"Улыбнись жизни"
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
ИМЕНИ В.П. НЕЙМЫШЕВА»
626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по ВР директор МАОУ СОШ
Сабаева М.В. №16 имени В.П. Неймышева
ПРОГРАММА
по профилактике суицида
Составил:
И.В. Дубровина
доктор психологических наук
профессор кафедры
педагогической психологии МГППУ
Адаптировал:
педагог-психолог Ибукова М.М.
Тобольск
Паспорт программы.
Наименование программы Основополагающие документы Основные разработчики программы Цель программы Задачи программы Сроки и этапы реализации программы Направления деятельности Ожидаемые результаты Критерии механизма оценки результатов: Контроль за исполнением программы Информационное обеспечение Предложения об использовании результатов программы | Программа профилактики суицидального поведения «Улыбнись жизни!» Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003г. №03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков». Ибукова М.М.. педагог-психолог. Формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и мором в целом.
- изучение и анализ проблемы; - формирование общественного мнения о значимости и необходимости организации работы по данному направлению педагогов и родителей. 2. Основной этап: ноябрь - июнь - реализация программы в соответствии с планом работы школы. 3. Заключительный этап: сентябрь – декабрь - мониторинг реализации программы с последующей коррекцией.
- количество учащихся, состоящих на ВШК. и на учете в банке данных «группы особого внимания» - обращения за помощью к психологу. - итоги мониторингов основных направлений программы
Зам.директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог. Размещение информации о проведенных профилактических мероприятиях на сайте школы, в школьной печати. При написании аналитических докладов, информационных справок, докладах на конференциях, публикациях, в справочной информации на сайте школы. |
Методы:
Диагностика характерологических особенности личности по опроснику Айзенка, Шмишека.
Диагностика суицидального риска по методикам: тест Ковалева «Ваша самооценка», тест Зунге, методика «Изучение депрессивного состояния», А.А.Кучера, В.П.Костюкевича уровня суицидального риска.
Выявления наиболее значимых мотивов, которые в дальнейшем могли бы удержать от совершения суицидальной попытки по опроснику антисуицидальных мотивов «Опросник причин для жизни» М. Лайнхена, адаптированного М.В. Зотовым и М.В. Олиной.
- Экспрессивные методы творческого выражения в движении, рисунках, в письменных работах;
- Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.
- Лекции
Пояснительная записка
В развитии детей, подростков и юношей кризисы практически неизбежны: они являются частью развития. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего «я», появляется потребность в автономии. На перовое место для него выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения, появляется критическая оценка наставления взрослых. Все это часто сопровождается чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности, вопросами о смысле жизни. Фантазии о самоубийстве, которые психологи считают здорового развития в этом возрасте, знакомы двум третям молодых людей.
По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не исключают случаев попыток к самоубийству. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает трах смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
В подростковом возрасте основным видом деятельности является общение, и в учебных заведениях учащиеся проводят большую часть времени. Поэтому педагоги не могут стоять в стороне от решения обсуждаемой проблемы. Профилактика суицида эффективна прежде всего там, где люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Так же как и семья, школа является тем местом, где складываются и поддерживаются важные социальные связи молодых людей. Учитывая тот факт, что, взрослея, подростки все в большей степени удаляются от своей семьи, тревожные сигналы о намерениях совершить суицид скорее будут услышаны одноклассниками, друзьями или учителями, чем членами семьи.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в сложной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии. В любом случае, лучше предотвратить проблемную ситуацию, чем потом расплачиваться за ее последствия.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
ПЛАН
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Направление работы | Содержание работы | Цель | Объект | Сроки | |
Диагностическое | Изучение социально-психологической адаптации (Александровская) | Выявление уровня адаптации и причин дезадаптации | Учащиеся 1-х, 5-х, 10-х классов Вновь прибывшие учащиеся | Сентябрь-октябрь, май В течении года | |
Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан); Изучение уровня самооценки по т. Ковалева Методика депрессивных состояний Зунге; | Профилактика подросткового суицида | Учащиеся 6; 7-8; 9-10; 11 классов | По запросу | ||
Опросник суицидального риска (модификация Разуваевой);Выявление суицидального риска (Кучер А.А., Костюкевич В.П.) | Профилактика подросткового суицида | По результатам исследования депрессивного состояния ( с подростками, у кого выявились проблемы) | В течении года | ||
Исследование профессионального самоопределения профориентации уч-ся 9-11 х классов Диагностика по методике «Карта интересов» | Профилактика депрессивного состояния при сдаче ЕГЭ | Учащиеся 9-х, 11-х классов | декабрь | ||
Психологический климат школьного коллектива | Изучение психологического климата в классе | Учащиеся 5-х, 7-х, 9-х, 11-х классов | Октябрь, февраль | ||
Социометрия | Определение качества взаимоотношений в детском коллективе | 1-11 классы | По запросу педагогов | ||
Отношение уч-ся к ГИА и ЕГЭ | Профилактика депрессивного состояния при сдаче ЕГЭ | Учащиеся 9,11 классов | Январь | ||
Анализ семейного воспитания | Изучение отношений в семье | родители | В течении года | ||
Анкетирование на удовлетворённость родителями качеством образовательной среды | Обработка результатов исследования, анализ, беседа с администрацией | Родители обучающихся 1 -11 классов | В течении года | ||
Анкетирование на удовлетворённость обучающихся качеством образовательной среды | Обработка результатов исследования, анализ, беседа с администрацией | Обучающиеся 1-11 классов | В течении года | ||
Коррекционно-развивающее | Тренинг «Вместе весело шагать» | Содействие адаптации к обучению в школе | Учащиеся 1-х классов | Октябрь | |
Тренинг «В первый раз в пятый класс» | Содействие адаптации к обучению в старших классах | Учащиеся 5-х классов | Октябрь – ноябрь | ||
Тренинг профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций у учащихся | Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций подростков | Учащиеся 6-8 классов | В течении года | ||
Тренинги на сплочение класса | Содействие полноценному психическому и личностному развитию | Учащиеся 1-11 классов | В течение года | ||
Консультационное | Индивидуальное консультирование по результатам диагностики депрессивного состояния | Создание комфортных психологических условий для учащихся | Родители и педагоги 7-11 классов | В течении года | |
Взаимодействие с МО МВД г. Тобольска, участковый уполномоченный по участку | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | Создание комфортных психологических условий для учащихся | Родители детей, состоящих на различных видах учета | В течении года | |
Индивидуальные и групповые консультации, рекомендации по подготовке к ЕГЭ | Уменьшение психологического напряжения, обучение стратегии в период сдачи ЕГЭ | Родители и обучающиеся 9-х; 11-х классов | В течение года | ||
Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей, педагогов | Создание комфортных психологических условий для участников образовательного процесса | Учащиеся, родители, педагоги | В течение года | ||
Просветительско-профилактическое | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | Кл.руководитель, зам.директора по ВР, педагог-психолог, Соцпедагог | В течении года | ||
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики готовности первоклассников к обучению в школе и адаптации | Обсуждение основных трудностей, возникающих в процессе обучения | Педагоги 1-11 класс | октябрь | ||
Семинар – практикум «Техника эффективного слушания» | Содействие развитию различных способностей детей | Классные руководители 1-4 классов | Февраль | ||
Лекция для родителей «Подростковый суицид» | Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды. | Родители учащихся 6-8 класс | декабрь | ||
Родительское собрание | «Благоприятная психологическая атмосфера в семье- залог успешной адаптации ребенка» | Родители 5 , 6 классов | Март | ||
Родительское собрание | Обсуждение основных трудностей, возникающих в процессе обучения и при переходе из начального звена в среднее звено. | Родители 4-х классов | В течение года | ||
Родительское собрание «Экзамены: как родителям распознать тревожность выпускника и помочь в подготовке к экзаменам» | Сформировать у родителей уважительное отношение к подготовке детей к экзаменам, помочь ребёнку преодолеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами. | Родители 9-х, 11-х классов | Декабрь | ||
Размещение информации на сайте школы и стендах основной и начальных школ (Телефон Доверия, Служб экстренной помощи ) | Информирование о Социальных службах помощи и телефонах доверия | Учащиеся 1-11 класс | сентябрь |
Приложение 1
Приложение 3
Лекция для родителей и педагогического коллектива
«Суицид и как с ним бороться»
Что такое суицид и суицидальная попытка, как распознавать признаки надвигающейся опасности и что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода? Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальная попытка, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода. Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Что нужно знать о суициде?
Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.
Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. В этой главе ты получить информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
Важная информация.
1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.
Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что в 1992 году жертвами суицида стали 5000 молодых людей, и многие эксперты полагают, что цифра эта занижена. Наряду с суицидами, которые по ошибке именуются “случайной смертью”, совершается немало суицидов, о которых информация в полицию не сообщается. Многим родителям тяжело признаваться в том, что их сыновья и дочери покончили с собой.
Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.
Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети. В после-дующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.
Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.
3. Суицид можно предотвратить.
Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.
Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.
На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидально опасными.
5. Суицид не передается по наследству.
От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного суицидального риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье дети рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих детей действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется, дети вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.
6. Суициденты, как правило, психически здоровы.
Поскольку суицидальное поведение принято считать ”ненормальным” и “нездоровым”, многие ошибочно полагают, что Суициденты “не в себе”. Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто Суициденты опасны не только для самих себя, но и для других. Да, Суициденты могут вести себя как “психи”, однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем Суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.
Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.
Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного поведения жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.
7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.
Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.
8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.
Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.
Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.
Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.
9. Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.
Наверно, ты согласишься, что дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.
На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.
10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.
Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.
Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.
11. Самоубийство может совершить каждый.
Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидо опасного подростка” установить невозможно.
Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.
На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, мощные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.
12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.
Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную суицидальную попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой попытки.
После первой попытки расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят. Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.
Однако совершивший суицидальную попытку подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну суицидальную попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.
Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная попытка расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать суицидальную попытку номер два с удвоенной энергией.
В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой попытки одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него при этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.
13 . Самая важная: друг может предотвратить самоубийство!
От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может с пасти потенциальному суициденту жизнь.
А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.
Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?
Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями.
Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”
Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.
Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?
Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.
А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.
Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.