Всероссийская научно-практическая конференция "Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования», 2022г.
27 апреля 2022г. учитель-логопед Коновалова Г.А. выступила с докладом "Как педагогу пройти аттестацию успешно" на Всероссийской научно-практической конференции "Образ педагога XXI века: аттестация как ресурс профессионального развития, саморазвития и самосовершенствования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konferentsii_27.04.2022.pdf | 1.06 МБ |
doklad_konovalova_g.a._stupino.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАК ПЕДАГОГУ ПРОЙТИ АТТЕСТАЦИЮ УСПЕШНО
Коновалова Г.А., учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – д/с № 22 «Журавушка», Россия, Московская область, г. Ступино; e-mail: galina.alekcandrovna@gmail.com
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники организаций, учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность, должны с определенной периодичностью проходить аттестацию. Аттестация педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников государственных, муниципальных образовательных учреждений.
Данная процедура призвана не только повышать профессиональный уровень конкретного педагога, выявлять уровень соответствия его профессиональной деятельности, присвоенной раннее квалификации, стимулировать к дальнейшему личностному и профессиональному росту, но и, в общем, улучшать качество образовательной системы за счет повышения качества педагогических кадров России.
Основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований Федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Подготовку к аттестации педагог должен вести непрерывно, в течение всего времени работы в образовательном учреждении. Постоянно развиваться, осваивать новые приемы и способы воспитания, повышать квалификацию, чтобы затем аттестоваться и получить первую или высшую категорию.
Педагогу можно посоветовать, разработать индивидуальный план профессионального развития, поставить цели и задачи на учебный год.
В индивидуальный план профессионального развития следует вносить результаты педагогической деятельности. На основании внесенных материалов в конце учебного года провести анализ педагогической деятельности, подкорректировать индивидуальный план профессионального развития на следующий учебный год.
За годы работы у педагога скапливается великое множество полезных материалов: картины, рисунки, всевозможные картотеки, конспекты, разнообразные памятки, рекомендации и многое другое. Кроме того, многие педагоги собирают интересные факты, загадки, пословицы и поговорки, и другие «интересности», которые просто необходимы, чтобы сделать повседневное общение с ребенком более ярким, насыщенным, познавательным.
Результаты педагогической деятельности можно представить в виде методической копилки педагога.
Методическая копилка педагога – это не только портфолио, которое наглядно показывает уровень профессионализма, это еще и материал (методические разработки, тематическое планирование, конспекты, презентации), к которому можно обратиться при подготовке к занятию или уроку, а иногда это еще и палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться в нестандартной ситуации, возникшей во время беседы с детьми.
Методическая копилка педагога заключается в постоянном повышении квалификации педагога, освоении им новых технологий и методик воспитания и обучения. Для этих целей используются следующие способы:
- Самообразование. Подбор информации осуществляется самостоятельно педагогом по конкретной тематике, которая является важной для педагогической деятельности человека. Информация может быть почерпнута из специальной, методической и художественной литературы, из электронных источников. Самообразование – важный момент в профессиональном развитии каждого педагога.
- Обмен опытом. Опыт практической деятельности коллег органично дополняет полученные теоретические знания и помогает создать цельную картину направления обучения, которого придерживается педагог.
- Выработка собственных технологий обучения и воспитания на основании объединения теории и практики. При внедрении теории в практические занятия педагог может выработать собственные методики ведения преподавания и воспитания, внести важный вклад в работу всего образовательного учреждения.
Методическая копилка помогает педагогу организовывать образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы воспитанникам было интересно учиться. Огромное значение имеет копилка педагога по играм. Это важно для педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. В дошкольном возрасте дети познают мир через игру, поэтому крайне важно иметь соответствующий материал для осуществления таких игр. Со временем такие материалы накапливаются и могут становиться основой для разработки новых игр, а также для обмена опытом с другими педагогами.
Наличие методических материалов – это полноценная копилка уроков для педагогов разного уровня. Полученные знания, а также накопленные материалы дают возможность поделиться своими творческими наработками с другими педагогическими работниками. Сделать это можно на профессиональных сайтах. Обмен опытом и знаниями способствует улучшению воспитательного и образовательного процесса в образовательных учреждениях, помогает заинтересовать воспитанников и помогает педагогам разнообразить занятия или уроки. Это очень важно для того, чтобы детям было легко и интересно находиться в образовательном учреждении, а также для того, чтобы обучение в нем приносило им несомненную пользу.
Главная задача педагога – не растерять, сохранить по крупицам бесценный опыт, и по возможности, поделиться им с коллегами.
Аттестация дает педагогу дополнительную мотивацию совершенствоваться в своем педагогическом мастерстве. Ведь известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в образовательном учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, повышать самоуважение.
Аттестация должна быть связана с комфортностью образовательной среды – атмосферой спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый педагог, оказавшийся в ситуации оценки и контроля. Также для того чтобы избежать стресса, педагогу необходимо заранее начать подготовку к аттестации, иметь возможность проконсультироваться у педагогов уже прошедших аттестацию, методистов образовательной организации занимающихся организацией процедуры аттестации. В этом случае педагогу будет намного проще справиться с подготовкой к аттестации. Состояние готовности включает в себя несколько компонентов: интеллектуальный – понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз ее успешности; эмоциональный – уверенность в успехе, чувство ответственности; мотивационный – интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу; волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.
Для успешного прохождения процедуры аттестации, профессионального развития педагогу необходимо иметь довольно весомую базу методических материалов, соответствующую требованиям, соответствующим различным нововведениям.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ. Об образовании в Российской Федерации.
- Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Аттестация педагогических работников. Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 188с.
- Пискунова Е.В., Лисовская Н.Б., Трощинина Е.А. Аттестация педагогических работников как способ оценки профессиональной деятельности // Вестник Герценовского Университета. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, – 2011. – № 12 – с. 19-24.