКА ПОДХОДОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕДИНЫХ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ, ПАРАГРАФОМ, ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ АППАРАТОМ.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
- Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
- выделение главного в тексте;
- интерпретация текста в знаковую единицу;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
- Использовать различные приемы работы с текстом, задания, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
2. Приём «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4. Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
5. Приём «Рабочая тетрадь с печатной основой» Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий.
6. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
7. Приём «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагать ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
8. Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
ПАМЯТКА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
- Сосредоточься и удерживай внимание на читаемом.
- Прочитай заголовок и попытайся ответить на вопрос: «О чем будет говориться в этом параграфе?».
- Просмотри текст, обращая внимание на иллюстрации, правила, примеры.
- Почитай текст. Установи связь текста и иллюстраций, правил, примеров рассмотренных ранее.
- Как выделено главное в тексте (правила, термины, алгоритмы выполнения действий и т.п.).
- Приведи свои примеры к тексту.
- Раздели текст на смысловые части. Сколько их получилось?
- Озаглавь части текста и составь план, схему, таблицу и т.п.
- Выполни письменное задание к тексту.
- Повтори прочитанное по плану, затем без него.
- Проговори несколько раз правила, определения, формулы. Выучи наизусть (запиши в тетрадь/ тетрадь - справочник).
Предварительный просмотр:
Реализация агротехнологического направления в рамках учебного предмета «физика».
Сеногноева Ю.В.
Сельская школа стоит неизмеримо ближе к сельскохозяйственному производству и не может полноценно существовать в отрыве от него, так как существует прямая материальная зависимость школы и семьи от результатов сельскохозяйственного производства. В то же время сельская школа играет огромную роль в его развитии и в воспитании человека, способного не только эффективно и творчески действовать при новых формах собственности и организации труда, но и ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны.
Социализация личности растущего человека предполагает уже на школьной скамье актуализацию проектирования именно жизненных планов, которые должны включать отношения к таким параметрам собственной жизни, как:
- Личное и семейное благополучие;
- Стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;
- Овладение видами труда и традиционных ремесел;
- Качества жизни (работа, достаток и т. д.);
- Сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи и рода;
Сами условия работы образовательного учреждения предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории сельского поселения. От трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом, если не в решающей степени, зависят будущее села, его трудовые ресурсы. Наша школа призвана закрепить выпускников на селе, подготовить их для непосредственной работы в сельской местности и для дальнейшего профессионального образования, как специалистов, так и работников для аграрного сектора, возродить духовную жизнь села. Но это не означает, что сельский школьник должен быть лишён возможности в дальнейшем получать другие специальности.
В рамках предмета физика темы агротехнологического направления интегрировано включены в соответствующие темы КТП в рамках изучения материала в 7 и 8 классов. Поскольку физика является основой всех современных технических средств, а физические законы объясняют процессы окружающего мира, то можно без особых проблем связать ряд тем с сельским хозяйством.
Так при изучении темы «Давление» можно рассмотреть вопрос «Как уменьшают давление с/х техники на грунт?», а при изучении темы «Давление столба жидкости и атмосферное давление» можно рассматривать принцип действия известных учащимся поилки для птиц или опрыскивателя для растений. При изучении тем «Механическая работа и мощность» в качестве примеров можно сравнивать мощности лошади и современной с/х техники, осуществлять перевод из лошадиных сил в ватты и обратный перевод. При изучении темы «Гидравлический пресс», можно рассказывать не только о принципе действия этого устройства, но и рассмотреть принцип действия гидравлического подъемника, домкрата и других устройств, знакомых обучающимся из окружающей жизни.
При изучении курса физики в 8 классе дополняю агротехнологическим компонентом следующие темы: Так при изучении темы «Теплопроводность» можно говорить о различных видах утеплителей, которые можно применять в быту и сельскохозяйственном производстве, при изучении темы «удельная теплота сгорания топлива» можно говорить о биогазовых установках, которые делают с/х производство более экологичным и позволяют сэкономить традиционные энергоресурсы. При изучении темы «Влажность воздуха» , говорим о необходимости отслеживания влажности воздуха при хранении с/х продукции, помимо определения влажности воздуха в классной комнате, определяется влажность воздуха в овощехранилище и сравниваются такие условия с оптимальными. При изучении ДВС можно поговорить о двигателях современных тракторов, их мощности. При изучении электрических явлений говорим о применении солнечных батарей, принципе действия электромагнитного сепаратора для сортировки зерна и применении электродвигателей. Подобная интеграция помогает повысить интерес к предмету, поскольку с научной точки зрения объясняет принцип действия ряда знакомых обучающимся технических устройств, а так же заставляет задуматься о своей будущей профессии, т.е. выполняет профориентационуую функцию.
Для обучающихся 10 класса разработана программа предметного курса «Физические законы и агротехнологии».
Целью предметного курса в 10-м классе является: формирование и развитие интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся, помогающих им определиться с дальнейшим выбором профессии, возможно связанной с сельским хозяйством.
Для реализации цели программы предлагается решение следующих задач:
-развивать интерес учащихся к физике, современной сельскохозяйственной технике, технологиям ,применяемым в сельском хозяйстве
-осуществлять тесную связь изучения физики с жизнью
-формировать у обучающихся профессиональные намерения для выбора сельскохозяйственных профессий.
Ожидаемый результат:
В ходе изучения курса учащиеся должны:
-получить представление о сферах применения физики в сельском хозяйстве
-обобщить важнейшие направления механизации и автоматизации сельского хозяйства
-формировать познавательные интересы и общеучебные умения
Изучаются следующие темы:
1.Вводное занятие. Постановка целей и задач.
2.Связь физики и сельского хозяйства.
3.Давление. Важность минимизации давления на почву.
4.Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля.
5.Гидравлические механизмы у сельхозмашин.
6.Работа и мощность.
7.Мощность различных видов сельхозтехники.
8.Вакуум. Современные системы дойки животных.
9.Вакуумные насосы и их применение.
10.Центробежная сила, центростремительное ускорение.
11.Принцип работы сепаратора.
12.Тепловые процессы. Современные технологии переработки молока.
13.Теплоизоляция в жизни животного мира. Пчелиный улей с точки зрения теплотехники.
14.Количество теплоты. Принцип действия холодильных установок.
15.Принцип действия инкубатора.
16.Конвекция. Технология хранения овощей в зимний период.
17.Влажность воздуха. Отслеживание влажности воздуха при хранении урожая.
18.Системы удержания влаги на полях, снегозадержание.
19.Современные системы полива.
20.Теплообмен, излучение, теплопроводность. Тепличное земледелие.
21.Способы оптимизации затрат за счет энергосбережения в теплицах.
22.Тепловые двигатели.
23.Источники тока и электрическая цепь.
24.Электроэнергетика сельского хозяйства.
25.Сушка и хранение зерновых. Экскурсия на элеватор.
26.Технология помола зерна. Современные ХПП.
27.Современное рыбоводство. Применение и принцип действия эхолота.
28.Современные системы очистки воды.
29.Навесные орудия, используемые в сельском хозяйстве.
30.В кабине современного трактора.
31.Применение радиоактивных изотопов в сельском хозяйстве.
32.Меченые атомы в агротехнике. Измерение радиационного фона с помощью дозиметра.
33.Наблюдение за сельскохозяйственными посевами, система мониторинга, современные системы слежения и навигации.
34.Конференция «Физика и сельское хозяйство»
Так как в 10 классе уже осуществляется подготовка к ЕГЭ, то занятия провожу таким образом, чтобы дополнить соответствующий тематический материал задачами по соответствующим темам ЕГЭ. Так на примере занятия «Влажность воздуха . Отслеживание влажности воздуха при хранении с/х продукции» можно просмотреть подборку теоретического материала и задач. Так же имеется положительная динамика результатов ЕГЭ.
Предварительный просмотр:
РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ.
Особенности неуспевающих учащихся
- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
- отсутствие познавательного интереса
- не сформированы элементарные организационные навыки
- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
- нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
- дети, в основном, из асоциальных семей
- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
- частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Как можно помочь слабоуспевающему ученику:
- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- “Разрезные” теоремы.
- Перфокарты.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
- “карточки-конспекты”.
Учитель должен:
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Учить работать со словарями и другим справочным материалом
- В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
- Стремиться к алгоритмизации деятельности
Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
- При закреплении.
- При проверке домашнего задания.
- При самостоятельной работе.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
- слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.
Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с крупными инвестплощадками ( Запсибнефтехим , Антипинский НПЗ и т.д.) Экскурсии на предприятия с . Абатское Проведение интегрированных уроков Приемы реализации РК
Экскурсия с учащимися 7 кл при изучении темы «Диффузия»
По результатам экскурсии заполняются опросные карты
Проведен конкурс рисунков среди учащихся 5-6 классов
Предварительный просмотр:
Единый орфографический режим по математике (выдержки из единого орфографического режима школы)
1. Единые требования к устной и письменной речи учащихся и педагогического коллектива
Требования к устной и письменной речи.
Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности, признана обеспечить, прежде всего, школа. В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков: в программах усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся, во многих школах для этих целей широко используются факультативные занятия, большую помощь в воспитании у школьников внимательного отношения к слову и связной речи оказывают печать, радио, телевидение.
Ведущую роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи в среднем звене. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой речевая культура учащихся воспитывается в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий.
Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима в школе. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи школьников в работу педагогических советов, в систему внутри школьного контроля, организовывать обмен опытом учителей-предметников и проводить совместные заседания методических объединений, посвященные вопросам повышения культуры речи учащихся. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды "Пиши правильно, "Люби и знай русский язык", "Правильно ли мы говорим" и др.
Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.
1.1 Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Учащиеся должны уметь:
• давать ответ на любой вопрос, в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;
• правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например. "Потому что существительное 3-го склонения");
• развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
• говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;
• излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
• правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;
• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;
• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
1) правила произношения и постановка ударений;
2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.
1.2. Работа педагогического коллектива
по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся
Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий всего педагогического коллектива.
С этой целью рекомендуется каждому учителю:
• тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок;
• грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.);
• писать разборчивым почеркам;
• не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.
• на всех уроках больше внимания уделять формированию умений учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план;
• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные ошибки;
• шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;
• настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т.д.;
• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости;
• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Всем работникам школы:
• добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а так же диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока;
• шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;
• тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд – презентаций, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся;
• при планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
1.4. О письменных работах учащихся основной и средней школы
Виды письменных работ учащихся
1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
- конспекты первоисточников, доклады, рефераты;
- упражнения;
- планы и конспекты лекций учителей;
- планы статей и других материалов из учебников;
- сочинения, изложения, диктанты;
- письменные ответы на вопросы;
- проекты;
- презентации;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п. (без копирования готовых схем из таблиц и учебников);
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения, биологии, географии;
- проверочные и самостоятельные работы
2. Текущие контрольные, самостоятельные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и целесообразность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.
3 Контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце четверти, полугодия, года.
4.Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от требований программы.
5. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели - не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всего четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Исключать проведение контрольных работ в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Количество и назначение ученических тетрадей
1.Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
- по математике в 5-6 кл. - 2 тетради, в 7-9 кл. – 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии), в 10-11 кл. – 2 общие тетради (1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии); кроме того, в 11 классе рекомендуется 1 тетрадь для подготовки к ЕГЭ;
- по физике – 2 тетради (1 - для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 - для оформления лабораторных работ, которая хранится в кабинете в течение года);
- по информатике - 2 тетради (1 - для выполнения классных и домашних работ, решения задач, 1 - для оформления практических работ);
2. Для контрольных работ по математике, физике, информатике.
3. Возможно наряду с рабочей тетрадью использование тетради с печатной основой при наличии ее у всех учащихся.
Порядок ведения тетрадей учащимися
Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих требований:
1. писать аккуратным, разборчивым почерком, синей, фиолетовой пастой (чернилами);
2. использовать цветные карандаши и пасту только при выполнении рисунков, составлении схем, диаграмм и карт;
3. выполнять условные обозначения аккуратно ручкой, чертежи и подчеркивания - карандашом, в случае необходимости - с применением линейки или циркуля;
5. исправлять ошибки ручкой следующим образом:
- неверно написанную букву, цифру или знак зачеркивать косой линией;
- часть слова, слово, предложение, число, числовое выражение - тонкой горизонтальной линией;
- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, числа;
- не заключать неверные написания в скобки;
6. соблюдать поля с внешней стороны (полных 4 клетки или 2 см);
7. текст каждой новой работы следует начинать с красной строки (отступ от края тетради – 2 см);
9. в тетрадях по остальным предметам дату выполнения работы записывать арабскими цифрами на полях с указанием года только на 1 странице тетради (01.03.2010);
10. на первой строчке указывать вид работы; на второй - название темы или работы; на третьей - номер варианта по образцу (I вариант.), на четвертой - номер упражнения. Если по предмету не предусматривается выполнение письменных домашних работ, то слова "Классная работа" не записывать;
11. в контрольных работах по математике в 7-11 классах уточнять предмет, по которому проводится контрольная работа, например: Контрольная работа по алгебре (геометрии) № 1. При этом название темы не указывать;
12. между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом пропускать 2 клетки;
14. между заключительной строкой одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы пропускать 4 клетки или 2 строки в тетрадях в линейку для отделения одной работы от другой и для выставления отметки.
15. В 5-х классах проводится работа по каллиграфии.
16. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради, указывать для чего предназначается тетрадь (например, для работ по математике, для лабораторных работ по физике и т.д.), класс (арабская цифра и заглавная буква в кавычках), номер и название школы, фамилию и имя ученика в родительном падеже.
Тетради рекомендуется подписывать по единому образцу. Например:
Тетрадьдля работ по математике ученика 5 класса "а" МАОУ Абатская СОШ № 1 Смирнова Андрея | Тетрадьдля работ по математике ученика 5 класса "а" средней школы №1 с. Абатское Смирнова Андрея |
Порядок проверки письменных работ учителями.
1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
- по математике:
- в 5 классе и в первом полугодии 6 класса - после каждого урока у всех учеников;
- во втором полугодии 6 класса и в 7-9 классах после каждого урока тетради проверяются только у слабых учащихся, а у остальных - наиболее значимые по своей важности работы, но с таким расчетом, чтобы не реже одного раза в неделю проверялись тетради всех учащихся (по геометрии в 7-9 классах - 1 раз в две недели);
- в 10-11 классах - не реже двух раз в месяц.
1.2. по физике:
- в 7-9 классах - 1 раз в месяц;
- в 10-11 классах - 1 раз в 2 недели.
1.3.по информатике - не реже двух раз в четверть;
2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся в следующие сроки:
- контрольные работы по математике в 5-11 класса - к следующему уроку;
- контрольные, практические и лабораторные работы по физике, информатике проверяются к следующему уроку, а при большом количестве работ - через один - два урока;
Требования к проверке письменных работ
1. При проверке тетрадей учитель подчеркивает и отмечает на полях ошибку по предмету, которую исправляет сам ученик в процессе работы над ошибками. В тетрадях по всем предметам, учитель зачеркивает и исправляет грамматические и орфографические ошибки, не снижая за это оценку.
2. Учитель подчеркивает и исправляет ошибки только красной пастой.
3. Контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.
4. Разрешается не выставлять неудовлетворительную отметку за контрольную работу, если учащийся до этого отсутствовал по болезни во 2- 8 классах не менее 6 уроков, в 9-11 классах – не менее 4 –х .
7. Все проверяемые работы (лабораторные, практические, самостоятельные, проверочные) оцениваются, отметки могут быть выставлены в журнал.
8. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок и выполнению упражнений, предупреждающих повторение подобных ошибок.
После проверки контрольных работ выполняется работа над ошибками в тетрадях для контрольных работ.
9. Количество тетрадей, порядок их ведения, проверки по предметам вариативной части учебного плана устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно и фиксируются локальным актом.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
К протоколу №4 от 26.03.2019
ПОДГОТОВКА К ОГЭ И ЕГЭ В 8б, 10 КЛАССАХ
Бурмистрова Е.Ю.,учитель математики,
ШМО, 26.03.2019.
Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, тематическое и итоговое повторение за курс средней и базовой школы требует индивидуального, личностно ориентированного подхода, проводится в течение всего учебного года. Определены часы консультаций по математике для учеников 10 класса (четверг, после уроков - базовый уровень, понедельник – проф. уровень), в 8б классе подготовка в рамках ПК «Избранные вопросы математики» (через пятницу), кружка «Реальная математика» (по субботам). Контролируется посещаемость консультаций обучающимися, выясняю причины отсутствия ученика на занятии.
Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является работа кабинета математики, где оформлен информационный стенд, отражающий основную информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Осуществляется отслеживание показателей результативности ВШТ (листы успешности). Определив типологию пробелов в знаниях обучающихся по итогам очередного ВШТ, вносится корректировка в проведение консультаций. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для подготовки в ОГЭ и ЕГЭ. По таким сборникам мы работаем и используем интернет ресурсы, также всем желающим обучающимся пособия по подготовке я предоставляю в электронном виде.
Хорошим подспорьем в разработке таких уроков является необходимая методическая литература, прежде всего - это книги серии «Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по математике», а также различные КИМы и тренировочные тематические задания, разработанные ФИПИ, информационные ресурсы Интернета.
Название сайта | Материалы сайта | Электронный адрес |
Официальный информационный портал ЕГЭ | Документы, новости. | |
Федеральный институт педагогических измерений | Документы, КИМы | http://www.fipi.ru |
Всем, кто учится | Сборники КИМов | https://alleng.org/ |
Образовательный портал: Сдам ГИА: РЕШУ ЕГЭ и ОГЭ | КИМы, тематические задания | https://sdamgia.ru/ |
Портал ЯКласс | Онлайн тесты ОГЭ, ЕГЭ | https://www.yaklass.ru/ |
Одним из принципов построения методической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Считаю, что здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех обучающихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.
На консультационных занятиях проводится работа по устранению пробелов в знаниях и умениях. При индивидуальной работе с обучающимися я использую не только тесты сборников, но и готовые электронные продукты, составленные самостоятельно тестовые задания, ресурсы сети Интернет.
План повышения качества обучения
по математике (выполнение заданий ОГЭ, ЕГЭ), ликвидации пробелов, устранения неудовлетворительных результатов
№ | форма | способ | время |
1 | Систематическое решение заданий в формате ОГЭ, ЕГЭ («ПЯТИМИНУТКА ОГЭ, ЕГЭ») | Решение заданий по распечатанным для каждой парты карточкам (на уроках рассматриваются задания только одного типа (1 или 2 или 3 и т.п.) | ежедневно, 5-20 минут урока |
2 | Индивидуальный контроль знаний обучающихся | Карточки заданий по пройденным и изучаемым темам в формате ОГЭ, ЕГЭ 4-5 учащимся, тест ЕГЭ | на уроках, в дополнительные дни: суббота, понедельник |
3 | Индивидуальная работа с учащимися по пробелам по причине пропуска занятий, не достаточного усвоения изученного материала | объяснение теории, решение заданий, Кимов ОГЭ, ЕГЭ | еженедельно на переменах, индивидуально: понедельник, среда после уроков, суббота |
4 | Дифференцированный подход | Задания на уроке, домашняя работа, самостоятельные работы, контрольные работы по уровням сложности | периодически на уроках в течение учебного года |
5 | Работа с высокомотивированными детьми | олимпиадные задания, творческие задания на уроке, задания части С ОГЭ, ЕГЭ | периодически на уроках в течение учебного года, дополнительная консультация планируется по части С в 9, 11 классе |
Неотъемлемым элементом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является обучение заполнению бланков, поэтому ВШТ в 10 классе проводятся на бланках ЕГЭ, учеников 8б класса знакомлю правилам работы с бланками во время кружка.
Предварительный просмотр:
Приложение №2
К протоколу №4 от 26.03.2019
«Формы и методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике с использованием ИКТ. Мониторинг образовательной подготовки».
Сеногноева Ю.В., учитель физики
ШМО, 26.03.2019
Ведущей целью школьного физического и математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе. Каждый школьник в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в вузе.
В своей работе я использую различные формы и методы проведения учебных занятий, разнообразные виды деятельности: создание проблемной ситуации, самостоятельную работу, дидактические игры, тесты, тренажеры и др.
Единый государственный экзамен является новой формой итоговой аттестации. Для успешной его сдачи учащийся должен быть подготовлен не только практически, но и психологически. Прежде всего на своих уроках, выполняя типовые задания, подчеркиваю возможность их решения каждым учеником – ситуация успеха.
Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто показать ему то, что данные задания он способен выполнить, если будет использовать определенный алгоритм или логические рассуждения. На занятиях стараюсь создать атмосферу комфортности, взаимопонимания. Использую сотрудничество «учитель – ученик» и « ученик - ученик». На своих уроках я делаю установку на то, чтобы любой ребенок должен быть понят и услышан учителем и соучеником: учение должно проходить в «атмосфере непринужденности, чтобы дети и учитель свободно дышали на уроках». От учителя требуется и мастерство, и большое терпение, и любовь к учащимся. Но увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Для решения этой задачи в своей работе использую различные виды и формы деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.
Хочу уделить внимание тестированию. Тестирование уже давно вошло в практику школы. Эта форма контроля предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку экзаменующегося. Разноуровневые задания (каждому по способностям) базового и повышенного уровня гарантируют объективную оценку знаний и умений учащихся.
Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике начинается в десятом классе и продолжается в одиннадцатом. Подготовка проводится как на уроках, так и во время дополнительных внеурочных занятий.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными формами контроля:
– тесты;
– собеседования;
– устный ответ;
– письменный ответ.
Значимую роль играет тестовая форма, удобная как при контроле усвоения нового материала, так и при итоговом контроле.
В 10-м классе используется тематический контроль в тестовой форме наряду с проведением классических контрольных работ для всех учащихся класса.
В 11-м классе методика немного поменяется, так как выпускники уже сориентируются в выборе экзаменов. Поурочный тестовый контроль останется общим, но вводятся так называемые вопросы «за чертой», т. е. вопросы, проверяющие глубокое понимание темы, способность сделать выводы, соотнести полученные знания с другими – из области естественных наук и жизнедеятельности человека.
Тематический контроль проводится дифференцированно, т. е. учащиеся, выбравшие физику в качестве ЕГЭ, получают более сложные задания, включающие также задачи на повторение основных тем курса.
В 11-м классе на дополнительных занятиях проводятся репетиционные тесты в форме ЕГЭ.
Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение информационно-коммуникационных технологий: самостоятельно разработанных мною и учащимися слайдовых презентаций, цифровых образовательных ресурсов и возможностей Интернет. Использую «Открытый банк физических задач», материалы сайтов ФИПИ,РЕШУ ЕГЭ, электронные книги , обеспечивающие поддержку работы учителя и самостоятельной работы учащихся по подготовке к сдаче экзамена на базовом уровне.
Использование ИКТ непосредственно при подготовке к ЕГЭ.
Объяснение нового материала | Закрепление | Контроль |
|
| 1. Тесты по конкретной теме |
Повысить уровень обученности и качество знаний учащихся позволяет использование мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. На каждого ученика 11 класса ведется мониторинг выполнения работ по заданиям первой и второй части на основе работ ВШТ.
В каждодневной работе использую уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению. Применение этого позволило значительно повысить результаты последних диагностических работ по сравнению с первыми.
Уделяю внимание технике выполнения экзаменационной работы:
- обучение постоянному жесткому контролю времени;
- обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;
- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
Предварительный просмотр:
Бурмистрова Елена Юрьевна, учитель математики
МАОУ Абатская СОШ №1, с. Абатское.
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ №7 ЕГЭ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ.
«Ум заключается не только в знании,
но и в умении применять знания на практике».
Аристотель
Современные формы обучения, инновации в преподавании, введение новых технологий диктуют учителю необходимость постигать секреты мастерства, а значит, и совершенствовать методы обучения и воспитания учащихся.
В последние годы в содержание школьного курса все чаще закладывается алгоритмическая линия, и применение алгоритмов является приоритетным в моей работе. Алгоритм – это предписание, которое определяет последовательность действий, позволяющее достичь искомый результат.
Существует огромное количество алгоритмов в математике, хочу остановиться на алгоритмах решения заданий ЕГЭ, в частности задания №7.
При подготовке к ЕГЭ по математике задания №7 ЕГЭ профильного уровня вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст задания, тем, что ребята путают обозначения при заданиях на производную и первообразную, отвечают не строго на поставленный в задании вопрос.
Предложенные мною алгоритмы обусловлены несколькими причинами: невысокий процент учащихся, решающих задания с производной на диагностических, контрольных работах и проблемы с интерпретацией учащимися графиков самой функции, первообразной и производной.
Чтобы решить задания 7 ЕГЭ, нужно хорошо знать теорию производной, первообразной функции, уметь работать с текстом задания в Киме ЕГЭ, ответить строго на поставленный в задании вопрос.
Так как задания 7 ЕГЭ очень разнообразны, то для облегчения работы мной составлены алгоритмические карточки задания 7 ЕГЭ для всех типов данного задания, которые позволяют учащимся структурировать теоретический материал и верно выполнить задание.
Возможные варианты применения алгоритмических карточек при подготовке к ЕГЭ:
- Использовать карточки учителем в отдельности при объяснении решений данных заданий;
- Использовать карточки учителем в комплексе на едином листе на уроках обобщающего повторения или на консультациях по подготовке к ЕГЭ;
- Применять учащимися для самостоятельного, более осознанного решения заданий данного типа;
- Для развития компьютерной грамотности при самостоятельном составлении алгоритмической карточки в электронном варианте;
- Для дистанционного обучения учащихся.
Алгоритмические карточки по типам заданий:
Алгоритмическая карточка по графику производной
В задании изображен: график производной f'(x) | |||||||||
Повторим: функция - f(x), производная - f'(x), f'(x)=tg=k | Материаль- ная точка | ||||||||
В задании нужно найти: | V(t)=x'(t) a(t)= x''(t), где x(t)- закон движения, V(t)- скорость, a(t)- ускорение | ||||||||
наим. f(x) на [a;b] | наиб. f(x) на [a;b] | точки экстемума | убы-вает f(x) | возрас- тает f(x) | касательная к f(x) параллельна прямой y=kx+b или совпадает с ней | ||||
Решением является: | |||||||||
на [a;b] график выше оси х | на [a;b] график ниже оси х | на [a;b] график выше оси х | на [a;b] график ниже оси х | (на оси x) | f'(x)<0 | f'(x)>0 | Проводим прямую у=к, и точки пересечения искомое | ||
в а наим. значе-ние | в b наим. значе-ние | в b наиб. значе-ние | в а наиб. значе-ние | мах | min | график ниже оси х | график выше оси х | ||
график сверху вниз | график снизу вверх |
Алгоритмическая карточка по графику функции
В задании изображен: график функции f(x) | |||||||
Повторим: функция - f(x), производная - f'(x), f'(x)=tg=k | |||||||
В задании нужно найти: | |||||||
с касательной, f'(x)=? (если касательной нет, то провести через указанные в условии точки) | f'(x)>0 | f'(x)<0 | f'(x)=0, кас. парал. прям. y=любому числу | f'(x) не существ. | наим. f'(x) в точках | наиб. f'(x) в точках | |
Решением является: | |||||||
(2 и 4 четв., окно) к=f'(x)=tg𝛂= | (1и3 четв., дверь) к=f'(x)=tg𝛂= | f(x) возрастает, поднимается | f(x) убывает, опускается | в точках max, min (верш., впадинах) | в острых пиках | наим. в той точке в которой к=tg наименьшее | наиб. в той точке в которой к=tg наибольшее |
Алгоритмическая карточка по графику первообразной
В задании изображен: график функции F(x) | |||||||
Повторим: функция (первообразная)- F(x), производная - f(x) F(x)== F(b)-F(a)=Sкрив.трапеции (a -начальная точка отрезка, b - конечная точка отрезка) | |||||||
В задании нужно найти: | |||||||
с касательной, f(x)=? (если касательной нет, то провести через указанные в условии точки) | f(x)>0 | f(x)<0 | f(x)=0, кас. парал. прям. y=люб. числу | f (x) не сущ. | наим. f(x) в точках | наиб. f(x) в точках | |
Решением является: | |||||||
(график во 2и4 четв., окно) к=f(x)=tg𝛂= | (график в 1и3 четв., дверь) к=f(x)=tg𝛂= | F(x) возрастает, поднимается | F(x) убывает, опускается | в точках max, min (верш., впадинах) | в острых пиках | наим. в той точке в которой к=tg наименьшее | наиб. в той точке в которой к=tg наибольшее |
Алгоритмическая карточка по графику производной от первообразной
В задании изображен: график производной f(x) | |||||||||
Повторим: функция (первообразная)- F(x), производная - f(x) F(x)== F(b)-F(a)=Sкрив.трапеции (a -начальная точка отрезка, b - конечная точка отрезка) | |||||||||
В задании нужно найти: | Интеграл=плошади криволи-нейной трапеции=разности первооб-разных | ||||||||
наим. F(x) на [a;b] | наиб. F (x) на [a;b] | точки экстемума | убывает F (x) | возрас- тает F (x) | кас. к F(x) парал. прям. y=kx+b или совпадает с ней | ||||
Решением является: | |||||||||
на [a;b] график выше оси х | на [a;b] график ниже оси х | на [a;b] график выше оси х | на [a;b] график ниже оси х | (на оси x) | f(x)<0 | f(x)>0 | Проводим прямую у=к, и точки пересечения искомое | ||
в а наим. значение | в b наим. значение | в b наиб. значение | в а наиб. значение | мах | min | график ниже оси х | график выше оси х | ||
график сверху вниз | график снизу вверх |