Авторские разработки
Творческий проект по созданию буктрейлера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tobolskie_skazki_pasport.doc | 86 КБ |
zanyatie_tolerantnost.doc | 59 КБ |
psihologicheskaya_igra_letnyaya.doc | 48 КБ |
trening_po_profilaktike_professionalnogo_vygoraniya.doc | 97 КБ |
trening_prof_vygoraniya.ppt | 2.34 МБ |
trening_s_pedagogami_audial.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Тобольские сказки»
« Таланты земли тюменской » совместно с Тюменским региональным отделением Союза писателей России
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Тобольские сказки »
Полное название организации:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Тобольска
Адрес: Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ленина 26
Исполнитель проекта:
Волонтерский отряд «Горячие сердца»
Руководитель : педагог-психолог Ибукова Марсельеза Марсовна
Сроки реализации программы:
Апрель 2015 г.
Категории участников:
- волонтерский отряд «Горячие сердца»,
- учащиеся МАОУ СОШ №1 г. Тобольска,
- творчески одаренные дети.
Краткое описание проекта:
Целью создания проекта «Тобольские сказки» является популяризация книг тюменских писателей и чтения среди учащихся нашей школы с использованием современных информационных технологий.
Основная задача — создание видеосюжетов о тюменских писателях, об их произведениях.
- Развивать творческие способности и телекоммуникационные навыки учащихся и студентов.
- Способствовать патриотическому воспитанию учащихся и обучающихся.
Проект по созданию буктрейлеров проводится по номинации:
Сказочники нашего края.
№п/п | информационная | Карта программы |
1. | Полное название проекта | «Тобольские сказки » |
2. | Цель проекта: Задачи: | Популяризация книг тюменских писателей и чтения среди учащихся нашей школы с использованием современных информационных технологий. - Привлечь подрастающее поколение к чтению книг тюменских писателей;
- Раскрыть положительные качества учащихся и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности; - Способствовать развитию детей в познании себя как личности; |
3. | Адрес проектной деятельности | «МАОУ СОШ №1 г. Тобольска» |
4. | Сроки реализации | Апрель 2015 г. |
5. | Структура проекта | 1.Подготовительный 2.Исследовательский 3.Продуктивный (основной) 4 .Заключительный |
6. | Краткое содержание проекта | Создание буктрейлера по произведениям тюменских писателях, об их произведениях. |
8. | Ожидаемый результат |
- Раскрытие положительных качеств учащихся и развитие уверенности в достижении успеха в различных видах деятельности; - Способствование развитию детей в познании себя как личности; - Эмоциональная стабильность (дети анализируют изменения в своем настроении на протяжении создания проекта); - Укрепление взаимоотношений со сверстниками, учителями; - Формирование у учащихся правильных суждений о жизни и окружающем мире. |
9. | Название организации | МАОУ СОШ №1 г. Тобольска |
10. | Автор проекта | Волонтерский отряд «Горячие сердца» Педагог–психолог Ибукова Марсельеза Марсовна |
11. | Почтовый адрес | Тюменская область г. Тобольск ул. Ленина №26 |
12. | Ф.И.О. директора | Захарова Светлана Николаевна |
13. | Дата создания проекта | Апрель 2015г. |
14. | Финансовое обеспечение программы | МАОУ СОШ №1 г. Тобольска |
Этапы выполнения проекта
1 этап - подготовительный
Раскрытие актуальности проектной деятельности на современном этапе образования. Рассмотрение структурных компонентов проектной деятельности и этапы ее выполнения.
- этап - исследовательский:
Руководитель волонтерского отряда раскрывает требования к созданию, реализации и защите творческого проекта; организуется группа «генераторов идей», которая предлагает различные идеи. На данном этапе осуществляется мини-исследование проблемы, над которой будет проводиться проектная деятельность (анкетирование, опрос учащихся, учителей). Тема проекта определяется теми проблемами и потребностями, которые актуальны для участников проекта.
2-и этап - продуктивный:
На основе анализа проведенного исследования составлена программа, в которой будут определены направления, формы и методы работы, разработаны основные обязанности каждого участника проекта. На данном этапе важным является: осознание цели, задач проекта; выбор средств достижения цели; понимание возможных трудностей при реализации проекта; соотнесение собственных знаний, умений и возможностей с выдвинутой проблемой; осознание реальности проекта; понимание важности соблюдения этических принципов в ходе проектной деятельности.
В ходе реализации проекта руководитель волонтерского отряда ведет необходимую документацию, которая отражает особенности прохождения различных этапов проекта. Анализ документации поможет увидеть позитивные и проблемные стороны выполнения проекта, скорректировать дальнейшую работу.
3 этап - защита творческого
проекта
- этап – заключительный.
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности:
Для оценки выполненного творческого проекта буктрейлер демонстрируется на конкурсе «Доброволец года» г. Тобольска и направляется на конкурс « Таланты земли тюменской » Тюменского регионального отделения Союза писателей России в номинации «Сказочники Земли Тюменской».
Экспертное жюри оценивает проект по следующим критериям: проект создан на научной основе; проект отражает заданную тему; проект не противоречит этическим принципам деятельности педагога-психолога; проект эффективен с точки зрения его реализации.
Оценка эффективности реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по проекту существенно повысит уровень развития воспитания детей, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.
№ | Мероприятия | Ответственный |
1 | Установление контакта с региональным отделением Союза Писателей России | Руководитель отряда Ибукова М.М. |
2 | Раскрытие требований к созданию, реализации и защите творческого проекта | Руководитель отряда Ибукова М.М. |
3 | Изучение произведения В.В. Пяткиной «Тобольские сказки» | Кл. руководители |
4. | Организация встречи учащихся школы с автором произведения «Тобольские сказки» В.В. Пяткиной | волонтеры |
5. | Организация и создание выставки по произведению «Тобольские сказки» В.В. Пяткиной | волонтеры |
6. | Изучение технологии «Буктрейлер» | волонтеры |
7. | Создание буктрейлера «Тобольские сказки» | волонтеры |
8. | Презентация проекта. | Творческая группа |
9. | Оценка эффективности проектной деятельности | Экспертное жюри |
Предварительный просмотр:
Тема: Толерантность
Цель: Развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи: Дать детям представление о толерантности;
- Расширить и закрепить представление детей о доброте;
- Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Ребята! Сегодняшнее наше занятие на тему «Толерантность» пройдет под девизом «Мы разные, но мы вместе!». Мы попытаемся понять очень интересное слово «толерантность».
Вот посмотрите. Это – ромашка. Но в середине цветка написано слово толерантность. Что же мы понимаем под словом толерантность. Давайте прочитаем эти лепестки со словами. (Дети читают слова на лепестках).
- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
- Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы разные, но мы вместе!»?
- Я прошу обратить внимание на наших девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие вы у нас красивые.
- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
- Прошу подняться ребят, у кого темные волосы, а теперь – у кого светлые.
- Подумайте и скажите: «Какие все мы?»
Ответ учащихся: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные»
- Мы ходим с вами в одну школу, живем в одном детском доме, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора нигде, не будет войны.
II. Активизация имеющихся знаний.
Подумайте и запишите 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4.________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступление в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
III. Работа с новым материалом.
Вот как определяется толерантность в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995):
«Статья 1. Толерантность.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности…
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям…»
Другими словами:
Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.
Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
К синонимам понятия толерантность можно отнести: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, не навязывание взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправного подхода, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции и т.д.
Проблема толерантности была признана в России очень острой. В 2001 году была принята специальная Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Симптомы и проявления нетерпимости (интолерантности)
НАСМЕШКИ – привлечение внимания к конкретным моделям поведения людей, к их качествам и характеристикам с целью высмеивания и оскорбления
ПОИСК «КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ» - обвинение конкретной группы или конкретного человека в несчастьях или в существовании социальных проблем
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ – преднамеренные действия, направленные на устранение или унижение других; часто предпринимаются с целью вытеснения человека или группы из сообщества или организации
РАСИЗМ – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими
ДИСКРИМИНАЦИЯ – лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов
АГРЕССИВНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов (иногда в масштабах целых сообществ)
ТОТАЛИТАРИЗМ – препятствование свободному, открытому обсуждению политических вопросов; препятствование политическому участию, свободным и справедливым выборам; ограничение свободы распространения информации; наказание политических диссидентов, а также стремление государства к тотальному контролю над частной жизнью человека
Инсценировка сказки. « Сказка ложь, а в ней намёк…»
«Кошкин дом»
Ведущий. Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Тили – бом, тили бом,
Открываем Кошкин дом.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Кошка. Я к вам заехала на час.
Я, кошка старая и кот,
Привратник мой – Василий,
Не покладая лап и сил
Племянников растили.
Уже котята подросли,
Я вывожу их в свет.
Но об истории своей
Забыть не хватит лет.
Когда мой дом сгорел дотла,
Я много испытала.
Скиталась, нищею была,
Друзей всех потеряла.
Для нас не отворили дверь
Ни свиньи, ни коза.
А вот с котятами с тех пор
Я хорошо жила.
Я поняла, что доброта
Все открывает двери,
Что иногда себя ведут и люди, будто звери.
Кот Василий Друзья, сердца откройте в мир,
Не бойтесь доброты.
И станут, счастливы тогда
Бездомные и вы.
Мы знаем:
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете.
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна.
Психолог Кружится планета, большая планета,
Ладонями солнца она обогрета.
Но греют планету намного теплей
Улыбки и смех разноцветных детей.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы детский дом стал «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации.
Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека?
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова.
Предварительный просмотр:
Психологическая игра « Веселое путешествие» Цель: Развитие творческого мышления, фантазии, воображения. Развитие коммуникативных навыков . Укрепление у детей интереса к творческому проявлению. Вводная часть: - Здравствуйте ребята! Сегодня в нашем летнем лагере нас ждет увлекательное веселое путешествие! Ритуал приветствия Игра « Передай свое настроение». Для начала давайте улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Дети по цепочке передают свое настроение: - Можно спеть куплет из веселой песни; - Подарить подарок (цветочек, конфетку и т.д) - Воздушный поцелуй….. Нужно чтобы обязательно каждый ребенок зарядился веселой энергией стоящего рядом соседа и передал в свою очередь позитивное настроение соседу. - Как я вам уже сказала, сегодня мы с вами отправимся веселое путешествие. С нами сегодня собрались в путешествие герои наших любимых сказок: Иван Царевич, Колобок, Крокодил Гена, Баба Яга и Маленький Мук. Возьмем с собой их в свое путешествие? Дети все хором кричат «Да» - Возьмем всех- всех? И Бабу Ягу тоже? Ответы детей. - Скажи нам, Баба Яга, а ты будешь нам помогать? Или будешь строить разные козни? - Дети, как я услышала, путь вам предстоит долгий и трудный, на пути находится моя избушка на курьих ножках, где вы сможете передохнуть, покушать, и поспать, если кто-то захочет. Иван Царевич не даст соврать как я и ему помогала отыскать Василису Прекрасную. - Ну что дети, берем с собой Бабу Ягу? Дети отвечают хором «Да» -Ну что, дети, с веселой песней начнем свое путешествие. Звучит песня «Вместе весело шагать » В начали следования стоит камень, и на нем надпись «Кто налево пойдет- будет богатым, кто направо пойдет- будет женатым, а кто прямо пойдет - чудо найдет!». - Дети, вот и начинаются наши удивительные приключения! Давайте прочитаем, что написано на этом камне? Дети хором читают. - Сейчас на нужно решить, какой же дорой нам идти? Звучат ответы детей. Герои из сказок всячески уговаривают детей идти: - Иван Царевич уговаривает пойти направо: там, наверное, красивые принцессы и принцы, можно будет с кем-то познакомиться. Это вам не общение по интернету, а живое общение с песнями, с плясками….. - Баба Яга уговаривает детей свернуть налево: там есть пещера, где очень много золота, правда, она забыла заветное слово, которое открывает пещеру, но, если ребята помогут его вспомнить, то пещера откроется и все станут богатыми – по 3 мешка золота на каждого. Колобок и Маленький Мук предлагают идти прямо навстречу чудесным приключениям, ведь чудо лучше всего на свете!!!! Ребята решают идти прямо навстречу чудесным приключениям. Под музыку идем вперед. - Ребята, перед нами лежит какой-то ковер? Кто угадает, в какой сказке упоминается про ковер? Дети угадывают. Маленький Мук: конечно, это из моей сказки. Я сейчас вас прокачу на своем волшебном ковре-самолете! Но почему-то мой ковер стал каким-то другим, невеселым, и не хочет поднимается вверх. Что делать? - Дети, как нам помочь Маленькому Муку? Правильно, давайте украсим ковер. Сделаем его красивым. Маленький Мук: Кто сделает самую красивую поделку, получит от меня подарок. Конкурс «Волшебный ковер» Дети вырезают из цветной бумаги различные фигуры: цветы, делают оригами, можно украсить живыми цветами. Сказочные герои помогают детям делать поделки. Подведение итогов. Маленький Мук вручает приз самому красивому украшению и приглашает всех-всех дальше путь продолжить на волшебном ковре-самолете. Дети удобно располагаются на ковре-самолете: кто лежит, кто сидит. Маленький Мук:- Ну все, ребята, устроились поудобнее, полетели вперед, навстречу приключениям! Звучит песня «Облака, белокрылые лошадки» Упражнение "Облака-загадки". Крокодил Гена : - Дети, давайте посмотрим вверх, над нами проплывают такие красивые облака! На что они похожи? У нас с собой есть цветные карандаши, бумага и фломастеры, давайте нарисуем облако, которое нам понравилось. И придумаем про него историю. Дети рисуют под музыку. Конкурс на самое красивое облако и интересную историю. Подведение итогов конкурса. Крокодил Гена вручает призы победителям. Иван Царевич : - Дети, посмотрите, впереди волшебный лес. Давайте приземлимся и прогуляемся по волшебному лесу. Баба Яга нам тоже поможет. Дети сходят с волшебного ковра-самолета. Игра « Волшебный лес». Иван Царевич и Баба Яга: - Идите за нами по тропинке. Тропинка извилистая, вокруг растут ягоды. Какие ягоды дети растут в лесу? Дети отвечают. Ой, тропинка закончилась, перед нами густой лес. Нужно аккуратно раздвинуть ветки, что бы пройти. А вот большая ветка нам ее не отодвинуть, давайте нагнемся и пройдем. Ребята, посмотрите, какой ручеек разлился, нам надо перейти через него. Старшие помогают маленьким пройти через ручеек: кого-то несут на руках, кого-то держат за руки. Наконец-то все благополучно перебрались через речек. - Дети, прислушайтесь, кто –то шуршит в кустах ? Дети, какие животные могут обитать в лесу? Дети отвечают. А каких животных нужно нам бояться в лесу? Дети отвечают. Давайте пройдем здесь тихо-тихо, на цыпочках, чтобы не встретить по пути медведя или волка. Спрячемся ( садимся) и прижмемся крепко к коленкам руками и головой, соберемся как ежик в комочек. Ой, да это же зайчик дрожит, наверное, нас испугался. Не будем ему мешать, пойдемте, тихонько на носочках. Посмотрите какая полянка . Посмотрите сколько здесь много цветов. Давайте присядем и полюбуемся ими. А какие красивые бабочки, стрекозки, божьи коровки! Посадим их к себе на ладошку? Не шевелите рукой, а то они улетят. ( Рассматриваем у кого какая бабочка). Давайте их отпустим. Молодцы. Баба Яга: Вот и моя избушка на курьих ножках! Ребята, кто устал и хочет отдохнуть в моей избушке? Дети отвечают. Баба Яга: Заходите ко мне в избушку, будьте как дома. Релаксация. Располагайтесь поудобнее, ложитесь, вытягивайте руки, ноги, закрывайте глаза . Включается спокойная музыка с пением птиц, сказочные герои подходят к детям, помогают им устроиться поудобнее, поглаживают. Тело отдыхает… Мышцы расслаблены… Пение птиц и музыка нас мягко убаюкивают… Глаза закрыты… Представьте, что вы нежитесь на мягкой перине, или покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко укутывает ваше тело. Спокойно. Тепло. Уютно. И вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до губ, рисуют улыбку… Вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и вы, и на счет «три» откройте глаза. Вы отдохнули. Один, два, три. — Мы немного отдохнули… (Музыка умолкает) Откройте глазки. Пошевелите ножками. Пошевелите ручками. Потянулись. Медленно поднимаемся. — Понравилось вам отдыхать? Что вы чувствовали? Дети отвечают. — Кто научил нас отдыхать, расслабляться. Давайте поблагодарим его за это!!! Дети говорят спасибо сказочным героям, и Бабе Яга за отдых в ее избушке. - А где же наша дорога дальше? Кто нам поможет найти дорогу назад? Колобок: Вот и я вам пригодился, я знаю дорогу назад, я покачусь вперед, а вы успевайте за мной. Все берутся за руки и под веселую музыку, танцуя возвращаются домой. Завершение игры. Подведение итогов. - Понравилось вам сегодняшнее путешествие? - Дети, а какое чудо мы сегодня нашли? Дети отвечают. -Правильно, мы с вами сегодня обрели чудо совместного творчества, общения, вместе отдыхали, помогали друг другу преодолеть трудности - вот самое главное в жизни каждого человека! Там, где мы все вместе, нам не страшны на дикие звери, ни преграды в пути. И даже Баба Яга сегодня с нами стала добрее. Правда Баба Яга? - Да, ребята, мне с вами очень понравилось, возьмете и меня с собой в следующее путешествие? Я с вами полечу даже в космос! Звучат ответы детей. - Какие трудности у вас были? -Что вам понравилось больше всего. Давайте скажем спасибо нашим гостям, сказочным героям, которые нам сегодня помогали в путешествии. Ритуал прощания. Давайте на прощание подарим друг другу улыбку и до следующих встреч!!! |
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике профессионального выгорания
МЕСТО, ГДЕ МНЕ ХОРОШО
Слайд 1
Актуальность.
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогической профессии оказываются в наиболее сложной ситуации, ведь их труд даже в стабильные времена отличается высокой эмоциональной загруженностью и насыщенностью стрессами. Отрицательная окрашенность психологического состояния педагогов снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитателями, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушает психическое здоровье, формируя синдром профессионального выгорания.
Синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» от них.
Цель тренинга: Слайд 2
- Гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе.
- Профилактика профессионального выгорания.
Задачи:
- Обучение способам саморегуляции и восстановления себя с помощью личностных ресурсов.
- Обучение навыкам уверенного поведения.
- Углубление процесса самопознания.
- Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование позитивного восприятия окружающего мира.
- Развитие эмпатии.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
Предполагаемый результат. У воспитателей, наблюдаются снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность жизнью. Также отмечаются позитивные изменения межличностных отношений внутри коллектива.
Немного из истории: Слайд 3
- Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Слайд4
Профессии с высокой степенью напряженности: самый высокий риск у педагогических работников, директора, главные инженеры, заведующие, профсоюзные работники.
Факторы, вызывающие эмоциональное утомление: внешние и внутренние. Слайд 5 и Слайд 6 Слайд 7
Представлю Вам Слайд 8
результаты исследования синдрома эмоц. Выгорания среди нас.
Можно выделить три основные фазы синдрома.
Слайд 8
Первая фаза проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком — провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй фазе Слайд 9
наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья фаза
Слайд 10—
собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
С целью исследования корректности в отношениях со своими коллегами, воспитанниками и особенностями общения с самим педагогом было проведено исследование по тесту «Оценка агрессивности педагога». Слайд 11
В обследовании принимали участие 16 человек.
Чрезмерно миролюбивы – 10 человек (62%) набрали35 и менее очков.
Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что Вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком… И все же побольше решительности Вам не помешает!
6 человек (38%) - Умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Вывод: среди педагогического состава МБОУ «Тобольский детский дом» нет педагогов с излишне агрессивных к другим людям и неуравновешенных, склонных при малейшей возможности старающихся наказать воспитанников.
Самым эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя.
В начале занятия хочу вас попросить рассказать мне о том месте, где вам бывает хорошо, куда вы идете, когда расстроены или, наоборот, обрадованы. (Ответы участников.)
Да, нам приятно быть на природе: в горах, в лесу, на лугу, на берегу моря, смотреть на звездное ночное небо, да и вообще наша земля прекрасна. Встречаясь, мы с вами будем путешествовать по прекрасным местам. Сегодня мы отправимся в горы.
Ведущий. Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в горы. Слайд 12
На нашей встрече мы узнаем много нового о себе, о людях, работающих вместе с нами. Наша работа связана с детьми и требует больших физических и психических усилий. Мы устаем. Постепенно усталость накапливается, ухудшается настроение, пропадает интерес к работе. Наша встреча помоет отдохнуть, даст заряд положительных эмоций, поднимет вам настроение.
Правила поведения
Ведущий. Чтобы работа была эффективной, необходимо выработать и принять некоторые правила поведения. Как вы думаете, какие правила нужны? Слайд 13
▪ Доверительный стиль общения. Обращаться друг к другу уважительно.
▪ Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с нами в группе.
▪ Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают…», «Некоторые думают…» на суждения: «Я считаю, что…», «Я думаю…».
▪ Искренность в общении.
▪ Конфиденциальность всего происходящего в группе.
▪ Недопустимость критики окружающих и их мнений. Нельзя говорить: «Ты мне не нравишься». Можно: «Мне не нравится твоя манера общения».
Упражнение «Друг к дружке!» Слайд 14
Ведущий. Чтобы размяться, поднять настроение, предлагаю поиграть в одну игру, во время которой всё нужно делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:
– Правая рука к правой руке!
– Нос к носу!
– Спина к спине!
-Левая рука в левой руке
А теперь запомните: каждый раз, как только я крикну: «Друг к дружке!», вам надо быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. После этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак, «Друг к дружке!».
– Ухо к уху!
– Бедро к бедру!
– Пятка к пятке!
Обсуждение
▪ Понравилась ли вам игра?
▪ Легко ли было действовать так быстро?
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА вам знакомы: Слайд 15 и Слайд 16
- длительный сон
- вкусная еда
- общение с природой и животными
- баня, массаж, движение, танцы
- музыка
смех,улыбка,юмор; размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);
Сегодня мы познакомимся со способами саморегуляции: Слайд 17
- Управление тонусом мышц;
- Управление дыханием;
- Воздействие слова;
- Использование образов
Главный секрет сохранения жизненного тонуса- Слайд 18
это улыбка- Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье
Способы, связанные с управлением дыхания
Слайд 19
- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Слайд 20 Дыхательное упражнение «Осознание своего дыхания»;
На природе, а особенно в горах, легко дышится.
Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами.
Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с».
-Следите за ритмом дыхания. Воздух входит в вас и выходит: «с-с-с».
Делайте это упражнение так долго, как можете.
Упражнения на снятие мышечного напряжения и усталости
Слайд 21
Ведущий. Отправляясь в путь, путешественники должны быть закаленными, физически подготовленными к трудностям, которые могут встретиться в дороге. Также важно уметь расслабляться, отдыхать после напряженного дня. Давайте познакомимся с упражнениями на снятие мышечного напряжения и усталости.
▪ Стул с силой прижмите к ягодицам, спина при этом остается прямой. Досчитайте до шести и расслабьтесь.
▪ Руки соедините ладонями перед грудью и с силой надавите. Досчитайте до шести и расслабьтесь.
▪ Помассируйте пальцы от основания до кончиков.
▪ Руки за спиной, одна сверху, другая снизу. Похлопайте в ладоши.
▪ Руки сложены в замок на голове. С силой надавите на голову, голова сопротивляется. Спина при этом остается прямой.
▪ А теперь встаньте со своих стульев, поднимитесь на носочки и с силой ударьте пятками об пол. Сделайте восемь таких ударов. Молодцы!
Упражнение «Отдых глазам»
Слайд 22
— Теперь потренируем глаза.
- Посмотрите попеременно вверх–вниз (15 сек.), влево–вправо (15 сек.);
- нарисуйте глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом — на листе бумаги перед собой (20 сек.);
- разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что руки стали теплыми. Теперь сложите пальцы обеих руки в два полушария, и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав пару глубоких вдохов. Представьте себе, что при вдохе вы стараетесь наполнить не только легкие, но и глаза кислородом, он сделает их более свежими.
Способы, связанные с воздействием слова
Слайд 23
Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Способы, связанные с использованием образов
Слайд 24
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Упражнение «Веревочный мост»
Слайд 25
— Вспомним, что в горах есть ущелья, утесы, пропасти. Перед нами пропасть, преодолеть которую мы можем только по веревочному мосту. Мост такой старый, что в нем нет уже многих перекладин, поэтому надо быть очень острожным. Помогайте друг другу перебираться по мосту. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не свалился в пропасть. Всякие толчки, несдержанность, поспешность и непродуманные действия могут привести к печальному результату. И наоборот, взаимопомощь, ответственность, поддержка друзей обеспечат успех. Вот перекладины на нашем веревочном мосту. (Газеты по числу участников ведущий раскладывает по кругу.) Встаньте каждый на свою перекладину.
Начинайте двигаться, переходя с перекладины на перекладину по часовой стрелке. Первый этап завершится, когда вы вернетесь на те перекладины, с которых начали движение. Вперед!
Вы прошли первую часть моста. А теперь пусть кто-то из вас встанет по двое на одну перекладину. Уберем из круга освободившиеся газеты. Снова начните движение в усложнившихся обстоятельствах. Молодцы! Уберем еще перекладины. (Снова совершается движение по мосту. Переправа через пропасть будет считаться законченной, когда все участники расположатся по трое на газете.)
Упражнение «Доверительное падение»
Слайд 26
— Вот мы и забрались на самую вершину горы. Есть такой экстремальный вид спорта — прыгать со скалы с парашютом. Кажется, что спортсмены ничего не боятся. Давайте представим себя на месте этих рисковых людей. Для этого пусть кто-нибудь один выйдет в круг. Он будет падать, а все остальные его подхватывают. Подхватывающие стоят в метре за спиной падающего, чтобы иметь возможность прервать его падение. Падающий расслабляется и валится спиной на руки партнеров. Падать надо, не переступая ногами и не пытаясь избежать падения. Будучи готовыми упасть или подхватить падающего, обратите внимание на свои чувства. Поменяйтесь друг с другом, чтобы каждый мог побывать в роли падающего и подхватывающего.
Обсуждение
▪ Расскажите, что вы чувствовали, когда падали?
▪ А когда подхватывали?
▪ Что было для вас более комфортным?
Упражнение на релаксацию «Горы»
Слайд 27
Включается музыка для релаксации.
Ведущий. Давайте немного отдохнем. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Перед нами лежат высокие горы. Высокие горы притягивают нас, словно магнит. Вершины их покрыты льдом и снегом. Там холодно и свежо. Легкий ветерок дует с гор, принося с собой воздух, насыщенный озоном. Ветерок развевает наши волосы. Мы слышим тихий свист ветерка. Чистый воздух расправляет каждый воздушный пузырек наших легких, мы глубоко дышим, и от этого начинает кружиться голова. Наше сознание тянется к горам…
Свежий воздух с высоких гор кружит нам голову. Мы видим, что тяжелые и плотные облака сгущаются над горами, в воздухе запахло грозой. Воздух еще сильнее насыщается озоном, и мы вдыхаем чистый свежий воздух, глубже и глубже расправляются наши легкие. Мы опьянены свежестью горного воздуха, нам приятно это состояние.
Тучи над горами еще больше сгустились, и там, далеко от нас, грянул гром, проблеск молнии сверкнул и отразился от высоких снежных вершин. Раскаты грома еле слышно прогремели в наших ушах. Телом мы почувствовали еле заметное сотрясение земли, дрогнув, земля открылась, так же как и мы, всей свежести горного воздуха. Мы слышим, как она дышит вместе с нами.
Голова еще сильнее закружилась, и наше тело обмякло, ноги и руки стали, словно чужие, они перестали нас слушаться. Мы, расслабленные и умиротворенные, смотрим вдаль, в сторону гор, удаляющихся в бесконечность. Свежесть наполняет нас умиротворенностью и спокойствием. Все наши проблемы улетели в горы вместе с сознанием, мы оторваны от всего мира, нас более ничего не беспокоит. Нам хорошо, мы дышим озоном вместе с землей. Ветерок убаюкивает нас. Мы отдыхаем. (Пауза.)
Повторите про себя, мысленно, мои слова:
«Я знаю, что в любом моменте и любом обстоятельстве есть что-то хорошее и что можно найти хоть крупицу хорошего даже в самой тяжелой ситуации. Потери расстраивают нас. Но природа не терпит пустоты: когда что-то исчезает, на его место приходит что-то другое. Я делаю глубокий вдох… Я верю, что жизнь позаботится о том, что мне нужно. Я учусь доверять ей. Жизнь меня никогда не подведет».
Рефлексия
▪ Что нового вы узнали на нашем занятии?
▪ Что было для вас трудным?
▪ Что понравилось и что не понравилось?
Ритуал прощания. Упражнение «Погладь себя по макушке»
Ведущий. Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали. Давайте похвалим себя за это. Возьмите зеркала и, глядя в них, скажите себе комплименты. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем от шума городского. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня, напойте полюбившуюся мелодию.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Спасибо вам за встречу. Всего доброго!
Использованная литература
Битянова М. Личность педагога как инструмент воспитания. Тренинг «Я — воспитатель» // Школьный психолог. — 2005. — № 17.
Вежновец И. Как быть уверенным в себе. Тренинг для педагогов // Школьный психолог. — 2006. — № 15.
Жулитова М., Цветкова Н. Привет из прошлого, или Недетские уроки. Тренинг для педагогов // Школьный психолог. — 2006 — № 13.
Звездина Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов // Школьный психолог. — 2005. — № 13.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. Школа волшебников. Программа по формированию системы ценностей, положительного
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Гармонизация взаимоотношений в педагогическом коллективе. Профилактика профессионального выгорания. Задачи: Обучение способам саморегуляции и восстановления себя с помощью личностных ресурсов. Обучение навыкам уверенного поведения. Углубление процесса самопознания. Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей. Формирование адекватной самооценки. Формирование позитивного восприятия окружающего мира. Развитие эмпатии. Совершенствование коммуникативных навыков .
Из истории Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Профессии с высокой степенью напряженности
Факторы, вызывающие эмоциональное утомление внешние внутренние
Большое количество детей ответственность Неблагополучный климат в коллективе Работа с « трудными детьми» и «трудными родителями». Многочисленные проверки, аттестации Интенсивное общение Внешние
Недостаток коммуникативных способностей Отсутствие удовлетворенности работой Несформирован ность навыка саморегуляции Личностные качества: Чрезмерная эмоциональная сдержанность, Слишком выраж. склонность к соучастию и сопереживанию. Внутренние
Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение
Результаты исследования методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (т. В.В. Бойко) 64% (9 человек)- фаза резистенции. Доминируют симптомы переживания психотравмирующих обстоятельств, эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей. 36% - (5 человек) – фаза не сформировалась , но присутствует напряжение. Симптомы: психосоматические нарушения, редукция профессиональных обязанностей, неадекватное избирательное реагирование, личностная отстраненность, тревога и депрессия, загнанность в клетку, 0%- фаза истощения
І -фаза Тревожное напряжение - служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств Усиливающееся осознание трудноустра- нимых или неустранимых психофакторов профдеятельности Симптом неудовлетворенности собой Симптом загнанности в клетку Это состояние интеллектуального затора, тупика Симптом тревоги и депрессии Крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания
II -фаза Резистенция , или сопротивление -человек осознанно или неосознанно стремиться к восстановлению психологического комфорта, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств, попытки оградить себя от неприятных впечатлений сопровождаются симптомами Симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования Симптом эмоционально- нравственнной дезориентации Симптом расширения сферы экономии эмоций Симптом редукции проф.обязанностей Ограничивается диапазон и интенсивность включения эмоций в проф.общение На работе до того устаете от контактов, разговоров, что не хочется общаться даже с близкими людьми. Эмоции не пробуждают или слабо стимулируют нравственные чувства В проф.деят., предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется попытками облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат
III -фаза Истощение - более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Симптом эмоционального дефицита Симптом эмоциональной отстраненности Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации Симптом психосоматичес- ких и психовеге- тативных нарушений К профессионалу приходит ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться на те ситуации, которые его должны трогать Личность почти полностью исключает эмоции из сферы проф.деят.Ничто не вызывает эмоционального отклика- ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку- Субъекту профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект манипуляций. Это переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень психосоматики
Результаты исследования по тесту «Оценка агрессивности педагога» (т. Ассингера) 62% (10 человек)- чрезмерно миролюбивы –набрали35 и менее очков. 38% - 6 человек – умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 0%- излишне агрессивные, чрезмерно жестких к другим людям и неуравновешанные.
Путешествие в горы
Правила работы в группе ▪ Доверительный стиль общения. Обращаться друг к другу на «ты». ▪ Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с нами в группе. ▪ Персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают…», «Некоторые думают…» на суждения: «Я считаю, что…», «Я думаю…». ▪ Искренность в общении. ▪ Конфиденциальность всего происходящего в группе. ▪ Недопустимость критики окружающих и их мнений. Нельзя говорить: «Ты мне не нравишься». Можно: «Мне не нравится твоя манера общения».
Упражнение «Друг к дружке!»
ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка
САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Способы саморегуляции Управление тонусом мышц Управление дыханием Использование образов Воздействие слова
Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .
Управление дыханием . Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Дыхательное упражнение «Осознание своего дыхания» - Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». -Следите за ритмом дыхания. Воздух входит в вас и выходит: «с-с-с». Делайте это упражнение так долго, как можете.
Упражнения на снятие мышечного напряжения и усталости ▪ Стул с силой прижмите к ягодицам, спина при этом остается прямой. Досчитайте до шести и расслабьтесь. ▪ Руки соедините ладонями перед грудью и с силой надавите. Досчитайте до шести и расслабьтесь. ▪ Помассируйте пальцы от основания до кончиков. ▪ Руки за спиной, одна сверху, другая снизу. Похлопайте в ладоши. ▪ Руки сложены в замок на голове. С силой надавите на голову, голова сопротивляется. Спина при этом остается прямой. ▪ А теперь встаньте со своих стульев, поднимитесь на носочки и с силой ударьте пятками об пол. Сделайте восемь таких ударов. Молодцы!
Упражнение «Отдых глазам»
Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Упражнение «Веревочный мост» В горах есть ущелья, утесы, пропасти. Перед нами пропасть, преодолеть которую мы можем только по веревочному мосту. Мост такой старый, что в нем нет уже многих перекладин, поэтому надо быть очень острожным. Помогайте друг другу перебираться по мосту. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не свалился в пропасть
Упражнение «Доверительное падение» Один человек должен выйти в круг. Он будет падать, а все остальные его подхватывают. Подхватывающие стоят в метре за спиной падающего, чтобы иметь возможность прервать его падение. Падающий расслабляется и валится спиной на руки партнеров. Падать надо, не переступая ногами и не пытаясь избежать падения.
Релаксация «Горы»
Упражнение «Погладь себя по макушке» Молодцы. Мы сегодня хорошо поработали.. Давайте похвалим себя за это. Возьмите зеркала и, глядя в них, скажите себе комплименты. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем от шума городского. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня, напойте полюбившуюся мелодию.
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы
Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!
Спасибо за внимание! Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.
Предварительный просмотр:
Тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками»
Цель:
1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.
2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».
3. Отработать в практической части занятия у педагогов приемы взаимодействия с аудиалами, визуалами и кинестетиками.
Оборудование:
— компьютер;
— мультимедийная установка;
— слайды презентации «Тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».
— активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика»;
Содержание тренинга
1.Организационный момент.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться.
Дается ли человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.
2.Понятие «общение» и его структура.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми является знание средств общения.
3.Средства общения.
Традиционно все средства общения делят навербальные, невербальные и паралингвистические.
К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения;
К невербальным – жесты, мимику, дистанцию, позиции общения, позы и др.;
кпаралингвистическим — тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.
4.Упражнение «Что за окном»?
Цель:
пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Содержание:
Тренер просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра».«Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.
После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Обсуждение:
Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.
5.Типы людей в нейро-лингвистическом программировании.
В нейролингвистичеком программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особенностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики».
К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относятся к «аудиалам».
Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». «Дискреты» — это те, кто воспринимает информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических выводов. (Анатолий Вассерман).
Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории. Умение определять ведущий тип восприятия мира у собеседника и знание особенностей его внешних проявлений необходимо педагогу для построения эффективного общения. Перечисленные в таблице 1 характерные черты «аудиалов», «визуалов», «кинестетиков» и «дискретов» могут помочь определить ведущий тип восприятия, лучше понять собеседника (родителей, коллег, учеников) и наладить конструктивное общение с ними.
Примеры различий в поведении.
Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.
Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.
Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
Ситуация: поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.
Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.
Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".
Тактические приемы взаимодействия с «аудиалами»:
Используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
Не делайте замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
Замечания воспримутся лучше, аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";
Тактические приемы взаимодействия с «визуалами»:
Употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
- Разрешайте иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- Замечания воспримутся лучше, если:
визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;
Тактические приемы взаимодействия с «кинестетиками»:
- Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию;
- не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сменить позу) во время перемены обязательно побегать и т.п;
- Замечания воспримутся лучше, если: погладить по голове,
положить руку на плечо
Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например.
Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.
.Упражнение «Репка»
Цель:
Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини- лекции об особенностях «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Содержание:
Группа делиться на три подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика» (см. приложение 2)
Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «аудиал», «визуал», «кинестетик». Затем тренер прости участников всех подгрупп пересказать своими словами известную сказку «Репка» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. В помощь участникам тренинга предлагается «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
На подготовку сказки уходит около 5 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.
Обсуждение.
Заключение
Сегодня нам с вами предстоит напряженная методическая работа, поэтому я желаю, несмотря на преобладание ведущей модальности каждого, нужно включить все каналы восприятия, принимать информацию наших коллег визуально, аудиально и пропустить через душу.
Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!
Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия
Внешние проявления поведения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» | «Дискреты» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих | Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы. |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены | Голова наклонена | Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны | Движения свободные, плавные | Движения то скованы, то свободны | Движения не гибкие |
Дыхание | Высокое, грудное | Низкое, брюшное | В полном объеме | Ограниченное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий | Низкий, медленный, мягкий | Мелодичный, ритмичный, меняющийся | Монотонный, прерывистый, густой |
Направление взгляда | Над окружающими | Под окружающими (снизу вверх) | Глаза опущены | Смотрит над толпой |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать | Скорее прикоснется, нежели посмотрит | Чтобы услышать не смотрит | Никакого зрительного контакта |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. | Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым. |
Приложение 2
«Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика».
Используемые слова, выражения | «Визуалы» | «Кинестетики» | «Аудиалы» |
Существительные | Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран | Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура | Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня |
Прилагательные и причастия | Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий | Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий | Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный |
Глаголы | Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. | Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. | Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать |
Словосочетания | Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. | Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. | Находит отзвук, звучит как, напрягать слух |
Выражения | Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. | «Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д. | Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д. |
Визуалы
Главный герой-репка
Используемые слова, выражения | визуалы |
Существительные | Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран |
Прилагательные и причастия | Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, отрытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий |
Глаголы | Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, затемнять, описывать, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д. |
Словосочетания | Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д. |
Выражения | Видеть в «розовых очках», «пролить свет», показать в истинном свете, на первый взгляд и т. д. |
Внешние проявления поведения | «Визуалы» |
Слова | Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу |
Поза | Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты |
Телодвижения | Движения скованы, судорожны |
Дыхание | Высокое, грудное |
Тембр, сила, темп голоса | Высокий, чистый, быстрый, громкий |
Направление взгляда | Над окружающими |
Особенности взгляда | Посмотрит, чтобы услышать |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Обвинитель, принимает агрессивную позу, показывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя неуспешным. |
Аудиалы
Главный герой - Жучка
Аудиалы Используемые слова, выражения | «Аудиалы» |
Существительные | Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, музыка, ритм, мелодия, песня |
Прилагательные и причастия | Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный |
Глаголы | Слушать, орать, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонит, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать |
Словосочетания | Находит отзвук, звучит как, напрягать слух |
Выражения | Говоря другими словами, «задавать тон», «медведь на ухо наступил» и т.д. |
Внешние проявления поведения | «Аудиалы» |
Слова | Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих |
Поза | Голова наклонена |
Телодвижения | Движения то скованы, то свободны |
Дыхание | В полном объеме |
Тембр, сила, темп голоса | Мелодичный, ритмичный, меняющийся |
Направление взгляда | Глаза опущены |
Особенности взгляда | Чтобы услышать не смотрит |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела. |
Кинестетики
Главный герой- Бабка
Внешние проявления поведения | «Кинестетики» |
Слова | Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий. |
Поза | Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены |
Телодвижения | Движения свободные, плавные |
Дыхание | Низкое, брюшное |
Тембр, сила, темп голоса | Низкий, медленный, мягкий |
Направление взгляда | Под окружающими (снизу вверх) |
Особенности взгляда | Скорее прикоснется, нежели посмотрит |
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) | Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным. |
Используемые слова, выражения | «Кинестетики» |
Существительные | Тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, движение, температура |
Прилагательные и причастия | Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, холодный, ледяной, горячий |
Глаголы | Касаться, трогать, поражать, давить, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, шевелиться. |
Словосочетания | Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д. |
Выражения | «Сдвигать камень», «развязать проблему», «вбивать клин», «наложить лапу», «резать подметки на ходу» и т. д. |
Список литературы
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.-224с.
2. Малкина – Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:
Изд-во «Эксмо», 2005.-784с.
3. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.-СПб,6 Речь, 2007.-224с.
4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Речь, 2005.- 224с.
5. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.- 208 с.
6. Слаква С.П. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов/ под общей редакцией И.А.Рябовой, С.Н.Питулиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.-160с.
7. Степанов С.С. Между нами психологами.-М.: Генезис, 2003.176с.
МАОУ СОШ №1 г. Тобольска
Тактические приемы взаимодействия
с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками»
Подготовил:
Педагог-психолог МАОУ СОШ №1
Г. Тобольска
М.М. Ибукова
Тобольск 2014