8.6. Функциональная грамотность школьников
1. Развитие математической грамотности на уроках математики через формирование умения работать с задачей (Бурмистрова Е.Ю.): https://nsportal.ru/node/6701699.
2. Применение практико-ориентированных заданий на уроках математики как средство повышения формирования математической грамотности обучающихся (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/node/6701690 .
3. Развитие познавательной активности учащихся, как средство повышения формирования математической грамотности (Обыскалова Г.В.): https://nsportal.ru/node/6701686.
- Электронные образовательные платформы как средство повышения качества обучения математике (математической грамотности). Отчет по проекту "Цифровая школа Учи.ру" (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...
- Бурмистрова Е.Ю.: "Разбор заданий, технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся": https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...
- Усольцева М.Н.: "Разбор заданий, приемы работы с учащимися по развитию математической грамотности на различных этапах урока": https://nsportal.ru/node/5733794
- Сеногноева Ю.В.: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности»: https://nsportal.ru/node/5733927
- Фрагмент урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (Бурмистрова Е.Ю.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...
- Фрагмент урока по формированию математической грамотности "Ремонт кухни" (Обыскалова Г.В.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...
- Фрагмента урока по формированию математической грамотности "Покупка продуктов" (Усольцева М.Н.): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2022...
- Задания на формирование функциональной грамотности: «Магнитобезопасность» (Сеногноева Ю.В.): https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2022/02/...
- Усольцева М.Н. провела открытое занятие кружка "Функциональная грамотность" в 5б классе в рамках районного мероприятия "Школа руководителей ОУ района" для директоров школ района и специалистов отдела образования района: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2023/03/...
- БурмистровА Е.Ю. «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников(подготовке к исследованию по модели PISA)»: https://nsportal.ru/node/6231981
- Усольцева М.Н. «Реализация дифференцированного подхода при формировании и развития математической грамотности обучающих» https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/25... Дифференцированный подход при формировании МГ в урочной и внеурочной деятельности
1) БАНК ЗАДАНИЙ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
2) ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ПЛАТФОРМЕ: https://fg.resh.edu.ru/
3) МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheska...МГ_МетодическиеРекомендации_2021.pdf
4) Презентация "Основные особенности решения практико-ориентированных и контекстных задач формата PISA с применением математических методов" https://togirro.ru/assets/files/2021/emd/matematic...
5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5 класс http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-mat...МГ_5_МетодическиеРекомендации_2022.pdf
6) ВИДЕОЗАПИСИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ:
https://abat1.tyumenschool.ru/?section_id=35
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фрагмента урока
по формированию математической грамотности
Усольцева Мария Николаевна, Абатский район
Раздел: Десятичные дроби.
Тема урока: Нахождение процентов от числа. Решение задач на проценты.
Учебник: Математика: 5 класс: учебник / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под ред. В.Е.Подольского. – 8-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 304 с.: ил. ISBN 978-5-09-079555-5
Цели урока:
Предметные: формировать навык решения задач на нахождение
процентов от числа.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд; Метапредметные: развивать умение составлять план действий и работать по предложенному алгоритму; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.
Задачи урока: применять знания по нахождению процента от числа для решения нестандартных задач; расширить представление о задачах практической направленности, которые решаются средствами математики; интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию; развивать умение работать над проблемой: её понимания, формулирование проблемы на языке математики, поиск и осуществление её решения; использовать информацию, представленную в числовой, текстовой и табличной форме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить стоимость покупки со скидкой, решая математическую задачу на нахождение процентов от числа в контексте проблемной жизненной ситуации; научатся составлять план действий и работать по алгоритму.
1. Контекстная задача.
Задача «Покупка продуктов»
Мама отправилась в магазин за покупками к праздничному столу. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Она взяла с собой 3000 руб. и список необходимых покупок: буханка хлеба-2 шт, пачка пельменей -2 шт, упаковка сосисок -2 шт, пряники, сок «Добрый» - 3 коробки, яблоки -1кг, апельсины – 1 кг, торт. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар.
№ | Название магазинов | «Монетка» 5% скидка | «Магнит» 10 % |
1 | Буханка хлеба | 27 рублей | 28 рублей |
2 | Пачка пельменей | 130 рублей | 127 рублей |
3 | Упаковка сосисок | 283 рублей | 275 рублей |
4 | Пряники | 56 рублей | 59 рублей |
5 | Сок «Добрый» | 105 рублей | 110 рублей |
6 | Яблоки | 235 рублей | 278 рублей |
7 | Апельсины | 187 рублей | 272 рубля |
8 | Торт | 565 рублей | 650 рублей |
Как вы думаете, хватит ли маме 3000 рублей?
В каком магазине мама сделает выгодную покупку?
Рассчитайте среднюю стоимость хлеба, яблок и пряников?
2. Работа над задачей.
Сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Работа в парах, каждая пара получает карточку с задачей.
- Ребята, внимательно прочитайте текст задачи;
- Найдите в тексте слова, которые вам не знакомы и мешают понять смысл описанной ситуации;
- Выписывает эти слова на доску.
- О чем задача?
- Что в ней дано?
- Сколько вопросов в задаче?
- Какие это вопросы?
Делают краткую запись задачи в таблице.
Карточка для составления краткой записи задачи
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» цена | Стоимость | «Магнит» цена | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | |||||||
2 | Пачка пельменей | |||||||
3 | Упаковка сосисок | |||||||
4 | Пряники | |||||||
5 | Сок «Добрый» | |||||||
6 | Яблоки | |||||||
7 | Апельсины | |||||||
8 | Торт | |||||||
Стоимость без скидки | ?р | |||||||
…% скидка | ….%скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (….% стоимости) ?р | (….% стоимости) ?р | ||||||
Хватит……….? | ||||||||
Где стоимость………? |
Учитель ведёт фронтальную беседу.
- Можно ли сразу ответить на вопросы, поставленные в задаче?
- Что можно вычислить первым действием?
- Что будем делать вторым действием? Что найдём?
- ……..
- После того, как мы узнаем сколько денег должны заплатить за продукты в каждом магазине, мы ответили на вопросы задачи?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
Учитель на доске фиксирует два предложенных способа. Предлагает нечетным парам решить первым способом. Четным- вторым способом.
При этом выводит учащихся на рациональное распределение времени для решения (один просчитывает «Монетку», второй- «Магнит»). Решают задачу в тетрадях.
- Какой способ рациональнее?
- Вспомните, что спрашивалось в задаче?
- Мы можем ответить на эти вопросы?
- Что для этого нужно сделать?
- Какой ответ на первый вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на второй вопрос задачи? Поясните свой ответ.
- Какой ответ на третий вопрос задачи? Поясните свой ответ.
3. Решение задачи.
1 способ:
1)27*2=54(р)-стоимость двух буханок хлеба в «Монетке».
2)130*2=260(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Монетке».
3)283*2=566(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Монетке».
4)105*3=315(р)- стоимость трёх коробок сока в «Монетке».
5)54+260+566+56+315+235+187+565=2238(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» без скидки.
6)2238*0,95=2126,1(р)- стоимость всей покупки в «Монетке» со скидкой.
7)28*2=56(р)- стоимость двух буханок хлеба в «Магните».
8)127*2=254(р)- стоимость двух пачек пельменей в «Магните».
9)275*2=550(р)- стоимость двух упаковок сосисок в «Магните».
10)110*3=330(р)- стоимость трёх коробок сока в «Магните».
11)56+254+550+59+330+278+272+650=2449(р)- стоимость всей покупки в «Магните» без скидки.
12)2449*0,9=2204,1(р)- стоимость всей покупки в «Магните» со скидкой.
2 способ:
- 2238*0,05=111,9(р)- скидка в «Монетке».
- 2238-111,9=2126,1(р))
- 2449*0,1=244,9(р)-скидка в «Магните»
- 2449-244,9=2204,1.
Заполненная таблица должна выглядеть так
№ | Название продукта | Количество | «Пятёрочка» | Стоимость | «Магнит» | Стоимость | ||
1 | Буханка хлеба | 2 | 27 рублей | ?р | 28 рублей | ?р | ||
2 | Пачка пельменей | 2 | 130 рублей | ?р | 127 рублей | ?р | ||
3 | Упаковка сосисок | 2 | 283 рублей | ?р | 275 рублей | ?р | ||
4 | Пряники | 56 рублей | ?р | 59 рублей | ?р | |||
5 | Сок «Добрый» | 3 | 105 рублей | ?р | 110 рублей | ?р | ||
6 | Яблоки | 235 рублей | 7р | 278 рублей | 7р | |||
7 | Апельсины | 187 рублей | ?р | 272 рубля | ?р | |||
8 | Торт | 565 рублей | ?р | 650 рублей | ?р | |||
Стоимость без скидки | ?р | ?р | ?р | |||||
5% скидка | 10 %скидка | |||||||
Стоимость со скидкой | (95% стоимости) ?р | (90% стоимости) ?р | ||||||
Хватит ли 3000р? | ||||||||
Где стоимость меньше? |
Средняя стоимость хлеба: (27+28) : 2 = 27,5 руб.
Средняя стоимость яблок: (235 +278) : 2 = 256,5 руб.
Средняя стоимость пряников: (56 + 59) : 2 = 57,5 руб.
4. Критерии оценивания задачи.
Ответили на 3 вопроса задачи – «5»
Ответили на 2 вопроса задачи – «4»
Ответили на 1 вопрос задачи – «3».
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока математики в 5 классе
Учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1 Обыскалова Галина Васильевна
С.Абатское, Тюменской области
Раздел I Натуральные числа и действия над ними.
Глава 3 Умножение и деление натуральных чисел.
Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
Используемые источники:
- Учебник: Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
- Методическое пособие для учителя Математика 5 класс. Автор УМК: А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Яскир
- Учебный материал курса
Тема урока: Площадь. Площадь прямоугольника
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цель урока: Формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Задачи урока: Создать условия для формирования умения устанавливать связи между единицами измерения площади, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Формируемые результаты:
Предметные: закрепить представление о площади фигуры, умение выражать площадь фигуры в разных единицах измерения и навыки применения формул площади прямоугольника и площади квадрата.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся выражать площадь фигуры в разных единицах измерения, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата.
Научатся рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Основные понятия Площадь, свойства площади, единица измерения, измерение
площади, формула площади прямоугольника, формула площади квадрата.
Ход урока
- Организационный этап
- Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний Фронтальная работа (Устная работа с упражнением учебника)
- Закрепление изученного материала
Предлагается задача. На семейном совете решили сделать ремонт кухни. Мама предложила просто покрасить стену в кухне эмалевой краской. Папа предложил облицевать кафелем. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м.
- Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2.
- Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток?
- Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей.
задача | Решение | Описание |
1.Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м . Хватит ли 3кг краски, чтобы покрасить стену в кухне? Известно, что расход эмалевой краски на однослойное покрытие составляет 180г на 1м2. | 1.S=6*3=18м2 –площадь стены кухни 2.18*180.=3240г краски необходимо для однослойного покрытия стены 3.1кг=1000г,3кг=3000г Сравниваем: 3240>3000 Ответ: Не хватит 3кг краски для покраски стены в кухне | Описание: применить вычисления площади прямоугольника по формуле в рамках данной ситуации в реальном мире. Область математического содержания: количество. Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять. |
2. Стена в кухне имеет длину 6м, а высоту -3м. Хватит ли пяти ящиков кафеля, если одна плитка имеет форму квадрата со стороной 15 см, а в одном ящике находится 160 плиток? | 1.S=15*15=225см2 –площадь одной плитки. 2.6м=600см,3м=300см S=600*300=180000см2 площадь стены кухни 3.180000:225=800 плиток необходимо для ремонта. 4.800:160=5 ящиков плиток необходимо для ремонта. Ответ: Хватит пяти ящиков кафеля. | Описание: использовать формулы: Sки.=a2 ; Sпр=а*b в реальной ситуации. Область математического содержания: пространство и форма. Количество. Контекст: научный. Познавательная деятельность: применять. |
3.Расход какого материала позволит сэкономить семейный бюджет. Если 1 банка краски (весом в 3 кг) стоит 673 рубля. А стоимость одного ящика кафеля стоит 385 рублей. | Одной банки краски недостаточно, поэтому необходимо купить 2 банки 1.2*673=1346 руб необходимо заплатить за краску. 2. 5*385=1925 руб необходимо заплатить за5 ящиков кафельной плитки Ответ: выгоднее провести ремонт, используя, краску. | Описание: решить ситуацию в реальном мире, включающую экономию затрат и расход семейного бюджета. Область математического содержания количество, изменения и зависимости. Контекст: научный. Познавательная деятельность: формулировать, интерпретировать |
Процесс решения контекстной задачи состоит из четырех основных этапов:
- Анализ текста задачи;
Знакомство с текстом. Диалог: Учитель-ученик. Определение проблемы.
- Поиск способа решения и составление плана ее решения;
Разделить класс на 3 группы. Распределить задание: 1группа-1 задача; 2группа-2задача; 3 группа-3 задача.
Критерий. Познакомить с критерием оценивания задачи.
2балла-Задача решена полностью, согласно составленного плана решения. Дан правильный ответ с объяснением.
1балла-Задача решена, но есть нарушения в оформлении, нет полного объяснения действий, отсутствие ответа-вывода.
0баллов-Задача решена не правильно. Ошибки в построении плана решения задачи, вычислительные ошибки, отсутствие ответа-вывода.
- Осуществление найденного плана;
Обсуждение в группах
- Изучение (анализ) найденного решения.
Выступление групп. Ответ на вопрос задачи. Оценивание по критерию. Вывод.
Применяя данную технологию мы планируем получить следующие результаты:
-уметь работать над текстом задачи (краткая запись условия);
- составлять алгоритм по нахождению данных для ответа на вопрос задачи.
- уметь оформлять и читать краткую записи
- уметь составлять алгоритм решения задачи по ее краткой записи.
6.Продолжение работы на уроке. Работа с учебником №590,№592
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Продолжите высказывания об уроке.
1. Мне понравился сегодняшний урок, но ... .
2. Для меня материал урока:
а) трудный, вот если бы ... ;
б) лёгкий, и я ... .
8. Информация о домашнем задании: Творческое домашнее задание. Придумать задачу практического содержания, с использованием изученных формул площади прямоугольника и площади квадрата или выполнить работу по учебнику § 21, № 582, 591
Предварительный просмотр:
Магнитобезопасность»
Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.
Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.
Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м.
Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.
Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.
Задания на формирование читательской грамотности:
1)Выберите верные утверждения:
Магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если
А) если происходит непродолжительное облучение с уровнем не выше 0,2 мкТл
В) если происходит продолжительное облучение с уровнем выше 0,2 мкТл
1) только А
2)только В
3)А и В
4) ни Ани В
2) Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?
Естественно-научная грамотность
- Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?
Выберите верное утверждение.
А) Работающие электрические приборы усиливают магнитное поле земли
Б) Электрический ток, текущий по проводнику , порождает магнитное поле.
В) Магнитное поле существует и вокруг неработающих приборов, ток его только усиливает.
2. Прочитав, о вредном воздействии электромагнитного поля на организм, и увидев по таблице, что самым мощным источником излучения является микроволновка, Петя и Вася, решили проверить наличие электромагнитного поля вокруг работающего прибора. Что из того, что имеется в быту, поможет им это сделать ?
А) Секундомер телефона
Б) Рулетка
В) Компас
Г) Барометр-анероид
Д) Ничего из выше перечисленного
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
- Разность между максимальной величиной электромагнитной индукции микроволновой печи и утюга составляет :
А) 11,6 мкТл
Б) 3,6 мкТл
В) 11,8 мкТл
2) Какое утверждение является верным :
А)Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей( т.е при увеличении в 400 раза)
Б)Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей (т.е при увеличении в 40 раз)
Почему для определения безопасного уровня магнитного поля использовались именно статистические исследования?