Проект «Игрушки для развития речи».
Продукт проектной деятельности: игрушки-забавы, игрушки для пальчикового театра, подборки игр-забав и игр по развитию речи, подборки стихов, потешек, поговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, выставка «Игрушка-забава для развития речи», настольные игры по автоматизации поставленных звуков и слов, копилка пальчиковых игр, физминуток и подвижных игр, сформированность у детей навыка обыгрывания игрушек при пересказе русских народных сказок. Творческий отчет-презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrushka_dlya_razvitiya_rechi.docx | 89.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Игрушки для развития речи».
Вид проекта: информационно-творческий.
Цели:
- Повышение уровня развития речи детей;
- Оснащение логопедического кабинета игрушками, изготовленными родителями совместно с детьми.
Задачи:
- Привлечь родителей к изготовлению пособий и игрушек для оснащения логопедического кабинета;
- Расширить подборку пальчиковых игр, игр-забав, игр по развитию речи;
- Пополнить подборку стихов, потешек, пословиц и поговорок, чистоговорок;
- Развить речь детей с помощью игрушек-забав, изготовленных родителями совместно с детьми;
- Разучить пальчиковые игры, новые игры по развитию речи, стихи, чистоговорки, потешки, пословицы и поговорки;
- Обыграть русские народные сказки с помощью игрушек для пальчикового театра, игрушек-забав;
- Развить дикцию, интонационную выразительность речи, темп, тембр и высоту голоса у детей;
- Активизировать родителей в работе по развитию речи детей;
- Развить у детей мелкую моторику, сенсорные способности;
- Привить любовь к русскому народному творчеству;
- Приучить детей к бережному отношению к труду взрослых;
- Развить у детей фантазию, воображение, творчество, мышление и внимание.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста, посещающие группу компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР;
- родители;
- воспитатели;
- учитель-логопед.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01сентября 2023г. по 31 мая 2024г.)
Основные формы реализации проекта:
- выставка «Игрушка-забава для развития речи»;
- образовательная деятельность с детьми;
- дидактические игры, игры-забавы, игры по развитию речи;
- разучивание стихов, чистоговорок, пословиц и поговорок;
- обыгрывание игрушек при проведении пальчиковых игр и при пересказе знакомых русских народных сказок.
Предполагаемый результат.
У учителя-логопеда:
- Улучшится оснащение логопедического кабинета. Кабинет пополнится новыми, интересными пособиями, игрушками-забавами.
- Появится возможность проигрывать с детьми русские народные сказки с помощью настольного и пальчикового театра.
- Расширится возможность проводить подгрупповую и индивидуальную работу с детьми в игровой форме.
- Появится возможность усилить взаимосвязь: ребенок-логопед-родители.
У родителей:
- Укрепится взаимосвязь ребенок-логопед-родители, появится желание жить жизнью детского сада, быть активными и деятельными.
- Появится возможность реализовать свои творческие способности, развить фантазию, воображение.
- Усилится интерес к совместной деятельности со своим ребенком.
- Укрепится уверенность родителей в необходимости занятий по развитию речи.
- Появится возможность пополнить коллекцию игрушек своего ребенка игрушками по развитию речи (пальчиковыми и настольными) собственного изготовления.
У детей:
- Через развитие речи привьется интерес к русскому народному словесному творчеству, что является одной из составных частей патриотического воспитания.
- Повысится интерес к образовательной деятельности, усилится желание посещать логопедический кабинет.
- Улучшится звукопроизношение, речь станет четче, выразительней.
- Научатся пересказывать сказки, повторять потешки, чистоговорки, стихи, пальчиковые игры, запоминать их.
- Дети выучат новые чистоговорки, стихи, потешки и будут использовать в своей речи и играх.
- Разовьется мелкая моторика рук, что в значительной степени влияет на развитие речевых зон мозга ребенка.
- Новые игры разовьют у детей сенсорные способности.
- Улучшится память, внимание, воображение, мышление.
- Разовьется фантазия, творческие способности.
- Усилится уверенность в своих силах, чувство коллективизма, способность сопереживать, помогать слабым.
- Изготовленные игрушки приучат детей к бережному отношению к своему труду и труду взрослых.
Продукт проектной деятельности: игрушки-забавы, игрушки для пальчикового театра, подборки игр-забав и игр по развитию речи, подборки стихов, потешек, поговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, выставка «Игрушка-забава для развития речи», настольные игры по автоматизации поставленных звуков и слов, копилка пальчиковых игр, физминуток и подвижных игр, сформированность у детей навыка обыгрывания игрушек при пересказе русских народных сказок. Творческий отчет-презентация.
Итог проекта:
- Обогащение предметно-развивающей среды логопедического кабинета.
- Положительная динамика в развитии речи детей.
- Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках.
Этапы работы по проекту:
1 этап с 01 сентября по 29 сентября – подготовительный.
- Постановка цели, задач;
- Разработка положения о смотре-конкурсе;
- Подбор литературы по теме проекта, изучение и подборка материалов, необходимых для реализации проекта (интернет, библиотека, методический кабинет, обсуждение с родителями и педагогами).
- этап с 02 октября по 17 мая – практический.
- Изготовление игрушек и пособий;
- Обыгрывание их на занятиях;
- Проведение открытого занятия с использованием игрушек-забав для родителей этап (с 20 мая по 31 мая) – заключительный.
- Подведение итогов;
- Проведение презентации по проекту;
- Открытое занятие с использованием игрушек-забав;
- Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках.
План работы по проекту
Педагоги | Родители | Дети |
Подготовительный этап (с 01 сентября по 29 сентября) | ||
Постановка цели. Составление плана проекта. Подбор литературы по теме проекта, изучение и подборка материалов, необходимых для реализации проекта. | Посещение родительских собраний. Подготовка необходимого материала, выкроек, образцов, создание проектов для изготовления игрушек. | Разучивание пальчиковых игр. Пересказ русских народных сказок с опорой на предметные картинки. |
Практический этап (с 02 октября по 17 мая) | ||
Родительские собрания в подготовительной группе компенсирующей направ-ленности для обучающихся с ТМНР. Подготовка презентации о пальчиковых играх с использованием игрушек для пальчикового театра. Проведение консультации с презентацией на родительском собрании «Роль пальчиковой гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у детей». Цель. Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и речи. Заинтересовать родителей в работе по формированию мелкой моторики рук через пальчиковые игры. Познакомить с пальчиковыми играми. Подготовка стендовой информации по изготовлению игрушек для пальчикового театра и маленьких игрушек для настольного театра. Цель. Помочь родителям в определении способа изготовления игрушки. Подборка игр, пальчиковой гимнастики, физминуток в методическую копилку по лексическим темам, необходимых для реализации проекта. Подборка стихов, пословиц. Цель. Пополнение методической базы логопедического кабинета и группы. Подведение итогов. Награждение победителей конкурса. Цель. Поощрение родителей за инициативу, творчество. Выставка в ДОО. Цель. Показать достижения и возможности родителей общественности. Обогащение предметно-развивающей среды групп. ММО учителей-логопедов. Цель. Обмен опытом работы. Проведение открытого занятия с использованием игрушек-забав. Индивидуальная совместно-образовательная деятельность с детьми в течение всего года. | Изготовление игрушек для детского сада и для своих детей. Разучивание пальчиковых игр со своими детьми. Знакомство с материалами стендовой информации. Беседа с использованием ИКТ. Цель. Показать родителям необходимость использования русской народной сказки в развитии речи ребенка. Разучивание чистоговорок и стихов. | Заучивание стихов с опорой на мнемосхемы и предметные картинки, с последующим обыгрыванием их с помощью игрушек. Игры по автоматизации поставленных звуков: «Звуковые дорожки», «Лабиринты», «Почтальоны» и др. с использованием игрушек. Дидактические игры: «Да-нет», «Чей голосок?», «Угадай, кто говорит», «В гостях у трех медведей» и др. Игротренинг для родителей «Мы играем в сказку». Показывание настольного кукольного театра с использованием пальчиковых игрушек. Цель. Развивать у детей умение пересказывать знакомую сказку по ролям. Развивать интонационную выразительность речи. Разучивание игр на внимание «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Что изменилось?» с использованием игрушек пальчикового театра. Разучивание пальчиковых игр «Наша Маша», «Этот пальчик…» и т.д. Дидактические игры на развитие грамматических категорий «1, 2, 5», «Какой, какая, какие, какое?», «Чей хвост?», «Чьи ушки?» Пересказ русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Репка» с помощью настольного и пальчикового театра. Игры на развитие интонационной выразительности речи «Скажи, как герой», «Чей голос громче?», «Превращения» и др. |
Заключительный этап | ||
Проведение открытого занятия «Путешествие в страну сказок» с использованием изготовленных игрушек. Цель. Подведение итогов в работе с детьми и родителями за год. Публикации педагогов в научно-методических журналах и сборниках. | Участие в открытом занятии «Путешествие в страну сказок» | Участие в открытом занятии «Путешествие в страну сказок» |
Пальчиковые игрушки
Пальчиковые игры – это игры, направленные на развитие мелкой моторики ручек ребенка. Они улучшают координацию мелких движений и стимулируют развитие речевых центров. Именно с помощью пальчиковой гимнастики можно помочь малышу начать говорить, сделать его речь и мышление подвижными.
Хорошим помощником в пальчиковых играх будут маленькие игрушки, которые надеваются на пальчики – пальчиковые игрушки. Персонажи сказок, знакомые и не знакомые, познакомят ребенка с различными понятиями. Освоив одну сказку, малыш начнет придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Пальчиковую игрушку можно связать крючком. Это довольно несложно и быстро. Яркие персонажи доставят массу удовольствия и взрослому и ребенку, а время, проведенное за игрой, пролетит не заметно.