Работа с детьми, состоящими на различных видах учета

Ибукова Марсельеза Марсовна

Профилактика правонарушений и преступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

ИМЕНИ В.П. НЕЙМЫШЕВА»

                

626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

Согласовано:                                                              Утверждаю:

заместитель директора по ВР                                  директор МАОУ СОШ

Сабаева М.В.                                                              №16 имени В.П. Неймышева  

                                                                                             

ПРОГРАММА

                                                                                                                                Составил:

И.В. Дубровина  

доктор психологических наук

профессор кафедры

 педагогической психологии МГППУ

 

                                                             Адаптировал:

                                                                           педагог-психолог            

МАОУ СОШ №1

                                                                           Ибукова М.М.

                                                  Тобольск  

               

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы:

«Азбука взаимоотношений»

Полное название организации:

МАОУ СОШ       №16 имени В.П. Неймышева  

Адрес: 626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

Исполнитель  программы: педагог-психолог Ибукова Марсельеза Марсовна

Сроки реализации программы:

С сентября по май   с последующим пролонгированием

Категории участников:

- дети, состоящие на различных видах учета

                                              Краткое описание программы

В рамках программы режим проведения индивидуальной, групповой работы с  детьми, состоящими в «банке данных», в группе риска.

        

№п/п

информационная

             Карта программы

1.

Полное название

программы

 «Азбука взаимоотношений»

Работа с детьми, состоящими на учете в «Банке данных семей и несовершеннолетних»

2.

Цель программы:

Задачи:

Изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного психолого- педагогического воздействия.

•        Раскрыть положительные качества ребенка и воспитать уверенность в достижении успеха в различных видах деятельности;

•        Укрепить взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями;

•        Способствовать развитию детей в познании себя как личности;

•        Формировать правильные суждения о жизни и окружающем мире.

• Профилактика повторных правонарушений

3.

Адрес проектной

деятельности

Программа «Азбука взаимоотношений» «МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева»

4.

Сроки реализации

С сентября  по май   с последующим пролонгированием

5.

Структура

программы

1.Подготовительный

2.Исследовательский (диагностический)

3.Продуктивный (основной)

4. Контрольный

5.Заключительный

6.

Краткое содержание программы

В рамках программы разрабатывается режим проведения индивидуальной, групповой, тренинговой, лекционной работы

7.

Ожидаемый

результат

1.)Эмоциональная стабильность (дети анализируют изменения в своем настроении на протяжении всего курса занятий.

2.) Укрепление взаимоотношений  со сверстниками, воспитателями, учителями

3.) Сформированность правильных суждений о жизни и окружающем мире

    4.) Снятие по улучшению с учета банка данных «группы особого внимания»

8.

Название

организации

МАОУ СОШ   №16 имени В.П. Неймышева  

9.

Автор программы

Адаптирован

И.В.Дубровина

доктор психологических наук

профессор кафедры

 педагогической психологии МГППУ

Педагогом–психологом  Ибуковой  Марсельезой  Марсовной

10.

Почтовый адрес

626150, Тюменская область, г. Тобольск, 10 микрорайон, № 53, корпус 1, тел. / факс (3456) 22-54-47, school16tobolsk@mail.ru

11.

Ф.И.О. директора

Емец Оксана Юрьевна

12.

Дата создания

программы

август

13.

Финансовое обеспечение программы

МАОУ СОШ №16 имени В.П. Неймышева  г. Тобольска

Методы:

 Диагностика характерологических особенности личности по опроснику Айзенка, Шмишека.

Диагностика суицидального риска по методикам:  тест Ковалева «Ваша самооценка», тест  Зунге,  методика «Изучение депрессивного состояния», А.А.Кучера, В.П.Костюкевича уровня  суицидального риска.

Выявления наиболее значимых мотивов, которые в дальнейшем могли бы удержать от совершения суицидальной попытки по опроснику антисуицидальных мотивов «Опросник причин для жизни» М. Лайнхена, адаптированного М.В. Зотовым и М.В. Олиной.

  • Экспрессивные методы творческого выражения в движении, рисунках, в письменных работах;
  • Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.
  • Лекции

Структура программы.

1 этап - подготовительный

На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:

  • педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка- это содержательный аспект.
  • понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками - это методический аспект.

Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением.

В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности- положительные и отрицательные особенности личности (см. приложение). После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.

2 этап – исследовательский  Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения. В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер [по запросам и жалобам]. Гораздо реже используются причины и условия формирования этих девиаций. Предлагаются разнообразные методики, но самыми распространенными являются:

  1. методика «Д.Д.Ч»;
  2. тест М. Люшера [сочетание цветов];
  3. опросник Айзенка [акцентуации характера].

Универсальной считается «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований «Развитие» в 1992 г.).

Она содержит 7 шкал [98 вопросов]. Но данной методикой можно пользоваться при привлечении специалистов. Показателем уровня сформированности данного этапа является умение соц. педагога составить психолого- психологическую характеристику трудного подростка и планировать коррекционную работу с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.

3 этап – продуктивный Задача данного этапа заключается в целенаправленном психолого- педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

  • успешности учебной деятельности;
  • эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;
  • психологической защищенности, (т.е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно-воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение).

Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.

Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.

Коррекционная работа также направлена на:

  • оздоровление условий воспитания и развития ребенка;
  • устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
  • формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
  • повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
  • развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.

Принципы коррекции, которыми пользуется педагог-психолог - это дифференцированность, комплексность, последовательность, преемственность, доступность, а функции:

  1. восстановительная - восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до дезадаптации;
  2. компенсаторная – формирование у подростка стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
  3. стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности подростка, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение педагога к личности ребенка и его поступкам;
  4. исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции. На данном этапе реализуются все задачи программы.

4 этап – контрольный  Задача данного этапа заключается в проведение дополнительной диагностики результативности проводимых мероприятий. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

5 этап – заключительный  Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Проводится тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

 Оценка эффективности реализации программы

Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.

                                                ТЕМЫ групповых занятий

КОЛ. Ч.

1

Вводное занятие.

2

2

Какие мы?

2

3

Соответствие индивидуального и общего мнения

1

4

Школа- территория безопасного общения

1

5

Восприятие себя и окружающих

1

6

Урок самопознания и откровенности.

2

7

Я и другие. Как ты относишься к людям и, как люди относятся к тебе?

2

8

Мои особенности и достоинства

9

Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта.

2

10

Как развивать навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми?

2

11

Способность к осознанному эмоциональному контакту в процессе делового общения.

2

12

Какой я в межличностных отношениях

2

13

Лекционное занятие для педагогов

Обсуждение проблем учебного характера

2

14

Заключительное занятие.

1

Индивидуальные занятия

по возрастным группам  для профилактики  отклоняющего поведения.

Занятия  для учащихся начальной школы

1

Вводное занятие.

2

2

«Как быть трудолюбивым»

2

3

Учусь правилу: «все делаю сам»

2

4

«Честность и правдивость»

2

5

Доброжелательность. Что это значит?

2

6

«Как оценить поступки других»

2

7

«Ты и твои друзья»

2

8

«Всегда держи свое слово»

2

                                           Занятия для учащихся средних классов

1

 «Правовые правила поведения»

2

2

Читаем  рассказ Шелома Алейхема «Ножик».

2

3

«Честь и достоинство»

2

4

«Честь и справедливость»

2

5

«Верность слову и обещанию»

2

6

«Умей держать слово и обещание»

2

7

«Точность и обязательность»

2

8

«Правила культуры поведения»

2

Занятия для учащихся старших классов.

1

«Мои права и права и других людей»

2

2

Я в своих глазах и в глазах других людей»

2

3

«Я для себя, я для других»

2

4

«Как справится с раздражением, плохим настроением»

2

5

«Наши чувства, желания, настроения»

2

6

«Победи своего дракона»

2

Тема №1: Вводное занятие.

Цели: Знакомство; выяснение ожиданий детей; Выявление основных целей занятий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Разминка.
  2. Приветствие.

Ведущий поздравляет всех с началом смены, с началом работы в группе. Затем просит присутствующих показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – «я готов работать активно сегодня»; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – «Я не готов работать активно сегодня»;одна ладонь лицом, а другая тыльной стороной – «я готов работать, но у меня сегодня не то настроение».

3.Упражнение: «Мой учебный год …»

Продолжите фразу «Мой учебный год …». Охарактеризуйте учебный год,  нужно одним словом, при этом, не давая оценок, а выражая свои эмоции.

4.Упражнение «Знакомство».

Упр. выполняется по кругу. Первый, начиная упражнение, называет свое имя и добавляет к нему определение. Это определение должно соответствовать человеку, так же должно начинаться на ту же букву, что и имя говорящего. Следующий в кругу участник повторяет имя и определение предыдущего, а затем свое и т. д.

5. Упражнение «Ожидания членов группы»

Каждый высказывается по очереди, сообщая, что он ожидает от этих занятий.

6.Упражнение «Кто я…»

Каждый по кругу продолжает фразу «Я – тот, который…»

Беседа.

Следует рассказ ведущего о том, как группа будет работать на этих занятиях, какие виды деятельности ожидают учащихся, какие будут требования и положения. Обсуждаются и принимаются правила работы группы:

  • Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  • Доверительный стиль общения.
  • Общение по принципу «здесь и теперь».
  • Уважение к говорящему.
  • Каждый имеет право иметь свое собственное мнение.
  • Не переживать, не оскорблять и не оценивать другого.
  • Право сказать «стоп» или «пас».

7.Упражнение «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Инструкция: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох – делаем 2 шага вперед. На выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное , так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Завершение занятия

8.Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом тренинге?
  • Что тебе понравилось?
  • Что тебе не понравилось?

Тема №2: Какие мы?

Цели: познание собственных индивидуальных особенностей, проекция своей принадлежности к социальной группе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Разминка. «Я ВИЖУ…»

Цель: устанавливать доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память, внимание малыша.

Инструкция: Участники называют предметы, которые находятся в поле их зрения, начиная каждое предложение словами «Я вижу…».

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

2.Упражнение «Этот загадочный человек».

Работа в малых группах. Разбивка на пары. Пары разбиваются на Загадку и Интервьюера. Интервьюер имеет 5 минут, чтобы поговорить с Загадкой. Через 5 минут они меняются ролями, так что на эту часть работы уходит 10 минут.

Теперь каждый рассказывает о другом, но это не пересказ Фактологии, а ощущение от личности. Какие самые интересные впечатления? В чем его уникальность? Какие ключевые слова характеризуют личность, характер этого человека? Какие были первые впечатления, как они изменились от разговора? Что осталось в Загадке загадкой?

3.Упражнение «сходство».

Объединитесь в группы по 5 человек по какому либо признаку. Какой это признак? Объединитесь в группы по 3,2, 6,4 человека по какому-либо признаку. Какой это признак? Останьтесь группами по 4 человека.

Основная работа «Диагноз».

(Работа в группах по 4 человека) Ребята, у каждого человека возникают жизненные сложности, вопросы, на которые он стремится получить ответы. У вас в руках листочки. Напишите на них вопросы (из области взаимоотношений между людьми), на который Вы хотели бы получить вразумительный ответ.

Выделение главных вопросов из получившихся списков.

4.Упражнение «ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ».

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Инструкция: Группа разбивается на пары, где есть ведомый (турист) и ведущий (компас). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (разговаривать). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

 После окончания упражнения дети могут описать, что они чувствовали с закрытыми глазами, полагаясь на своего партнера.

Завершение занятия:

Я буду задавать вопросы, а Вы будете отвечать на них так, как мы делали на прошлом занятии (ладони).

Кто чувствовал себя неуютно на этом занятии?

Кому понравилось то, чем мы сегодня занимались?

Узнал ли кто-нибудь нечто новое о себе?

Тема 3: Урок самопознания и откровенности.

Цели: Самопознание. Тренировка способности к самораскрытию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе.

3.Упражнение «Зато».

Цель: Упражнения: ведение в атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.

По кругу продолжить фразы:

  • Я устала, зато…
  • Я небольшого роста, зато…
  • Я иногда не сдержан, зато…
  • Я ленива, зато…
  • Я застенчив, зато…
  • Я криклив, зато…
  • Я молчалив, зато…
  • Я слишком уступчив, зато…
  • Я не умею печь пироги, зато…
  • Я зануда, зато…
  • Я школьник, зато…
  • У меня нет домашнего телефона, зато…
  • Я написал контрольную работу на двойку, зато…
  • Я не очень хорошо успеваю по математике, зато…
  • Я не люблю слушать классическую музыку, зато…
  • Я слишком часто фантазирую, зато…
  • Я не очень хорошо пою, зато…
  • Я иногда слишком много ворчу, зато…
  • Я несколько легкомыслен, зато…
  • Меня легко рассмешить, зато…
  • Я бываю капризен, зато…

Основная часть.

Тема сегодняшнего занятия – самопознание. Начнем процесс самопознания с психологического настроя, который всегда будет проводиться под музыку.

Сядьте удобно… Почему бы вам не расслабиться и не успокоиться, в то время как с вами будет происходить что-то полезное… Расслабленность, покой, отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слышите мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться, еще больше, ровно на столько, насколько это надо вашему организму… вашему телу… вашему мозгу… вашему подсознанию.

Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вздохом ощущение покоя усиливается… С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план.

Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать самому себе вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться  в самих себе.

Итак, ответьте самому себе: «Что я сейчас делаю? Что я чувствую? О чем думаю?»

Теперь давайте активизируем наше воображение. Вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанское течение. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… брызги воды… эту силу, которая не дает пойти вам ко дну и поддерживает вас.

Вот так и в жизни – то вы оказываетесь накрыты волной проблем и тревог, то вдруг – опять на поверхности… Никогда не надо терять самообладания… Будем учиться у природы, у окружающего мира житейской мудрости…

Хорошо! А сейчас вспомните такой момент вашей жизни, когда вы чувствовали эмоциональный подъем, когда вы были счастливы… Вспомните, когда вы были кому-то очень нужны, были дороги и любимы… Вспомните или немного пофантазируете.

Когда вы почувствуете, что уже отдохнули, вспомнили, что хотели, или помечтали, вы откроете глаза… Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого зачочется.

 4.Упражнение «Долг и право».  

Цель: помочь увидеть новые оттенки в самом себе, определить соотношение в своем сознании прав и обязанностей.

Упражнение выполняется стоя, руки раскинуты в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.

Представьте, что на каждой вашей ладони стоит сосуд. В одном из них – ваше чувство долга, ваши обязанности, в другом – ваши права.

Настройтесь на себя. Какая чаша весов перевешивает, как соотносится в вашем сознании права и обязанности?

5.Упражнение «Внутренняя сущность».

Попробуйте сейчас выполнить какой-то рисунок, который отражал бы ваш внутренний мир, ваши эмоции. Это может быть цветовая гамма или какой-то фрагмент пейзажа, отражающий всю гамму ваших ощущений. Приступайте!

В конце упражнения ведущий собирает рисунки.

6.Упражнение «Закончи предложение»

Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Итак, продолжаем предложения по кругу.

  • Я – стакан воды…
  • Я – прекрасный цветок…
  • Я – кусочек тающего льда…
  • Я, словно рыбка…
  • Я – песенка…
  • Я, словно буква «О»…
  • Я – тропа…
  • Я – ветер…
  • Я – скала…
  • Я, словно муравей…
  • Я, словно светлячок…
  • Я – интересная книжка…
  • Я – лампочка…
  • Я – доллар…
  • Я – мышь…
  • Я – желтый лист…
  • Я – вкусный завтрак…
  • Я – кусочек пластилина…
  • Я – луч…
  • Я – остров…
  • Я – формула…

7.Упражнение «Закончи предложение» (в тетради)

Цель: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Упражнение выполняется в тетради.

  1. Я - …
  2. Я умею…
  3. У меня есть…
  4. Внешне я…
  5. Мне хотелось быть в идеале…
  6. Мне можно…
  7. Мне нельзя…
  8. Я могу научиться…
  9. Как юноша я…
  10. Как школьник я…
  11. В группе я …
  12. На улице я…
  13. Дома я …
  14. Когда окончу школу, я …
  15. Я могу быть партнером…
  16. Я могу работать…
  17. Я буду…
  18. Я люблю…
  19. Я не люблю…
  20. Я мечтаю…
  21. Я надеюсь…
  22. Я верю…
  23. На этих занятиях я себя чувствую…

По желанию эти записи можно прочитать вслух.

8.Завершающее упражнение «Живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что тебе не понравилось?

Тема №4: Я и другие. Как ты относишься к людям и, как люди относятся к тебе?

Цели: Совершенствовать коммуникативные умения

Обобщать знания о себе.

Создать настрой на усиление процесса познания и понимания себя.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

2.Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии.

Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

3.Упражнение «День бывает».

Цель: введение в темпоритм и настроение занятия

Продолжить фразу:

День бывает…(Пасмурный, добрый, хмурый, серый, день рождения, праздничный).

 Упражнение выполняется по кругу в два, три оборота.

Формулирование темы занятия

Основная задача, которая стоит сегодня перед нами: понять, осознать реальность своей самооценки.

Вводная беседа.

Существуют три уровня самооценки:

  1. Самооценка реальная, соответствующая действительности;
  2. Самооценка завышенная;
  3. Самооценка заниженная.

По мере того, как называются эти уровни, учащиеся объясняют, как они это понимают, приводят примеры.

  • Как вы считаете, вы человек хороший?

Ответы по кругу.

Почему, вы, так считаете? Что вам дает на это право?

От чего зависит твоя самооценка?

(От внутреннего ощущения того, насколько хорошо я себя знаю. От мнения обо мне окружающих. От мнения «значимых» людей. От того, насколько я сам уверен в себе и т. д.)

Мы понимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человек занижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, то, как к нему относятся окружающие?…

Чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя.

Психологический настрой на уверенность в себе.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте свое тело и расслабьтесь…

Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сознании, сердце.

Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни…

Представьте, почувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Почувствуйте, вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться! Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Почувствуйте, как проясняется ясность вашей мысли, УЛУЧШАЕТСЯ НАСТРОЕНИЕ, ОБОСТРЯЕТСЯ ИНТУИЦИЯ.

Почувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!

Хорошо, завершаем нашу работу.

Как только вы почувствуйте, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы можете открыть глаза.

Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется.

Беседа (продолжение).

Скажите, пожалуйста, а как будут относиться окружающие к тому, у кого явно завышенная самооценка?

Значит, мы с вами поняли, насколько важно выработать в себе верную самооценку. Скажите, хорошо ли вы себя знаете? Уверены ли вы в том, что ваша самооценка верна?

У кого в группе точно возникнут сомнения. Это можно будет проверить по характеру ваших взаимоотношений с одноклассниками. Мы поработаем с тестом самопознания «Мои взаимоотношения с одноклассниками».

Тестовое задание «Мои взаимоотношения с одноклассниками».

Детям раздаются тестовые бланки (Таблица в пять колонок). Бланк заполняется в следующем порядке. Надо:

  • Написать в первой колонке список класса Ведущий диктует его.
  • Оценить отношения с каждым человеком по определенной шкале. Каждой следующей колонке соответствует свой вопрос.

Вопрос колонки №2: Хотел бы ты пригласить этого человека к себе на день рождения или другое торжество?

Вопрос колонки №3: Как ты думаешь, пригласил бы этот человек на то же мероприятие тебя?

Вопрос колонки №4: У тебя появилась возможность пойти вместе с товарищем из класса в турпоход. Кого бы ты взял с собой?

Вопрос колонки №:5: Как он бы поступил по отношению к тебе, если бы набирал группу в поход?

Ответы на вопросы оцениваются так:

  • Обязательно пригласил бы (+3)
  • Пригласил бы (+2).
  • Возможно, пригласил бы (+1)
  • Не знаю (0)
  • Возможно, не пригласил бы (-1)
  • Не пригласил бы (-2)
  • Ни за что не пригласил бы (-3).

На против своей фамилии в бланке пишите пробел.

Закончив выставление оценок, необходимо произвести расчет:

  • Посчитать сумму оценок в каждой колонке с учетом знака оценки (получаются суммы С1, С2, С3, С4);
  • Оценить ваше отношение к одноклассникам, сложив С1 и С3 (получается сумма С6);
  • Оценить отношение к вам, сложив С2 и С4 (получаете сумму С7);
  • Сравнить суммы С6 и С7;
  • Сделать вывод о ваших отношениях.

Чтобы вывод был верен, необходимо учесть, что если суммы С6 и С7 сильно отличаются друг от друга, то это говорит о том, что у вас неправильные взаимоотношения с коллективом; если в оценках преобладают отрицательные цифры, то это значит, что отношения ваши очень плохие.

Надо задуматься, почему это происходит, в чем причина? Что нужно сделать для того, чтобы улучшилась ситуация? Записать все это в выводах.

После завершения работы над тестом бланки собираются для социометрического исследования.

Завершение занятия

4.Упражнение «ОБЗЫВАЛКИ».

Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Инструкция: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидными словами (Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться; это могут быть названия вещей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это игра и обижаться не стоит.

5.Упражнение «Живая анкета».

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что тебе не понравилось?
  • Каков сейчас ваш эмоциональный фон? Изменился ли «цвет» эмоции?

Тема №5: Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта.

Цели: Ознакомить родителей с классификацией эмоционального общения и сформировать навыки узнавания и осуществления положительного эмоционального контакта в различных ситуациях общения.

Совершенствование коммуникативных умений. Развитие чувственного восприятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Формулирование темы, основных целей занятия.

Основная задача при работе с данной темой – воспитание навыков эмоционального общения.

Психологическая разминка.

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие.

Ведущий приветствует всех и просит показать свою готовность условным сигналом.

1.Упражнение «Слова».

Цель: введение в темпоритм, настроение и тему занятия.

Назовите слова, которые обозначают различные виды эмоциональных проявлений (удивление, страх, ненависть, усталость, любовь и т. д.)

Назовите ту эмоцию, которая сейчас для вас является основной.

Назовите все слова, относящиеся к общению: монолог, разговор, спор, беседа, язык, выступление и т. д.

Давайте выясним, какими способами мы общаемся: словами, звуками, мимикой, позой, глазами, интонацией, жестами.

Чему же мы чаще доверяем?

Беседа.

Подводя итог предшествующего упражнения, мы можем сказать, что общение происходит как при помощи слов, так и без них. Общение чаще всего бывает эмоционально окрашено. Почти в любом акте взаимодействия присутствует эмоция.

А вот примеры эмоционального общения:

а) информирование – такой вид общения, при котором осуществляется передача какого-либо сообщения от одного лица к другому;

б) побуждение – вид  общения, которое осуществляется для побуждения одного лица другим к какому-либо отношению, действию, поступку.

Эмоциональное общение – это общение, в котором присутствует эмоциональная информация, эмоциональный обмен. Классификацию эмоционального общения можно представить в следующем виде (Таблица).

Сегодня мы остановимся на первом уровне эмоциональной рефлексии. Общение на уровне эмоциональной рефлексии осуществляется без включения глубинных сторон души человека, на уровне только внешних проявлений эмоций, по принципу «стимул – реакция». Ты меня «погладил» - я тебя «погладил», Ты меня «уколол» - я тебя «уколол». В теме сегодняшнего занятия было заявлено «тренинг положительного эмоционального контакта», то есть мы сегодня говорим о «поглаживаниях».

«Поглаживания» - это различные способы эмоциональной поддержки собеседника.

Ролевой тренинг

Вид поглаживания - «комплимент».

Упражнение «Комплимент».

Цели: Активный запуск группового процесса, снятие зажатости, скованности, тренировка умения видеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке, тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.

Упражнение выполняется по ломаной линии. Каждый говорит другому какой-либо комплимент.

1.Вид «поглаживания» - поддакивание. Как оно может звучать?

2.Вид «поглаживания» - дружеские жесты и мимика.

Ребята приводят примеры таких жестов: объятия, похлопывания по плечу, рукопожатие, подмигивание.

2.Упражнение «Передай движение».

Цели: показать родителям, что один и тот же жест воспринимается субъектом по-разному в зависимости от его чувствительности, настроения и т. п., снять зажатость, скованность.

Упражнение выполняется по кругу.

3.Вид «поглаживания» - эмоциональное заступничество.

Дети называют фразы, отражающие данный вид «поглаживаний»:

Что вы к человеку пристали?

Он не мог поступить иначе.

Он все делает правильно!

Это не его вина, а его беда.

4. Вид «поглаживания» - похвала.

Примеры: Молодец! Умница!

 5. Вид «поглаживания» - проявление нежности.

Примеры: Ах, ты мой родной! Умница моя! Дорогая…

 6. Вид «поглаживания» - сочувствие.

Что мы говорим, когда жалеем кого – нибудь, сочувствуем?

Ты, мой бедненький! Горе, ты мое! Ты, мой маленький…

7. Вид «поглаживания» - успокаивание.

Какими словами можно успокоить человека?

Не волнуйся, дорогой! Успокойся, все будет хорошо…

8. Вид «поглаживания» - проявление дружелюбия.

Примеры поддержки: Ничего, справимся! Не переживай, преодолеем!...

Какие еще варианты поглаживания вы можете предложить?

Релаксация.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе и своих ощущениях. Почувствуйте свое тело и расслабьтесь… Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, слейтесь с ним.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем. Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.

Представьте, почувствуйте, что такое нежность. Вспомните эпизод вашей жизни, когда к вам относились с нежностью и любовью. Почувствуйте это. А теперь представьте, что вы относитесь к кому-то снежностью. Вспомните такую ситуацию, когда вы проявляли это чувство. Проживите и переживите эту ситуацию. Запомните это чувство. Хорошо…

А теперь представьте и почувствуйте, что такое сочувствие.

Вспомните эпизод в вашей жизни, когда к вам относились с сочувствием.

Представьте эту ситуацию.

А теперь представьте ситуацию, когда вы относились к кому-то с сочувствием.

Сочувствуя человеку, вы чувствуете вместе с ним, переживаете его чувства как свои. Почувствуйте, как эти переживания с каждой секундой все глубже проникают в вас…

Сочувствие – это отзывчивость, сердечность, душевность, участливость.

Представьте: вы сочувствуете другу. Чувствуя согласно, сообща, вы переживаете беду друга почти как свою. Вы сострадаете ему, соболезнуйте, жалеете…

Почувствуйте сострадание, жалость к кому-то из родных, близких…

А теперь представьте, что вы сочувствуйте, жалеете кого-то из не очень близких друзей, просто знакомых…к совершенно незнакомому человеку…

Запомните это чувство…

Жалеть – значит болеть сердцем, щадить, беречь, не давать в обиду.

И пусть эти чувства, переживания останутся навсегда в вашей душе.

Хорошо.

А теперь представьте, что такое справедливость.

Вспомните лица тех, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте доброжелательность к ним.

А теперь подумайте о каждом в отдельности. Подумайте, чего вы хотели бы ему пожелать, чего, на ваш взгляд, ему не хватает. Пожелайте всем добра, счастья и любви. И когда вы почувствуйте, что выполнили это упражнение до конца, что вы вспомнили всех, что вы отдохнули и вам не хочется больше сидеть с закрытыми глазами, вы откроете глаза. Каждый – тогда, когда ему этого захочется.

Это упражнение заставило вас еще раз пережить и почувствовать приятные моменты вашей жизни. Прислушайтесь к себе. Какая эмоция сейчас в вас доминирует, является главной? Назовите ее…

3.Упражнение: «Активатор».

Цель: вернуться в состояние активности, бодрости.

Пантомима

  • Передать по кругу: пушинку; «снежок»; горячую картошину; живую мышку.

Завершение занятия

4.Упражнение «Живая анкета»

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

1.Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

2.Что тебе понравилось?

3.Что тебе не понравилось?

4.Какое у вас сейчас настроение? Никто не загрустил? Все в порядке?

 

Тема №6: Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми?

Цель: Отрабатывать в ситуациях общения навыки психологической защиты от критики.

ХОД ЗАНЯТИЙ

Формулирование темы занятия, основных целей.

Разминка

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит детей показать условным сигналом свою готовность к работе.

Все по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

1. Упражнение: «Продолжи предложение».

Учащиеся по очереди (по кругу)  продолжают следующие фразы:

  • Апельсин бывает…
  • День бывает…
  • Дом бывает…
  • Снег бывает…
  • Небо бывает…
  • Кот бывает…
  • Друг бывает…
  • Учитель бывает…
  • Взрослый бывает…
  • Дружба бывает…
  • Любовь бывает…
  • Счастье бывает…
  • Дорога бывает…
  • Удача бывает…
  • Разлука бывает…
  • Встреча бывает…

2.Упражнение «Средний возраст».

Цель: сплочение коллектива для дальнейшей совместной работы.

Я даю вам задание, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы умеете сотрудничать и считаться с мнением друг друга. Это несложное задание. Вы должны определить средний возраст членов нашей группы и сказать мне его.

Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Как вы определили, кто будет давать ответ?

 Основная часть.

Любой контакт, который возникает между людьми, вызывает у них какие-то эмоциональные реакции. Давайте представим некоторые жизненные ситуации.

3.Упражнение «чувства».

Цель: Тренировка образно-чувственного мышления.

Продолжите фразы, написанные на карточках:

  1. Когда я вижу человека, идущего мне навстречу, я чувствую…
  2. Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую…
  3. Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую…
  4. Когда я вижу незнакомого юношу, идущего мне навстречу, я чувствую…
  5. Когда мне навстречу идет красивая девушка, идущего мне навстречу, я чувствую…
  6. Когда я вижу, Что мне навстречу идет мой одноклассник, я чувствую…
  7. Когда я вижу человека, с которым я поздоровался, но он меня не заметил, я чувствую…
  8. Когда я вижу знакомого, который остановился и что-то ищет у себя в кармане, я чувствую…
  9. Когда передо мной человек, с которым я дружески поздоровался, приняв его за знакомого, но потом понял, что я ошибся, я чувствую…
  10. Когда мне навстречу идет человек, с которым мне не хотелось бы встречаться, я чувствую…
  11. Когда мне навстречу идет знакомый, с которым мы очень давно не виделись, я чувствую…
  12. Когда мне навстречу идет человек, который разговаривает сам с собой, я чувствую…
  13. Когда я вижу идущую мне навстречу учительницу младших классов, у которой в руках тяжелые сумки, я чувствую…
  14. Когда я вижу юношу (девушку), с которым (ой) у меня недавно закончился роман, я чувствую…

Какие разные шли навстречу люди, и они вызывали самые разные эмоции.

А вот к вам подходит знакомый вам человек и произносит следующее (далее ведущий по очереди обращается к каждому и просит дать реплику в ответ):

  • Тебе не идет эта прическа!
  • У тебя неумное выражение лица!
  • Кокой ты худой и длинный!
  • Слушай, ты ужасный зануда!
  • Ты производишь впечатление легкомысленного человека!
  • У тебя мятый костюм!
  • А ты вообще безвкусно одет!
  • У тебя какая-то неуклюжая походка!
  • Что ты молчишь, как будто никаких умных мыслей нет в твоей голове!
  • А ты слишком болтлив и производишь впечатление поверхностного и легкомысленного человека!
  • Такое впечатление, что ты слабый человек и не можешь постоять за себя!
  • Вечно ты такой никчемный – что ни попросишь, все сделаешь кое как!
  • А ты слишком о себе высокого мнения, Хотя на самом деле ничего собой не представляешь!
  • Ну, ты и бессовестный!
  • Ну, ты и бестолковый!
  • Привет, сонная муха!

Я по отношению к вам сейчас, честно надо признаться, была несправедлива. Мои слова, возможно, были кому-то обидны. Чувства обиды – основная причина конфликтов. От чего зависят наши обиды? От чего ряда причин:

От нашего личного восприятия обиды (про одного говорят: «А с него все как с гуся вода!», а про другого: «Уж слова ему не скажи, обидится!»);

От того, на сколько мы себя контролируем;

 От возможных последствий (чем это опасно для нас);

От Значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие-то замечания, а другому - нет).

А если обида уже живет в сердце, если возникли отрицательные переживания, связанные с чувствами унижения, безысходности, гнева? Как психологически защититься от этих отрицательных переживаний? Постараться сформулировать в себе состояние бесстрастия и переключаться от эмоций на рассудочную деятельность. Для практических действий в процессе эмоциональной саморегуляции удобна следующая классификация типов людей, позволяющая оценить собеседника.

Манипулятор -  это довольно распространенная категория, которая стремится управлять окружающими с помощью их слабых и сильных сторон и специального воздействия на слабости людей с целью побуждения их делать то, что нужно манипулятору. Для манипулятора в конфликте с вами важно добиться от вас состояния психологического подавления. Главное оружие против манипулятора – это умение запретить, себе эмоционально реагировать на его действия. Если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на его действия, он быстро оставит вас в покое.

Невротик – человек, который представляет содой личность с измененным восприятием других людей, их действий и поступков. У такого человека болезненно изменены формы оценки и реагирования на окружающую среду, чувства и переживания такого человека обострены. При общении с невротиком нужно всегда помнить такую формулу: здоровый на больного не обижается! С этой позиции вы можете спокойно прощать невротику некультурное поведение по отношению к вам. Тактика общения с невротиком строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия.

Примитив – представляет собой тип людей, у которых слабо выражены интеллигентность и навыки культурного поведения. Эти люди живут элементарными чувствами, простыми представлениями о мотивах и поведении людей, существуя, в основном, в плоскости практической жизни. Примитивная личность обычно очень непосредственна в своих эмоциональных проявлениях, но она обостренно реагирует на лесть и комплименты. Если вы начинаете общение с таким человеком с комплимента и всем своим видом показываете, что признаете его значимую роль в выполнении данной работы, то этого часто бывает достаточно, чтобы добиться доброжелательного к себе отношения.

Нормальный культурный человек – общение с такой категорией людей – самое приятное и почти не сопровождается конфликтами. Если конфликты возникают, то быстро разрешаются путем убеждения в правоте собеседника или компромиссами.

Рисунок «Обида».

Нарисуйте на листе картинку, которая будет отображать ваши обиды.

Ролевой тренинг.

Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Прислушавшись к себе… Можете ли вы назвать себя счастливым человеком? Оцените свой уровень счастья в процессах. Если вы стопроцентно счастливы, то я вас поздравляю! Если же это не так, то попытайтесь сейчас понять, что мешает вам быть счастливым. Вы тревожьтесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел? Постарайтесь самостоятельно найти ответы! Подумайте об этом…

Если вы поняли сейчас, что вам нужно, чтобы быть стопроцентно счастливым человеком, то это здорово! Если не поняли – не беда. К этому упражнению вы можете вернуться еще и еще раз…

Сейчас же проговорите про себя, назовите то, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящее время. Проследите, чтобы список благодарностей был как можно полнее. Чтобы туда было включено все: солнечный день, ваше здоровье и здоровье близких, пища, красота, любовь, мир…

Молодцы! Если вы завершили эту работу, то можете открыть глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!..

4.Упражнение «Активатор».

Цель: развитие эмоциональной чувствительности, эмпатии.

Каждый берет нарисованный им ранее рисунок и пытается исправить его, превратить его в рисунок, соответствующий положительным эмоциям. Затем рисунок передается соседу справа, и тот дорисовывает что-то свое. Рисунок движется по кругу, пока не вернется к хозяину.

Посмотрите на свой рисунок. Если вы видите, что обида исчезла, превратилась в то, что можно оставить при себе, то пусть эта картинка останется у вас. Если же обида не исчезла, то скомкайте этот рисунок, вложите в это действие все оставшиеся в вас отрицательные эмоции и выбросите этот комок оставшихся обид. Молодцы!

Завершение занятия

5.Упражнение «живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на вопросы:

Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось? Что не понравилось? Как вы сейчас себя чувствуйте?

Тема №7: Способность к осознанному эмоциональному контакту в процессе делового общения.

Цели: Познакомиться с основными видами способностей к эмоциональному контакту, осознать степень выраженности этих способностей в себе и познакомиться с приемами тренинга этих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Формулировка темы, основных целей занятия.

Основная задача при работе с данной темой – формулирование навыка анализа своего поведения, расширяющего возможности эмоционального контакта или препятствующего его развитию.

 Разминка

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие

Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе. Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

1.Упражнение «Колпак».

Цель: снятие напряжения, создание общего приподнятого настроения, тренировка сосредоточения.

Ведущий просит всех по кругу рассчитаться на 1-2-3.

Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.

Некоторые участники должны повторить текст вслух. После этого предлагается в этом тексте некоторые слова заменить жестами, но не все сразу, а последовательно – сначала слово «колпак», затем «мой, затем часть «тре» в слове «треугольный», затем вторую часть слова.

Видоизмененный текст будет произносить каждый 1-й, если он допускает ошибку, то тогда еще одну попытку все исправить предпринимает второй из тройки и, возможно, 3-й и т. д.

Условные обозначения:

  • Колпак – два раза похлопать себя по голове (два слога);
  • Мой – показать на себя;
  • Тре – выбросить три пальца вперед»
  • Угольный – выпятить локоть.

Беседа.

Эмоциональное общение – это всегда общение неформальное. Доброжелательное эмоциональное общение – это основа делового общения.

Какими, на ваш взгляд, способностями должен обладать человек, чтобы доброжелательное эмоциональное общение состоялось, было возможно? Как они проявляются?

Способность к доброжелательному настроению по отношению к другим людям.

Внешнее проявление – улыбка, предупредительность, вежливость. Внутренне это проявляется в спокойном настрое, отсутствии напряженности и агрессивности, в переживании чувства симпатии к человеку, с которым предстоит общение.

Способность выслушивать мнение партнера.

Внешне это проявление в спокойной речи, внимательном слушании и поддержании тех высказываний партнера, которые подходят к вам. Внутреннее проявление – в подавлении желания перебить партнера, анализе речи партнера и поиске общего между собеседниками.

Способность идти на компромиссы.

Внешне это проявляется в благожелательной спокойной манере общения, ориентированной на поиск компромисса. Внутреннее проявление – готовность поставить себя на место партнера.

Способность подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера.

Внешнее проявление -  быстрая настройка своего состояния в соответствии с состоянием и переживанием партнера. Внутренне это проявляется в высокой эмоциональной чувствительности, в эмпатии.

Способность заразить партнера хорошим, веселым настроением, чувством симпатии по отношению к вам.

Внешне – это активное, жизнерадостное поведение, попытка поднять окружающим настроение. Внутренне – это собственное хорошее настроение и желание улучшить настроение другим.

Речь идет здесь о том, что надо воспитывать в себе оптимистическое отношение к жизни.

Ролевой тренинг

2.Упражнение «Слушание».

Цель: Вспомнить навыки хорошего слушания, осознать степень развития способностей, необходимых в ситуациях эмоционального общения.

Группы делятся на пары. Каждая пара будет разговаривать друг с другом в пол голоса:

  • Первый говорящий расскажет второму  о тех трудностях, какие у него возникают в ситуациях эмоционального общения, какие способности у него развиты недостаточно; второй при этом следует правилам хорошего слушания (2 мин.);
  • Слушатель дает обратную связь (1 мин.);
  •  Второй говорит о своих сильных сторонах, о том, какими способностями, нужными для доброжелательного эмоционального общения, он обладает; первый при этом следует правилам хорошего слушания (2 мин.);
  • Первый дает обратную связь (1 мин).

3.Упражнение «Житейская психология».

Цель: осознание и оценивание себя с точки зрения способности к компромиссу.

На доске написано 7 качеств:

  • доброта;
  • решительность;
  • смелость;
  • отзывчивость;
  • умение слушать;
  • сильный характер;
  • целеустремленность.

Ведущий предлагает каждому отметить, каких качеств ему не хватает в жизни для достижения успеха (3-4 качества). Все говорят по кругу, ведущий отмечает на доске сделанные выборы.

Далее предлагается подумать об окружающих и выбрать те качества, которых окружающим не хватает. Ведущий аналогично делает пометки на доске.

Затем подсчитываются суммарные выборы.

Ведущий. И вот каков результат наших выборов: то, что мы выбираем для других, мы часто не выбираем для себя. Ведущая потребность - самому быть сильным, а всем другим желаем пассивных качеств. Вот она - житейская психология.

Человек будет сильным, значимым только тогда, когда он будет позволять окружающим его людям быть сильными и значимыми. Тем самым будет возрастать и его авторитет.

В деловых отношениях нужно искать компромиссы, иногда позволяя другой стороне тоже быть сильной, уступать в чем-то для достижения общей цели.

4.Упражнение «Понимание».

 Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение.

Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет...

Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе.

Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора - мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его.

Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно?

Каждый  из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым...

Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что Вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Чтобы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее?

А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам.

Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы  откроете глаза.

Каждый  откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!

5.Упражнение «Рисунок».

Цель упражнения: вернуться в активное состояние;

потренировать эмпатию, «заразить» друг друга хорошим настроением.

Каждый, сидящий в кругу, получает лист бумаги и фломастер.

        Ведущий.

        . Начните рисовать на листе бумаги что-то такое,        что отражало бы ваше настроение сейчас;

        . передайте рисунок соседу слева;

        . посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма;

        . рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок;

        . передайте рисунок соседу слева.

        Рисунок, пройдя полный круг, возвращается к «хозяину». Учащимся предлагается посмотреть и осознать, поняли ли они его. Можно ли сказать, что этот рисунок несколько изменил настроение в лучшую сторону? Если да, то рисунок остается на память. Если нет, то он мнется и выбрасывается в корзину.

Этим упражнением учащиеся показали, насколько они могут подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера и зарядить его веселым, хорошим настроением.

Завершение занятия

6.Упражнение «Живая анкета».

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

        . Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?

. Что тебе понравилось?

. Что не понравилось?

. Какого цвета сейчас твое настроение?

                                     Занятие № 8 Какой я в межличностных отношениях.

Цели занятия:

Познакомиться с основными видами способностей к эмоциональному контакту, осознать степень выраженности этих способностей в себе и познакомиться с приемами тренинга этих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Формулирование темы, основных цепей занятия.

Основная задача при работе с данной темой формирование навыка анализа своего поведения, расширяющего возможности эмоционального контакта или препятствующего его развитию.

Психологическая разминка

Введение в атмосферу тренинга.

Приветствие

Ведущий приветствует всех, просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе. Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

Беседа

Ведущий. Эмоциональное общение - это всегда общение неформальное. Доброжелательное эмоциональное общение - это основа любого делового общения.

Какими, на ваш взгляд, способностями должен обладать человек, чтобы доброжелательное эмоциональное общение состоялось, было возможно? Как они проявляются?

Ответ.

Способность к доброжелательному настрою по  отношению к другим людям.

Внешнее проявление - улыбка, предупредительность, вежливость. Внутренне это проявляется в спокойном настрое, отсутствии напряженности и агрессивности, в переживании чувства симпатии  к человеку, с которым предстоит общение.

Способность выслушивать мнение партнера. Внешне это проявляется в спокойной речи, внимательном слушании и поддержании тех высказываний партнера, которые подходят вам. Внутреннее проявление - в подавлении желания перебить партнера, анализе речи партнера и поиске общего между собеседниками.

Способность идти на компромиссы.

Внешне это проявляется в благожелательной спокойной манере общения, ориентированной на поиск компромисса. Внутреннее проявление готовность поставить себя на место партнера.

Способность подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера.

Внешнее проявление - быстрая настройка своего состояния в соответствии с состоянием и переживанием партнера. Внутренне это проявляется в высокой эмоциональной чувствительности, в эмпатии.

Способность заразить партнера хорошим веселым настроением, чувством симпатии по отношению к вам.

Внешне - это активное, жизнерадостное поведение, попытка поднять окружающим настроение. Внутренне - это собственное хорошее настроение и желание улучшить настроение другим.

Речь идет здесь о том, что надо воспитывать в себе оптимистическое отношение к жизни.

Ролевой тренинг

1.Упражнение «Слушание»

Цель упражнения: вспомнить навыки хорошего слушания, осознать степень развития способностей, необходимых в ситуациях эмоционального общения.

Группы делятся на пары. Каждая пара будет разговаривать друг с другом вполголоса:

  •  первый говорящий расскажет второму о тех трудностях, какие у него возникают в ситуациях эмоционального общения, какие способности у него развиты недостаточно; второй при этом следует правилам хорошего слушания (2-3 мин.);
  •  слушающий дает обратную связь (1 мин.);
  • второй говорит о своих сильных сторонах, о том, какими способностями, нужными для доброжелательного эмоционального общения, он обладает; первый при этом следует правилам хорошего слушания (2-3 мин.);
  •  первый дает обратную связь (1 мин.).

В ходе выполнения данного упражнения необходимо вспомнить основные правила хорошего слушания:

  •  стараться концентрироваться на собеседнике;
  •  давать обратную связь;
  •  не давать оценок;
  •  не давать советов.

 2.Упражнение «Житейская психология»

        Цель упражнения: осознание и оценивание себя с точки зрения способности к компромиссу.

        На доске написано семь качеств:        .

  •  доброта
  •  решительность
  •  смелость
  •  отзывчивость
  •  умение слушать
  •  сильный характер
  •  целеустремленность

Ведущий предлагает каждому отметить, каких качеств ему не хватает в жизни для достижения успеха (3-4 качества). Все говорят по кругу, ведущий отмечает на доске сделанные выборы.

Далее предлагается подумать об окружающих и выбрать те качества, которых окружающим не хватает. Ведущий аналогично делает пометки на доске.

Затем подсчитываются суммарные выборы.

Ведущий. И вот каков результат наших выборов: то, что мы выбираем для других, мы часто не выбираем для себя. Ведущая потребность - самому быть сильным, а всем другим желаем пассивных качеств. Вот она - житейская психология.

Человек будет сильным, значимым только тогда, когда он будет позволять окружающим его людям быть сильными и значимыми. Тем самым будет возрастать и его авторитет.

В деловых отношениях нужно искать компромиссы, иногда позволяя другой стороне тоже быть сильной, уступать в чем-то для достижения общей цели.

3.Упражнение «Понимание».

 Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение.

Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет...

Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе.

Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора - мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его.

Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно?

Каждый  из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым...

Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что Вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Чтобы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее?

А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам.

Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы  откроете глаза.

Каждый  откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!

4.Упражнение «Рисунок» .

Цель упражнения: вернуться в активное состояние;

потренировать эмпатию, «заразить» друг друга хорошим настроением.

Каждый, сидящий в кругу, получает лист бумаги и фломастер.

        Ведущий.

  •  Начните рисовать на листе бумаги что-то такое,        что отражало бы ваше настроение сейчас;
  •  передайте рисунок соседу слева;
  • посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма;
  • рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок;
  • передайте рисунок соседу слева.

        Рисунок, пройдя полный круг, возвращается к «хозяину». Учащимся предлагается посмотреть и осознать, поняли ли они его. Можно ли сказать, что этот рисунок несколько изменил настроение в лучшую сторону? Если да, то рисунок остается на память. Если нет, то он мнется и выбрасывается в корзину.

Этим упражнением учащиеся показали, насколько они могут подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера и зарядить его веселым, хорошим настроением.

Завершение занятия

5.Упражнение «Живая анкета"

Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

  • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
  • Что тебе понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Какого цвета сейчас твое настроение?

Занятие №11: «До новых встреч!»

Цель: Обсуждения результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на продолжительную самостоятельную работу.

Разминка.  Введение в атмосферу тренинга.

1.Упражнение: « Цветные ладони».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, осознание относительности любой системы оценок. Сплочение коллектива.

Материал: Три «ладони» из цветного картона.  

Временные рамки: 5  мин.

Проведение: Участники хаотично передвигаются по комнате. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета в вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Варианты сигналов:

  • Красная ладонь – надо пожать руку.
  • Синяя ладонь – погладить по плечу партнера.
  • Желтая ладонь – поздороваться «спинами».

2.Упражнение: «Ужасно – прекрасный рисунок»

Цель: Получить позитивные эмоций от совместной деятельности.

Материал: Бумага, фломастеры, маркеры.             Временные рамки: 15 мин. 

Проведение: Участником раздается по листу бумаги и по 1 фломастеру. Подросткам предлагается нарисовать « прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд « ужасный рисунок» и передает следующему, следующий участник делает « прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается к хозяину. Упражнение обсуждается.

3.Упражнение: «Ладошка».

Цель: Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Материал: Бумага, фломастеры.      Временные рамки: 15 мин.

Проведение: Каждый отводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что–то, что нравиться в самом себе. Затем лист передается соседу, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони) что–то, что нравится в человеке, хозяину ладони. Так через весь круг хозяину листа возвращается в перевернутом виде.

4.Упражнение: « Контракт»

Цель: Установить правила своего поведения на ближайшее будущее.

Материал:  Бумага, фломастеры, ручки.    Временные рамки:15 мин.

Проведение: Ведущий предлагает детям осмыслить все пережитое на группе и составить контракт с собой о том, что хорошего они хотят сделать в ближайшую неделю, ближайший месяц, ближайший год. Подростки пишут контракты. В завершении каждый торжественно вручает контракт самому себе. 

Завершение: обмен впечатлениями

Используемая литература:

  1. Государственная Программа «Развитие воспитания детей в Российской федерации до 2010 года» Москва 2004г.
  2. Т.А. Шишковец «Справочник социального педагога» Москва 2005г.
  3. Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова «Методика и технология работы социального педагога» Москва 2005г.
  4. И.В. Дубровина «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» «Академия» 1995 г.
  5. А.Г. Ковалев «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература Москва 1968 г.
  6. Г.М. Потанин, М.А. Алемаскин «Методика предупреждения отклоняющего поведения несовершеннолетних» МГПИ им. Н.К.Крупской, 1987 г.
  7. «Психология формирования и развития личности», М: Наука 1981 г.
  8. Материал курсов повышения квалификации на тему «Коррекционная работа в школе», институт усовершенствования учителей г. Иркутск 2005 г.
  9. И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» Санкт-Петербург 2003 г.
  10. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М: Просвещение 1992 г.

А.А. Реан «Психология подростка» М: «Олма - пресс»