Мастер-класс «Составление описательных рассказов»
22 января 2020 года в МАДОУ ЦРР – д/с №24 «Сказка» учитель-логопед Коновалова Г.А. провела мастер-класс «Составление описательных рассказов» для родителей детей старшей группы «Колокольчик» компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Составление описательных рассказов» для родителей детей старшей группы «Колокольчик» компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: Распространение педагогического опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста в обучении составлению описательных рассказов.
Задачи:
- Передать способы методических приемов в овладении детьми основных этапов работы над рассказом.
- Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектом для описания служат различные предметы, растения, животные. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Сравнительное описание предметов
Описание – особый вид монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.
При обучении детей оставлению описания предметов решаются следующие задачи:
- развитие умения выделять существенные признаки и основные части предметов;
- формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;
- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; обучение развернутому описанию предметов.
При проведении подготовительных упражнений основное внимание уделяется развитию у детей сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета, а также формированию установки на употреблении ими фразовой речи при ответе на вопросы педагога. Рекомендуются упражнения на узнавание предмета по его описанию, сравнению предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предметов.
При проведении упражнений на сравнение предметов предварительно уточняются понятия формы, цвета и других отличительных признаков. Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо одним признаком (пирамидки разного цвета, но одной формы и величины), затем сравниваются предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты). В дальнейшем дети переходят к сравнению предметов разных групп, но имеющих один-два общих признака.
После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме. Вначале определяется объект описания, затем идет перечисление признаков в указанной последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к определенной группе, на его назначение, приносимую пользу.
Родители воспитанников составляют описательные рассказы по предметным картинкам.
Например:
Что это? Это помидор.
Какого он цвета? Он красный.
Какой он формы? Он круглый.
Каков он на ощупь? Он гладкий.
Каков на вкус? Он кисло-сладкий.
Где растет? В огороде, на грядке.
Эффективным является прием параллельного описания взрослым и ребенком двух однотипных предметов. Взрослый, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы.
Взрослый: Ребенок:
Это собака. У меня тоже собака.
У меня собака белая. У меня собака тоже белая, а ушки и хвостик коричневые.
Лапки у нее беленькие. Лапки беленькие.
Шерсть у собаки густая, Шерсть у собаки пушистая.
пушистая.
Ушки маленькие, острые. Ушки длинные.
Глаза у нее голубые. Глаза черные.
Хвостик у собаки короткий. Хвостик длинный.
Данный прием параллельного описания двух однотипных предметов прорабатывается с родителями наглядно.
По мере усвоения непосредственно воспринимаемого материала рекомендуется вводить в обучение новые виды работ: описание предмета по памяти, по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
Также в развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления.
Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы заместители качественных характеристик объекта:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. Два-три ребенка или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой обруч. Затем в пересечении обручей выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Например, сравнительное описание лисы и зайца:
«Лиса и заяц – это дикие животные, они живут в лесу. У лисы дом – нора, у зайца, дом под любым кустом. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. У зайчика хвост короткий, а у лисы длинный. Уши у зайца длинные, овальные, а у лисы – короткие, треугольные. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.»
Предлагается использовать в работе поэтапное обучение детей составлению описательных рассказов по методикам педагогов В.П. Глухова, В.К. Воробьёвой, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко:
- Подготовительные упражнения к описанию предметов.
- Описание предметов по основным признакам.
- Самостоятельное развернутое описание предмета.
- Закрепление полученных навыков составления рассказа-описания.
Различные виды схем, используемые в работе по составлению описательных рассказов и сравнительному описанию предметов.
Очень важно в достижении результатов в коррекционном процессе по совершенствованию связной речи показать родителям наглядно практические приемы работы, позволяющие эффективно развивать речевые способности детей.