Методическая копилка
Набор психологического инструментария
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_professi_gollanda.docx | 127.87 КБ |
plyusy_i_minusy_v_obshchenii_s_roditelyami.docx | 16.08 КБ |
proektivnaya_shkolnaya_motivatsiya.docx | 110.11 КБ |
psih_klimat_v_klasse.docx | 14.14 КБ |
pyat_minut_na_uud._anketa_dlya_uchenika.doc | 67 КБ |
t.aleksandrovskaya_adaptatsiya_1_klass.docx | 18.45 КБ |
test_klimova_prof_vybor.docx | 29.9 КБ |
test_otnoshenie_k_vrednym_privychkam.docx | 17.76 КБ |
test_shmisheka.docx | 158.56 КБ |
test_otnoshenie_k_vrednym_privychkam.docx | 17.76 КБ |
test_chelovechki.docx | 229.74 КБ |
udovletvorennost_roditeley_shkoloy.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест Голланда. Методика профессионального самоопределения.
№ | Вариант А | Вариант Б |
1 | Автомеханик | Авиаконструктор |
2 | Егерь | Интервьюер |
3 | Кондитер | Делопроизводитель |
4 | Пасечник | Администратор |
5 | Радиооператор | Актер |
6 | Астроном | Гид-экскурсовод |
7 | Бактериолог | Корректор текстов |
8 | Зоолог | Брокер |
9 | Минеролог | Актер цирка |
10 | Гувернантка | Работник архива |
11 | Священник | Глава администрации |
12 | Консультант по профориентации | Драматург |
13 | Финансовый контролер | Директор |
14 | Шифровальщик | Искусствовед |
15 | Директор магазина | Композитор |
16 | Горный инженер | Биофизик |
17 | Животновод | Репетитор |
18 | Маляр | Составитель каталогов |
19 | Охотовед | Директор рынка |
20 | Электротехник | Карикатурист |
21 | Биолог | Семейный врач |
22 | Вирусолог | Контролер-кассир |
23 | Генетик | Менеджер |
24 | Гидробиолог | Писатель |
25 | Воспитатель детского сада | Чертежник |
26 | Инструктор по плаванию | Начальник отдела сбыта |
27 | Медицинская сестра | Манекенщица |
28 | Наборщик типографии | Оптовый торговец |
29 | Переписчик нот | Музыкальный аранжировщик |
30 | Начальник стройки | Музыкант-исполнитель |
31 | Машинист тепловоза | Инженер-исследователь |
32 | Портной | Консультант службы знакомств |
33 | Рулевой-моторист | Регистратор |
34 | Штукатур | Предприниматель |
35 | Садовник | Танцор |
36 | Редактор научного журнала | Учитель |
37 | Физик-теоретик | Копировальщик чертежей |
38 | Ихтиолог | Президент банка |
39 | Ученый-теоретик | Художник по интерьеру |
40 | Преподаватель ин. яз. | Контролер качества продукции |
41 | Тренер по лечебной физкультуре | Снабженец |
42 | Социальный работник | Художник-мультипликатор |
43 | Продюсер телевидения | Режиссер |
Предварительный просмотр:
ОПРОСНИК ДЛЯ педагога «МОИ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ».
ФИО педагога __________________Образование _________________Стаж пед. работы_________
1 В содержание общения с родителями учитывают условия семейного воспитания каждого ребенка, структуру семьи, в которой он живет; опыт родителей .
2 Регулярно знакомлю родителей с организацией и содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребенка
3 В общении с родителями удается находить индивидуальный подход к членам семьи ребенка, устанавливать доверительные партнерские отношения.
4 Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
5 Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями глазами отцов и матерей, понять чувства родителей и смысл их поведения
6 Владею техникой диалогического (безоценочного) общения.
7 Проявляю достаточную гибкость в конфликтах и затруднительных ситуациях общения с родителями.
8 Как правило, с пониманием отношусь к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребенка
9 Владею способами общения с аудиторией родителей, умением вовлечь их в активное обсуждение проблемы дискуссии и пр.
10 Удается развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребенка, осознанное отношение к родительству.
11 Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребенком и причин трудностей в его развитии.
12 Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребенка в разных жизненных ситуациях в детском саду и дома, размышлять над мотивами его поведения.
13 Обогащаю опыт родителей умениями организовывать эмоционально-насыщенное взаимодействие с ребенком в семье.
14 Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном и дифференцированном общении с родителями.
15 Развиваю интерес родителей к чтению научнопопулярной, художественной литературы по семейному воспитанию.
16 Учитываю мнения и просьбы родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения в принятии педагогических и организационных решений.
17 Удается объединять и сплачивать родителей для помощи в решении различных вопросов, создавать атмосферу сопричастности и общности интересов.
18 Использую в контактах с родителями нагляднотехнические средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и ее перспективах.
ОПРОСНИК ДЛЯ педагога «МОИ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ».
Цель: самоанализ педагогом профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определение для себя актуальной тематики консультативной помощи. Инструкции к опроснику.
Ключ к анализу результатов опроса. Суждения распределяются по трем группам: 1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей (суждения № № 1, 10, 11, 13, 16, 17). 2. Гибкость стиля общения. Умение сопереживать родителям (суждения №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8). 3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями (суждения №№ 2, 9, 12, 14, 15, 18). Обработка результатов: подсчитываем количество ответов «нет» в каждой группе суждений, включая ответы, обведенные кружком, из них формируется запрос на консультативную помощь.
Предварительный просмотр:
Перспективная методика "Школа зверей" (диагностика адаптации учащихся в школе)
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой «Школе зверей», пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза. Инструкция Ведущий. Вы побывали в «Школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Интерпретация 1. Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. 2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий — все это защита от окружающих. Агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны. 3. Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим — о проявлении тревожности, очень сильный — о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания. 4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, — глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот — о легкости возникновения страхов. Зубы — признак вербальной агрессии. 5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками. 6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу? 7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника. 8. Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии. Наиболее типичные рисунки На первом рисунке отсутствуют негативные ассоциации, связанные со школой, его размещение и использование цветовой гаммы также говорит о принятии ребенком школы. рис.1 На втором рисунке негативных ассоциаций нет, цветовая гамма яркая. Однако отделение учеников линиями друг от друга может свидетельствовать о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками. Очень высока оценка учителя. Ребенок заинтересован в общении, но один заяц не имеет рта, что косвенно может подтвердить затруднения в налаживании контактов. рис.2 Третий рисунок не закончен. Звери не разукрашены. Нет четкого различия между учителем и учениками. Возможно, что учителя вообще нет. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша. Лист помят. Можно предположить наличие у ребенка тревожности, возможно связанной со школой. В этом случае необходима дополнительная работа с ребенком для прояснения ситуации. рис.3 Четвертый рисунок показывает присутствие внутренней агрессии, так как у зверей уши и грива имеют острые углы. Кроме того, можно говорить о тревожности (стирания). Вероятно, школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Возможно, ребенка беспокоят головные боли. рис.4 Пятый рисунок свидетельствует о наличии негативных ассоциаций (учитель — крокодил, ребенок — заяц). Ощущение агрессии в классе (зубы, когти у учителя, иглы и зубы у учеников). Четкое отделение себя от учителя и других учеников. Проговор рисунка показал, что ребенок чувствует себя в классе неуютно. Возможно, существуют трудности и в общении с одноклассниками. Проведенные впоследствии наблюдения, беседы, анкетирование на степень адаптации к школе полностью подтвердили данные методики «Школы зверей». На их основе были разработаны и проведены тренинговые занятия, адаптационный курс для первоклассников. В результате проведенной работы многие проблемы детей были устранены. |
Предварительный просмотр:
АНКЕТА
Определение состояния психологического климата в классе
Класс__________ Ф.И.О____________________________________ Дата проведения______________
Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружочком ответ, выражающий ваше мнение.
- С каким настроением ты обычно идешь в школу?
- всегда с хорошим настроением
- ●не всегда с хорошим настроением
- с равнодушием;
- всегда с плохим настроением.
- Нравятся ли тебе люди, которые учатся вместе с тобой?
- да, нравятся;
- многие нравятся, некоторые – нет;
- никто не нравится.
- Устраивает ли тебя учеба в школе?
- учебой вполне доволен;
- доволен изредка
- учеба для меня безразлична
- совершенно недоволен учебой.
- Как, по вашему мнению, относится к вам учителя?
очень хорошо (напиши Ф.И.О)___________________________________________________________________
хорошо (напиши Ф.И.О.)________________________________________________________________________
безразлично (напиши Ф.И.О.)___________________________________________________________________
очень плохо.(напиши Ф.И.О.)___________________________________________________________________
- В какой форме обращаются к вам чаще учителя?
убеждают, советуют, вежливо просят (напиши Ф.И.О.)______________________________________________
безразлично (напиши Ф.И.О.)___________________________________________________________________
чаще в грубой форме, иногда вежливо (напиши Ф.И.О.)_____________________________________________
в грубой форме, унижающей достоинство (напиши Ф.И.О.)__________________________________________
- Был ли у тебя конфликт с учителем (если был, напиши Ф.И.О. учителя)________________________
- Что послужило причиной конфликта:
-несправедливая оценка;
- неуважительное отношение учителя к ученику;
- вызывающее поведение ученика;
- учитель плохо знает свой предмет;
-незнание учеником учебного материала, нежелание учиться;
- учитель непонятно излагает учебный материал;
- нарушение учебной дисциплины учеником, опоздания, пропуски занятий;
- учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к знаниям ученика;
- учитель перегружает заданиями для самостоятельной работы;
- применение физического воздействия на ученика со стороны учителя;
- другое (что именно) _______________________________________________________;
- Бывает ли у тебя желание перейти в другой класс?
- никогда не бывает;
- редко бывает;
- думаю об этом постоянно.
Предварительный просмотр:
Юлия КОЛОМИЕЦ,
педагог-психолог,
МБОУ СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Стрежевой, Томская область
Пять минут на УУД
Анкеты для экспресс-диагностики
Анкета ученика «Я в школе»
Инструкция: прочитай вопросы о школе. Выбери один вариант ответа и запиши соответствующую букву в бланк ответов. Отвечай, пожалуйста, честно.
№ | Вопрос | Вариант А | Вариант Б | Вариант В |
1 | Тебе нравится в школе узнавать что-то новое, интересное? Тебе нравится думать и решать? | Да | Иногда, бывает по-разному | Нет, никогда |
2 | Ты хорошо запоминаешь учебный материал, стихи, правила? У тебя хорошая память? | Да, всегда | Иногда, бывает по-разному | Плохо запоминаю |
3 | Ты можешь сконцентрировать свое внимание на изучении материала на уроках? Внимательно слушаешь учителя? | Да, всегда | Иногда | Я часто отвлекаюсь |
4 | Можно сказать, что у тебя хорошая логика? Ты можешь анализировать, решать математические и логические задачки без труда? | Да, всегда | Иногда, бывает по-разному | Я часто не понимаю разные задачи и не могу их решить |
5 | Ты хорошо понимаешь и запоминаешь, как нужно выполнять разные задания? Можешь контролировать и оценивать свой результат? | Да, всегда | Иногда, бывает по-разному | Нет, никогда не могу запомнить алгоритм решения задачи и оценить сой результат |
6 | Ты справляешься с трудностями в учебе? | Да, всегда, трудности не пугают меня | Иногда | Я часто падаю духом, не могу самостоятельно справиться с трудностями |
7 | Ты можешь найти правильное решение любой задачи? | Да, всегда сам ставлю задачу и добиваюсь ее решения | Иногда я прошу помощи учителя, одноклассников или родственников | Мне сложно самому это сделать. Я стараюсь списать у соседа по парте или оставляю задачу нерешенной |
8 | Ты можешь составить план, определить последовательность действий в решении школьных заданий? | Да, я всегда могу это сделать самостоятельно | Иногда мне это удается | Мне сложно самому это сделать |
9 | Ты самостоятельно выполняешь все задания в классе и дома, без чьей-либо помощи? | Да, всегда | Иногда мне требуется помощь | Никогда ничего не могу сделать самостоятельно |
10 | Ты всегда можешь без посторонней помощи найти и исправить свои ошибки в любом задании? | Да, всегда | Иногда мне требуется помощь | Никогда ничего не могу сделать самостоятельно |
11 | Можешь сам правильно оценить уровень своих успехов и провалов в усвоении учебного материала (оценить свои знания)? | Да, я всегда самостоятельно и правильно могу понять, что я усвоил и что нужно еще усвоить, оценить свои знания | Иногда мне требуется помощь и мнение окружающих, чтобы оценить свои знания | Никогда не могу сам понять, что я усвоил и что еще нужно усвоить, и правильно оценить свои знания |
12 | Ты понимаешь, зачем учишься в школе, получаешь знания? | Да, всегда понимаю для чего это нужно | Иногда я не могу этого понять | Я никогда не могу понять, зачем мне нужно учиться |
13 | Ты можешь оценить свое поведение и поступки? Понимаешь, что хорошо делать, а что плохо для тебя и окружающих? (Стараешься не нарушать правила, не причинять вред себе и другим, слушаешься старших) | Да, всегда понимаю свое поведение и стараюсь поступать хорошо | Иногда я не понимаю своего поведения и поступаю нехорошо (могу нарушить правила, причинить кому-то вред) | Я никогда не могу оценить свое поведение, не понимаю, что можно делать, а что нельзя Не понимаю, за что меня наказывают |
14 | Ты сам несешь ответственность за свои поступки? Стараешься быть ответственным? | Да, всегда | Иногда я кого-нибудь обвиняю в том, что со мной случается | Я никогда не бываю ответственным, всегда кто-то или что-то виноваты в том, что со мною происходит |
15 | В общении с другими людьми ты стараешься быть доброжелательным, честным, порядочным, отзывчивым, терпимым? | Да, всегда | Иногда мне это удается, а иногда нет | Никогда, часто раздражаюсь, дерусь, ругаюсь, обзываюсь, обманываю, не помогаю |
16 | Ты с удовольствием готов сотрудничать с учителем и сверстниками (работать в команде или группе)? | Да, всегда | Иногда | Мне не нравится работать в команде или группе |
17 | Ты всегда собираешь нужную информацию, чтобы выполнить задание (задаешь вопросы учителю, одноклассникам, родственникам)? Выступаешь с какими-то идеями и предложениями? | Да, всегда | Иногда | Никогда |
18 | В общении ты доброжелателен? Если возникают конфликты, то ты умеешь самостоятельно их разрешать, поэтому у тебя в классе много друзей? | Да, всегда, у меня много друзей | Иногда, бывает по-разному (у меня мало друзей) | Никогда, я не умею решать конфликты, я — конфликтный человек, у меня нет друзей |
19 | Тебя можно назвать лидером? Ты умеешь организовывать и проводить игры с другими детьми, родственниками? | Да, всегда | Иногда, бывает по-разному | Нет, никогда, мне нравится, чтобы командовали мной |
20 |
| Да, всегда | Иногда | Нет, никогда |
Спасибо за ответы! Желаем успехов в твоей учебной деятельности!
Издательский дом "Первое сентября", журнал «Школьный психолог», psy@1september.ru, подписка на сайте www.1september.ru или по каталогу «Почта России»: 79152 (бумажная версия); 12769 (электронная версия
Предварительный просмотр:
Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников. Может быть использован в работе со школьниками 1-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, самоопределения школьников.
Форма: методика (заполняется учителем).
Карта для заполнения учителем.
Класс----------------------число----------учитель------------------------
Ф.И.О. ученика | Эффективность учебной деятельности | Успешность усвоения норм поведения и социальных контактов (уровень) | Эмоциональное благополучие (уровень тревожности) | Уровень адаптации (уровень) Сумма всех показателей | |
Познавательная активность (уровень) | Учебная мотивация (уровень) | ||||
Познавательная активность.
Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.
Инструкция (для учителя): ознакомьтесь с предлагаемыми характеристиками уровней ПА и соотнесите эти описания с тем, как проявляют ученики вашего класса и занесите ваши оценки в сводную ведомость.
- Уровень (до10 баллов) – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
- Уровень (от 11 до 17 баллов) - относительная активность: активность проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием.
- Уровень (от 18 до 24 баллов) – привычно – исполнительская активность: позиция учащегося обусловливается не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
- (от 25 до 30 баллов) Уровень – творческая активность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Уровень учебной мотивации
1 уровень (до10 баллов) – школьная дезадаптация. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Могут плакать и проситься домой, могут проявлять агрессию, отказываться от выполнения тех или иных заданий. Возможны признаки нарушения нервно – психического здоровья.
2 уровень (от 11 до 15 баллов) - низкая школьная мотивация. Посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
3 – уровень (от 16 до 20 баллов) положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает больше внеурочными делами. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает, ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учителем.
4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью. Положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем.
5 – уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий уровень мотивации. Дети отличаются наличием высоки познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получат замечания педагога или низкую оценку.
Эмоциональное благополучие (уровень тревожности)
1 уровень (до10 баллов) – проявление страхов: страха самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страха ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителем (особенно публично); страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов).
2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание и низкая сопротивляемость стрессу (особенности психофизической организации, снижение приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера, повышенная тревожность, социальные конфликты со сверстниками).
3 – уровень (от 21 до 30 баллов) – общая школьная тревожность (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы).
Успешность усвоения норм поведения и социальные контакты
1 уровень (до10 баллов) – у ребенка наблюдается неуверенность в себе, ищет опеки. Тревожен, нормы поведения не обсуждает, чаще подавлен, легко драматизирует ситуацию. Замкнут, послушно-безразличен, созерцатель.
2 –уровень (от 11 до 20 баллов) - ребенок активен, имеет бойцовские качества, стремится общаться со всеми на равных. Конфликтен, вспыльчив, бурно реагирует на запрет или замечание.
3 уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный, дисциплинированный, ответственный. Дружбу не навязывает, но и не отвергает. Справедлив, нормы поведения принимает и выполняет.
Уровень адаптации
1 -4 (от 0 до 40 баллов) - школьная дезадаптация
5 -8 (от 41 до 60 баллов) - низкий
8 -12 (от 61 до 80 баллов) - средний
От 13 (от 81) и выше - хороший
Предварительный просмотр:
Тест по профориентации Е.А. Климова
Тест позволяет определить уровень мотивации человека к различным видам деятельности. Тест можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходит в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек — общение.
Если не акцентировать внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, с техникой, с людьми, со знаковой системой, с художественным образом.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы вы предпочли?
1 а. Ухаживать за животными | 1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2 а. Помогать больным | 2 б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
З а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3 б. Следить за состоянием, развитием растений |
4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4 б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. |
8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8 б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10 а. Лечить животных | 10 б. Выполнять вычисления, расчеты |
11 а. Выводить новые сорта растений | 11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15 а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 15 6. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16 а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17 б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18 а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту:
Человек-природа — 1 а, 3 б, 6 а, 10 а, 11 а, 13 б, 16 а, 20 а
Человек-техника — 1 б, 4 а, 7 б, 9 а, 11 б, 14 а, 17 б, 19 а
Человек-человек — 2 а, 4 б, 6 б, 8 а, 12 а, 14 б, 16 б, 18 а
Человек-знаковая система — 2 б, 5 а, 9 б, 10 б, 12 б, 15 а, 19 б, 20 б
Человек-художественный образ — 3 а, 5 б, 7 а, 8 б, 13 а, 15 б, 17 а, 18 б
Человек — Природа – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством, т.е. с природными объектами и явлениями.
Объектом труда являются: живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
Профессии данного типа связаны с:
- исследованием, анализом состояния и условий жизни растений или животных, изучением живой и неживой природы, описанием, изысканием (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, геолог, генетик, ботаник, зоолог, метролог и др.);
- выращиванием и уходом за растениями и животными (лесник, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, лесовод, фермер, зоотехник и др.);
- профилактикой, восстановлением и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар, эколог, лесовод, врач карантинной службы и др.);
- преобразованием и переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и др.);
- обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
- заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.)
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
- ухаживать и наблюдать за животными;
- разводить растения или животных;
- заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу…);
- бороться с болезнями, вредителями;
- выращивать овощи и фрукты;
- ориентироваться в природных явлениях;
- наблюдать, изучать различные природные явлениями.
Профессионально важные качества: наблюдательность, склонность к систематизации, устойчивость внимания, потребность в двигательной активности.
Психологические требования профессий «человек-природа»:
- развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
- поскольку результаты деятельности выявляются через довольно длительное время, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Человек — Техника – все технические профессии, профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками.
Объектом труда служат: технические системы и объекты (механизмы, машины, аппараты, установки), материалы и виды энергии.
Профессии данного типа связаны с:
- созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (специалисты по изготовлению деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях; слесарно-сборочные, монтажные, электромонтажные, строительно-отделочные специалисты; специалисты по добыче и переработке промышленного сырья, изготовлению пищевых продуктов, т.е. проектировщик, конструктор, инженер, радиомонтажник, сварщик и др.);
- эксплуатацией технических средств и устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами, например, водитель, тракторист, слесарь, токарь, швея и др.);
- обслуживанием технических объектов (специалисты по наладке и обслуживанию оборудования, управлению станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
- восстановлением и ремонтом технического оборудования, изделий (механик, электромонтер, радиомеханик и др.);
- изучением (специалисты по контролю и анализу качества изделий и механизмов, специалисты по испытанию качества изделий).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
- исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
Профессионально важные качества: технический склад ума, пространственное воображение, склонность к практическому труду, эмоциональная устойчивость.
Психологические требования профессий «человек-техника»:
- хорошая координация движений;
- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
- развитое техническое и творческое мышление и воображение;
- умение переключать и концентрировать внимание;
- наблюдательность.
Человек — Человек — все профессии, связанные с работой с людьми, с обслуживанием людей, с общением.
Объектом труда являются: люди, группы, коллективы.
Профессии данного типа связаны с:
- медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медсестра и др.);
- воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детдомов, преподаватель в школах и др. учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту, гувернер и др.);
- бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, парикмахер, вахтер и др.);
- правовой помощью и защитой (судья, адвокат, работник милиции, юрист, участковый инспектор и др.);
- защитой общества и государства (военнослужащий, юрисконсульт, милиционер, инспектор и др.);
- информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор и др.);
- организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и др.);
- изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и др.).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
- обслуживание людей;
- занятие лечением;
- обучение, воспитание;
- защита прав и безопасности;
- управление людьми;
- легкость знакомства и общения с новыми людьми;
- чуткость и доброжелательность к окружающим, умение внимательно выслушивать людей;
- умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
Профессионально важные качества:
- развитые коммуникативные способности;
- эмоциональная устойчивость;
- быстрая переключаемость внимания;
- наблюдательность;
- организаторские способности.
Психологические требования профессий «человек-человек»:
- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции;
- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
- способность владеть речью, мимикой, жестами, развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми, умение убеждать людей;
- аккуратность, пунктуальность, собранность;
- знание психологии людей.
Человек — Знак — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности, большинство профессий связано с переработкой информации.
Объектами труда являются: условные знаки, шифры, коды, таблицы, цифры, числовые значения, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с:
- текстами на родном или иностранном языках, восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик и др.);
- цифрами, формулами, таблицами, преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, кассир, статистик, почтальон, программист, оператор ПК и др.);
- чертежами, схемами, картами (штурман, чертежник, картограф, геодезист, конструктор, инженер-технолог, копировальщик и др.);
- звуковыми сигналами, шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (радист, телефонист, стенографист, звукооператор, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и др.);
- управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
- составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.).
Склонности и предпочтения, выраженные способности:
- обрабатывать тексты и таблицы, производить расчеты и вычисления, перерабатывать информацию;
- работать с чертежами, картами и схемами;
- принимать и передавать сигналы и сообщения;
- хорошо считать в уме, оперировать знаками и символами;
- искать и исправлять ошибки.
Профессионально важные качества: способность к математике, развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, склонность к общению, аккуратность и усидчивость.
Психологические требования профессий «человек-знак»:
- хорошая оперативная и механическая память;
- способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
- хорошее распределение и переключение внимания;
- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
- усидчивость, терпение;
- логическое мышление.
Человек–Художественный образ — все творческие специальности.
Объектом труда этих специальностей служат: художественные образы, способы их построения, их роли, элементы и особенности.
Профессии данного типа связаны с:
- созданием, преобразованием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, режиссер, модельер, дизайнер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, парикмахер, кондитер и др.);
- воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, флорист, закройщик, гравер, столяр-краснодеревщик и др.);
- воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.)
Склонности, предпочтения, выраженные способности:
- заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.);
- сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
Профессионально важные качества: яркое воображение, образное мышление, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
- художественные способности, развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение;
- знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
- 3
Предварительный просмотр:
АНКЕТА по выявлению вредных привычек Класс_____ФИО_______________________________
1. Как ты считаешь, курение вредно? Да, нет, не очень,
2. В каком приблизительно возрасте ты впервые попробовал курить? до 10 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 10-11 лет, не пробовал
3. Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить? - не хотелось отстать от друзей, которые курили - чтобы понравиться девочке (мальчику) - из любопытства - чтобы почувствовать себя взрослее - чтобы легче было общаться - заставили старшие ребята
4. Если куришь в настоящее время, то как много? сколько штук в день?___ не курю
5. В каких местах ребята обычно курят? Дома, на улице, во дворе, в школе, около школы, ________
6. Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить? Знают, не знают, не курю
7. Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма? Да, нет, точно не уверен, все зависит от количества
8. В каком возрасте ты впервые попробовал спиртные напитки? до 10 лет, 12-13 лет, 13-15 не пробовал
9. Как часто тебе случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время? - только на праздники, - очень редко (до 5 раз в год), - 1-2-3 раза в месяц, - в среднем 1 раз в неделю, - не употребляю
10. Какие алкогольные напитки ты чаще всего употребляешь? Пиво вино водку другое не употребляю
11. Знаешь ли ты, что пиво – такой же алкогольный напиток, как вино и водка, и вызывает алкогольную зависимость? Да, нет
12. Как ты считаешь, почему ребята начинают употреблять алкогольные напитки? - так принято в семье, - за компанию с друзьями, , - из любопытства, - просто так, от нечего делать, - после каких-то неприятностей
13. Приходилось ли тебе когда-нибудь пробовать наркотические или токсиманические средства? Нет, да
14. Случается ли тебе в настоящее время употреблять какие-либо наркотические или токсиманические средства? Нет, да (что именно) _______________________________________________________
15. Откуда ты узнаешь о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека? - на уроках по разным предметам, - из собственных наблюдений за людьми, их употребляющих, - на специальных занятиях в школе- читал, - смотрел по телевизору, - по собственному опыту, - говорили родители- другое ___________________________________
16. О чем бы ты еще хотел узнать и чему научиться? - о влиянии алкоголя на организм человека, - о влиянии курения на организм человека, - как исправить плохое настроение, - об опасности употребления наркотических веществ, - как отказаться, когда предлагают делать то, что не хочется, - как стать «душой» компании, - другое_________________________
АНКЕТА по выявлению вредных привычек Класс_____ФИО_______________________________
1. Как ты считаешь, курение вредно? Да, нет, не очень,
2. В каком приблизительно возрасте ты впервые попробовал курить? до 10 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 10-11 лет, не пробовал
3. Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить? - не хотелось отстать от друзей, которые курили - чтобы понравиться девочке (мальчику) - из любопытства - чтобы почувствовать себя взрослее - чтобы легче было общаться - заставили старшие ребята
4. Если куришь в настоящее время, то как много? сколько штук в день?___ не курю
5. В каких местах ребята обычно курят? Дома, на улице, во дворе, в школе, около школы, ________
6. Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить? Знают, не знают, не курю
7. Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма? Да, нет, точно не уверен, все зависит от количества
8. В каком возрасте ты впервые попробовал спиртные напитки? до 10 лет, 12-13 лет, 13-15 не пробовал
9. Как часто тебе случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время? - только на праздники, - очень редко (до 5 раз в год), - 1-2-3 раза в месяц, - в среднем 1 раз в неделю, - не употребляю
10. Какие алкогольные напитки ты чаще всего употребляешь? Пиво вино водку другое не употребляю
11. Знаешь ли ты, что пиво – такой же алкогольный напиток, как вино и водка, и вызывает алкогольную зависимость? Да, нет
12. Как ты считаешь, почему ребята начинают употреблять алкогольные напитки? - так принято в семье, - за компанию с друзьями, , - из любопытства, - просто так, от нечего делать, - после каких-то неприятностей
13. Приходилось ли тебе когда-нибудь пробовать наркотические или токсиманические средства? Нет, да
14. Случается ли тебе в настоящее время употреблять какие-либо наркотические или токсиманические средства? Нет, да (что именно) _______________________________________________________
15. Откуда ты узнаешь о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека? - на уроках по разным предметам, - из собственных наблюдений за людьми, их употребляющих, - на специальных занятиях в школе- читал, - смотрел по телевизору, - по собственному опыту, - говорили родители- другое ___________________________________
16. О чем бы ты еще хотел узнать и чему научиться? - о влиянии алкоголя на организм человека, - о влиянии курения на организм человека, - как исправить плохое настроение, - об опасности употребления наркотических веществ, - как отказаться, когда предлагают делать то, что не хочется, - как стать «душой» компании, - другое_________________________
Предварительный просмотр:
Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности.
Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда". Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Cогласно К. Леонгарду акцентуация - это "заострение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).
Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.
Тест - опросник Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента:
Инструкция:
Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: "да" или "нет", других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке "да" или "нет" напротив цифры, соответствующей номеру вопроса.
Стимульный материал.
- Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
- Восприимчивы ли вы к обидам?
- Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
- Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
- Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
- Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
- Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
- Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
- Серьезный ли вы человек?
- Можете ли вы сильно воодушевиться?
- Предприимчивы ли вы?
- Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
- Мягкосердечный ли вы человек?
- Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
- Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
- Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
- Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
- Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
- Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
- Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
- Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
- Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
- Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
- Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
- Смогли бы вы убить человека?
- Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
- Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
- Часто ли у вас без причины меняется настроение?
- Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
- Быстро ли вы можете разгневаться?
- Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
- Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
- Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
- Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
- Влияет ли на вас вид крови?
- Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
- Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
- Трудно ли вам входить в темный подвал?
- Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
- Являетесь ли вы общительным человеком?
- Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
- Убегали ли вы ребенком из дома?
- Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
- Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
- Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
- Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
- Любите ли вы животных?
- Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
- Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
- Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
- Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
- Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
- Много ли вы общаетесь?
- Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
- Нравится ли вам работа организаторского характера?
- Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
- Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
- Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
- Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
- Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
- Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
- Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
- Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
- Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
- Часто ли вы смеетесь?
- Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
- Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
- Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
- Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
- Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
- Пугливы ли вы?
- Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
- Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
- Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
- Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
- Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
- Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
- Переносите ли вы злость длительное время?
- Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
- Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
- Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
- Часто ли вы видите страшные сны?
- Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
- Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
- Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
- Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
- Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
- Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
Ответный бланк к тесту опроснику Шмишека Леонгарда.
Фамилия. Имя. Отчество _________________________________________________ Возраст ________ (полных лет) Пол М Ж
Должность ________________________________________________Стаж: общий _______ педагогический ______ в должности _______
Дата заполнения ____________________________________
№ | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | Сумма | Балл |
|
1 |
|
| 12 |
|
| 23 |
|
| 34 |
|
| 45 |
|
| 56 |
|
| 67 |
|
| 78 |
|
|
|
|
|
2
|
|
| 13 |
|
| 24 |
|
| 35 |
|
| 46 |
|
| 57 |
|
| 68 |
|
| 79 |
|
|
|
|
|
3 |
|
| 14 |
|
| 25 |
|
| 36 |
|
| 47 |
|
| 58 |
|
| 69 |
|
| 80 |
|
|
|
|
|
4 |
|
| 15 |
|
| 26 |
|
| 37 |
|
| 48 |
|
| 59 |
|
| 70 |
|
| 81 |
|
|
|
|
|
5 |
|
| 16 |
|
| 27 |
|
| 38 |
|
| 49 |
|
| 60 |
|
| 71 |
|
| 82 |
|
|
|
|
|
6 |
|
| 17 |
|
| 28 |
|
| 39 |
|
| 50 |
|
| 61 |
|
| 72 |
|
| 83 |
|
|
|
|
|
7 |
|
| 18 |
|
| 29 |
|
| 40 |
|
| 51 |
|
| 62 |
|
| 73 |
|
| 84 |
|
|
|
|
|
8 |
|
| 19 |
|
| 30 |
|
| 41 |
|
| 52 |
|
| 63 |
|
| 74 |
|
| 85 |
|
|
|
|
|
9 |
|
| 20 |
|
| 31 |
|
| 42 |
|
| 53 |
|
| 64 |
|
| 75 |
|
| 86 |
|
|
|
|
|
10 |
|
| 21 |
|
| 32 |
|
| 43 |
|
| 54 |
|
| 65 |
|
| 76 |
|
| 87 |
|
|
|
|
|
11 |
|
| 22 |
|
| 33 |
|
| 44 |
|
| 55 |
|
| 66 |
|
| 77 |
|
| 88 |
|
|
|
|
|
№ | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | № | Да | Нет | Сумма | Балл |
|
Ключ тесту опроснику Шмишека Леонгарда.
По каждой шкале подсчитываются плюсы (положительные ответы на указанные вопросы) иминусы (отрицательные ответы на соответствующие шкале вопросы). Затем полученные баллы (плюсы и минусы) по шкале суммируются и результат умножается на коэффициент – при каждом типе акцентуации свой. В результате обработки результатов тестирования получится 10 показателей, соответствующих выраженности той или иной акцентуации личности по К. Леонгарду.
Акцентуации характера
1. Демонстративность, истероидность х2 ( получившееся значение шкалы умножить на 2)
Сложить (+) : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88
Вычесть (—) : 51
2. Застревание, ригидность х2
+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81
—: 12, 46, 59
3. Педантичность x2
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83
—: 36
4. Неуравновешенность, возбудимость хЗ
+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86
—: Нет
Акцентуации темперамента
5. Гипертимность хЗ
+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77
—: Нет
6. Дистимичность хЗ
+: 9, 21, 43, 75, 87
-: 31, 53, 65
7. Тревожность, боязливость хЗ
+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82
-: 5
8. Циклотимичность хЗ
+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
—: Нет
9. Аффективность, экзальтированность х6
+: 10, 32, 54, 76
—: Нет
10. Эмотивность, лабильность хЗ
+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79
— : 25
Интерпретация к тесту опроснику Шмишека Леонгарда.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 балла. Полученные данные могут быть представлены в виде "профиля акцентуаций личности":
По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной.
Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:
0-12 – свойство не выражено
13-18 – средняя степень выраженности свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности)
19-24 – признак акцентуации
Описание типов акцентуаций личности по К. Леонгарду
1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимический тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
8. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
9. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
10. Эмотивный тип. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сострадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, такие сцены могут вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
Предварительный просмотр:
АНКЕТА по выявлению вредных привычек Класс_____ФИО_______________________________
1. Как ты считаешь, курение вредно? Да, нет, не очень,
2. В каком приблизительно возрасте ты впервые попробовал курить? до 10 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 10-11 лет, не пробовал
3. Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить? - не хотелось отстать от друзей, которые курили - чтобы понравиться девочке (мальчику) - из любопытства - чтобы почувствовать себя взрослее - чтобы легче было общаться - заставили старшие ребята
4. Если куришь в настоящее время, то как много? сколько штук в день?___ не курю
5. В каких местах ребята обычно курят? Дома, на улице, во дворе, в школе, около школы, ________
6. Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить? Знают, не знают, не курю
7. Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма? Да, нет, точно не уверен, все зависит от количества
8. В каком возрасте ты впервые попробовал спиртные напитки? до 10 лет, 12-13 лет, 13-15 не пробовал
9. Как часто тебе случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время? - только на праздники, - очень редко (до 5 раз в год), - 1-2-3 раза в месяц, - в среднем 1 раз в неделю, - не употребляю
10. Какие алкогольные напитки ты чаще всего употребляешь? Пиво вино водку другое не употребляю
11. Знаешь ли ты, что пиво – такой же алкогольный напиток, как вино и водка, и вызывает алкогольную зависимость? Да, нет
12. Как ты считаешь, почему ребята начинают употреблять алкогольные напитки? - так принято в семье, - за компанию с друзьями, , - из любопытства, - просто так, от нечего делать, - после каких-то неприятностей
13. Приходилось ли тебе когда-нибудь пробовать наркотические или токсиманические средства? Нет, да
14. Случается ли тебе в настоящее время употреблять какие-либо наркотические или токсиманические средства? Нет, да (что именно) _______________________________________________________
15. Откуда ты узнаешь о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека? - на уроках по разным предметам, - из собственных наблюдений за людьми, их употребляющих, - на специальных занятиях в школе- читал, - смотрел по телевизору, - по собственному опыту, - говорили родители- другое ___________________________________
16. О чем бы ты еще хотел узнать и чему научиться? - о влиянии алкоголя на организм человека, - о влиянии курения на организм человека, - как исправить плохое настроение, - об опасности употребления наркотических веществ, - как отказаться, когда предлагают делать то, что не хочется, - как стать «душой» компании, - другое_________________________
АНКЕТА по выявлению вредных привычек Класс_____ФИО_______________________________
1. Как ты считаешь, курение вредно? Да, нет, не очень,
2. В каком приблизительно возрасте ты впервые попробовал курить? до 10 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет, 10-11 лет, не пробовал
3. Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить? - не хотелось отстать от друзей, которые курили - чтобы понравиться девочке (мальчику) - из любопытства - чтобы почувствовать себя взрослее - чтобы легче было общаться - заставили старшие ребята
4. Если куришь в настоящее время, то как много? сколько штук в день?___ не курю
5. В каких местах ребята обычно курят? Дома, на улице, во дворе, в школе, около школы, ________
6. Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить? Знают, не знают, не курю
7. Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма? Да, нет, точно не уверен, все зависит от количества
8. В каком возрасте ты впервые попробовал спиртные напитки? до 10 лет, 12-13 лет, 13-15 не пробовал
9. Как часто тебе случается употреблять алкогольные напитки в настоящее время? - только на праздники, - очень редко (до 5 раз в год), - 1-2-3 раза в месяц, - в среднем 1 раз в неделю, - не употребляю
10. Какие алкогольные напитки ты чаще всего употребляешь? Пиво вино водку другое не употребляю
11. Знаешь ли ты, что пиво – такой же алкогольный напиток, как вино и водка, и вызывает алкогольную зависимость? Да, нет
12. Как ты считаешь, почему ребята начинают употреблять алкогольные напитки? - так принято в семье, - за компанию с друзьями, , - из любопытства, - просто так, от нечего делать, - после каких-то неприятностей
13. Приходилось ли тебе когда-нибудь пробовать наркотические или токсиманические средства? Нет, да
14. Случается ли тебе в настоящее время употреблять какие-либо наркотические или токсиманические средства? Нет, да (что именно) _______________________________________________________
15. Откуда ты узнаешь о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека? - на уроках по разным предметам, - из собственных наблюдений за людьми, их употребляющих, - на специальных занятиях в школе- читал, - смотрел по телевизору, - по собственному опыту, - говорили родители- другое ___________________________________
16. О чем бы ты еще хотел узнать и чему научиться? - о влиянии алкоголя на организм человека, - о влиянии курения на организм человека, - как исправить плохое настроение, - об опасности употребления наркотических веществ, - как отказаться, когда предлагают делать то, что не хочется, - как стать «душой» компании, - другое_________________________
Предварительный просмотр:
Психологические тесты — это всегда интересно. Они позволяют лучше узнать себя, заглянуть в самые потаённые уголочки своей души. Предлагаем вам интересный психологический тест. Только чур! Ответы сразу не смотреть — самим же неинтересно потом будет!
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Что у вас получилось? У вас какая позиция?
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательном процессе в школе. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
I
1. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребѐнка.
2. Методы обучения и воспитательного воздействия по отношению к моему ребѐнку обычно приводят к хорошему результату.
3. В нашей школе ученики и родители имеют право выбирать содержание образования (спец. курсы, профили и др.).
4. Мой ребѐнок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время уроков.
5. Результаты учения моего ребенка учителя оценивают объективно и справедливо.
6. Учителя правильно и своевременно контролируют результаты обучения моего ребѐнка.
7. Педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребѐнка…
8. Я согласен с содержанием воспитания в школе.
II
1. Считаю, что школа имеет хорошую материально-техническую базу.
2. В школе уютно, красиво, чисто.
3. В школе проводится много интересных мероприятий.
4. У детей есть возможность интересно проводить свободное (внеурочное) время.
5. Организацию питания считаю удовлетворительной.
6. Для решения задач обучения и воспитания школа удачно сотрудничает с другими организациями, другими школами, детскими центрами.
7. В школе удачно осуществляется работа с родителями.
8. Я доволен условиями труда в школе.
9. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.
III
1. Учителя относятся к моему ребѐнку так, как он этого заслуживает.
2. Учитель прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его.
3. При решении школьных (классных) вопросов есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
4. У моего ребѐнка в основном складываются нормальные взаимоотношения с учителями.
5. Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
6. В школе доброжелательная психологическая атмосфера.
7. Я доволен(а) обучением в школе.
8. У моего ребѐнка в основном хорошие взаимоотношения c одноклассниками.
IV
1. Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует улучшению образовательного процесса.
2. В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупреждении перегрузок.
3. При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.
4. У администрации школы я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учѐбы, личности моего ребѐнка.
5. Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит пользу.
6. За время обучения моего ребѐнка в школе произошли изменения к лучшему.
7. Нас, родителей, в достаточной степени информируют о деятельности школы, об основных событиях в ней.
8. Деятельность администрации нашей школы я считаю эффективной.
9. Я всегда при необходимости могу обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.
10. Я доволен тем, что мой ребѐнок обучается в этой школе