Родительский клуб "Успешный родитель"
Повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnyy_roditel.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности.
Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступках и действиях. В первую очередь в семье у ребенка формируются уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.
Накопление проблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками, недисциплинированны, демонстративны, грубы в отношениях с взрослыми, плаксивы. Решать возникшие трудности самостоятельно, без помощи педагога-психолога достаточно трудно.
Школа не может заменить семью, она лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между школой и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс.
Обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания, с одной стороны, стимулирует заинтересованность родителей в получении элементарных психологических знаний. С другой стороны, при прочтении подобной литературы все кажется очевидным и доступным, а на практике родители сталкиваются с рядом трудностей. Причина заключается в том, что взрослым не хватает практических навыков, помогающих осуществить прочитанное на практике.
Все сказанное определило необходимость поиска новых подходов и методов работы педагога-психолога с семьей, поскольку без помощи и поддержки семьи не будет эффективны и другие направления деятельности специалиста.
Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком. В ходе работы педагога-психолога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Мамы и папы осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослого. Родители приобретают навыки активного слушания, внедряют в коммуникативный процесс Я-сообщения, развивают умение разрешать конфликтные ситуации.
Часть занятий программы посвящена совместной деятельности родителей и детей, которая становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых. Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.
Принципы:
- Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации.
- Принцип непрерывности образования
- Принцип системности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип интеграции образовательных областей.
Новизна программы заключается в сочетании тренинговых занятий отдельно для родителей и совместных тренинговых занятий с участием и взрослых, и детей.
Паспорт программы «Успешные родители»
Цель | укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания |
Задачи | • Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. • Улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с ребенком. • Сформировать у родителя умение смотреть на мир глазами ребенка. • Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей. • Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательную и эмоциональную сферу. • Активизировать коммуникацию в семье. |
По составу участников | групповой |
Состав участников | дети, родители |
По срокам | долгосрочный сентябрь – май |
Планируемые результаты проектной деятельности | для детей: повышение общей коммуникативной культуры, развитие творческих способностей, повышение самооценки, уверенности в себе для родителей: гармонизация отношений с детьми, получение нового семейного опыта совместной деятельности с детьми. |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап:
- опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
- составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
- обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
Основной этап
В ходе основного этапа реализация проекта (с сентября по май) в МАОУ СОШ №1 проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого, так и ребенка:
- Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.
- Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.
- Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка).
- Методы игровой терапии (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, игровые задания).
- Метод визуализации для взрослых.
Основные правила организации и проведения тренинговых занятий
- Формирование группы происходит на добровольной основе.
- Во время занятий участники находятся в кругу на стульчиках, или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
- Занятия проводятся 1 раз в месяц.
- Каждое занятие для родителей рассчитано на 50 мин.
- Каждое совместное занятие для родителей и детей рассчитано на 40-50 минут.
- Для совместных занятий с детьми используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше вторая половина дня.
- При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей, принимается и выслушивается все, что говорится ими.
- Минимизировано количество ограничений и запретов для детей, кроме обязательных: не бить, не ломать, не ругаться и т.п.
- Взрослый, обеспечивает необходимую помощь ребенку, должен избегать прямого контроля.
- Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам, акцентируется внимание педагога-психолога ко всем аффективным проявлениям детей.
Общая структура тренингового занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части тренинга решаются цели и задачи занятия. В нее входят комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы
Тематический план тренинговых занятий
Номер и тема занятия | Участники занятий | Количество занятий | Время проведения |
1. Мой дом – моя крепость | Родители | 1 | Сентябрь |
2. Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению | Родители | 1 | Октябрь |
3. Я - сообщение | Родители | 1 | Ноябрь |
4. Чем мы так похожи? | Ребенок и взрослый | 1 | Декабрь |
5. Мальчики и девочки – два разных мира | Родители | 1 | Январь |
6. Активное слушание | Родители | 1 | Февраль |
7. Играем и развиваемся вместе | Ребенок и взрослый | 1 | Март |
8. Настроение и здоровье | Ребенок и взрослый | 1 | Апрель |
9. Мир детей и взрослых | Родители | 1 | Апрель |
10. Роль отца в воспитании детей | Ребенок и взрослый | 1 | Май |
План
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Форма |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Мой дом – моя крепость Игра как основа формирования психологической готовности к школьному обучению Я – сообщение Чем мы так похожи? Мальчики и девочки – два разных мира Активное слушание Играем и развиваемся вместе Настроение и здоровье Мир детей и взрослых Роль отца в воспитании детей | Закрепить тренинговый стиль общения, сплочение группы, отрабатывание навыков понимания окружающих людей. Повысить психологическую компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению, путем создания «портрета" первоклассника. Обучить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникнуть у родителей при взаимодействии с ребенком. Создать ситуации взаимодействия и партнерства, определение «узких» зон взаимодействия родителей с детьми, формировать умения находить черты не только внешнего, но и внутреннего сходства между людьми. Познакомить родителей с разными подходами в воспитании мальчиков и девочек. Познакомить родителей с целями и приемами активного слушания. Обучить родителей играм, которые они могут использовать, расширяя словарный запас ребенка и навыкам коммуникации в семье. Развитие мышления, воображения, чувства юмора. Эмоциональное мышечное расслабление. Актуализировать знания детей и взрослых о взаимосвязи настроения и здоровья, развивать умение изображать различные эмоциональные состояния. Повышение психоэмоциональной устойчивости. Осознать различие между миром ребенка и миром взрослого, выражающихся в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и др. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции. Заинтересовать пап вопросами воспитания и развития своих детей, приобщить их к этому процессу. Помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка. | Психогимнастическое упражнение «Пожелание» Подвижная игра «Атомы» Толкование смысла пословиц Игра «Да!» Психогимнастическое упражнение «Какой родитель?» Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу» (А.Е.Хасанова). Игры, упражнения для развития познавательной активности и интеллектуальной готовности к школе. Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!» Подвижная игра «Атомы» Практическая часть Приветствие «Мы стоим рука в руке…» Игра «Кто позвал?» Упражнение «Ветер дует на …» Совместное рисование «Украсим рукавичку» Психогимнастическое упражнение «Цветы и пчелы» Информационная часть. Памятка родителям по вопросам полового воспитания. Информационная часть: «Правила беседы способу активного слушания». Практическая часть: «Методы и приемы активного слушания. Упражнение «Доброе животное» Игра-упражнение «Мы любим друг друга» Игра «Изобрази без предмета» Игра «Артисты цирка» Продуктивная деятельность «Превращение ладошек». Гимнастическое упражнение «Добрая кошка», «Сердитая кошка», «Прыгающий кузнечик». Беседа с элементами игры «Настроение и здоровье». Психогимнастическое упражнение «Театр прикосновений». Упражнение «Зеркало». Дидактическая игра «Настроение и цвет». Психогимнастическое упражнение «Театр настроений» Коллективный рисунок «Ладошки» Игра с мячом «Вопрос – ответ» Психогимнастическое упражнение «Комплименты». Информационная часть: знакомство с мотивами негативного поведения ребенка. Упражнение «Декларация прав». Психогимнастическое упражнение «Какой родитель?». Анкетирование отцов. Анкетирование детей – аудиозапись «За что я люблю своего папу». Практические упражнения, игры, анализ педагогических ситуаций. Выставка психолого-педагогической литературы для родителей. | Игра-тренинг Игра-тренинг Игра-тренинг Игра-тренинг Игра-беседа Игра-тренинг Игра-тренинг Игра-тренинг Игра-тренинг Круглый стол |
Использованная литература
- Журнал «Школьный психолог » №2 -2008г., №4 -2008,,№3 – 2007г., №4 – 2007г., №4 – 2006г.
- Горшенина В.В., Самашкина И.В.,Черкасова Н.П. Система работы школы по предупреждению ти преодолению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006г.
- Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействияс семьей. Айрис Пресс, 2006, Москва.
- Составитель Миронова М.М. Психология среднего и старшего возраста., Корифей, Волгоград, 2006.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей ст
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание в условиях школы.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в д/с. Феникс, Ростов-на-Дону, 2005
- Интернет-ресурсы..
- Зенина Т.Н. Родительские собрания. Педагогическое общество России, Москва, 2006